учесть мировоззрение древних египтян.
Стремление фараонов начала XII династии подражать памятникам Древнего
царства заставило египетских зодчих вернуться к образцам этого периода.
Планировка пирамид и заупокойных храмов начала XII династии, и их
взаимоотношение полностью совпадают с расположением усыпальниц фараонов
V—VI династий.
Однако вследствие изменившихся экономических условий сооружение
гигантских каменных пирамид было уже невозможно, что и отразилось на
масштабах и технике пирамид XII династии. Размеры этих пирамид значительно
уменьшились, например, пирамида Сенусерта I имела 61 м в высоту.
Строительным материалом служил теперь в основном кирпич-сырец, причем резко
изменился способ кладки пирамиды. Основу ее составляли восемь капитальных
каменных стен, расходившихся радиусами от центра пирамиды к ее углам и к
середине каждой стороны. От этих стен под углом в 45 градусов отходили
другие восемь стен, промежутки же между ними заполнялись обломками камня,
кирпичом или песком. Пирамиды облицовывались известковыми плитами,
соединявшимися друг с другом деревянными креплениями. Такая облицовка в
основном только и сдерживала здание пирамиды Среднего царства; не
удивительно поэтому, что эти пирамиды в настоящее время представляют собой
груды развалин. Разумеется, в момент сооружения пирамид недостатки техники
были скрыты облицовкой, и внешне пирамиды начала Среднего царства точно
воспроизводили тип усыпальницы царей Древнего царства. Так же как и раньше,
к восточной стороне пирамиды примыкал небольшой по сравнению с самой
пирамидой заупокойный храм, от которого шел проход к храму в долине.
К власти приходит Сенусерт III. Происходит укрепление царской власти.
Изменившаяся обстановка положительно отразилась на культуре Египта.
Значительные изменения произошли и в области архитектуры. Укрепление
экономики позволило усилить строительство. Царские усыпальницы начинают
увеличиваться и завершаются грандиозным заупокойным ансамблем Аменемхета
III в Хавара. Хотя и здесь пирамида была сложена из кирпича и только
облицована известняком, однако в ней был ряд особенностей; например,
примечательна была погребальная камера, высеченная из цельной глыбы
отполированного желтого кварцита. Особенную же известность получил
заупокойный храм при пирамиде. Прославившийся под именем Лабиринта, этот
храм, по мнению Геродота, был даже замечательнее пирамид Древнего царства.
Его описали многие античные авторы как одну из важнейших
достопримечательностей Египта. Раскопки подтвердили эти описания. Храм
занимал площадь в 72 тысячи кв. м и состоял из многочисленных залов и
молелен, украшенных скульптурами и рельефами. Столь резкое увеличение
масштабов пирамидного храма
Аменемхета III, в корне изменившее соотношения отдельных частей всего
комплекса зданий царской гробницы, подчеркивало роль этого храма как центра
общегосударственного культа фараона. Это подтверждается и характером
скульптур внутри храма и сооружением неподалеку от него двух колоссов
Аменемхета III из желтого блестящего кварцита, достигавших вместе с
пьедесталами 18 м высоту. Такое оформление пирамидного храма полностью
отвечало изменившемуся значению царской власти.
Стиль заупокойного храма отличался строгой монументальностью, чему
способствовали большие плоскости каменных монолитов перекрытий и ряды
монолитных же колонн. Колоннады Лабиринта исполняли ведущую роль в
оформлении и являлись его характерной особенностью.
Зодчие Среднего царства вообще значительно шире применяли колонну, чем
их предшественники. Начало этому было положено опять-таки мастерами средних
номов. Увеличение размеров скальных гробниц номархов, естественно,
вынуждало зодчих применять и большее количество колонн. В результате мы
видим и развитие портиков и появление трехнефных залов с более высоким
средним нефом. Одновременно обогащается и форма колонн. Помимо прежних
типов зодчие Среднего царства широко применяют колонны с каннелированными
стволами, увенчанными прямоугольными абаками (так называемые
протодорические колонны), и создают новый тип колонн, капители которых
украшены рельефными головами богини Хатор. Новым в храмовом строительстве
было появление и пилона, то есть оформление ворот в виде двух башен с узким
проходом между ними. Перед храмом ставились два обелиска, верхушки которых,
покрытые позолоченной медью, ярко горели на солнце.
О гражданской архитектуре Среднего царства стало возможным судить
после раскопок города около пирамиды Сенусерта II в Кахуне.
Массивная стена делила город на две части. В большей, восточной части
находились дворец, дома знати, склады, в западной ютились маленькие домики
ремесленников. Все здания были кирпичные. Дворец и дома знати имели
каменные косяки, деревянные или каменные колонны, расписные стены,
бревенчатые или кирпичные сводчатые потолки. Дом знатного человека занимал
площадь размером около 41,4Х59,4 м и имел около семидесяти помещений. В
центре дома находился зал с колоннами, вокруг которого были расположены
внутренние комнаты. Дома же в западной части города представляли собой
жалкие лачужки, состоявшие вместе с дворами из четырех помещений. Улицы
города были слегка наклонены к середине, где находились выложенные камнем
стоки.
