Меню
Поиск



рефераты скачатьМировосприятие древнего египтянина

индивида. Бог Тот, считавшийся лунным божеством, богом мудрости и

покровителем наук, почитался еще с додинастической эпохи в виде священных

животных павиана и ибиса. Небесные сферы олицетворялись богиней Нут и

Хатор, к солнечному культу помимо Ра был причастен сокол Гор. Богиня Хатор

служила как бы женской параллелью бога Гора, что отражено в ее имени,

означающем «дом Гора». Главным богом Мемфиса являлся Пта, которому, как

сообщает Манефон, фараон Мен соорудил храм в своей столице. Культ Пта был

больше связан с абстрактными представлениями. Приписываемый ему акт

творения мира воспринимался в отвлеченной форме мысли, высказанной в слове.

С Пта связан культ священного быка Аписа, установившийся еще задолго до

объединения Египта и восходящий к тотемистическим представлениям.

Египетские боги представлялись в антропоморфном и зооморфном виде, помимо

этого существовали образы, сочетавшие в себе элементы человеческой фигуры и

животного. Примером тому могут служить различные формы иконографии Хнума,

Анубиса, Бастет, Сохмет и целого ряда других богов.

Мы видим, что для египтян существует культ богов. Они изображают их в

виде статуй, рисуют на постройках.

Итак, культура раннего царства становится прочным фундаментом, на

котором развивались все области искусства и философской мысли последующих

эпох, ибо на этом этапе происходит формирование специфических египетских

черт их общих приемов художественного отражения, свойственных многим

древневосточным культурам.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА.

Древнее царство - эпоха сооружения великих пирамид. Уже одно это

определяет его лицо в общей линии развития древнеегипетской культуры,

свидетельствуя о высоком уровне науки, искусства, об оформлении

государственного строя, успехах хозяйственной жизни и сложении религиозной

системы. Усиление централизации страны привело к установлению полной и

неограниченной власти фараона-деспота, достигшей к этому периоду своего

апогея.

Происходит расцвет монументального каменного зодчества, апофеозом

которого явились гигантские пирамиды, причисленные еще в древности к

семи чудесам света. Но путь к достижению совершенства пролегал через

длительные поиски и находки. Все более внушительные размеры приобретает

гробница - мастаба, ставшая конструктивной основой монументальных

сооружений из камня. Одним из ранних памятников монументальной каменной

архитектуры является заупокойный ансамбль фараона III династии Джосера.

История сохранила имя его создателя - великого зодчего Имхотепа,

прославленного мудреца своего времени, ученого, астронома и медика,

отождествленного греками богом врачевания Асклепием.

Построенная вблизи Мемфиса (на месте современного селения Саккара

около Каира) пирамида Джосера была центром сложного ансамбля из молелен и

дворов, не отличавшегося еще стройностью общей планировки. Этот ансамбль

был расположен на искусственной террасе, окруженной массивной высокой

стеной, облицованной камнем. Сама пирамида достигала в высоту свыше 60 м и

состояла как бы из семи мастаба, поставленных одна на другую. Гробница

Джосера примечательна не только формой пирамиды, но и тем, что в ее

молельнях впервые был широко применен в качестве основного строительного

материала камень. Правда, камень еще не везде имел здесь конструктивное

значение: здесь нет свободно стоящих колонн, они соединены со стенами, от

которых зодчий не решается их отделить. Здания ансамбля воспроизводят в

камне формы, свойственные деревянным и кирпичным постройкам: потолки

вырублены в виде бревенчатых перекрытий, колонны и пилястры выдержаны в

пропорциях, выработанных для деревянных зданий. Усыпальница Джосера важна и

по своей декорировке. Интересны формы колонн и пилястр: здесь имеются и

четкие, величественные в своей простоте каннелированные стволы с плоскими

плитами абак вместо капителей и впервые выполненные в камне пилястры в

форме раскрытых цветов папируса и лотоса. Стены залов были облицованы

алебастровыми плитами, а в ряде подземных покоев — блестящими зелеными

фаянсовыми изразцами, воспроизводящими тростниковое плетение. Таким

образом, усыпальница Джосера в целом была чрезвычайно характерным для

своего времени памятником, замечательным свидетельством интенсивной работы

мысли и творческого дерзания. Еще не были найдены присущие каменному

строительству формы, еще не была надлежащим образом организована планировка

всего ансамбля, но уже было осознано и осуществлено основное — здание

начало расти вверх и камень был определен как главный материал египетского

монументального зодчества.

