и в швейной промышленности.
В основном используются дешевые, некачественные ткани, что в целом
«убивает» изначальную идею модельера и отрицательно влияет на имидж
подделываемой марки. Такая участь постигла в частности Versace, D&G, Max
Mara и ряд других.
Одним из основных рынков сбыта китайской продукции является Россия.
Можно заключить, что в целом обилие и низкая стоимость китайской одежды,
отрицательно повлияла на вкусы отечественного потребителя, т.к. люди в
основном приобретали изделия наиболее похожие на дорогостоящие оригиналы.
При этом, не редко сочетая не сочетаемое.
Российские швейники, как и все наши производственники, в годы
централизованного управления экономикой работали по госзаказам. Их мало
беспокоили проблемы сбыта продукции и дальнейшая ее «товарная» судьба, а
значит и расширение номенклатуры, и повышение конкурентоспособности по
качеству и себестоимости. Потребность населения в модной одежде
удовлетворялась за счет импорта, а отечественная промышленность в основном
контролировала выпуск недорогой и непритязательной продукции, которой
считалась одежда для детей, а также для пенсионеров и другие группы
потребителей с низким платежеспособным спросом.
В результате проведения «шоковой терапии», ущербных, половинчатых
реформ, несбалансированной таможенной и кредитно-налоговой политики,
сужения экономического пространства, связанного с распадом Союза, объемы
швейного производства резко упали. В 1997 году, в России производство
костюмов в 4 раза меньше чем в 1990 году; пальто, плащей – в 14 раз меньше;
платьев - в 22 раза. В то же время, в 1997 г. впервые за несколько
предыдущих лет в подотрасли был зарегистрирован рост производства,
составивший по итогам года 3,5%. В течение 1998 года объемы выпуска
продукции наращивались: так по отношению к 1997 г. производство пальто и
костюмов возросло на 5,5%.
В первом полугодии 1999 года особо положительную динамику роста
показали производители блузок и верхних сорочек (на 17,7% больше чем в
аналогичном периоде 1998 года). Сказалось послекризисное снижение импорта –
освободившуюся рыночную нишу уверенно начали занимать отечественные
швейники.
За последнее время увеличилось число малых предприятий, которые сейчас
обеспечивают 11% общего объема производства. На многих больших предприятиях
начался процесс диверсификации. Работая по «давальческим» контрактам, самые
«продвинутые» наши швейники освоили западные технологии, довели уровень
качества до мировых стандартов и сумели накопить оборотных средств.
На десятой федеральной оптовой ярмарке товаров текстильной
промышленности 12 российских швейных предприятий получили дипломы комиссии
по тестированию образцов товаров и коллекций торгово-промышленной палаты РФ
«За высокие потребительские свойства». Инвестиции, сделанные на рубеже 90-х
годов в техническую модернизацию некоторых предприятий, стали фундаментом,
на котором выросли их нынешние успехи. При росте убыточности производства в
среднем по легкой промышленности, российские швейники, благодаря вкладу
лидеров отрасли, сумели выйти в целом на положительный уровень
рентабельности (3,7% - 1998 г.; 4,5% - 2000 г.). Вместе с тем, к сожалению,
не эти позитивные сдвиги пока что определяют «лицо» всей швейной
промышленности, которая пока не в состоянии обеспечить отечественный рынок
конкурентоспособной продукцией.
Анализ показывает, что в последнее время объем импорта сократился.
Основная доля импорта – дешевые изделия из Турции, стран Юго-Восточной Азии
(Китай, Лаос, Вьетнам) и стран ближнего зарубежья. Причем сильно дешевые
изделия массового спроса (платья, блузки, мужские брюки, сорочки) имеются в
большинстве магазинов (75-82%). Вместе с тем, многие торговые «точки»
предлагают покупателям исключительно импортную одежду. Это трудно объяснить
только ее высоким качеством – доли забракованных и сниженных в сортности
российских и импортных швейных изделий в общем объеме инспектированных
товаров примерно одинаковы. В частности, в 2000 г. их соотношение
составило соответственно 35,7 и 34,5%. Основная причина такого выбора в тех
же заниженных контрактных ценах на товары ввозимые из стран Юго-Восточной
Азии – это сказывается наша таможенная политика которая далека от здравого
практицизма. Такая слабая защищенность внутреннего рынка, помноженная на
несовершенство кредитно-налоговой политики, диктат энергетических и
железнодорожных монополистов, заниженную ликвидность акций и низкую
инвестиционную привлекательность, оставляют российскую швейную
промышленность уязвимой для экспансии импорта.
При этом около трети продукции российских швейников уходит на экспорт.
