сторонам проезжей арки с обеих сторон имелись ложные декоративные арки, за
которыми располагались хозяйственные помещения и лестница на второй этаж.
Ворота оканчивались прямоугольной горизонтальной площадкой, на которой, как
на платформе, была возведена церковь Михаила Архангела. Она представляет
собой квадратную бесстолпную постройку, перекрытую сомкнутым сводом, с
одной пятигранной апсидой и восьмигранным глухим барабаном. Церковь
занимает гораздо меньшую площадь, чем основание, на которое она поставлена.
Вокруг нее — свободное пространство, ограниченное с севера и юга торцовыми
стенами смежных корпусов, а с запада — высоким парапетом, прорезанным
тринадцатью окнами с арочными перемычками. Эта своеобразная галерея на
восточной стороне оканчивается двумя небольшими надстройками, появившимися
позднее — в конце XVIII—XIX веке. Судя по поздним карнизам, потолку и крыше
над галереей, которые закрывают древний декор на стенах церкви,
первоначально площадка была открытой.
Переделкам подвергалась и сама церковь. Пятигранная апсида в древности
была покрыта не полукуполом, а высоким деревянным шатром, отпечатки
которого и теперь хорошо прослеживаются на восточной стене здания. К
позднему времени относится и барабан с восьмигранным куполом, круглой
шейкой и главкой. Центральный барабан был первоначально круглым, гораздо
меньших размеров, световой. О нем можно судить по отверстию в сомкнутом
своде, теперь заделанному сверху. По углам располагались еще четыре глухих
барабана — церковь первоначально была пятиглавой. Главы и украшавшие их
основания деревянные кокошники были покрыты лемехом, а центральный барабан
и глава были расписаны. Для приспособления помещений к различным нуждам
устраивались перегородки, новые двери и лестницы. Высокое пространство
церкви перегорожено деревянным перекрытием на два яруса ниже деревянных
хоров. Внутристенная лестница, ведущая на эти хоры по северной и западным
стенам, закрыта. Многие окна галереи и самой церкви также заложены.
В отличие от предыдущих построек фасады Михаило-Архангельской церкви и
ворот богато и равномерно декорированы. Мотивы декора традиционны:
вертикальные жгуты-валики, прямоугольные, сильно вытянутые по высоте, и
квадратные нишки, обрамления вокруг арок, широкий фриз из поясков,
поребрика и «сухариков». Все вместе они образуют каменное кружево на фоне
белоснежных стен. На западном фасаде декор был поврежден в XIX веке.
Живописцы-ремесленники изобразили над аркой сцену из жизни Иверского
монастыря — перевозку «мощей» в новую обитель.
Вслед за надвратной церковью Михаила Архангела (к северу от нее), и,
вероятно, на месте прежней деревянной, появилась большая каменная башня,
имевшая несколько названий — Михайловская, Патриаршая, Никоновская
(1685—1689 гг.). Достраивалась она в конце 80-х годов XVII века. В 1698
году башню назвали Михайловской (по имени надвратной церкви, сооруженной по
соседству).
Здание Михайловской башни во многом примечательно. Снаружи она имеет
размеры 11,5Х13,5 метра и высоту 17 метров. До недавнего времени башня
завершалась высоким восьмигранным шпилем, достигавшим почти 30 метров.
Общая ее высота, таким образом, составляла 46 метров. Деревянные
конструкции шпиля к 1960-м годам прогнили, и шпиль пришлось удалить.
В декорировке фасадов башни много общего с колокольней, Настоятельским
корпусом и надвратной церковью Михаила Архангела. Особенно характерен
декоративный фриз из поясков, колонок и нишек, расположенный несколько выше
середины башни и прорезанный в отдельных местах свободно расставленными
окнами. Этот прием напоминает обработку фасадов Настоятельского корпуса. Но
декор башни более скупой. Обширные верхние и нижние плоскости стен лишь кое-
где прорезают небольшие узкие окна, напоминающие бойницы.
