Меню
Поиск



рефераты скачатьИверский монастырь

Иверский монастырь

Памятникам зодчества Новгородской области принадлежит почетное место

среди лучших произведений русской культуры. Одной из замечательных

особенностей творчества древних мастеров было умение выбрать для создания

рук своих самое лучшее, выгодное место в ландшафте, органически связать

архитектуру и природу. Иверский монастырь — один из немногих уцелевших до

наших дней архитектурных ансамблей Новгородчины — пример гармоничного

сочетания архитектуры с окружающим миром.

Среднерусская возвышенность... Удивительны по красоте расположенные здесь

Валдайские отроги. В обширной чаше между пологими холмами — озеро. На его

западном берегу — старинное селение Валдай. Через Валдай в далекие времена

проходил один из самых оживленных трактов Русского государства. Многие

путешественники отмечали своеобразие Валдая. Академик Паллас, посетивший

Валдай в 1768 году, писал, что это «большое и примечания достойное село».

В Валдае издавна развивались ремесла — кузнечное, гончарное, резьба по

дереву, изразцовое производство и др. На всю Россию славились валдайские

умельцы, отливавшие большие колокола и маленькие поддужные колокольчики.

В 1770 году Валдай стал городом, жизнь которого во многом определялась

его местоположением на главном тракте России — Московско-Петербургском.

Увеличивалось количество постоялых дворов и харчевень.

Население Валдая к середине XIX века достигло 5,5 тысячи человек. Многие

его жители были ремесленниками, и лишь некоторые из горожан занимались

земледелием.

В 1851 году вблизи Валдая прошла Николаевская железная дорога. Валдайцы

лишились заработков с извоза. Закрывались постоялые дворы, ямщики продавали

лошадей и уходили на заработки в Петербург или в Москву. Из прежних

промыслов к концу столетия сохранились лишь кузнечно-столярный и

колокололитейный. В городе работали небольшие кожевенные и кирпичные

предприятия.

В начале XX века Валдай представлял собой захолустный городок, где

господствовали купцы и представители духовенства, тесно связанные с

Иверским монастырем, в постоянной зависимости от которого были десятки

валдайских ремесленников.

После Великой Октябрьской социалистической революции изменилась жизнь

тихого провинциального городка. Теперь Валдай — бурно развивающийся

районный центр Новгородской области. Здесь действуют заводы «Юпитер»,

железобетонных изделий, механический; предприятия, перерабатывающие

сельскохозяйственную продукцию. Ширится слава Валдая и как научного центра

гидрологических исследований. Здесь работает филиал Ленинградского

государственного гидрологического института. В последние годы ученые

приступили к исследованиям, связанным с мелиорацией и химизацией в сельском

хозяйстве. При этом осуществляется работа огромной практической важности —

выяснение влияния этих мер на окружающую среду. По инициативе коллектива

сотрудников филиала при исполкоме Валдайского районного Совета народных

депутатов создана постоянная научно-техническая комиссия, которая проводит

природоохранительную работу в бассейне озер Валдайского и Ужин.

Целебный воздух, реки и озера с живописными берегами, леса с вековыми

елями и соснами привлекают в Валдай людей со всех концов страны.

Жемчужиной края называют Валдайское озеро. Сложен рельеф его берегов,

покрытых хвойными и лиственными лесами. Площадь озера вместе с островами —

40 квадратных километров. Западный плес озера — Валдайский, примыкающий к

городу, — имеет самую большую глубину — до 100 метров. Неповторимое

своеобразие придают озеру острова, среди которых своей величиной выделяются

Рябиновый (протяженностью около трех километров). Косой, Пласточ-ка,

Картофельный и Муравьиный. Острова отличаются разнообразной и богатой

растительностью. Ученые обнаружили здесь около 60 древесных пород и более

600 видов травянистых растений. На островах обитают более 140 видов птиц и

зверей. В островных лесах нередко встречаются деревья, возраст которых

превышает сто, а то и двести лет. Стройные, достигающие в высоту 30 метров

сосны, уходящие ввысь кроны вековых берез, сказочной величины ели, заросли

огромных папоротников, куртины черничников — эти неповторимые пейзажи

вдохновляли многих художников, писателей и поэтов. Красоту Валдайской

возвышенности воспел в своем творчестве знаменитый русский ученый, писатель

и художник Н. К. Рерих. В очерке «Чаша неотпитая» Рерих писал: «Хороши

окольные места по Новугород-скому, по Устюжевскому пути. Мета и Шелонь,

Шерегодра, Пирос, Шлино, Бронница и Валдай, Иверский монастырь, Пил

Столбенский. Возвышенности Валдайские. Все это красота. Красота бодрая». В

известной серии этюдов художника, посвященных древнерусскому зодчеству,

прославлен архитектурный комплекс Иверского монастыря. Этюды «Иверский

монастырь», «Палаты Никона», «Стены Иверского монастыря» — свидетельство

большого художественного значения памятника.

