Меню
Поиск



рефераты скачатьИеронимус Босх

Иеронимус Босх

Нижегородская Городская Педагогическая Гимназия

[pic]

Работу Выполнила:

______________________________

Научный руководитель:

______________________________

Нижний Новгород 2002 год

План

1. Вступление

2. Эпоха

3. Биография

4. Периоды творчества и обзоры произведений

- Ранний Период

- Зрелый Период

- Поздний Период

5. Заключение

6. Иллюстрации (Сад Наслаждений, Блудный сын, Страшный суд, Воз сена,

Семь смертных грехов, Операция по извлечению камня глупости, Корабль

дураков)

Вступление

В нидерландском искусстве конца 15 века утрата человеческой

значительности не меняла иерархии ценностей, соотношения человека и

природы: измельчанию человека соответствовало и измельчание восприятия

вселенной. В искусстве Босха вопрос о соотношении человека и мира получил

принципиально новое решение.

В его живописи фантастическое искусство, становясь индивидуальным,

переходит в некое новое качество, переступает черту, отмечающую конец

коллективного творчества, господствовавшего на протяжении Средних веков.

Искусство Босха отражало кризисные настроения, захватившие

нидерландское общество в условиях нарастания социальных конфликтов конца 15

века.

Творческие интересы Босха были разнообразны: плодовитый живописец (два

десятка сохранившихся до наших дней произведений - лишь часть созданного

им), он занимался и росписью цветных стекол, делал церковную утварь. Босх

жил и работал в провинциальной среде, вдали от развитых художественных

центров. И во многих отношениях он мыслил традиционными средневековыми

понятиями. Подобно средневековым художникам, он стремился дать

всеобъемлющую картину мира. Черпая вдохновение в бестиарии, порожденном

народным воображением, Босх вносил в создаваемые образы свой личный

неповторимый отпечаток.

Эпоха

Эпоха Возрождения – очень важный этап развития европейской культуры.

Хронологически входящее в средневековую историю европейских народов,

возникшее в недрах феодальной культуры, Возрождение открывает принципиально

новую культурную эпоху, знаменуя собой начало борьбы буржуазии за

господство в обществе.

На этой ранней стадии развития буржуазная идеология была идеологией

прогрессивной и отражала интересы не только самой буржуазии, но и всех

других классов и сословий, находившихся в подчинении изживающей себя

феодальной структуры отношений.

Формирование буржуазной идеологии в эпоху Возрождения характеризуется

ориентацией на материалистическое истолкование законов природы (принцип

природосообразности»), антропоцентризмом (человек рассматривается как венец

Природы), рационализмом (человек познает окружающий мир и самого себя

благодаря Разуму, что отличает его от всех остальных земных существ и

приближает к Богу, чьим подобием на земле человек и является).

Возникновение буржуазной идеологии приводит к постепенному разрушению

средневековой концепции мира и человека, устанавливавшей непосредственную

иерархическую связь не только между людьми, но и между человеком и всем

сущим (концепция отношений «от камня до Бога»).

В то же время эпоха Возрождения – это период разгула Инквизиции,

раскола католической церкви, жестоких войн и народных восстаний,

происходивших на фоне формирования буржуазного индивидуализма. Это – совсем

не период безоблачного торжества человечности над схоластической косностью,

как иногда представляют себе время, деятели которого получили гордое имя

гуманистов.

Религиозная жизнь Ренессанса по своей обширности необозрима, подобно

точной науке, хронологически связанной с Возрождением, и в религии

совершается колоссальный переворот. Раньше церковь мыслилась как некоторого

рода таинственный коллективный организм, в котором каждый его член имеет

самое непосредственное общение с Христом. Теперь же все таинства обряда

были отменены, а церковь превратилась в молитвенный дом, где уже ничего не

оставалось, кроме пения молитв и слушания проповедей. Быть членом такого

коллектива молящихся вне всякой церковной иерархии, которая производила

себя от самих апостолов; и вне всяких таинств и обрядов, в которых

непосредственно присутствовал сам Христос.

Культура Нидерландов была плотью от плоти средних веков, плотью эпохи

Возрождения. В конце 15 века Нидерланды значительно богатеют. Это

привлекает к ним опасное внимание соседних стран. Феодалы соседей стремятся

завладеть страной. Жизнь становится лихорадочной и напряженной.

Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые,

грозные времена. Маленькая, но богатая страна, ранее входившая в состав

самостоятельного герцогства Бургундского, теперь перешла во владение хищных

Габсбургов. Чем больше процветал Антверпен — международный порт, «цветок

моря», тем бесцеремоннее грабили его испанские монархи, черпая здесь

львиную долю своих мировых доходов. В Нидерландах распоряжалась, как дома,

свирепая испанская инквизиция; позже, при Филиппе II, был установлен

террористический режим герцога Альбы. Повсюду воздвигались виселицы, пылали

целые селения, кровавые пиршества довершала эпидемия чумы. Отчаявшиеся люди

хватались за призраки — появлялись мистические учения, изуверские секты,

занятия колдовством, за которые церковь преследовала и казнила еще больше.