Михайловская башня лишь на первый взгляд производит впечатление
крепостного сооружения. На самом деле ее «бойницы» — обыкновенные оконные и
дверные проемы. Башня несколько раз перестраивалась. Некоторые переделки и
ремонты были вызваны появившимися в стенах огромными вертикальными
трещинами, что объяснялось слабыми, насыщенными водой грунтами под ее
основанием, фундамент же башни неглубок. Сложенный из круглых камней-
валунов насухо, то есть без раствора, он стал оседать, и башня раскололась
надвое.
В 1960—1961 годах башня была укреплена железобетонными и металлическими
связями и отремонтирована.
Между надвратной церковью и Михайловской башней вплотную к ним
располагается двухэтажный каменный корпус казначейских келий, построенный в
1686—1688 годах. В начале XIX века корпус назывался Братским, а к середине
XIX века — Гостиным, по-видимому, в соответствии с изменившимся
назначением.
В северной части кельи примыкают к южной стене башни и поэтому не имеют
собственной стены. Более Тога, здание корпуса закрыло многие элементы
декора на фасаде башни.
Все три постройки объединены общим замыслом. Над воротами во втором ярусе
оставлен проем, через который можно было попасть на чердак корпуса. Такой
же проем сразу же был сделан и в башне, на третьем ярусе. Когда появился
корпус, по его чердаку прошел специальный коридор (переход), соединивший
церковь с башней.
Корпус казначейских келий представляет собой двухэтажное каменное здание
с толстыми стенами и сводчатыми помещениями. Оно претерпело большие
переделки, особенно в 1830—1840-х годах. Искажения главным образом
коснулись фасадов, оконных и дверных проемов, планировки. Очевидно,
западный фасад здания, обращенный в сторону хозяйственного двора, был
предельно прост, без каких-либо украшений. Только оконные проемы прорезали
толщу его стен. Две простейшие пристройки, из которых одна уже разобрана,
появились в позднейшее время. Над западной стеной по своду некогда проходил
чердачный коридор, соединявший надвратную Михаило-Архангельскую церковь с
Патриаршей башней. Коридор и чердак освещались через узкие щелевидные
оконца под карнизом здания, напоминавшие крепостные бойницы. Позднее они
были ликвидированы. Восточный фасад корпуса, обращенный к площади, был
декорирован гораздо богаче. Кое-где понизу и сейчас видны декоративные, с
полукруглым верхом нишки, располагавшиеся в простенках между окнами. Но
сами окна грубо переделаны.
Последнее каменное здание второго периода строительства — церковь Якова
Боровичского — появилось в 1702 году на месте сгоревшей в 1700 году
деревянной церкви.
Кирпичное здание церкви Якова Боровичского поднялось в северо-восточной
части монастыря на красивом месте — на «горке». С его постройкой
закончилась «каменная эпопея» Иверского монастыря второй половины XVII
столетия. Новая церковь с больницей и трапезной представляла собой
небольшую постройку длиной 36,5 метра и шириной 12 метров, решенную в
несложных формах. Ее боковые стены поставлены так, что объем церкви почти
но выделяется из объема трапезной. К тому же их карнизы находятся почти на
одном уровне, а перестроенная в позднейшее время крыша сравняла обе части
здания.
Как почти все постройки Иверского монастыря, этот памятник подвергался
неоднократным перестройкам. Вначале объем трапезной и больницы был,
вероятно, одноэтажным и представлял собой вытянутую с запада на восток
сводчатую одностолпную палату. Вскоре был надстроен второй этаж несколько
иных форм. Этажи соединяла узкая внутри-стенная лестница да северной
стороне. Квадратное в плане помещение церкви в продольном направлении
перекрывал коробовый свод, что в какой-то мере определяло и первоначальную
форму крыши. Она, по-видимому, была двухскатной, несколько приподнятой над
крышей больницы. На чертеже 1823 года крыша показана общей для обоих
зданий. Над невысокой полукруглой апсидой кровля была шатровой, с полицами.