Пирамида Джосера явилась важнейшим этапом на пути к созданию пирамид

классического типа. Первой пирамидой была усыпальница царя iv династии

Снофру в Дашуре, имевшая свыше 100 м в высоту и явившаяся предшественницей

знаменитых пирамид, построенных в Гизе фараонами Хуфу, Хафра и Менка-ура

(по-гречески — Хеопсом, Хефреном и Микерином) и причисленных в древности к

семи чудесам света. Эти пирамиды, как и все другие, расположены на западном

берегу Нила. Еще издали на фоне розовеющих скал и синих ущелий Ливийских

гор с их золотящимися на солнце верхушками отчетливо виден гигантский

треугольник пирамиды Хуфу. Производимое пирамидами огромное впечатление

описали многие очевидцы. Вот как об этом пишет русский путешественник А. С.

Норов, посетивший Египет в 1834—1835 годах: по странной игре оптики,

замеченной уже многими путешественниками, пирамиды по мере приближения к

ним кажутся как бы менее огромными, чем издали; это происходит, по моему

мнению, оттого, что издали они имеют лазоревый цвет дальности, резко

обозначающий их на пустынном пространстве и на ясном горизонте; но с

приближением к ним они принимают желтоватый цвет тех камней. Наиболее

грандиозная из трех гробниц — пирамида Хуфу является самым большим каменным

зданием древнего мира. Ее высота достигала 146,6 м, а длина стороны ее

основания — 233 м. Пирамида Хуфу была сложена из точно отесанных и плотно

пригнанных известняковых блоков весом в основном около 2,5 тонн каждый;

подсчитано, что на сооружение пирамиды пошло свыше 2300 тысяч таких блоков.

Отдельные блоки весили по 30 тонн. С северной стороны был вход, который

соединялся длинными коридорами с расположенной в центре пирамиды

погребальной камерой, где стоял саркофаг царя. Чтобы облегчить давление

огромной массы камня на погребальную камеру, над ее потолком в нескольких

рядах кладки были оставлены пустоты. Камера и часть коридоров были

облицованы гранитом, остальные коридоры — известняком лучшего качества.

Снаружи пирамида была облицована прекрасно обработанными плитами

известняка, и ее массив четко выделялся на фоне неба.

Каждая из пирамид в Гизе была окружена определенным архитектурным

ансамблем, однако здесь расположение зданий показывает значительно

возросшее умение зодчих дать четкий план всего комплекса и уравновесить его

части. Пирамида стоит теперь одна в центре двора, стена которого как бы

подчеркивает особое положение пирамиды и отделяет ее от окружающих

построек. Этого впечатления не нарушают и находящиеся иногда в пределах

того же двора маленькие пирамидки цариц; разница их масштабов по сравнению

с пирамидой царя лишь усиливает впечатление величины последней. К восточной

стороне пирамиды примыкал заупокойный храм, соединявшийся крытым каменным

проходом с нижним заупокойным храмом в долине. Этот храм строился там, куда

доходили воды нильских разливов. К востоку от него зеленели орошаемые Нилом

поля, к западу расстилались безжизненные пески пустыни; первый заупокойный

храм, служивший входом ко всему комплексу, стоял как бы на грани жизни и

смерти. Вокруг пирамиды в четко распланированном порядке располагались

мастаба придворных фараона, являвшихся одновременно и его родными.

Интересен заупокойный храм около пирамиды Хафра. Он представлял собой

прямоугольное здание с плоской крышей, сложенное из массивных известняковых

блоков. В центре его находился зал с четырехгранными монолитными гранитными

колоннами. Входом ко всему комплексу пирамиды служил первый заупокойный

храм в долине, его фасад достигал 12 м в высоту и имел две двери, которые

как бы стерегли поставленные по их сторонам сфинксы — фантастические

существа в виде льва с головой человека, олицетворявшие мощь фараона.

Внутри первый храм также имел зал с четырехгранными гранитными

колоннами, вдоль стен которого были расставлены статуи фараона, сделанные

из различных пород камня.

Отличительной чертой архитектуры пирамид Гизе является полное освоение

и конструктивной роли камня и его декоративных возможностей. В пирамидных

храмах впервые в Египте встречаются свободно стоящие колонны то с круглыми

стволами и простыми абаками, то в виде четырехгранных столпов. Зодчие умело

пользуются сочетаниями отполированных плоскостей различных камней.

Блестящие грани колонн заупокойного храма прекрасно гармонировали с

облицовывавшими его стены плитами розового гранита и с алебастровыми

полами, равно как аналогичное оформление зала нижнего храма составляло

замечательное по красочности целое со статуями из зеленого диорита,

сливочно-белого алебастра и желтого шифера.

Глядя на эти пирамиды, кажется, что, Во всем мировом искусстве нет,

быть может, памятника зодчества, в котором великий замысел нашел бы более

точное, более могущественное и в то эре время более лаконичное воплощение.

Трепет восхищения вызывали эти усыпальницы в форме гигантских кристаллов у

древних египтян, и те же чувства испытываем мы сейчас перед ними.