На протяжении целого столетия в Нидерландах накипало возмущение, вылившееся

затем в революцию.

В городах пылают костры, заседают трибуналы инквизиторов, сжигают

ведьм, колдунов и еретиков. И это страшное, напряженное время нашло своего

художника, одного из самых странных и загадочных мастеров – Иеронимуса ван

Айкена, более известного как Иеронимус Босх.

Краткая Биография

Если принять за доказанную истину, что он родился в 1450 году, то в

прошедшем, 2000-м, можно было бы справлять юбилей - 550-летие со дня

прихода в этот мир одного из наиболее загадочных художников всех времен

Иеронимуса Босха. Но дата его рождения установлена лишь приблизительно

(некоторые источники называют 1453 год).

О Босхе известно очень мало. Известно, что он выбрал себе имя из названия

голландского города Гертогенбосх, рядом с Антверпеном.

Он жил в стороне от главных художественных центров Нидерландов, что

несомненно повлияло на его творчество. Босх родился и провел почти всю

жизнь в городе Гертогенбосхе в Северном Брабанте. Первые уроки ремесла он

получил от деда и отца, профессиональных живописцев. Затем он

совершенствовался в искусстве, обучаясь в нидерландских городах Гаарлеме и

Делфте. В 1480 г. он вернулся в Хертогенбес уже мастером-живописцем. В

следующем году женился на одной из самых богатых невест в городе – госпоже

ван дер Меервен. С этого времени художник получил возможность работать для

себя самого, но ему доводилось выполнять и традиционные заказы.

Дошедшие до нас документы упоминают о Босхе как об исполнителе

живописных работ для городского собора св. Иоанна и члене религиозного

"Братства Девы Марии". В конце жизни он выполнял заказы для бургундского

двора, что говорит о его признании современниками. Он был известен как

эксцентричный художник, пишущий картины на религиозные мотивы с особым

акцентом на мучения ада. Работы художника еще при его жизни находились в

коллекциях дворянских фамилий Нидерландов, Австрии и Испании. Ни одна из

картин Босха не датирована, хотя многие работы подписаны.

Он умер в 1516 году, а в 17-м веке о нем забыли, казалось, навсегда.

И только наш век открыл его имя заново.

Особенности его творчества.

Творчество Босха стало предметом многочисленных исследований и

толкований, порой взаимоисключающих. Некоторые считают, что Босх просто

обладал болезненным воображением и был, так сказать, декадентом XV века.

Для понимания его образов ученые обращались к фольклору, астрологии и

алхимии, к жанру средневековых театрально-религиозных мистерий и даже к

психоанализу. Произведения его полны причудливых фантастических существ,

диковинных монстров, которые усложняют смысл изображенного, порождая

множественность интерпретаций; но у него же встречаются и образы

удивительной лирической красоты. Искусство Босха порождено кризисным

временем, когда претерпевала крах вся система средневековых нравственных

ценностей, выдвигались идеи реформирования церкви, рождались новые научные

концепции мироздания. «Осень Средневековья» причудливо соединилась в

творчестве Босха с чертами Возрождения.

На его работы повлиял фламандский стиль живописи. Но художественная

манера Босха очень отличается от существовавших в то время традиций. Если

фламандские художники создавали мир безмятежности и действительности, то

мир Босха - это мир ужаса и фантазии. Живопись Босха проникнута глубоким

пессимизмом и обличает пороки безвольного, погрязшего в грехах

человечества. Его стиль уникален, а его незабываемо яркий символизм и в

наши дни не имеет себе равных. Экспрессивность образов Босха, его бытовая

зоркость, склонность к гротеску и сарказму в изображении человеческого рода

определили впечатляющую силу его произведений, отличающихся утонченностью и

совершенством живописного исполнения.

В отличие от средневековой традиции, небесное, земное и адское у

художника теснейшим образом переплетается. Порождения зла проникают всюду.

Художник Ренессанса, Босх вносит свой неповторимый вклад в происходивший

тогда процесс открытия земного мира и человека. Художники до него мир

представляли царством гармонии, порядка и красоты. Босх же, изображая то,

что прежде считалось недостойным изображения, внес в опознание мира скепсис

и отрицание. Босх наблюдал природу, может быть, острее и зорче других, но

не находил в ней ни гармонии, ни совершенства. Почему и зачем мир кишит

столькими странными созданиями? Почему человек, венец природы, так же, как

они, обречен смерти и тлену, почему он слаб и жалок, почему он мучает

других, мучает себя и непрерывно подвергается мучениям?

