России. Важнейшие постановки «Смерть Иоанна Грозного»  и  «Дон  Кихот»  были 
разрешены Чехову с условием, что он сам  не  будет  играть  главную  роль  в 
трагедии А. К. Толстого, а  «Дон  Кихот»  должен  был  быть  поставлен  так, 
«чтобы тем уже и забить в кол в гроб идеализму окончательно»,— писал  Чехов. 
Трагедия была поставлена, а «Дон Кихот» не был разрешен  цензурой.  Обе  эти 
постановки потребовали своего воплощения в дальнейшей работе  Чехова.  В  то 
время  внутри  театра  возникли  конфликты;  усилилась   деятельность   ГПУ. 
Конфликт в МХАТ-2  возник  из-за  несогласия  группы  актеров  (во  главе  с 
режиссером А. Диким) с той линией, которую проводил Чехов.  В  1926  г.  эта 
группа начала борьбу за влияние,  за  лидерство.  Чехов  объяснял  ситуацию, 
приведшую к своему уходу из театра, так: «Их  соблазняла  не  только  личная 
выгода  в  этой  беспроигрышной  борьбе  (где  они  становились  под  защиту 
партийной идеологии), но и мысль, что, избавив театр от моего  влияния,  они 
тем самым предотвратят и все опасности  и  невзгоды,  могущие  обрушится  на 
него». В этой борьбе на стороне Чехова участвовал нарком А. В.  Луначарский, 
всегда доверявший артисту. 
    Весной 1927 г.  оказалось,  что  конфликт  в  МХАТ-2  все  еще  не  был 
разрешен, и Чехов попросил освободить его от обязанностей директора  театра. 
Луначарский  не  принял  отставки  Чехова.  В  январе   1928   г.   отмечали 
пятнадцатилетний юбилей МХАТ-2. В феврале во время спектакля  «Эрик  XIV»  у 
Чехова  случился  сердечный  приступ.  В  марте  1928  г.   после   собрания 
коллектива возник новый конфликт. Чехов подал заявление об уходе из  театра. 
По поводу заявления Чехова  73  актера  написали,  что  они  считали  Чехова 
единственным руководителем МХАТ-2. В прессе началась травля,  против  Чехова 
как «итальянского фашиста» (он дважды  ездил  в  Италию  на  летний  отдых). 
После этого Чехов еще продолжал свою работу, играл на сцене,  спешно  ставил 
актуальную для того времени  пьесу  и  обсуждал  новый  вариант  пьесы  «Дон 
Кихот». В мае он попросил разрешение на выезд за  границу  с  женой  Ксенией 
Карловной на два месяца для лечения. Последний раз он  выступал  на  русской 
сцене в Москве 20 мая 1928 г. (в роли Муромского) и  в  Ленинграде  25  июня 
1928 г. (в роли Калеба). В начале июля  Чехов  с  женой  уехал  в  Германию. 
Чехов писал в книге «Жизни и встречи», что не был уверен, что  останется  за 
границей насовсем. 
    Основные причины отъезда Чехова  были  связаны  с  его  театральными  и 
религиозными убеждениями: после начатой против него травли он  был  вынужден 
уйти  из  МХАТ-2,  в  просьбе  о  предоставлении  ему  театра  классического 
репертуара ему отказали; как член антропософского общества он находился  под 
угрозой ареста. 
    Проследим события второй половины 1928 г., приведшие к разрыву (пока не 
окончательному) с Россией. Летом 1928 г. и Мейерхольд и Чехов находились  на 
отдыхе за границей. По  этому  поводу  в  прессе  развернулась  ожесточенная 
кампания. Их обвиняли в дезертирстве, отступничестве  и  т.  д.  (Мейерхольд 
возвратился на родину в декабре 1928 г.). В  августе  Чехов  обдумывал  свое 
будущее, что нашло отражение в целом ряде писем  из  Берлина  в  Москву.  Он 
остался в Берлине на год с тем, чтобы  изучить  актерскую  технику,  которая 
давно его интересовала - так актер мотивировал свою просьбу  об  отпуске  А. 
И.  Свидерскому  в  сентябре  1928  г.  Чехов  обратился  с  ходатайством  о 
предоставлении  ему  годичного  отпуска  в   Главискусство   и   к   А.   В. 
