Меню
Поиск



рефераты скачатьОбраз Мадонны в мировом искусстве

Образ Мадонны в мировом искусстве

Министерство образования Республики Беларусь

Фрунзенский районный отдел образования

Средняя школа № 176

Экзаменационный реферат по Мировой художественной культуре

Тема: «Образ Мадонны в мировом искусстве».

Выполнила ученица 11 «Б» класса

Гракун Анастасия

Учитель: Курышев В.А.

МИНСК, 2002

Содержание

Стр.

I. Введение ………………………………………………….. 2

II. Основная часть. …………………………………………... 3

1. Образ женщины в искусстве Возрождения………….. 3

а) Леонардо да Винчи. …………………………...… 3

б) Рафаэль. ………………………………………….. 7

2. Образ Мадонны в немецкой и нидерландской

живописи Возрождения……………………………………… 12

а) Лукас Кранах Старший. .……………..……….… 12

б) Антонис ван Дейк. …………………………..… . 13

в) Робер Кампен ……………………………………. 13

г) Рогир ван дер Вейден. ……………………………14

3. Образ Мадонны в современной живописи. ……………17

а) Творчество Алексея Кузьмича. ……………….… 17

б) Михаил Савицкий …………………………….…. 22

III. Заключение …. …………………………………………. 24

IV. Приложение …………………………………………….25-39

V. Список иллюстраций ……………………………………40

VI. Список используемой литературы... …………………... 41

Введение.

“...Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый

Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же

Деве: Мария.”,- именно так в 1 главе Евангелия от Луки говорится о

Богоматери. Ее имя всегда неразрывно связывается с чистотой, праведностью и

кротостью. А образ Марии- Мадонны- это образ Матери- доброй, всепонимающей

и всепрощающей. К ней во все времена обращали свои молитвы верующие,

надеясь на помощь и сострадание. Именно поэтому сохранилось множество

изображений Мадонны на иконах, картинах и фресках. Каждый живописец

вкладывал в ее образ что-то свое, сообразно своим мыслям и чувствам. И,

конечно, огромное значение имела эпоха, в которую творили мастера.

II. Основная часть

1. «Образ женщины в искусстве Возрождения».

Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи родился в 1452 г. в селении Анкиано, около городка Винчи,

у подножия Альбанских гор, на полпути между Флоренцией и Пизой.

Величественен пейзаж в тех местах, где протекало его детство: темные уступы

гор, буйная зелень виноградников и туманные дали. Далеко за горами - море,

которого не видно из Анкиано. Затерянное местечко. Но рядом и просторы, и

высь.

Леонардо был внебрачным сыном нотариуса Пьеро да Винчи, который сам был

внуком и правнуком нотариусов. Отец, по-видимому, позаботился о его

воспитании.

Исключительная одаренность будущего великого мастера проявилась очень рано.

По словам Вазари, он уже в детстве настолько преуспел в арифметике, что

своими вопросами ставил в затруднительное положение преподавателей.

Одновременно Леонардо занимался музыкой, прекрасно играл на лире и

“божественно пел импровизации”. Однако рисование и лепка больше всего

волновали его воображение. Отец отнес его рисунки своему давнишнему другу

Андреа Верроккьо. Тот изумился и сказал, что юный Леонардо должен всецело

посвятить себя живописи. В 1466 г. Леонардо поступил в качестве ученика во

флорентийскую мастерскую Верроккьо.

Уже в ранних работах Леонардо обнаруживаются черты, каких не было в

искусстве кватроченто. Вот маленькая картина - “Мадонна Бенуа”, но как

много она в себе несет! Мария с младенцем-Иисусом на руках до Леонардо

изображались многократно, и тема прошла долгий путь гуманизации: Мария у

художников XV в. уже не восседает на троне, с ее головы исчезает корона,

нимбы лишь угадываются - богоматерь и богочеловек утратили большую часть

божественности, превратились в человеческую мать с ребенком. Однако почти

всегда сохранялась репрезентативность: Мария показывает божьего сына людям,

да и сама позирует перед ними. Таковы “Мадонны” и у крупнейших художников

кватроченто, таких как Андреа Мантенья, Пьетро Перуджино, Джованни Беллини.

Совсем не то у Леонардо. Ни мать, ни младенец не развернуты к зрителю, на

него они не смотрят. Они заняты своим делом: перед нами живая сцена игры

юной матери, простой девушки, почти девочки, с ее первенцем. Игра полностью

захватила обоих. Мать весело улыбается, даже смеется, восхищаясь своим

малышом; в первой радости этой игры раскрывается ее бесхитростная душа, ее

внутренняя свобода, ее юная материнская любовь. Священный смысл фактически

полностью устранен.

Никогда еще художник до такой степени не сосредоточивал внимания на самой

трудной для изображения стороне натуры - на внутренней жизни человека, на

его душевных движениях. И это - одно из важнейших новшеств, какие принесло

в ренессансное искусство Высокое Возрождение. “Задача художника, - писал

Леонардо, - изобразить то, что граничит почти с недостижимым: показать

внутренний, духовный мир человека”. Вот важнейшее программное требование к

качественно новому состоянию гуманистического искусства, одна из

определяющих черт Высокого Возрождения.

