Мировосприятие древнего египтянина
Историю возникновения и развития искусства Древнего Египта можно
проследить на огромном протяжении времени — свыше четырех тысяч лет. Уже
благодаря одному этому обстоятельству изучение египетского искусства
представляет большой интерес, так как мы можем выяснить пути сложения и
развития искусства в одном из первых в истории человечества классовых
обществ и установить отражение в нем тех изменений, которые происходили в
жизни египетского рабовладельческого общества.
Египетское искусство интересно и важно своими прекрасными памятниками
непреходящего, большого художественного значения и тем, что многое было
создано египетским народом в истории человечества впервые. Египет первый в
мире дал монументальную каменную архитектуру, замечательный своей
реалистической правдивостью скульптурный портрет, высокого мастерства
изделия художественного ремесла. Египетские зодчие и скульпторы великолепно
владели искусством обработки разнообразных пород камня. Об этом ярко
свидетельствуют созданные ими гигантские гробницы фараонов — пирамиды,
обширные колонные залы храмов, высеченные из цельных глыб камня огромные
обелиски, колоссальные монолитные статуи, весившие до тысячи тонн. Египтяне
путем длительных поисков и накопления навыков довели до высокого
совершенства и художественные ремесла — резьбу по дереву и кости, различные
виды обработки металла, тончайшие ювелирные работы из золота, серебра и
самоцветов, изготовление цветного стекла и фаянса, тонких прозрачных
тканей. Эти работы египетских мастеров замечательны сочетанием
изумительного вкуса в выборе формы и материала с необычной тщательностью
выполнения, доходившей до того, что для инкрустации иного ларца
использовалось до 20 тысяч вставок из кусочков слоновой кости и эбенового
дерева.
Египетское искусство — это новый, важный этап после искусства
первобытнообщинного строя. Оно ценно конкретным изображением
действительности и вниманием к человеку, тем, что оно впервые отразило
сложный в своей противоречивости мир классовых отношений.
При написании контрольной работы, я использовала несколько книг, в
которых авторы знакомят нас с искусством Древнего Египта.
В книге Матье М.Э. «Искусство Древнего Египта» очень подробно
описывается искусство Древнего Египта на протяжении многих веков.
Он пишет, что историю древнего Египта принято подразделять на следующие
периоды:
Додинастический (IV тысячелетие до н.э.)
Древнее царство (3200-2400 г.г. до н. Э.)
Среднее царство (XXI в. – начало XIX в. до н. Э.)
Новое царство (XVI-XII в.в. до н. Э.)
Позднее время (XI в. – 332 г. до н. э.)
Но, исходя из этих периодов, он отдельно выделяет, еще несколько
периодов, которые входят в искусство нового царства:
Искусство времени XVIII династии
Искусство времени Эхнатона и его преемников (Амарнское искусство)
Искусство второй половины нового царства
В книге широко представлены иллюстрации, на которых изображены
пирамиды, храмы, статуи множество других произведений архитектуры и
искусства Древнего Египта.
Также я использовала книгу Льва Любимова Искусство Древнего мира, где
Египту посвящена одна из глав книги. В ней рассказывается о спасении
храмов. О том, что творилось в 60-е г.г. нашего века в долине Нила.
Каменные громады бережно подымались с земли и перевозились на новое
место; сооружения, высеченные в скале, столь же бережно расчленялись и
восстанавливались затем в прежнем виде; гигантские изваяния, воздвигнутые
несколько тысяч лет назад, куда-то двигались по пескам...
Установленные некогда здесь лишь человеческими руками, эти грандиозные
памятники перемещались теперь при помощи самой мощной современной техники.
С какой целью?
«Воды Нила грозят поглотить замечательные памятники — одни из самых
чудесных на земле... Эти памятники принадлежат не только тем странам, где
они сегодня сохраняются. Весь мир имеет право на эти вечные сокровища. Вот
почему, преисполненные верой, мы обращаемся к правительствам, учреждениям и
частным организациям, к каждому человеку доброй воли с призывом внести свой
вклад в дело решения задачи, не имеющей прецедента в истории».
С таким призывом обратилась в 1960 г. международная Организация
Объединенных Наций по вопросам просвещения, науки и культуры (ЮНЕСКО).
И призыв этот не остался гласом вопиющего в пустыне. Уже четыре года
спустя та же организация отмечала:
«Впервые в истории международная солидарность столь широких масштабов
проявляется в области культуры, впервые в такое начинание вовлекаются целые
страны. И также впервые эта солидарность следует принципу, согласно
которому религиозные, исторические, художественные памятники, выражающие
самые сокровенные убеждения и высочайшие устремления человечества, являются
общей принадлежностью всего человеческого рода, частью его общего наследия
— независимо от того, где они возникли и где находятся сейчас».