Луначарскому. В первом письме к режиссеру и актеру МХАТ-2  И.  А.  Берсеневу 
он сообщал: «Я остаюсь за границей на год минимум. Из МХАТ-2 — ухожу. Я  уже 
написал об этом в Москву длинное и всестороннее письмо.  Я  пишу,  что  могу 
работать на театральном поприще только в том единственном случае,  если  мне 
будет дан  свой  собственный  театр  для  классических  постановок».  Письмо 
Чехова к коллективу МХАТ-2 было опубликовано в «Известиях» (8 сентября  1928 
г.). В нем он писал  о  том,  что  воля  большинства  членов  коллектива  не 
соответствует его, как руководителя театра, идеалу и  художественным  целям. 
21 сентября в «Известиях» было опубликовано письмо Чехова в редакцию. В  нем 
Чехов объяснял «советской общественности» причины своего ухода из  театра  и 
пребывания за границей. Чехов также предъявлял  требования  о  том,  что  по 
возвращении  в  Москву  он  должен  быть  «совершенно  свободным   в   своих 
исканиях».  Его  планы  были  следующими:  «Я   предполагаю   создать   свой 
собственный  театр,  в  котором  пойдут  исключительно  классические   вещи, 
переработанные при помощи новой актерской техники». 
    Через год стало ясно, что возвращение невозможно. Начался «год великого 
перелома»,  по  словам  И.  Сталина,  а  за  ним  годы   первой   пятилетки, 
генеральная чистка, время  процессов  и  коллективизации.  Личной  трагедией 
Чехова стало то, что вскоре были репрессированы антропософы, в том  числе  и 
режиссер МХАТ-2 В. Н.Татаринов и другие его друзья.  В  Берлине  в  1930  г. 
Чехов понял, что становится «немецким актером». Он еще долго  не  порывал  с 
Союзом: советским подданным он оставался до 1946 г. 
     Чехов уехал из России замученный театральными интригами и  политической 
травлей; он увозил с собой огромный  опыт  театральной  работы  и  мечту  о 
работе над новой актерской техникой, мечту о самосовершенствовании и театре 
классического репертуара. 
    Зарубежный период. 
    Германия. 
    После переезда  в  Европу  Чехов  хотел  за  рубежом  осуществить  свои 
творческие планы, связанные с идеей устройства нового театра.  Он  собирался 
заниматься  педагогической  работой  («нужна  студия»),   режиссурой   («Дон 
Кихот»)  и  новым  театральным  делом  (театр   классического   репертуара). 
Знакомство берлинцев с Чеховым - актером произошло еще  во  время  гастролей 
Первой студии в 1922 г. Михаил и Ксения Чеховы приехали в  Германию  в  июле 
1928 г. на летний отпуск. К моменту, когда артист  получил  отпуск,  он  уже 
вступил в контакт с Максом Рейнхардтом, известным  режиссером  и  директором 
Немецкого театра в Берлине. 
    Сразу появилось несколько предложений насчет работы: в кино, в  театре, 
в  студии.  Чехов  вспоминает,  что  Рейнхардту  сообщили  о  его   приезде. 
«Рейнхардт „радовался моему приезду" и приглашал  в  Зальцбург  погостить  и 
переговорить о предстоящей работе». 
    О немецком театре в конце 1920-х гг. писали, что  театральная  жизнь  в 
столице и за ее пределами била ключом. С поразительной быстротой  в  Берлине 
открывались театры легкого жанра - фарса,  комедии,  оперетты,  мюзик-холла, 
«обозрений», бесчисленное количество варьете и мелких кабаре. К 1927 году  в 
столице  на  пятьдесят  один   театр   (всего   десять   из   которых   были 
драматическими) приходилось девяносто семь  варьете.  С  экспрессионизмом  в 
основном было покончено. Большой  дом  для  представлений  был  превращен  в 
шикарный мюзик-холл. Уступал позиции и театр  Макса  Рейнхардта.  На  вопрос 
Чехова, почему Рейнхардт не ставит больше классических вещей,  тот  ответил, 
что  “не  время;  публика  не  хочет  этого  сейчас.  Но  театр  еще  увидит 
классиков” 
    В театрах Рейнхардта Чехов сыграл три роли: в переводной пьесе Уоттерса 
и Хопкинса «Артисты», в пьесе О. Дымова «Юзик» и в  новой  пьесе  Фрица  фон 
Унру «Фея». Роли не могли удовлетворить  Чехова  ни  по  содержанию,  ни  по 
творческим возможностям. «Артистов» Уоттерса и Хопкинса  Рейнхардт  поставил 
в Немецком театре весной 1928 г. Эта пьеса, привезенная режиссером  из  США, 
была ответом духу времени и требованию массовых увлечений. 