Отпечаток ее контуров и теперь хорошо заметен на восточной стене.
Сейчас лишь по уцелевшим наличникам окон, декоративным пояскам и
некоторым другим признакам в памятнике угадывается произведение
архитектуры начала XVIII столетия.
По многим характерным признакам, раскрытым большей частью в процессе
ремонтных и реставрационных работ, все здания, построенные в
«послениконовский» период, можно с уверенностью объединить в одну группу.
Всем им присущ единый, неповторимый облик, заметно отличающийся от стиля
Успенского собора. Особенно близки друг к другу по архитектурным деталям
колокольня с Наместническим корпусом, Настоятельский корпус, надвратная
церковь Михаила Архангела, Михайловская башня и корпус казначейских келий.
Это сходство выражается прежде всего в излюбленной композиции фасадов,
построенной на контрасте обширной глади стены и богатого декоративного
пояса, все элементы которого решены очень тонко и изящно.
В конце XVII — начале XVIII века снова оживилась жизнь в Иверском
монастыре. У крестьян, обитавших на монастырских землях, и жителей Валдая
появился новый хозяин — настоятель монастыря. Он вершил многочисленные
судебные дола.
Портные, сапожники, оконничники, горшечники, мельники, Пильняки,
колесники, печные мастера и кузнецы не покладая рук работали на иверских
монахов. В мастерских, расположенных в окрестностях Валдая, изготавливались
изразцы. В Валдае для монастырского строительства разрабатывали большие
глиняные карьеры, делали кирпичи. Многие жители Валдая обслуживали
различные хозяйственные постройки монастыря, возведенные в селе, — гостиный
двор, таможенную избу, важню и многие другие.
С большим размахом велось строительство. Когда-то в окружении серых
деревянных построек белой глыбой высилось на острове единственное каменное
здание — собор Иверской богоматери. Только с 1667 по 1702 год в монастыре и
Валдае было сооружено десять каменных зданий ir семь крупных деревянных
построек. Над деревянной крепостью поднялся каменный ансамбль. Обогатился
силуэт монастыря. Мощные массы собора, устремленные ввысь, как бы
поддерживались вертикалями других зданий.
В 1712 году по указу Петра I монастырь приписали к Александро-Невской
лавре в Петербурге. Туда были свезены многие монастырские ценности, среди
них патриарший колокол с изображением Никона, десять медных пушек и многие
другие вещи. Во владение Александро-Невской лавры также отошли все вотчины
и доходы.
В 1730 году по указу императрицы Анны Иоанновны Иверскому монастырю
возвратили все земли, права и льготы.
Получив независимость, Иверский монастырь вновь начал развивать
строительную деятельность. Некоторые деревянные здания были заменены
каменными. Отремонтированы многие сооружения. Продолжалась перестройка
деревянного «города». Восточную границу монастыря обнесли каменными стенами
с крытыми переходами на арках. Сооружались каменные башни.
В первой половине XVIII столетия (до 1731 г.) в южной части монастырской
территории появилось еще одно каменное здание — Братский корпус, северным
торцом примкнувший к надвратной церкви Михаила Архангела. С постройкой
этого здания монастырь оказался разделенным на две обособленные части —
большую восточную, собственно монастырскую, и малую западную, окончательно
превращенную в гостиный двор монастыря. Здесь располагались Странпоприимный
корпус, гостиные и конюшенные кельи и конюшни. Монастырские власти
принимали у себя духовных и светских чиновников, высшую церковную паству,
богомольцев и странников.
Архитектура Братского корпуса резко отличается от предыдущих построек.
Возведенный в стиле «московского», или «нарышкинского», барокко, с широким
применением белокаменной резьбы в наличниках окон и порталов, он почти не
изменен позднейшими переделками. Корпус имеет два этажа и вместительные
подвалы. Почти полностью сохранились старая планировка здания, перекрытые
сводами помещения, лестничные клетки, оконные и дверные проемы, в отдельных
местах — плитяные полы и даже дверные полотнища. Богато украшен западный
фасад здания. Упрощены лишь отдельные детали в наличниках окон.
