Меню
Поиск



рефераты скачатьКадриорг. Дворцово-Парковый ансамбль 19 века

обеих построек одинаковое число осей, отсутствуют галерея и боковые

павильоны, в отличие от характерного для барокко принципа симметрии

лестничные клетки располагаются рядом с вестибюлем. Вестибюль с колоннами и

дубовая лестница, а также симметричность расположения помещений на основном

этаже по обе стороны парадного зала сближают Кадриорг с Большим дворцом

Петергофа.

По oбычаям того времени помещения, расположенные рядом с парадным залом,

выполняли функции так называемых антикамер или прихожих. Царские покои были

предусмотрены на основном этаже крылa, обра- щенного к морю. Из окон

угловых комнат открывался вид на море и порт. Зал, в котором сейчас

экспонируется живопись Иоханна Кёлера, на строительном плане помечен буквой

«А». По всей вероятности, этот зал должен был стать спальней царя. (Позднее

в этом помещении ночевала Екатерина II во время своего визита в Таллинн в

1764 году). В угловой комнате крыла находилась рабочая комната или кабинет

Петра I, который столяр Брауэр разделил шкафом-перегоpoдкой на две

половины. Дубовые стены в кабинете были украшены резьбой в виде

листьев.Помещение в выступающей части крыла могло испольэоваться как

гардероб.

Одно изменение в проект было внесено из-за Екатерины I: и будучи цари цей

она любила готовить. Поэтому, кроме расположенной в цокольном этаже

просторной кухни с открытым дымоходом, на основном этаже около парадного

зала и парадной лестницы была построена еще одна кухня. В каждом крыле

дворца были и уборные.

Pacпoлoжeнныe по обе стороны от парадного зала помещения были скорее похожи

на комнаты дома бюргера чем на парадные залы. Первоначально они были

значительно более стильными: пол паркетный, узорчатый, из темного и

светлого дуба и клена, стены побелены и размечены для обивки штофом,

филенчатые двери, печи и окна с мелкой расстекловкой в дубовых рамах

оживлялиl плоскость стен. На верхнем, более интимном жилом этаже окна

состояли, как и на основном этаже, из 24 квадратов. Современные окна в

стиле классицизма состоят из 6 и 8 квадратов. Микетти ограничился при

проектировании окон oдинаpными рамами -он был родом из Италии и не мог

предусмотреть суровость северного климата. Окна с двойными рамами были

установлены лишь после того, как Екатерина II простудилась во дворце в 1764

году.

Потолки имели лепные украшения и гладкую поверхность, предназначенную для

плафонных росписей. В главном здании лишь в одной угловой комнате третьего

этажа в крыле, обращенном к морю, уцелел барочный лепной потолок,

разделенный тягами на поля. Следов росписи на потолке не сохранилось,

однако на выпуклых раковинах, на медальонах в форме розы и на тягах имеются

остатки различных красок.

В членении фасадов объединяется стремление к представительности со

свойственной функциональной архитектуре выявленностью структуры

распределения помещений. Различная величина и форма окон, а также

горизонтальные штукатурные тяги маркируют этажность и значимость разных

этажей. В членении фасадов большую роль играют пилястры с сочно

профилированными базами. Их венчают капители из тесаного камня с волютами и

цветочными венками. Пилястры маркируют капитальные стены, которые делят

общую площадь дворца на отдельные помещения.

Центральный ризалит подчеркивает, что именно здесь, где проходит

центральная ось регулярного парка, находятся самые парадные помещения

дворца. Три двери с резными застекленными решетками над ними, лепные

маскароны и балкон создают при входе ощущение праздничности. На

местонахождение парадного зала указывает и овальное окно, когда-то имевшее

богато орнаментированные наличники, а также центральный «разорванный»

фронтон с лиственным навершием. В настоящее время фронтон слишком резко

выдается вверх. Это объясняется утратой опоясывавшей крышу балюстрады.

