Меню
Поиск



рефераты скачатьИеронимус Босх

рукой мрачный и горький оттенок.

Он часто изображает Христа среди толпы, плотно заполняя пространство

вокруг него злобными торжествующими физиономиями. Так «Несение Креста»

отличает щемящее холодная интенсивность цвета. И лишь на лице Христа – его

голова опущена, как бы прижата точкой пересечения диагоналей - теплые,

человеческие оттенки, живой румянец. Но только цвет и выделяет его. Ибо

черты сходственны у всех.

Гротескные образы, порожденные его воображением, имеют

предшественников в средневековых иллюстрированных рукописях; они явным

образом несут в себе некий моральный урок, но в равной степени эти странные

формы - свидетельства сугубо индивидуального внутреннего мира.

Периоды его творчества

Ранний Период

Босх не датировал своих произведений, так что их хронологию строят на

основании стилистического анализа или определяют приблизительно основные

вехи его творчества.

Ранние его работы не лишены оттенка примитивности, но уже в них

странно сочетаются острое и тревожное ощущение жизни природы с холодной

гротескностью в изображении людей.

К раннему периоду (примерно 1475—80-е) относят «Извлечение камня

глупости» и «Семь смертных грехов». Это лукавые притчи о смысле жизни,

равно как и философские размышления об исконных принципах мироустройства

(возможно, именно поэтому художник обращается к круглому формату

центральных композиций, как бы намекая на вселенскую значимость

изображаемых сцен). Первая из картин, которая кажется юмористическим

бытовым жанром, на деле оказывается сложной аллегорией, о точном сюжете

которой до сих пор спорят ученые (что характерно, впрочем, для

исследовательского восприятия почти всех произведений Босха); удаление

«камня глупости» из головы некоего деревенского простака представляет собой

не просто примитивную знахарскую операцию вроде среза болезненного нароста,

но являет попытку магико-мистического преобразования человеческой природы,

попытку, которую в равной мере можно воспринять и как сатирическую

насмешку, и как неортодоксальный, возможно, алхимический символ. Здесь

впервые появляется написанный с необычайной живописной свежестью далекий

панорамный пейзаж, который с тех пор становится одной из характернейших

примет произведений Босха.

Картина «Семь смертных грехов» изначально представляла собой крышку

стола. В семи секторах центральной круглой композиции мы видим живые

сценки, демонстрирующие разные грехи — Гордыню, Скупость, Похоть, Гнев,

Обжорство, Зависть, Уныние, по углам же представлены «четыре последние

вещи», т. е. пределы человеческого бытия: Ад, Рай, Страшный Суд, Смерть. В

самом центре круга, как бы в зрачке глаза — Христос Страстотерпец, здесь же

сделана надпись: «Берегись, берегись, Бог видит».

Босх находит для каждого из грехов пример из жизни, хорошо понятный

зрителю: гнев иллюстрируется сценой пьяной драки; зависть предстаёт в виде

лавочника, злобно поглядывающего в сторону соседа; корыстолюбие воплощает в

себе судья, берущий взятку. Художник показывает, как идут к своей погибели

самые обыкновенные люди, погруженные в каждодневную суету; сцены привычных,

будничных злодейств движутся по нескончаемому кругу, как пестрая, нелепая,

жалкая карусель.

Таким образом, в весьма небольшом произведении контрастно сведено великое и

малое, бытовые анекдоты вправлены в космически-всеохватную систему.

Зрелый Период

В зрелых работах Босха мир безграничен, но его пространственность иная

– менее стремительная. Воздух кажется прозрачнее и сырее. Босх все

настойчивее думает о людях. Он старается найти адекватное выражение их

жизни.

Начало зрелого периода творчества (1485-10) отмечено созданием

алтарного образа «Святой Иоанн Богослов на острове Патмос.

В картине «Святой Иоанн Богослов на острове Патмос» (1486-1490)

апостолу досаждает дьявол. Орел (типичный символ евангелиста Иоанна) зорко

охраняет своего хозяина. Тема конца света (Откровение Иоанна Богослова) -

заключительная часть Нового завета, содержащая описание конца света)

сведена здесь к минимуму; о грядущей катастрофе напоминают лишь ангел,

указывающий святому на небесное знамение, да горящий корабль на глади

залива.

Нежный профиль молодого Иоанна рисуется на фоне округлой горы, на

вершине которой возвышается серебристо-голубая фигура ангела с

распростертыми крыльями, диктующего текст Евангелия. В картине как бы зримо

ощущаются тона звучащего божественного слова, чему способствует

поразительно красивый пейзаж с извилистым морским заливом, напоминающим

широко разлившуюся реку. И вдруг среди этой умиротворенной природы, по

соседству с одухотворенным образом Евангелиста зритель видит в уголке какое-

то странное существо — полуптицу-полунасекомое с человеческой головой. И

хотя этот бес способен лишь на мелкие пакости, достойные проказника из

начальной школы: он задумал стащить письменный прибор святого, лежащий

рядом с ним на земле, это мелкое пакостное создание — предвестие тех

многочисленных чудищ, которые заполонят кар тины Босха более поздней стадии

зрелого периода. В основном это монументальные триптихи — «Страшный Суд»,

«Сад земных наслаждений».