Среди построек XVIII столетия особый интерес в архитектурно-
художественном отношении представляют надвратная церковь Филиппа и каменная
ограда с башнями. Церковь Филиппа, построенная между 1730 и 1764 годами,
имела формы, близкие к архитектуре надвратной церкви Михаила Архангела. Она
также размещалась на втором этаже, над мощными каменными воротами. По
второму ярусу ее охватывали галерея и помещения, в которых находилась
лестница. На восток выступала граненая апсида, с запада, над аркой въезда,
имелась широкая ниша для иконы с богатым декоративным оформлением. Над
крышей возвышался четверик самой церкви, переходящий в восьмерик и затем
купол с восьмигранной шейкой и граненой главкой.
По проекту инженера-архитектора Савельева в 1870-х годах на месте старой
разобранной постройки соорудили новую церковь в псевдорусском эклектическом
стиле (проект разработан и утвержден в 1873 году).
В настоящее время эта надвратная церковь Филиппа двухэтажная, в плане —
квадрат со срезанными углами, к которому с двух сторон примыкают
двухэтажные крылья. В северном крыле находится лестница на второй этаж.
Южное крыло появилось в процессе строительства. В первом этаже под церковью
сделаны широкие арочные ворота.
Внутреннее помещение церкви имеет в плане форму четырехконочного креста,
центральная часть которого перекрыта куполом со световым барабаном, с
восьмигранной позолоченной главой и крестом. Длина памятника (с запада на
восток) — 11 метров, ширина и высота—около 20 метров.
Каменная ограда монастыря с башнями строилась в разное время и
неоднократно переделывалась. Наиболее интересна ее юго-восточная часть.
Между 1730 и 1J64 годами были возведены четыре башни. Они однотипны,
построены в традициях архитектуры XVII века. Деревянные настилы разделяют
их на два яруса. Простые невысокие шатры были покрыты тесом. Ограда на этих
участках также двухъярусная, с крытым переходом, основанным на стене и
каменной аркаде по внутреннему обводу. Во втором ярусе стен имеются
щелевидные окна-бойницы.
После пожара 1825 года на башнях появились новые, более высокие шатры с
восьмеричком и шпилем, покрытые железом. Они существуют и теперь.
Прясло стены между утраченной Поваренной и Квасоваренной башнями
полностью перестроено. Остальные участки стен с двумя угловыми башнями на
западной стороне монастыря появились позднее юго-восточной части. Они были
значительно ниже, крытых переходов не имели. Небольшой участок ограды
сохранился на западной стороне у северо-западной башни. Он включен в здание
конюшенных келий. Остальные прясла в разное время значительно или полностью
перестроены, а две башни возведены вновь в XIX веке.
В 1764 году правительство Екатерины II опубликовало манифест о
секуляризации (изъятии) вотчин у монастырей, церквей и архиереев. Доходы
Иверского монастыря сократились. Во второй половине XVIII столетия
строительство в нем заглохло.
Предпринимались попытки заменить оставшиеся деревянные постройки
каменными, но делалось это бессистемно. Пример тому — перестройка ограды.
Если первые три прясла монастырской стены символично выражали идею
«города», крепости, то остальные прясла служили всего-навсего каменным
монастырским забором. Маловыразительные формы и размеры стены монастырской
ограды обеднили облик всего комплекса.
К началу XIX века многие постройки сильно обветшали.
Пожар 1825 года довершил разрушения. Сгорели покрытия стен и башен, церквей
и собора, трапезной и корпусов, пострадали многие деревянные постройки
монастырских дворов. Монастырские власти были вынуждены начать работы по
перестройке и ремонту зданий, которые продолжались до 80-х годов XIX века.