Деревянная балюстрада была и на балконе. Со временем внeшний вид дворца

лишился также лепных украшений под окнами верхнего этажа, кроме того

изменилась отделка обрамлений окон парадного зала. Пострадали и окна

цокольного этажа, они имеют форму дверей. Но больше всего испортил внешний

вид дворца банкетный 3ал, пpиcтpoeнный к

заднему фасаду в 1934 году архитектором А. Владовским. Банкетный 3ал закрыл

промежуток между выступающими крыльями. Ранее на его месте была только

небольшая полукруглая лестница, по которой из парадного зала проходили

прямо в Цветочный сад.

ВЕСТИБЮЛЬ.

За тремя двyствоpчaтыми дверьми центрального ризалита расположен вестибюль

с полом из шлифованных каменных плит. Потолок покоится на четыpex колоннах

тосканского ордера, четырех трехчетверт- ных колоннах у боковых стен и

пилястрах у продольных стен. Потолок разделен каркасом на поля, которые

членятся штукатурными тягами.

В отличие от решения лecтничных клеток во дворцах Стрельны и Петергофа,

парадная лестница находится не у задней стены Becтибюля, а справа от нее.

Камины в вестибюле более позднего происхождения.

На cтeнe установлена памятная доска с изображением дельфинов и цар ского

герба. На ней высечен латинский текст: «PETHUS PHIMUS DEI GRATIA ROSSIAE

IMPERAТОR AEDIFICAHE SIBI DOMUM HOC LOCO QUOD EST REVALIAE ANNO 1718 JULII»

(Петр I, божьей милоcтью император всероссийский, приказал построить себе

на сем месте дом в Ревеле в июле 1718 года).

На доске есть и инициалы архитекторов, сыгравших особенно существенную роль

в создании дворцово-паркового ансамбля: Arch.: NM (Никколо Микетти),MS

(Михаил Земцов).

Сейчас в вестибюле находятся три скульптуры: копия Венеры Милосской

(изготовил в Риме в 1859 году скульптор Г. Босс) и два льва -копии с работы

скульптора А. Кановы (оригинал находится в Риме в соборе св. Петра).

Скульптуры доставлены в Таллинн с мызы Мууга, принадле жавшей академику

Тимолеону фон Неффу.

Слева от вестибюля было фойе, служившее, вероятно, и гардеробом. В правом

крыле цокольного этажа, напротив лестничной клетки, находилась кухня с

открытым дымоходом и подсобными помещениями.

ПАРAДНЬЙ ЗАЛ.

История строительства.

С того дня, когда Петр I и Н. Микетти определили место закладки парка и

фундамента дворца, до начала отделки, в том числе покрытия штукатуркой

кирпичных стен и создания лепных украшений, прошло 5 лет. В парадном зале

работы начались 8 августа 1723 года. За две недели до этого Петр I закончил

свой очередной, уже 11-й, визит в Таллинн, который оказался последним.И

глав ному архитектору Н. Микетти не довелось увидеть претворенным в жизнь

проект зала. Но отсутствие этих двух людей, определявших ход событий, не

остановило работы «на строительстве дома и огорода Его Императорского

Величества в роще при Ревеле», как отмечалось в посылаемых в Петербург

отчетах. По тpaдиции считается, что Кадриорг назван так но имени Екатерины

I. Но это название появилось в документах лишь в 1740 году: в русских

грамотах -«Екатериненталь», на немецком языке - «Katharinental».

Проект зала не сохранился. Наверное, он в ходе строительныХ работ так

истрепался, что был выброшен. Тем не менее по отчетам о ходе строительства,

которые посылались царю, а позднее Екатерине I, можно получить

исчерпывающее представление о событиях и участии в них отдельных мастеров.

Мастеров, которые на высоком художественном уровне воплощали в мате- риале

плаСТический декор в римском стиле, было несколько.

Весь Кадриоргский ансамбль, как и зал, ставший его художественной вершиной,

является примером успешного творческого сотрудничества худож ников

различных национальностей, в котором главный архитектор сравним с

дирижером.

Одним из главных интерпретаторов идей Н. Микетти, касающихся парадного

зала, следует считать Антонио Квадри, представителя известного итальянского

рода лепных дел мастеров. Раньше он работал по собствен- ным эскизам в

Большом дворце Петергофа, в Эрмитаже и павильоне Марли. Хотя пребывание А.