«Дама с горностаем» (рис. 1)

Портрет «Дама с горностаем», который Леонардо рисовал с любовницы Лодовика

Цецими Галлерани, был написан, очевидно, в 1484 году. «Дама с горностаем»

превосходно отражает те качества, которыми эта женщина, по свидетельствам

современников, обладала: выражение её интеллигентного лица проницательное и

сосредоточенное, пальцы у неё длинные и чувствительные – такие бывают у

музыкантов. Задний фон переписан, возможно, не слишком опытным миланским

художником Аиброджо да Предисан, с которым Леонардо сотрудничал; в

результате лицо резко контрастирует с чёрным фоном без всякого сфумато или

светотени Леонардо. Однако моделировка лица и особенно горностая выдают

авторство: сложный поворот головы дамы, змеевидная поза зверька могли быть

изображены только Леонардо. Величина горностая и близость его острой ,

недоброй мордочки к шее дамы вызывают чувство тревоги. Возможно, Леонардо

проводит параллель между характерами дамы и жевотного – лицо дамы и

мордочки горностая и их одинокие холодные глаза обращены в одну сторону. Не

вызывает сомнений, почему он изобразил именно это животное на картине. В

одной старинной книге горностай описан как невероятно чистоплотное

животное. Сфорца сделал горностая своим символом.

«Дама с горностаем»- это бессмертная семнадцатилетняя Чечилия

Галлерани. Дочь xv века. Лукавая чаровница. Фаворитка миланского дворца.

Нежная и мудрая, стыдливая и фривольная, предстает она перед нами. Простая

и сложная. Таинственно-привлекательная, с лицом почти статичным, она все же

обладает магнетизмом необычайного, скрытого движения. Но что придает облику

молодой дамы эту колдовскую живость? Улыбка. Она еле тронула уголки

целомудренных губ. Притаилась в чуть-чуть припухлых девичьих ямочках у рта

и, подобно зарнице, ответно блеснула в темных, расширенных зрачках, при

крытых округлыми лукообразными веками.

Вглядитесь пристальней в тонкие, одухотворенные черты «Дамы с

горностаем», в её осанку, полную достоинства, в её строгую, но изящную

одежду и перед вами мгновенно предстанет Ренессанс с его великолепными

творениями гениальных мастеров искусств.

Чечилия Галлерани. Она, как маленькая планета, отразила сияние

жестокого, уродливого и прекрасного, неповторимого xv века.

«Мадонна Литта» (рис. 2)

Немного раньше этой работы Леонардо начал писать ещё одну картину –

“Мадонну Литта” (1478-1784гг).

Картина, написанная составом красок, близким к традиционной темпере, и

сейчас, несмотря на неудачные реставрации, производит сильное впечатление.

На фоне стены, прорезанной двумя окнами, сидит молодая женщина, держащая на

коленях младенца, которого она кормит грудью. Лицо её, несколько

смугловатое, пленяющее своей удивительной, тонкой красотой, моделировано с

той лёгкой, почти неуловимой светотенью, поклонником и знатоком которой

был Леонардо. На губах матери играет несколько таинственная полуусмешка,

которая делается с этого времени обязательной для большинства образов

художника, постепенно становясь всё более подчёркнутой и горькой.

Это необыкновенно лирический, волнующий материнский образ. Идеальная

красота! Между тем, вооружившись лупой, вы обнаружите, что у прекрасной

мадонны… обгрызенные ногти (обгрызенные или обломанные ногти встречаются и

у некоторых других итальянских мадонн той же эпохи, когда маникюр был,

вероятно, распространен лишь в аристократическом кругу).

Почему же художник передал такую подробность, несколько неожиданную, в

созданном им образе? Очевидно, такие ногти были у натурщицы, позировавшей

ему для мадонны. А то, что он их воспроизвел, подтверждает некий закон,

при котором даже в самом вольном своем творчестве художник какими-то нитями

всегда остается связан с объективной реальностью.

“Джоконда” (рис. 3)

Леонардо да Винчи считал, что “хороший живописец должен писать две главные

вещи: человека и представления его души”. В Джоконде создал неповторимый

по сложности, тонкости психологический портрет Человека.

Вот уже без малого пятьвеков как миллионы людей любуются этим

шедевром мирового искусства.

Живая… Это подтверждается фантастическим контрастом между сияющим

ликом Джоконды, стерео- скопически объемным, ярким и призрачным

отражениями фигур зрителей, проходящих в очереди.

Джоконда - эта добродетельная, в скромной одежде дама - скрывает за

улыбчивой маской душу трепетную, глубокую, ум острый, все постигающий.

Невозможно описать словами состояние, которое придал Моне Лизе

Леонардо: настолько неуловимы, зашифрованы трепетные движения её души. Мы

не знаем, что будет через миг с Моной Лизой - рассмеется она или заплачет,

разгневается или будет продолжать улыбаться.