Следуя требованиям реакционной верхушки духовенства, новые настоятели
ревностно насаждали в Иверском монастыре показное благолепие. Под видом
ремонта все старые здания перестраивались по образцам царившей тогда моды.
Проводились мероприятия и противоаварийного порядка, например устройство
контрфорсов у колокольни, Братского корпуса и другие. В основном все
строительные работы сводились к изменению планировки, надстройке
дополнительных этажей, к добавлению новых незначительных пристроек и
удалению с фасадов всего нарядного убранства, которое придавало зданиям
неповторимый, запоминающийся образ. Под топорами и молотками новых
строителей с благословения «ревнителей благочестия» погибли изразцовые
«ковры» на фасадах Настоятельского корпуса, богатый убор колокольни,
красивые наличники в окнах трапезной, церкви Якова Боровичского,
Казначейского корпуса и других зданий. Исчезли все изразцовые печи, узорные
полы, многие своды, черепичные крыши, перекраивались нарядные крыльца,
огромные залы перегораживались на отдельные небольшие комнаты,
закладывались оконные проемы, и вместо них прорубались новые. Здания
получали стандартные покрытия, однообразные фасады.
В Валдае в 20—40-х годах XIX века архитектор Александр Харулин разработал
проекты перестроек почти всех монастырских зданий и проекты новых построек
в западной части комплекса. Почти все его предложения были воплощены в
жизнь.
Во второй половине XIX века в юго-западной части монастыря был возведен
большой Странноприимный корпус. Одноэтажное здание в средней части имело
обширную светелку, торцовые стены которой были каменными, а боковые —
деревянными. Из-за слабых грунтов и плохих фундаментов постройка
подверглась сильному разрушению.
В XIX столетии ремонтировалась и достраивалась монастырская ограда. Для
возведения новых зданий строительный материал нередко брали из старых
построек. Так, окончательно погибла огромная северная часть трапезной, были
уничтожены все переходы на стенах с южной стороны монастыря. На северо-
западном и юго-западном углах ограды появились две новые каменные башни —
плохие копии ранних башен.
После победы Великого Октября удельные, церковные, монастырские и
помещичьи земли Валдайского уезда были переданы земельным комитетам для
распределения их нуждающимся.
Враждебно относясь к Советской власти, монахи усиленно вели
контрреволюционную агитацию среди жителей Валдая. Используя тяжелое
положение с продовольствием, они готовили почву к открытому выступлению. 15
июля 1918 года, когда специальный отряд Валдайского исполкома приступил к
реквизиции хлебных излишков, монахи ударили в набат. Это был сигнал к
контрреволюционному выступлению. Местные купцы, церковники и часть
поддавшихся их влиянию горожан начали громить оружейные склады, В городе
было объявлено военное положение.
Монахи пытались скрыть драгоценности, хранившиеся в ризнице, наиболее
ценные украшения с икон. Среди найденных чекистами вещей оказались
серебряные ризы с Иверской и других икон, много золотых крестов, митры,
короны, ковчег, золотые кольца, броши, около двух пудов медных и золотых
монет, блюда, кружки, кадильницы, кубки Никона, чаши (две из них с
бриллиантами) и многое другое.
В ноябре 1918 года рабочие монастырских мастерских — кузнечной,
слесарной, сапожной и бондарной — образовали комитет, представители
которого конфисковали у монахов ключи от кладовых и хлебного амбара и
заставили монастырскую «братию» трудиться. Все доходы монастыря перешли в
ведение комитета.
Так прекратил свое существование Иверский монастырь, около трехсот лет
эксплуатировавший окрестное население.
В бывшем монастыре в 1918 году был открыт историко-архитектурный музей. В
1922 году его реорганизовали в краеведческий.
В период Великой Отечественной войны в зданиях монастыря размещались
госпитали. В настоящее время здесь находится база отдыха трудящихся
Новгородского производственного объединения «Планета».