Квадри в Таллинне было нeпpoдoлжительным (31.VII.1723-6.IX.1724), под его

руководством выполнен тонкий по форме лепной декор на зеркальном своде

потолка: акантовые листья, украшения в форме женских лиц, ряды раковин,

венки с дубовыми листьями, желудями, фруктами, опоясывающие края плафонов.

В то же время А. Квадри изготовил образцы для свинцовых маскаронов

фонтанов. После года плoдотворной работы он вернулся в Петербург .

При реализации круглой пластики Антонио Квадри обратился за помощью к

скульптору Саломону Цельтрехту. С. Цельтрехта нанял подмастерье архитектора

Михаил Земцов, и он приехал из Стокгольма 1 сентября 1723 года. Тогда М.

Земцов был очередным, но истинным руководителем работ в Кадриорге. С 1

января 1724 года до последнего этапа отделки парадного зала за ним следовал

«архитектурный студент» Григорий Небольсин.

Цельтрехт изготовил из глины модели сидящих в балансирующих позах гениев

славы и затем сам выполнил их в материале. Он также сделал из дерева формы

для литья ажурных капителей для пилястров. под руководством С. Цельтрехта

созданы камины с исключительно богатым лепным декором (в 1725-1727 годах).

Пышные камины украшены выпуклыми раковинами и гирляндами, круглыми вазами с

букетами цветов и бюстами

улыбающихся женщин, у которых складки одежды как бы трепещут на ветру.

Каменные детали каминов и кронштейны в боковых стенках балконной двери

вытесал Генрих фон Берген из Риги, работавший в Таллине до начала 1725

года. он, кстати, считался некоторыми искусствоведами основным автором

лепного декора дворца. Но, как доказывают oтчеты периода строительства, на

самом деле он выполнял обязанности скульптopa-кaмeнoтeca.

Уникальность кадриоргских каминов можно ощутить полнее, если вспомнить, что

во дворцах, построенных по приказу Петра I, сохранилось шесть с половиной

художественных каминов, из них два -в Таллине.

Лепные работы в парадном зале выполнял и таллинец Маттиас Зейдтингер. По

уцелевшим платежным ведомостям удалось установить, что он сделал четыре

хорошо исполненных фигуральных тондо. Два из них находятся над оконными

проемами около балконной двери, два -над дверьми, котoрые вели в Цветочный

сад. Мотивом двух последних тондо является «Юстиция» с весами Правосудия и

«похищение Ганимеда». (Согласно античному мифу, прекрасный Ганимед, сын

Тpoянского царя, так понравился Зевсу, что тот, приняв облик орла,

спустился на землю и похитил юношу, чтобы сделать его виночерпием богов на

олимпе).

Рельефные лепные фигуры над открывающимися в Нижний сад Окнами, видимо,

тоже аллегоричны. Так как какие-либо надписи отсутствуют, то остается

предположить, что это «Царь в облике Посейдона» и «Даная». Изображение

мужчины в царском одеянии, который взмахом посоха как бы приводит в

действие фонтан с дельфином, по-видимому, является намеком на самого Петра

I, на его роль в основании парка и фонтанов. Не исключено, что женщина на

четвертом тондо, сидящая в ожидании падающих с неба лучей, должна

напоминать Данаю и явившегося к ней в виде золотого дождя Зевса, намекая на

участие Петра I в судьбе Екатерины I, ставшей из служанки царицей.

Создатель рельефных тондо Маттиас Зейдтингер был умелым организатором. Он

обучал 49 человек штукатурному и лепному делу. В этот состав летом 1723

года входили подмастерье лепных дел мастера-С. Иванов и 9 петербургских

штукатуров, 12 изучающих лепное дело кaмeнoтec, 27 солдат гарнизона. М.

Зейдтингер работал во дворце до начала 1725 годa.

Осенью 1727 года лепные работы в зале подходиди к концу, отделкой

занимались: скульптор С. Цельтрехт, подмастерье лепных дел масте:ра С.

Иванов и 2 петербургских квадратора -Исаак Фокин и Архип Кириллов.