    Чехов пишет, что вся система репетиций у  Рейнхардта  коренным  образом 
отличалась  от  привычной  в  МХТ.  Когда  приехал  Рейнхардт   и   начались 
«настоящие репетиции», до премьеры в  Венском  театре  оставалось  несколько 
дней. Репетиции проходили по  ночам  на  квартире.  По  его  убеждению,  эти 
репетиции вызывали под утро нервное возбуждение, которого  он  добивался,  и 
именно оно делало репетицию «отличной». Его не  интересовал  анализ  текста: 
«Актеры на репетициях скороговоркой болтали надоевшие им роли, и я с  трудом 
улавливал реплики».  На  генеральной  репетиции  попробовали  в  первый  раз 
костюмы, гримы, свет и полные декорации. В общей  сутолоке  появились  новые 
исполнители — настоящие клоуны и артисты  кабаре.  «Рейнхардт  пригласил  их 
для того, чтобы создать атмосферу  цирка  и  позабавить  публику»,  -  писал 
Чехов в мемуарах. Первый и единственный раз он с ностальгией добавлял  такие 
строки: «С тоской и  нежностью  вспомнил  я  далекий,  любимый  МХАТ  с  его 
атмосферой. Станиславского, на цыпочках ходящего  за  кулисами,  Немировича- 
Данченко, всегда строгого, но такого доброго и ласкового в  дни  генеральных 
репетиций, трепет и волнение актеров и  особую,  незабываемую  тишину  этого 
единственного в мире театра». На этой бестолковой нервной репетиции на  игру 
никто не  обращал  внимания:  «Свет,  декорации,  костюмы,  вставные  номера 
клоунов и акробатов заняли все время». 
    После венской премьеры в ноябре 1928  г.  сообщали  об  успехе  Михаила 
Чехова;  в  нем  видели  будущего  актера  немецкого  театра.   В   Вене   в 
торжественной обстановке, при необычайном стечении публики  прошла  премьера 
«Артистов». Рецензенты отмечали, что, хотя Чехову пришлось бороться с  чужим 
для него языком, он показал совершенно исключительную игру и  вызвал  бурные 
восторги публики. В Вене Гуго фон Гофмансталь поздравил Чехова  телеграммой: 
«Вы - прекрасный немецкий актер и обещаете очень многое,  поздравляю  Вас  и 
нас». 
    Общение Рейнхардта и Чехова длилось недолго, но было  интенсивным,  они 
сотрудничали только в двух постановках. Работу Рейнхардта Чехов  наблюдал  в 
течение двух  лет  Манера  работы  Рейнхардта  была  чужда  Чехову.  “Готовя 
постановку, он продумывал ее в одиночестве у себя в кабинете.  Он  записывал 
мизансцены, общий  план  постановки  и  детали  игры,  создавая  „Regiebuch" 
[режиссерский   экземпляр]».   По    этим    указаниям    ассистенты    вели 
подготовительную работу на сцене с актерами, и Рейнхардт  являлся  только  к 
концу  репетиций.  Такой  способ  репетиций  был  полной  противоположностью 
принятому в МХТ. Но присутствие Рейнхардта изменяло  все:  «общая  атмосфера 
репетиции поднималась». О манере Рейнхардта управлять репетициями,  молча  и 
внутренне играя за актеров Чехов писал так:  «Он  говорил  мало,  но  актеры 
сами вычитывали в его выразительном (и всегда чуть смеющемся)  взгляде  либо 
похвалу, л ибо осуждение себе. Наблюдая за ним,  я  заметил:  он  не  только 
смотрел на актеров и слушал их.  Он  непрестанно  играл  и  говорил  за  них 
внутренне. Актеры чувствовали это и старались угадать, что  хочет  профессор 
от них. Это возбуждало их актерское честолюбие, их  чувство  соревнования  и 
желание достигнуть того, что  могло  бы  удовлетворить  их  Профессора.  Они 
делали внутреннее усилие, и роли их быстро  росли.  Так  молча  режиссировал 
Рейнхардт одним  своим  присутствием,  одним  взглядом  и  достигал  больших 
результатов». Вероятно, Чехов усвоил что-то из такой манеры  репетировать  в 
своих последующих постановках. 