Именно подобные картины сделали особенно популярным имя Босха в наше

время, часто усматривающего в нем далекого предтечу сюрреализма. Наряду с

религиозными сюжетами на створках, решенными относительно традиционно (Рай

с сотворением человека, Ад с его наказанием), в главных частях триптихов

появляются многочисленные фантастические гротески. Эпизоды, полные красоты

и поэзии, соседствуют со сценами насилия, жестокости и порока, а фигуры

людей перемежаются со всякого рода чертовщиной и монструозными гибридными

образованиями, искусно составленными из частей животных, растений,

минералов и рукотворных предметов. Композиции Босха, особенно такие как

«Страшный суд», «Сад земных наслаждений», «Воз сена» подобны каким-то

невероятным алхимическим лабораториям, полным роящихся метаморфоз.

Фольклор, алхимические и астрологические поверья, позднесредневековая

мистика, подготовившая Реформацию, соседствуют тут причудливо и

парадоксально, однако явственно проступают и новые, ренессансные идеалы:

они видны и в общем панорамическом охвате прекрасного в основе своей

мироздания, и в том центральном положении, которое занимает здесь пытливая

человеческая мысль, для тренировки и воспитания которой и сооружены все эти

пугающе-прельстительные лабиринты (подлинным олицетворением героической

мысли выступает св. Антоний в лиссабонском триптихе — маленькая фигурка

святого, посрамившего зло в серии смертоносных искушений, занимает

центральное положение в триптихе, будучи средоточием разума среди

инфернальных страшилищ).

Уже зрелым Босх создал «Воз сена» - трёхстворчатый алтарь,

предназначенный скорее для раздумий, чем для молитвы. Выбор сюжета Босху

подсказала старая нидерландская пословица: «Мир — стог сена, и каждый

старается ухватить с него сколько может». Среди мирного и вполне реального

пейзажа разворачивается совершенно бессмысленная жизнь людей, гонимых

жаждой наживы и удовольствий. Все человечество оказывается во власти злых

сил, и за повозкой с сеном спешат не только простые люди.

В этом алтаре обнаженное чувство реальности сплавляется с

аллегоричностью. Люди на виду целуются и музицируют между ангелом и каким

то дьявольским созданием; фантастические существа влекут повозку, а за ней

радостно и покорно следуют папа, император, простые люди: забегают вперед,

мечутся между колесами и гибнут, раздавленные. Пейзаж же вдали не

фантастический и не баснословный. А надо всем – на облаке – маленький,

воздевший руки Христос.

Повествование открывается сценой битвы на небесах и низвержения

восставших ангелов (в верхней части левой створки). Ниже зритель видит

райский сад, а также сцены

сотворения Евы, грехопадения, изгнания Адама и Евы из рая.

Центральная часть триптиха изображает земной мир. Середину композиции

занимает огромный воз, нагруженный сеном. На языке пословицы, которую

обыгрывает Босх, сено означает недолговечные соблазны мира: власть,

богатство, почести, наслаждения. В гибельную погоню за сеном вовлекаются

представители всех сословий: в толпе среди одежд простолюдинов мелькают

шлемы воинов, мантии ученых, щегольские наряды знати, короны, папская

тиара; развеваются стяги германского императора и французского короля;

монахини под бдительным надзором дородной аббатисы деловито набивают сеном

мешок, видимо рассчитывая употребить это добро на пользу Святой Церкви. Воз

с сеном движется словно триумфальная колесница мирской суеты. Его колеса

безжалостно давят застигнутых врасплох неудачников, а на возу расположилась

компания беспечных баловней судьбы: достигшие предела своих желаний, они не

замечают что в воз на котором они так уютно устроились впряжены мерзкие

страшилища с рыбьими, жабьими, крысиными мордами. Эта нечисть увлекает воз,

а с ним и всю толпу прямо в ад, изображенный на правой стороне триптиха.

Внешние поверхности боковых алтарных створок представляют скромную,

почти будничную сцену: устало бредёт по дороге истощённый оборванный

странник. (Для современников Босха дорога была символом земной жизни.) На

каждом шагу он видит зримые приметы торжествующего зла: шелудивая собачонка

злобно рычит на него; вороньё кружит над падалью; в глубине изображения —

разбойники обшаривают прохожего; на холме вдали совершается казнь. И тут

же, не обращая на всё это ни малейшего внимания, пара беззаботных поселян

лихо отплясывает под аккомпанемент волынки...

Раскрытый алтарь являет зрителю тот же образ грешного мира, но уже в

развёрнутом и углублённом виде. Тема дороги-жизни и здесь сохраняет своё

значение, но теперь Босх рисует весь путь земной истории — от зарождения

мирового зла (когда сатана поднял бунт против Бога) до конца земного мира.