О цветовом решении с 1720-х годов данные не сохранились, но кое-чтo

проясняется, благодаря составленным дворцовым архитектором Жaкoм Брокетом

заказам на ремонтные материалы, неoбxoдимыIe для восстаново- ления дворца,

пострадавшего во время пожара 1745 года. Можно достаточно уверенно

утверждать, что при восстановлении немного закоптелого и осыпавшегося

декора цветовое решение не изменилось, а было лишь обновлено. Наряду с

мелом использовался для этого медный купорос, дающий синий цвет с

зеленоватым оттенком. Судя по полихромии на раскрытых и обновленных в ходе

ремонта 1974 года коронах, в их отделке применялось сусальное золото,а

камни корон были окрашены в синий и кpacный цвета. Позолочены были и

фанфары, нимб из палочек над коронами, лиственные мотивы на раковинах лизен

верхнего пояса стен, возможно, и некоторые мотивы на потолке.

В серый цвет стены окрашены в 1974 году в соответствии с архивными данными

за 183о год, так как более ранние сведения. тогда еще не были найдены.

Новый облик зала отличается от первоначального еще некоторыми деталями:

вместо паркетного был пол из полированных кaмeнных и черно-белых кафельных

плит, застекленные дубовые двери и oконные paмы покрыты олифой, задвижки и

дверные ручки литые латунные и oбтoчeнные.

РОСПИСЬ ПОТОЛКА.

12 января 1723 roдa М. Земцов написал секретарю царя А. Макарову о потолках

следующее: «Которые штукатурною работою уже к совершенству приближаются, а

на потолках праздные места для мaляpной работы оставлены, о кой неизвестно,

как малевать прикажут , хотя господин Микетти Приказал мнe, чтобы на них

малевать гиштоpии Тицита (Тацита -Ю.К.) и Oвида, но мне неведомо, какие

именно и каким образом, аль фрешо (фрески -Ю. К.) или иначе, поэтому

всенижайше пpoшу Вас, моего милостивого господина, представить Его

Императорскому Величеству повелеть, к этой работе к весне маляры надобны, а

из здешних невозможно получить, или за весьма высокую оплату Фика, и на что

я ожидаю милостливой резолюции».

«Милостивая резолюция» царя последовала 20 июня. Петр I приказал

Адмиралтейству отдать в распоряжение М, Земцова корабль для поездки в

Хельсинки и Стокгольм, чтобы найти там живописцев.

М. Земцову удалось нанять в Cтокгoльмe скульптора Саломона Цельтрехта, но

пришлось вернуться без живописцев. Таллинского портретиста Иoraннa Хейнриха

Фикa для работ в парадном зале не наняли, хотя он и осуществил Becной 1721

roдa рocпиcь пяти потолков во флиreлe, обращенном к морю.

С восшествием на престол Екатерины I летний дворец, расположенный вдали от

двора, предавался все большему забвению. Есть основания полагaть, что

потолки дворца весной 1746 roдa еще не были расписаны. Дворцовый архитектор

Жак Брокет отмечал в ремонтной смете 1745 roдa, что необ- ходимо поправить

росписи во флиreляx, но ни слова не roвоpит о росписях потолка в парадном

зале. А ведь во время пожара 1745 roдa они могли покрыться копотью и

нуждаться в обновлении.

Ж. Брокет намеревался нанять в 1746 roдy для росписи дворцовых потолков

Taллиннского художника Лондицepa-млaдшero. На это было получено разрешение

Канцелярии от строений Пeтeрбypra.

С ремонтом пришлось поторопиться, потому что летом 1746 года

Таллиннпосетила императрица Елизавета Петровна с престолонаследником Петром

III и его супругой, будущей императрицей Екатериной II.Гостей принимали в

установленном перед дворцом большом шатре и в пapaдном зале. Дворец вновь

стал жилым.

За неимением точных сведений,остается только предположить, что 5 плафонов

на потолке пapaдногo зала созданы в 1746 roдy. Художественный уровень

исполнения плафонных росписей значительно ниже уровня мастерски созданного

лепного декора, особенно ввиду тяжеловесности изображенных фигур. Но

следует, однако, учитывать, что плафоны искажает потемневший лак и более

поздние наслоения, которые усиливают сход ство плафонов с картинами,

написанными маслом. Хотя плафонам и недостает прозрачности и грациозности,

они успешно выполняют свою декоративную функцию в общем пространстве

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.