Таким образом, мы видим, что Среднее царство было важным и плодотворным
периодом в истории египетского искусства. Наряду с творческой переработкой
наследия Древнего царства оно создало много нового. Трехнефное построение
зала с приподнятым средним нефом, пилоны, колоссальные статуи, поставленные
вне здания, увеличение заупокойного храма по сравнению с самой пирамидой,
рост реалистических тенденций и блестящее их проявление в ряде памятников —
таков вклад мастеров Среднего царства в сокровищницу египетского искусства.
ИСКУССТВО ВРЕМЕНИ НОВОГО ЦАРСТВА
Эпоха Нового царства открывается вступлением на престол XVIII
династии, правившей более двух веков. В начале XVI века до н. э. пал
последний оплот завоевателей - их столица Аварис - и гиксосы были
окончательно изгнаны из Египта. С этого момента страна вновь объединяется
вокруг Фив, фараоны ведут завоевательную политику.
Эпоха Нового царства в период расцвета — это торжество египетской
мощи, никем уже не оспариваемой, утвержденной. И вместе, с тем это эпоха
баснословной роскоши правящей рабовладельческой верхушки. Одной силы,
одного утверждения ей уже мало. И потому грандиозность и пышность в
сочетании с изысканной утонченностью, со стремлением к изяществу, к блеску
отличают искусство этой эпохи. С пирамидами навсегда покончено. Усыпальницы
фараонов сооружаются в так называемой «Долине царей», напротив «Стовратных
Фив». Но хотя для гробниц отводятся глубокие, скрытые тайники, их
разграбление не прекращается.
Грандиозное строительство фараонов имеет по-прежнему целью утверждение
божественного характера царской власти. Но вместо пирамиды увенчанием этого
строительства является храм.
Ведущую роль в искусстве XVIII династии играли Фивы, где были созданы
лучшие произведения искусства рассматриваемого периода, в том числе и
наиболее известные архитектурные памятники. Такое положение Фивы заняли не
случайно. Слава необычайных побед фараонов-завоевателей придала их родине,
Фивам, блестящий ореол столицы победоносной страны. Грандиозные храмы,
пышные дворцы и дома быстро изменили облик Фив, превратив их в самый
богатый и великолепный из египетских городов, слава которого сохранилась в
течение многих веков, а спустя столетия Фивы были воспеты даже певцом чужой
земли — Гомером:
„Фивы египтян,
Град, где богатство без сметы в обителях граждан хранится,
Град, в котором сто врат, а из оных из каждых
по двести Ратных мужей в колесницах на быстрых конях выезжают".[1]
До сих пор стоят грандиозные колоннады и пилоны храмов, поражая всех,
кто приезжает в Фивы. Огромное пространство, на котором некогда
располагался город, все еще хранит следы его былой славы.
В искусстве Фив, как обычно, видное место занимала архитектура. Храмы
XVIII династии представляли собой в плане вытянутый прямоугольник. Фасад
храма был обращен к Нилу, с которым храм соединяла дорога, обрамленная
сфинксами. Вход имел вид пилона, к наружной стене которого прикреплялись
высокие мачты с флагами. Перед пилоном располагались два обелиска и
колоссальные статуи царя. За пилоном находились открытый двор с портиками и
само здание храма, заключавшее в себе колонные залы, молельни, библиотеки,
кладовые и др. Колонные залы обычно имели более высокий средний проход,
через верхнюю часть которого в зал проникал свет. Такое построение залов,
допускавшее их естественное освещение, получило в храмах Нового царства
широкое применение наряду с усилением роли колоннад и скульптур.
К подобному типу храма относятся оба прославленных храма бога Амона в
Фивах — Карнакский и Луксорский. Первый из них был главным храмом Амона и
верховным официальным святилищем страны. Каждый царь стремился расширить и
украсить Карнак, ставший ценнейшим свидетелем истории Египта, так как на
его стенах высекались летописи, изображения битв, имена царей. На стенах
Карнака сохранились великолепные рельефы, изображающие фараонов,
повергающих врагов перед богом Амоном-Ра, а в написанных тут же гимнах
прославляется мощь царя, причем объявляется, что все победы он совершает
благодаря помощи его „отца"— Амона:
„Пришел я и даю тебе поразить пределы всех земель,
И вся вселенная зажата в горсти твоей!"[2]
-говорит Амон-Ра в одном из таких гимнов фараону Тутмесу III.
Лучшие зодчие и скульпторы работали над созданием Карнака. Здесь стояло
множество статуй, которые жертвовались в храм.