    Рейнхардт был для  Чехова  и  артистом-мастером  выразительного  слова, 
интуитивно угадавшим то, что Чехов нашел на уровне теории у Штейнера  и  над 
чем он сам работал долгие годы. Вот  что  Чехов  писал  в  то  время,  когда 
создавалась его книга о технике актера:  «Поражала  меня  в  Рейнхардте  его 
способность произносить для актера слова его роли так, что, казалось:  укажи 
он пути к развитию этого искусства выразительного слова - и  начнется  новая 
эра в театре. Но он не указы вал этих путей.  Больше  того:  он  просмотрел, 
что пути к новому, выразительному слову уже указаны. Его же родной язык  был 
первым,  на  котором  Рудольф   Штейнер   продемонстрировал   новые   методы 
художественной речи». 
    Неудовлетворенность Чехова своей работой в немецком театре  навела  его 
на мысль оставить театр и посвятить себя изучению “духовной  науки”.  Весной 
1929  г.  Чехов  даже  хотел  стать  священником  в  «Христианской  общине», 
организации протестантских священников, близко  связанных  антропософией.  2 
марта он писал своим немецким друзьям - антропософам Бауэру  и  Моргенштерн, 
что хочет «отдать театральные силы на  службу  священника».  От  этой  мысли 
Чехов отказался  по  многим  причинах  появились  новые  театральные  планы, 
друзья-антропософы отсоветовали, против была Ксения,  глубоко  веровавшая  в 
православную  доктрину  Однако  христианские  идеи   в   духе   антропософии 
руководили артистом до конца  его  жизни.  По  словам  Г.  Жданова,  который 
учился у Чехова в Берлине и впоследствии стал его ассистентом,  антропософия 
была “якорем в жизни Чехова”. 
    Самой счастливой порой в творчестве Чехова немецкого периода было время 
его работы в театре “Габима”. 
    "Чехов появился в театре «Габима», когда тот переживал кризис  и  когда 
велись дискуссии о путях еврейского  театра.  Одна  из  важнейших  дискуссий 
состоялась в доме Маргот Клаузнер в Берлине; обсуждались варианты  еврейской 
и европейской культуры. Философ Мартин Бубер высказался за  театр  «Габима», 
где ставились лучшие произведения мировой  литературы  и  где  осуществилась 
возможность создания универсального театра. Эту задачу взял на  себя  Чехов, 
первый из приглашенных в  Берлин  русских  режиссеров.  Вторым  был  Алексей 
Грановский. (Перед этим в Палестине Алексей Дикий, недавний лидер  чеховской 
оппозиции в Москве, в театре «Габима» поставил два спектакля.) Важно  и  то, 
чтогабимовцы — старые друзья Чехова — были учениками школы Станиславского  и 
Вахтангова. 
    Франция. 
    Причины  отъезда  из  Берлина  были  и   личные,   и   политические   - 
неудовлетворенность немецким  театром  и  усиливающееся  влияние  фашистской 
партии на Германию.  Париж  показался  Чехову  театральной  Меккой,  которая 
откроет простор исканиям. В Берлине  Чехов  скучал  не  столько  по  русским 
зрителям, которых там было много, сколько по широкому культурному  контексту 
и  поддержке  художественной  интеллигенции.  Париж  был   центром   русской 
эмигрантской культуры.  Чехов  рассказывал,  что  в  Берлине  ему  все  чаще 
вспоминался  русский  актер  и  русский  зритель  и  зарождалась   настоящая 
глубокая любовь к родному театру. 
    Ни о каком другом театральном предприятии Чехов не вспоминает  с  такой 
горечью, как об экспериментальном периоде в Париже.  Он  описывает  его  как 
серию анекдотических случаев, период горького  разочарования  идеалиста.  Он 
был во власти русского утопизма и преисполнен актерским самомнением.  “Я  не 
люблю вспоминать парижский период моей жизни.  Весь  он  представляется  мне 
теперь   беспорядочным,   торопливым,   анекдотическим.   Увлеченный   ролью 
„идеалиста”, я с первого же дня хотел видеть последние  достижения  и  несся 
вперед, спотыкаясь о препятствия конкретной  действительности”.  Самокритика 
Чехова имеет основания - он пытался осуществить свою  театральную  утопию  в 
условиях экономического кризиса, в условиях  противоречий  между  ожиданиями 
русской публики и собственными стремлениями. 
    Париж  был  пиком  “предпринимательской  энергии”,  который  больше  не 
повторялся  у  Чехова.  Большие  надежды  не  оправдались;   высота   взлета 
оказалась  равной  глубине  падения.  Это  был  пик  его  поисков  в   живом 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5 
   
 |