Главным образом, имеется в виду одежда, изготовленная из «давальческого»
сырья по контрактам с иностранными фирмами. Близкий к дистрофии «подкожный
слой» оборотных средств швейных предприятий, не позволяет им строить
полноценную продуктовую стратегию. Стоимость кредитов для российских
производителей достигает 42%, в то время как иностранные фирмы имеют
возможность кредитоваться под 5% годовых, и передовая ткани прикладные
материалы производителями по товарным схемам не упускать прибыли. Общий
объем экспорта швейных изделий в 2000 году упал. Благодаря этому, а также
росту производства ряда товаров ориентированных на внутренний рынок, объем
продаж отечественных швейных изделий по России в 2000 г. вырос на 6 – 8%,
через розничную цену 10 – 11 %.
Перспективы развития швейной промышленности связаны с решением
следующих проблем:
- серьезным техническим перевооружением благодаря инвестированию и
созданию центра развития лизинга в текстильной и легкой промышленности;
- освоением в производстве разработок лучших отечественных
модельеров;
- повышением гибкости производства, выпуском продукции мелкими
партиями, более частыми обновлениями ассортимента, улучшением качества.
В недалеком прошлом костюм утверждал положение человека в обществе,
его стоимость была отражением богатства человека. Модная одежда была дорога
– ее изготовляли на заказ портные – художники. Хороший туалет чаще был
отражением вкуса автора, нежели обладателя этого туалета.
В наше время отношение к костюму изменилось. Человек становится более
придирчивым и предъявляет к костюму новые требования – элегантность и
непринужденность пополам с комфортом. Но и сейчас модная одежда, сшитая на
заказ – дорога.
Законодатели моды – французы перекроили человечество. Теперь оно по их
французскому мнению делится на:
Хиппи, которым присущи – старые джинсы, цветы, блузы, сандалии, сабо,
натуральная кожа, распущенные волосы, натуризм;
Стиль баба, выряжающиеся в пончо, все английское и ирландское,
вельветовые брюки;
Люди – модерн, отличающиеся короткими стрижками, хорошими сигаретами,
одеждой от Готье (Jean-Paul Gaultier), символикой и музыкой Дэйвида Боуи
(David Bowie);
Яппи, - к ним относятся всякие финансисты, юристы, рекламщики,
молодые, богатые карьеристы и холостяки, носящие Ролекс (Rolex), Картье
(Cartier), Армани (Armani), любящие навязчивый шик, деньги, костюмы,
короткие стрижки для мужчины, каре для женщин, спортклубы;
Люди – мультикультуры, предпочитающие для повседневной носки
кроссовки, футболки, пайты, «этнодеко», любители мексиканской кухни;
Гранжисты – старые фирменные джинсы, пиво, кино;
Зиппи – приверженцы буддизма, медитации, пирсинга, стиля милитари;
Бобо – люди ненавязчивого шика, живущие в комфорте, предпочитающие
антиквариат, музеи, люкс; Йетти – совершенно новый подвид человека,
появившийся только в этом году – осваивающий новые технологии, информатику,
компьютеры, носящий костюмы Дольче и Габбана (Dolce & Gabbana), блузоны от
Прада (Prada), кроссовки без пяток, увлекающийся спортом, свежим воздухом,
всевозможным катанием на роликах, самокатах.
Стиль жизни, по мнению французов, делит человечество на такие четкие
группы и виды, что говорить о каких – то смешениях не приходится. Хотя бы
потому, что этой самый стиль разбивает людей на кланы: люди одного клана,
вида, класса, группы, касты не общаются с другими.
Говоря о роли модельера в обществе, имеет смысл рассмотреть и само
общество. Ведь творения художника, в некоторой степени, зависит от
общественной жизни и духовного уровня людей.
Сейчас для эстетического воспитания личности имеются различные
средства, но важнейшим из них остается искусство. Оно развивает понимание
эстетических ценностей и является существенным фактором эстетического
вкуса.
Решая свой костюм, с одной стороны, человек проявляет свой личный
вкус, с другой – ориентируется на коллекцию или образы, которые он видел на
показе, в кино, журнале.
Чтобы развить в себе эстетический вкус, человек прежде всего должен
быть способным замечать, чувствовать, воспринимать красоту. Вкус должен
быть развитым, но вместе с тем у каждого культурного человека он должен
быть наделен индивидуальными качествами.
Поэтому на показах моделей, при просмотре журналов, надо уметь изучать
моду, понять ее образ, а не искать для себя готовый рецепт. Но все же,
прежде всего вкусом должен обладать сам модельер, т.к. именно закладывает
характер дальнейшего восприятия и является законодателем эстетического
вкуса. Непогрешимая вера многих в имя дизайнера сотворяет с этого имени
себе кумира.
Модельер – создает, а общество выбирает. Однако чтобы мода вошла в
массы, необходимо ее опробовать. И чаще всего это делает молодежь. Они
охотно принимают все новое, и сегодня их эстетический вкус зависит от того
кто и как им это преподает.