Лев Любимов отмечает, что существенный вклад внесли в это дело и
советские археологи.
Также он уделяет большое значение искусству древнего Египта. Он
подробно рассматривает, как создавались произведения искусства, кем
создавались и где в данный момент хранится то или иное произведение
искусства.
В своей книге «Искусство древнего Востока» Наталья Алексеевна
Бомеранцева рассказывает об искусстве Древнего Египта, подробно раскрывает
периоды его развития.
Приводится очень много красочных иллюстраций, глядя на которые,
невольно переносишься в Древний Египет и, восхищаясь творением древних
зодчих, задаешь себе вопрос: Неужели все эти произведения искусств
существуют на самом деле?
Меня поразила и заворожила архитектура Древнего Египта: огромные
пирамиды, удивительные храмы и гробницы, опутанные тайной заклинаний
погребенных фараонов, сфинксы и многие другие творения этого далекого и
загадочного народа.
ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
Следы человеческой деятельности в долине Нила восходят к древнейшим
временам, но сравнительно последовательную картину о слагавшемся здесь
обществе мы можем представить себе, начиная с 5 тысячелетия до н. э. По
найденным в раскопках предметам, остаткам селений и погребениям видно, что
человек тогда жил здесь в условиях первобытнообщинного строя, основанного
на примитивном земледелии и скотоводстве. Большое значение еще имели охота
и рыболовство. Ввиду почти полного отсутствия дождей земледелие в Египте
возможно только благодаря ежегодным длительным нильским разливам.
Пропитывая влагой землю, воды Нила оставляли на ней слой ила и создали
столь плодородную почву, что даже при обработке ее примитивными орудиями
можно было получать больше продуктов, чем это было нужно для прокормления
людей, непосредственно занятых земледелием. Это создавало возможность для
раннего появления эксплуатации чужого труда. Отдельные общины начали
применять для работ по искусственному орошению полей рабов — вначале еще
немногочисленных, что обострило развитие имущественного неравенства внутри
общин. Появляются зачаточные формы государственной власти, аппарата
угнетения, созданного в интересах нарождавшегося класса рабовладельцев.
Между общинами длительное время шли войны из-за земель, каналов и рабов. Во
второй половине 4 тысячелетия образовались два больших государственных
объединения, Северное и Южное, а около 3000 года до н. э. Юг подчинил себе
Север. Возникло единое египетское государство.
Как и всюду, в долине Нила человек сначала жил в ямах и пещерах и
устраивал навесы и шатры из натянутых на шестах шкур и плетенок. Постепенно
появились хижины, слепленные из комков глины или сплетенные из тростника и
обмазанные глиной, в которых верхушки тростников связывались наверху,
образуя крышу. Жилища вождей племен и племенные святилища вначале делались
таким же образом, как и хижины, и выделялись лишь размерами. На кровле
святилища или в его ограде укрепляли фетиш — изображение почитавшегося
здесь духа. Позднее для постройки жилищ начали изготовлять кирпич-сырец.
Перед жилищем устраивали двор, обнесенный оградой, а позже — стеной.
Итак, мы видим, что в додинастическом периоде архитектура еще слабо
развита. Но, несмотря на это египтяне усовершенствовали строительную
технику. Они стали использовать кирпич-сырец, что привело к изменению формы
жилищ – появляются прямоугольные строения, состоящие из нескольких
помещений.
Рассматривая этот период нельзя не вспомнить о погребениях и гробницах.
Египтяне стали уделять этому большое внимание.
Погребения 1—11 династий были сосредоточены главным образом в районе
Мемфиса и Абидоса - города, игравшего важную роль в древнеегипетской
религии. Обилие захоронений и характер их оснащения говорит о дальнейшем
развитии культа мертвых, оформившегося в ту эпоху в сложную систему
верований в вечную жизнь в загробном мире. Основная роль в нем отводилась
погребальному ритуалу, цель которого заключалась в сохранении тела умершего
и обеспечении его загробного существования. Для этого сооружались гробницы,
куда помещались трупы, пропитанные особыми смолами, чтобы уберечь их от
тления.
Обряд мумификации в то время был еще несовершенен, а потому в конце
Раннего царства в гробницу стали, помещать статую покойного, чтобы душа
могла воплотиться в ней, обретя тем самым свою материальную оболочку.
Изменилась и планировка гробниц:
появляются наземные сооружения, увеличивается подземная часть. Такого
типа гробницы были обнаружены в большом количестве в Саккара - некрополе
Мемфиса. Они значительно совершеннее погребений культуры Негада. Здесь
можно отметить самое раннее применение камня в строительной технике и
появление свода.