Титаническая мощь, грандиозная геометрическая абстракция, навечно

воплощенная в камне. Дерзновенное утверждение торжества над непостижимостью

смерти. Немеркнущее свидетельство величия человеческого гения, создавшего в

коллективном труде сотен тысяч людей такие громады, они воздвигались во

славу царей, но в них нашла выражение могучая, хотя, быть может, и

бессознательная творческая воля целого народа развитием строительной

техники, с применением свободно стоящих опор возрастают конструктивные

возможности решения) ансамбля и создаются новые формы сооружений —

солнечные храмы фараонов V династии. К числу самых замечательных из них

принадлежит храм Ниусирра в Абидосе. Центральное место в этом ансамбле

отводилось каменному обелиску, служившему главным объектом солярного

культа. Его игла, покрытая золоченой медью, отражала солнечные лучи.

Обелиск, как и весь комплекс храма, включавший открытый двор и крытые

молельни, установлен на возвышении в виде террасы, обнесенной стеной. Он

невелик, но массивен по пропорциям. Внешний вид его символизировал

священный камень Бен-Бен, на который, по преданию, взошло солнце,

родившееся из бездны. Создание формы обелиска принадлежит Древнему царству,

хотя на том этапе обелиски входили только в ансамбль солнечных храмов.

Мы рассмотрели еще один период в развитии искусства Древнего Египта и

видим, что искусство Древнего Царства утвердило главенствующую роль

зодчества. Художественный ансамбль, в котором прочие искусства подчинены

архитектуре, достиг в эту эпоху величия, определившего и в дальнейшем

основные черты всего египетского искусства.

ИСКУССТВО ВРЕМЕНИ СРЕДНЕГО ЦАРСТВА

Двадцать первый век был еще полон напряженной борьбы между номами.

Победителями вышли южные номы, во главе которых стояли правители Фив. Эти

номархи, получив власть над всей страной, образовали XI династию фараонов.

Положение их, однако, было еще сложным: сопротивление со стороны правителей

номов Среднего Египта не прекратилось и после их покорения. Эти номы

благодаря своему выгодному экономическому и географическому положению

получили известную самостоятельность уже в конце Древнего царства и

особенно окрепли в период распада государства. Однако первые цари, фиванцы,

не сочли еще возможным принять для укрепления своего положения столь

решительные меры, к каким прибегли их преемники, перенесшие столицу в центр

непокорных номов. При XI династии столицей остаются Фивы, где и стали

строиться теперь царские гробницы.

Несмотря на тяжелое время, в котором находился Египет, архитектура не

стоит на месте, строятся гробницы, храмы.

Гробницы представляют собой своеобразный компромисс – сочетание

пирамиды с обычной для номарха скальной гробницей.

Мне хотелось бы описать наиболее значительный из подобных памятников –

усыпальницу царя Менхотепа I в Дейр-Эль-Бахри.

По древней традиции к ней из долины вела огражденная каменными стенами

дорога в 1200 м длиной и в 32 м шириной. Главную часть усыпальницы

составлял заупокойный храм, расположенный на террасе, перед которой был

устроен портик; посередине портика пологий подъем вел на вторую террасу,

где находился второй портик, окружавший с трех сторон колонный зал. В

центре зала возвышалась сложенная из каменных глыб пирамида, основанием

которой служила естественная скала. Из западной стены зала был выход в

открытый двор с портиками, за которым находились крытый колонный зал

(гипостиль) и святилище. Часть гипостиля и святилище были вырублены в

скале, а гробница фараона — под колонным залом.

Усыпальница Ментухотепа была выдающимся памятником времени XI династии.

Удачный выбор места и смелое применение увенчанных пирамидой колоннад

позволили зодчему достигнуть гармонического сочетания двухъярусного леса

колонн с бесконечными вертикалями скал, хорошо выделявших ярко сверкавшее

на солнце желтовато-белое здание храма.

На стенах храма были высечены рельефы, по содержанию близкие к

памятникам Древнего царства. Они отличаются той четкостью линий и тонкостью

выполнения, которая выдает уверенную руку большого мастера, прекрасно

овладевшего лучшими традициями мемфисского искусства. Мы знаем и имя

ведущего скульптора, работавшего в храме Ментухотепа, его звали Иртисен.

Это был крупный художник 21 века до н. э., изобретатель особо прочных

инкрустаций, передавший свое искусство сыну, также крупному мастеру,

занявшему должность начальника работ.

На рубеже 21 и 20 веков до н. э. Египтянский престол переходит к новой,

XII династии. К власти приходит Аменемхет I.

В Файюме началось строительство новых ирригационных сооружений.

Время среднего царства справедливо считается одним из наиболее

значительных периодов в истории культуры и искусства Древнего Египта.

Важным моментом явилось возобновление строительства царских гробниц

снова в виде пирамид. Первым начал сооружать свою усыпальницу в виде

пирамиды тот же Аменемхет I, который решился при этом поместить ее уже на

севере, порвав связь с гробницами предков,— шаг достаточно трудный, если

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.