Сейчас молодежь делает только то, что «модно», что демонстрирует
реклама. Имя модельера в одежде им важнее, чем сама одежда. Они смотрят не
на стиль и качество, а на «лейбл». Это происходит благодаря тому, что
молодежью легче управлять, они легче поддаются психологическому
воздействию, им нужно только указать на что-то и это что-то уже модно. Но
этим они и стремятся выделиться, быть непохожими на других. Их порой
высмеивают и осуждают, а затем постепенно привыкают и принимают их моду.
Ведь человек очень склонен к подражанию, но вместе с тем с помощью именно
этой моды он стремится отличиться от других.
Сегодня на русскую культуру большое влияние оказывают все зарубежные
страны. И опять же, ярче всего это проявляется в молодежи. Люди пытаются
выглядеть и одеваться как голливудские звезды.
Характер человека проявляется, прежде всего, в том, что он делает, его
стиль выражается, прежде всего, тем, во что он одет. Наша одежда – это,
прежде всего – застывший на целый день жест.
Считалось, что после двадцати пяти лет всякий мужчина должен
отказаться от легкомысленной погони за новинками моды, дерзких и
бескомпромиссных чудачеств и прочей романтической чепухи свойственной
молодому возрасту. В его жизни обязан установится четкий распорядок, в
соответствии с которым следует проживать каждый день, должен сложится набор
привычек и привязанностей, которых надо придерживаться. Характер привычек
может быть самым разным. Можно быть угодно чудаком и оригиналом, однако при
этом пользоваться успехом в обществе, преуспевать в делах. «Костюм, шляпа,
пальто, хорошая работа – вот что украшает мужчину» - Фрэнк Синатра. На
такого мужчину рассчитана данная коллекция. На молодого человека имеющего
эстетический вкус и прогрессивные взгляды, на энергичного и имеющего силу
духа быть первооткрывателем. Он не гонится за именем, ему не важно мнение
окружающих. Этот человек уверен в себе, он носит то, что ему нравится. Не
гоняясь за непостоянной модой, он сам несет ее в массы.
Данная коллекция имеет не только социальное, но и экономическое
превосходство. С экономической точки, коллекция доступна людям со средним
заработком, ценящих качество. Людям не настолько богатым, чтобы покупать
дешевые вещи.
Подводя итог, можно сделать вывод, что наиболее важной чертой моды
является ее сменяемость. С появлением новой моды одежда значительно теряет
свою эстетическую ценность, а вместе тем и денежную стоимость.
[pic]
Научно-исследовательский раздел
Сфера действия моды поистине безгранична и распространяется на самые
различные области социальной жизни, культуры и поведения человека. Как же
происходят развитие, функционирование и смена модных стандартов и объектов?
Прежде всего, следует отметить, и это применительно к одежде справедливо
подчеркивают в своем исследовании А. Крёбер и Д. Ричардсон, что
многообразные изменения и пертурбации в сфере модных стандартов и объектов
не выходят за рамки присущих данной культуре или цивилизации основных
образцов, которые можно рассматривать как достаточно стабильные.
Многочисленные «моды» чаще всего представляют собой лишь вариации этих
основных образцов. Разумеется, основные культурные образцы,
сосредоточивающие в себе некоторые обобщенные характеристики культуры в той
или иной области, также подвержены изменениям, но подлинно революционные
преобразования в основных образцах — явление относительно редкое.
В качестве основных культурных образцов выступают определенные
традиции, обычаи, стили, социальные и культурные нормы, ценности и т.д.
Например, несмотря на все многообразие и частые смены «мод», европейский
костюм на протяжении длительного времени обнаруживает единство стилевых
признаков, отличающих его от костюмов других культурных регионов. Вопреки
многочисленным, разнообразным и очевидным модификациям автомобиля его
базовые стилевые характеристики очень редко подвергаются коренному
пересмотру. Но если даже столь очевидно изменчивые изделия, как одежда и
автомобиль, обнаруживают стабильность основных своих характеристик, то в
еще большей мере это относится к великому множеству других предметов быта.
Таким образом, основные культурные образцы в сфере стандартов и
объектов характеризуют еще один (наряду с атрибутивными ценностями) элемент
постоянства в моде. Тем не менее, модные стандарты и объекты воспринимаются
как находящиеся в непрерывном движении, изменении, и это отнюдь не
оптический обман. Важно выявить реальный смысл и описать регулятивные
механизмы смены «мод» в общей системе модной регуляции.
Модное изменение, т.е. изменение в области модных стандартов и
объектов, имеет два измерения: инновационное и циклическое. Обратимся
вначале к рассмотрению первого из них.
Процесс модной инновации состоит в том, что на смену одним стандартам и
объектам («старомодным», «вышедшим из моды») приходят другие («новомодные»,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|