Уже одно то, что Босх задается такими вопросами, говорит о разбуженной

пытливости - явлении, сопутствующем гуманизму. Гуманизм ведь не означает

только славословия всему человеческому. Он означает и стремление проникнуть

в суть вещей, разгадать загадки мироздания. У Босха это стремление

окрашивалось в мрачные тона, но само по себе оно все же было симптомом той

самой умственной жажды, которая побуждала Леонардо да Винчи исследовать все

и вся. Могучий, светлый интеллект Леонардо воспринимал мир целостно, ощущал

в нем единство. В сознании Босха мир отражался раздробленно, разбитым на

тысячи осколков, которые вступают в непостижимые и прихотливые соединения

жизни и смерти.

Он стоял на пороге XVI века, а это была эпоха, заставляющая

мучительно размышлять. Босха, по-видимому, одолевали раздумья о живучести и

вездесущности мирового зла, которое, как пиявка, присасывается ко всему

живому, о вечном круговороте жизни и смерти, о непонятной расточительности

природы, которая повсюду сеет личинки и зародыши жизни — и на земле, и под

землей, и в гнилом стоячем болоте.

Однако Босх в своих работах не столько средневековый моралист,

сколько художник, соперничающий с Творцом в поиске новых форм, "никогда

прежде не существовавших и не представляемых", как впоследствии определит

их Дюрер, описывая плоды деятельности творческого гения".

Босх населял свои картины легионами маленьких ползающих, страховидных

тварей, у которых самым невероятным образом сращены части пресмыкающихся,

ракообразных, чешуйчатых, панцирных, жаберных и невесть каких существ с

добавлением еще растительных и неорганических элементов: обломки кувшинов,

щиты, шлемы, иглы. Совсем жутко становится, когда у этих монстров замечаешь

и человеческие части тела.

В его картинах монструозность множественна, протеистична, но она не

покрывает собой всего живого царства. В отличие от Левиафана или дракона,

которые конденсируют всю чудовищность на свете в едином образе, монстры

Босха, выползающие из каждого укромного уголка, из каждой щели и трещины,

искусно перемежаются с существами, которых мы, несколько поколебавшись, все

же можем назвать нормальными. Например, в чем - в мире живописи Босха -

заключается различие между отрубленной головой казненного человека и

изначально лишенной тела головы, прогуливающейся рядом с первой? В чем

различие между сном, фантазией - и реальностью?

Наше сознание не создает монстров из ничего, оно заимствует их формы из

действительности, чудовищность заключена не в самих формах, но в

несочетаемости нескольких соединенных вместе форм (двуногая крысо-рыба,

например).

Уолтер Бозинг пишет: "Любовь к монструозному, столь свойственная

Босху, была широко распространена в его время, когда люди были зачарованы

всякими гротесковыми, неестественными формами.

Босх приходит к утверждению мрачного, иррационального и низменного

образа жизни. Он не только выражает это мировосприятие, свое чувство жизни,

но дает ей морально-этическую оценку.

Однако было бы неверное думать, что Босх тяготеет к методу

аллегорических уподоблений. Напротив, он стремится к тому, чтобы его идеи

воплощались в самом художественном решении, чтобы они возникали перед

зрителями не как зашифрованная пословица или притча, но как обобщающий

безусловный образ жизни. С незнакомой средневековой изощренностью фантазии

Босха населяют свои картины созданиями, причудливо сочетающими разные

животные формы или животные формы с предметами неодушевленного мира, ставит

их в заведомо невероятные отношения.

Небо окрашивается красным, в воздухе проносятся птицы, оснащенные

парусами, чудовищные твари ползают по лику земли. Разевают пасти рыбы с

конскими ногами, и с ними соседствуют крысы, несущие на спинах оживающие

деревянные коряги, из которых вылупливаются люди. Лошадиный круп

оборачивается гигантским кувшином, и на тонких голых ногах, куда то

крадется хвостатая голова. Все ползает и все наделено острыми, царапающими

формами. И все заражено энергией: каждое существо – маленькое, лживое,

цепкое – охвачено злобным и торопливым движением.

Босх придает этим фантасмагорическим сценам величающую

убедительность. Он открывается в изображении действия, развертывающегося на

переднем плане, и распространяет его на весь мир. Он сообщает своим много

фигурным драматическим феериям жуткий в своей всеобщности оттенок. Иногда

он вводит в картину инсценировку пословицы – но в ней не остается юмора.

Особенно изысканно позднесредневековое наследие и ренессансное

художественное мировоззрение сопрягаются в триптихе «Сад земных

наслаждений».

В его искусстве возникают сатирические даже саркастические

изображения рода человеческого. «Операция по извлечению камня глупости» -

операцию делает монах, и здесь сквозит злая усмешка над духовенством. Но

тот, кому делают операцию, пристально смотрит на зрителя. Этот взгляд и нас

делает сопричастными действию.

В творчестве Босха нарастает сарказм, он представляет людей пассажирами

корабля дураков. Он обращается к народному юмору – и тот обретает под его

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.