Замысел «Воза сена» глубже и шире обыденного смысла пословицы: сквозь

ярмарочную суету здесь проступает гармоничный лик мира. Фоном для сцены

дележа сена служит прекрасная долина: величавый покой природы

противопоставлен шумной и бесплодной суете людей. Зритель, первоначально

сбитый с толку пестрым зрелищем первого плана, с трудом различает в пустых

небесах одинокую фигуру Христа. Воз, переполненный сеном, бесцеремонно

оспаривает у Христа центральную роль в композиции. Кажется, перевес на

стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции. Но эта

победа иллюзорна: еще миг – воз сдвинется, и адское пламя в одно мгновение

испепелит его вместе с грузом, тогда как его соперник (Христос)

неуничтожим. Изображение Христа подлинный центр картины.

Ничего конкретного не было сказано про картину «Алтарь Св. Антония».

Но тщательно, детально изучив творчество Босха я пришла к выводу, что эта

серия картин относится к зрелому периоду. Так как для него характерна

ужасающая монструозность, в то время, как в поздний период своего

творчество Босх обращался больше к картинам из реальной жизни.

Это один из его любимых сюжетов — «Искушение святого Антония», где

отшельника осаждают дьяволы. Босх населял свои картины легионами маленьких

ползающих, страховидных тварей, у которых самым невероятным образом сращены

части пресмыкающихся, ракообразных, чешуйчатых, панцирных, жаберных и

невесть каких существ с добавлением еще растительных и неорганических

элементов: обломки кувшинов, щиты, шлемы, иглы. Совсем жутко становится,

когда у этих монстров замечаешь и человеческие части тела. Вся эта

кунсткамера бесов, диковинных «пузырей земли» значительно отличается от

средневековых химер: те были величавее и далеко не так зловещи.

«Алтарь Святого Антония» посвящен святому отшельнику, жившему в 3-4

веке в Египте. Антоний почитался как защитник от пожаров и врачеватель

болезней. Житие святого рассказывает о том, что в начале своего

подвижничества Антоний неоднократно был искушаем бесами.

Действительность предстает сплошным кошмаром, теряется различие между

живым и неживым, тело ведьмы превращается в ствол трухлявого дерева, из

глиняного кувшина вырастают конские ноги, ощипанный гусь жадно пьет,

опустив в воду безголовую шею, холм оказывается великаном, стоящим на

четвереньках, а птица или рыба — летательной машиной или лодкой.

В центре композиции — коленопреклоненный Антоний с приподнятой в

благословении рукой. Антоний не ведает страха, его вера тверда и крепка. Он

знает, что эти монстры, лишённые внутренней силы, не смогут одолеть его.

Спокойное и строгое лицо Антония обращено к зрителю. Он как бы говорит ему:

«Не бойся». Босх, как никто другой, смог выразить безосновательность

мирового зла: сверху яркая, устрашающая раскраска, а под ней ничего нет.

Прямо перед отшельником возвышается полуразрушенная башня, в глубине

которой, у подножия креста, виднеется фигура Христа. Она почти незаметна,

но это — смысловой центр триптиха: на Христа смотрели с надеждой и верой

все, кто молился перед этим алтарём. Среди призраков и кошмаров, в самом

аду Спаситель не оставляет верующих в Него. Он сообщает Антонию спокойную

убеждённость в постоянстве добра, святой же передаёт её зрителю.

«Страшный суд» - одна из самых больших по размерам работа Босха и одна

из самых законченных и откровенных по содержанию. Сюжет не нуждается в

пояснениях. Каждый современник Босха, будь то доверчивый безграмотный

крестьянин или образованный бюргер, вероятно, понял бы значение почти всех

деталей и безоговорочно принял на веру главную идею, некоторые образы по

своей новизне, наверное, показались бы ему чересчур пугающими и гнетущими.

На эту тему было создано немало картин, отличающихся большой силой

художественного воздействия, но ни один художник, ни до, ни после Босха не

обладал такой творческой энергией и способностью воплощать пугающее

неведомое в столь фантастические образы. Это особенно видно по изображению

обитателей преисподней. Если современники Босха полагали, что художник

воочию видел этих чудовищ из Ада, а затем точно изобразил их (а в

Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они,

несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. На

картине неоднократно показаны все смертные грехи; очень много эротической

символики.

Самое известное и загадочное из произведений Босха — Триптих «Сад

наслаждений» был создан в начале XVI столетия. В 1593 г. его приобрёл

испанский король Филипп II. Картина относится к концу зрелого периода

творчества Босха.

Босх взял за основу традиционный для Нидерландов того времени тип

трёхстворчатого алтаря и использовал ряд канонических тем (сотворение мира,

рай, ад). Однако результатом его работы стало произведение глубоко

оригинальное, не имеющее аналогий в искусстве предшественников и

современников мастера.

Размеры триптиха довольно велики (центральная его часть — 220 Х 195

см, боковые створки — 200 Х 97 см каждая), и зритель, приближаясь к нему,

как бы погружается с головой в этот причудливый многокрасочный мир,

стараясь постичь тайный смысл, заключённый в его хаосе. Отдельные фигуры и

сиены объединены не внутренней логикой повествования — между ними

существуют символические связи, смысл которых приходится искать за

пределами изображённого на картине пространства.

Босх создал странное, фантасмагорическое зрелище – «Сад Земных

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.