Только в одной кладовой Карнака было найдено 7779 каменных и свыше 17
тысяч бронзовых статуй и статуэток.
Первым крупным этапом в строительстве Карнака было сооружение в конце
16 века при фараоне Тутмесе I большого храма, построенного знаменитым
зодчим Инени. Фасад храма был обращен к Нилу и имел вид пилона. Перед ним
стояли два обелиска в 23 м высотой. За пилоном находился неглубокий, но
широкий колонный зал, далее — следующий пилон, а затем — двор, обнесенный
портиками, между колонн которых стояли колоссальные статуи Тутмеса I. В
глубине двора было древнее святилище времени Среднего царства. Таким
образом, храм Инени имел уже все основные черты храмовой архитектуры Нового
царства. Это был гармоничный памятник. Искусная декорировка, не
перегруженная излишними деталями, соответствовала четкости плана, и весь
храм был выдержан в характерном для начала XVIII династии строгом стиле.
Недаром Инени пишет в своей автобиографии:
„Я искал то, что было полезно. Это были работы, подобных которым не
производилось со времени предков. То, что было мне суждено сотворить, было
велико!"[3]
Однако это стилистическое единство было нарушено добавлениями и
перестройками. Многочисленные залы, молельни, обелиски заполнили двор; зал
Инени был отяжелен добавлением колонн и статуй; с восточной стороны
пристроили особый большой зал с четырьмя рядами колонн.
Вторым крупным этапом в истории строительства Карнака явились работы,
произведенные здесь при Аменхотепе III, когда зодчим Аменхотепом, сыном
Хапу, был построен перед храмом новый огромный пилон, от которого к Нилу
вела аллея сфинксов. Все святилище было обнесено массивной стеной. В
результате получился как бы новый храм небывалых еще в Фивах масштабов.
Одновременно изменился облик и других святилищ Карнака, из которых особенно
примечательно было новое здание храма богини Мут, расположенное к югу от
храма Амона и окруженное с трех сторон подковообразным озером. В портиках,
обрамлявших храм, стояли монументальные статуи богини Мут в виде женщины с
головой львицы (одна из них, привезенная А. С. Норовым, находится ныне в
Эрмитаже). Одинаковые заливы озера, которые, точно крылья, охватывали храм
с боков, удачно сочетались с общей симметричностью его планировки.
Строгость плана особо подчеркивалась тем, что центральная колоннада первого
зала продолжалась вдоль всего двора до пилона. Такая колоннада была важным
нововведением. Как бы определяя путь торжественных процессий, она сливалась
с начинавшейся от ворот храма аллеей сфинксов и служила прекрасным
воплощением столь характерной для египетского зодчества идеи бесконечной
линии храмовой дороги, благодаря которой так выигрывало завершавшее ее
здание храма. Сооружение подобной колоннады было тем более удачно, что она
как бы продолжала линию дороги и внутрь храма, где пространство было теперь
построено на постепенной смене этапов пути через залы вглубь, к молельне со
статуей божества.
Второе по размерам и значению фиванское святилище Амона—Луксорский
храм, построенный при фараоне Аменхотепе III на месте древнего святилища,
считается по праву одним из основных египетских архитектурных памятников.
Планировка храма отличается исключительной четкостью, помещения расположены
почти симметрично. Перед храмом был выстроен двор с портиками, перед
которым был запроектирован еще больший двор с гигантской центральной
колоннадой по главной оси. Однако этот двор не был достроен, и при
Аменхотепе III успели только возвести центральную колоннаду из четырнадцати
колонн по 20 м высотой с капителями в виде раскрытых папирусов.
Значение Луксора для дальнейшего развития храмовой архитектуры Нового
царства было очень велико, так как именно в нем нашел свое завершение и
приобрел законченную форму новый тип храма Нового царства. Центральная
колоннада его двора в виде гигантских каменных цветов папируса, несомненно,
оказала влияние на позднейшее оформление средних нефов гипостилей, так же
как и использование большого числа колонн (всего в Луксоре их было 151).
После Луксора все чаще стали применять в открытых дворах храмов портики с
двойными рядами колонн.
Строителем Луксора и храма Мут был зодчий Аменхотеп, младший
современник своего тезки — Аменхотепа, сына Хапу. Именно он ввел
центральную колоннаду, которая имеется в других построенных им храмах и
роль которой была столь плодотворна для последующего развития египетской
архитектуры.
Постройка Луксора явилась важным звеном в общем плане строительства
Аменхотепа III в Фивах. Сооружение в южной части города новых святилищ —
Луксора на восточном берегу Нила и заупокойного храма Аменхотепа III
напротив, на западном берегу, как бы уравновесило соответствовавшие им
здания храмов северной части Фив — Карнака на востоке и храма Хатшепсут на
западе, а соединившие все храмы с Нилом аллеи сфинксов еще более
Страницы: 1, 2, 3, 4
|