В 1959 году работники Новгородской специальной научно-реставрационной
производственной мастерской приступили к работам, целью которых в первую
очередь было выведение памятников из аварийного состояния, реставрация их
первоначального облика. Сначала реставрировали Успенский собор, укрепили
Михайловскую башню и северную часть трапезной, починили кровлю некоторых
зданий.
В ближайшие годы предстоит реставрация всех главных зданий монастыря.
Отдельные постройки после реставрации станут использоваться для показа
музейных экспозиций.
При реставрации (натурные исследования, использование архивных
материалов) был выявлен первоначальный характер архитектуры, сильно
искаженный в позднее время.
Ушла в предание жизнь монахов Иверской обители. Остался на века комплекс
памятников огромной художественной ценности — чудо архитектуры. В
монументальных монастырских постройках воплотилось высокое искусство
народных мастеров — зодчих, художников, ремесленников.
Гармоничность панорамы архитектурного комплекса Иверского монастыря в
любое время года обладает особой силой художественного воздействия. С озера
в жаркий, солнечный день, когда белые стаи облаков проплывают над его
шпилями, маковицами и шатрами, он кажется сказочным градом. Пасмурным
осенним днем, когда небо закрыто серыми тучами, ансамбль похож на суровую
крепость, поднявшуюся среди свинцовых вод Валдайского озера. Ясным погожим
днем золотой осени, если смотреть с Муравьиного острова, монастырь и его
окрестности напоминают проникновенные левитановские пейзажи. Зимой,
покрытый снегом, ансамбль издалека манит к себе путешественника,
добирающегося к его стенам по скованному льдом озеру.
В планировке Иверского монастыря над строгой симметрией господствует
принцип свободного размещения зданий. Приближаясь к острову, вы видите
сначала общую картину. Стены, шатры и главки как бы сгрудились, тесно
переплелись в причудливый силуэт. Несколько правее, почти в центре этого
живописного «хора», сияют главы Успенского собора — основного сооружения
монастыря. Вы ступили на берег. Теперь перед вами на переднем плане —
главный фасад комплекса. Слева и справа — две угловые башни, между ними —
спокойные глади низких корпусов, и в центре — надвратная церковь Филиппа.
Постройки симметричны, уравновешенны. Можно хорошо рассмотреть каждое
здание и его декор.
Вы проходите в первые ворота, и здесь неожиданно вас встречает новая
группа зданий. Слева — вертикаль Михайловской башни и стена Казначейского
корпуса, справа — Братский корпус, и в центре вторая надвратная церковь —
Михаила Архангела.
Минуете ворота. Стены расступились. Прямо перед вами — обширная
удлиненная площадь, в глубине которой на возвышении (чуть смещенная вправо)
предстает громада Успенского собора. Тут же замечаете слева обширный фасад
трапезной, справа — сомкнувшиеся корпуса наместнических и настоятельских
келий и среди них — противостоящие друг другу вертикали Богоявленской
церкви и колокольни. Главные фасады этих построек развернуты вдоль площади
и, как пропилеи, сопровождают вас почти до самого собора. Поднимаетесь по
аллее, ведущей к зданию. Над вами мощные стены собора, полушария куполов.
Слева, между трапезной и собором, на холме видны церковь Якова, часть
монастырской стены и башня. Взгляд скользит но галерее собора — крыльцо,
узкий проход между собором и Настоятельским корпусом, а в глубине еще одна
башня с участком монастырской ограды. Входите на паперть собора. Низкие
своды, устремленные в стороны галереи, богатые порталы, резные двери,
витиеватые поковки металлических ворот. Из окон льются потоки света...
Более двухсот лет создавался архитектурный комплекс Иверского монастыря.
На каждом его здании лежит печать эпохи, таланта многих поколений их
создателей. Ставший достоянием народа, памятник дорог всем, кто ценит
прекрасное, кто дорожит славой своих предков.
-----------------------
Реферат
Иверский монастырь, как историко-архитектурная ценность России
Страницы: 1, 2, 3, 4
|