Раскопав гробницы фараонов Аха и Джера в Саккара, ученые встретились со
странным явлением - наличием у этих же фараонов уже ранее найденных в
Абидосе гробниц, причем в некоторых из них были обнаружены стелы.
Следовательно, фараоны имели несколько захоронений, одно из которых было
местом погребения, другие являлись ложными — то есть кенотафами. По-
видимому, этот факт объяснялся традицией возводить гробницы в Нижнем и
Верхнем Египте, которая, несмотря на объединение страны, продолжала жить.
Нельзя с полной уверенностью утверждать, что гробницы в Абидосе являлись
ложными, поскольку и на территории некрополя Саккара было найдено несколько
мастаб с именем одного и того же лица. В гробницах Абидоса наземные
сооружения не сохранились. Фасады ряда царских погребений в Саккара были
подчеркнуты изображением бычьих голов, размещенных на невысокой приступке,
со вставленными в них настоящими рогами. Подобная традиция восходит к
глубокой древности. Во многих культурах эпохи верхнего палеолита можно
встретить подобные изображения животных, условно называемые натуральным
макетом. Объяснение этому явлению мы наводим в круге тотемистических
представлений. Прием выделения фасада гробниц в Саккара подтверждает
подлинность данных захоронений, ибо бык имел символическое значение в
культе правителя, как мы уже видели на додинастических палетках. Подобные
представления, видимо, распространялись и на цариц, поскольку фасад
усыпальницы царицы Хер-Нейт оформлен так же. Ее гробница представляла собой
монументальное сооружение с четким планом, состоящее из наземной и
подземной частей. Отделка погребальной камеры сочетала деревянные и
каменные конструкции, что было характерно для строительных приемов Раннего
царства. Ее украшали рельефные изображения львов — хранителей гробницы.
Эволюция формы гробниц наглядно иллюстрирует процесс имущественного
неравенства. В конце додинастического периода гробницы частных лиц
сравнительно мало отличались от усыпальниц правителей. Самые ранние
захоронения представляли собой холм, который стал затем укрепляться с
помощью камня и кирпича. Из этой формы продолговатого плоского возвышения
возникает традиционный вид надгробия - мастаба, получивший дальнейшее
развитие в строительной практике древнеегипетских зодчих. Древние города
Египта - Мемфис, Он (Гелиополь) и Абидос - были не только крупными
художественными центрами, но в первую очередь являлись средоточием
религиозной жизни. Здесь и в ряде других мест сложились основные
космогонические и теологические доктрины, определявшие мировоззрение своей
эпохи.
Мы уже много сказали о постройках, в которых жили египтяне, о
гробницах, где покоились их тела, но мы ничего не сказали о самих
Египтянах. Как они жили, как воспринимали окружающий мир, что знали о мире,
в котором жили?
Мировоззрение древних египтян " преломлялось в образной форме мифа, в
которой закрепился основной круг представлений о мире, связанных с его
происхождением и осмыслением. Хотя для египтян земля ограничивалась их
страной, а воды - Нилом, они знали о существовании космоса, который
олицетворялся солнцем, луной, небом и созвездиями, воплощавшимися в образе
богов. Миф, ставя извечный вопрос о начале мира, не дает логического
объяснения его происхождению, а сводит все явления к образному осмыслению.
Отсюда рождается свойственная мифу сложная символика, своеобразный
иносказательный язык. Хотя сказания о сотворении мира с их различными
версиями появляются позднее (мемфисский вариант этого сказания восходит к
III тыс. до н.э.), основные функции богов уже определились, - об этом
свидетельствуют названия номов, посвящение молелен тем или иным богам и
культовые их изображения в статуарной пластике и рельефе.
Египтяне рассматривали возникновение мира не от некоей временной точки,
а от условного начала, за которое принимался первобытный хаос Нун. Из него
возник прародитель богов Атум, давший начало девяти основным богам. Внутри
древнеегипетского пантеона боги группировались или по принципу парности -
бог и богиня, представляющие супружескую чету, или по триадам 2+1: Осирис,
Исида и их сын Гор или Амон, Мут и Хонсу и другие. Таким образом, пантеон
приобретал четкую, упорядоченную структуру, где число 3 соответствовало
наипростейшей форме неделимого множества. Древнеегипетских богов трудно
однозначно дифференцировать, ибо сущность космических богов многообразна и
каждый из них несет в себе несколько функций. Египетская космогоническая
система опиралась на солярный культ. Солнце в образе бога Ра рождалось из
вечного мрака, олицетворявшегося инертным океаном Нуном. Оно возникло
благодаря собственной силе и обязано было своим появлением себе самому.
Постепенно из сонма богов, различавшихся по принципу мужских и женских,
выкристаллизовываются определенные признаки, характерные для каждого
Страницы: 1, 2, 3, 4
|