Джоконда предельно простая, почти вдовьей одежде. Такая доступная и

непостижимая в этой своей открытости.

Портрет прекрасной флорентийской в значительной степени воплощает

нравственный и эстетический идеал эпохи Возрождения. В облике этой женщины

предстает перед нами одухотворенное ’’лицо’’ эпохи, озаренное чувством

собственного достоинства, богатством интеллекта, глубиной душевных

переживаний.

Лицо Моны Лизы отражает богатство оттенков её духовной жизни. Улыбка слегка

трогает губы женщины, но особенность этой улыбки в том, что она показана

не как факт, а как процесс: еле заметные движения, приподнимающее уголки

губ, меняющее мимику лица. Одухотворенному образу, созданному Леонардо,

удивительно соответствует необыкновенно поэтичный пейзаж, рассмотренный

сверху, теряющийся в голубой дали. Женщина, изображенная на портрете,

является частью этой природы, что в полной мере соответствовало взглядом

эпохи Возрождения: ''Человек - часть природы''.

Множество научных трудов посвящено этому портрету, и все же

история его до конца не разгадана. Прежде всего остается загадкой, кто

позировал художнику: была ли это молодая жена богатого флорентийского купца

дель Джокондо или флорентийка, жившая по соседству с Леонардо да Винчи, имя

которой осталось неизвестно. Возможно, образ, который мы видим на портрете,

- собирательный, идеальный образ молодой женщины той эпохи. Бесспорно лишь

одно – для нас она навсегда останется «Джокондой», такое имя носит портрет

уже не один век.

Что бы ни говорили о “Джоконде”, несомненно, что перед нами женщина

исключительная, женщина прекрасная. Нет, - не миловидностью или броской

красивостью (изображение таких лиц Леонардо предпочитал избегать, а если уж

приходилось, большую часть работы передавал ученикам). И юной ее не

назовешь. Но как она хороша, как внутренне содержательна! Сколько

достоинства в гордой посадке головы, каким высоким самосознанием веет от

этого лица, сколько чарующей прелести в высоком, светлом лбе, в глубоких

глазах, полных разума и понимания, сколько внутренней свободы во взгляде!

Удивительная цельность образа, замыкаемого кольцом прекрасных рук, создает

ощущение высшего совершенства. Во всем предшествующем искусстве Ренессанса

не найти столь же проникновенного воплощения гуманистического идеала

человека - прекрасного, возвышенного, духовно богатого.

Магнетическая привлекательность “Джоконды” - доказательство ее глубины и,

очевидно, ее верности жизни. Значит, тайна этого портрета - не надуманная,

а какая-то жизненная, нужная людям - историческая и человеческая.

Бесспорно, в “Джоконде” - высочайшее воплощение ренессансного идеала

умного, гордого, совершенного человека. Но не только. Ее странная улыбка,

одновременно и пленительная и горькая, говорит еще и о каком-то ином

замысле художника, да - и об особом психологическом состоянии натуры.

Рафаэль.

Сын художника, поэта-гуманиста, о котором мы знаем немного, Рафаэль Санти

рано достиг высших почестей. Римский папа хотел увенчать его небывалой для

живописца наградой, и лишь преждевременная смерть помешала Рафаэлю стать

кардиналом.

Первую по времени характеристику Рафаэля мы находим в письме сестры герцога

Урбинского, которая называет художника — ему тогда был двадцать один год

(1504)—“скромным и милым юношей”. Описание же его личности по Вазари я

приведу почти полностью, так оно близко к тому, что просвещенный вельможа,

воин и прелат Кастильоне говорил в своей книге о совершенном человеке.

Рафаэль был учеником Перуджино, славного умбрийского мастера, выразившего

наиболее полно тот сладостный и лирический идеал красоты, которым озарена

умбрийская школа живописи. Таким кажется нам и сейчас мягкий пейзаж Умбрии,

таким, вероятно, были и грезы Перуджино. Грезы, но не окружавшая его

действительность. Ибо, как мы видели, идеалы этой эпохи выражались лучшими

ее представителями в искусстве и в философии, но далеко не всегда

претворялись в жизнь — так что своими талантами они как бы старались

поправить действительность. Когда Перуджино создавал свои хрупкие, ласковые

и несколько наивные образы, радуясь той певучести, которую он умел

придавать всему ритму своих композиций, в самой умбрийской столице шла

беспощадная борьба между феодалами, и, по свидетельству современника, кровь

там лилась рекой: “ее пили собаки и ручной медведь, бродивший по улицам”.

Юный Рафаэль был похож на своего учителя. Однако даже в самых ранних его

произведениях нам явственны зачатки какого-то нового идеала.

В лондонской Национальной галерее висит его очаровательная картина “Сон

рыцаря”, написанная в 1500 году, то есть когда Рафаэлю было всего

семнадцать лет. Рыцарь — мечтательный юноша, заснувший перед прекрасным

пейзажем. Он исполнен грации, может быть, еще недостаточно мужественной, но

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.