В неповторимый природный колорит этих мест необычайно естественно

вписался архитектурный ансамбль бывшего Иверского монастыря — прекрасный

памятник зодчества, созданный талантливыми народными мастерами. Он

расположен на Сельвицком острове Валдайского озера. Площадь комплекса

Иверского монастыря в пределах стен составляет 5,7 гектара, периметр (по

наружному обводу стен) — 1050 метров. Внутри ограды — около тридцати

построек, большая часть которых относится к XVII— XVIII столетиям.

Замысел создания монастыря и его осуществление принадлежали патриарху

«всея Руси» Никону. Выходец из крестьянской семьи, сперва священник, затем

монах и игумен одного из северных поморских монастырей, он вскоре стал

архимандритом Новоспасского монастыря в Москве, а с 1648 года —

новгородским митрополитом. Никон был рачительным хозяином-вотчинником,

ловким придворным, сумевшим завоевать расположение царя Алексея

Михайловича. В 1652 году Никон стал патриархом. Обладая недюжинным умом,

честолюбием, властным характером и фанатической верой в правоту собственных

взглядов, патриарх не ограничил круг своих интересов религиозной

деятельностью. Он единолично решал многие вопросы внутренней и внешней

политики правительства. В боярских приговорах того времени вместо обычной

фразы: «Царь указал, а бояре приговорили» — нередко встречалось: «Святейший

патриарх указал, а бояре приговорили». Выражением необычайно высокого

положения патриарха было присвоение ему титула «великий государь», которым

он подписывался наряду с царем, Считая царя «собиным» (личным) другом,

Никон сумел воспользоваться своей властью для увеличения патриарших

владении и личных доходов. Патриарх значительно расширил площади своих

владений и основал три монастыря, которые считались его собственностью.

Местоположение «святой обители» на Валдайском озере Никон облюбовал в

годы пребывания на новгородской, митрополичьей кафедре. Часто проезжая по

новгородско-московской дороге, он обратил внимание на живописное озеро с

островами и удобное место для возведения монастыря-крепости. Выбрав остров

«не добре велик, но зело прекрасен», Никон приступил к осуществлению своего

плана.

Строительство монастыря развернулось летом 1653 года. Работы возглавил

архимандрит новгородского Духова монастыря Яков. Все постройки возводились

по определенной программе. С острова сняли «чертеж». Основные положения и

требования к строительству были собственноручно изложены Никоном в

специальной грамоте, отосланной в монастырь в конце февраля 1654 года.

Непосредственное руководство строительными работами возлагалось на

присланного Никоном подмастерье Василия Наумова.

Все ранние постройки монастыря сооружались из дерева. Одной из первых

была возведена соборная церковь Иверской богоматери (1653 г.). Тогда же

завершилось строительство деревянных келий, амбаров, погребов и других

хозяйственных построек.

К началу 1654 года, по свидетельству самого Никона, в монастыре было уже

26 монахов и такое же количество «трудников».

Иверский монастырь всюду закупал земли. Огромные угодья были получены от

самого царя, заинтересованного в успехах своего ставленника. Никон посылал

в монастырь иконы, книги и церковную утварь.

В 1655 году в Иверский монастырь из Белоруссии переселилось братство

Оршинского Кутеинского монастыря. Белорусские братства представляли собой

объединения мещан вокруг церкви или монастыря, зачастую тесно связанные с

цеховыми организациями. В истории Белоруссии они сыграли положительную роль

в XVI—XVII веках братства активно боролись против иноземных захватчиков и

засилья католической церкви. Кроме того, они были своеобразными культурными

центрами. Члены братства создавали патриотические произведения,

организовывали типографии и школы.

Переселяя в Иверский монастырь Кутеинское братство, Никон надеялся

повысить авторитет своего монастыря. Вслед за монахами из Орши, Копоса

(Копыся), Мстиславля и других городов к берегам Валдайского озера

потянулись мещане, преимущественно мастеровые люди, расселявшиеся в

монастырских вотчинах и самом Валдае.

Культура, ремесла и искусство кутеинских монахов и особенно белорусских

мастеровых нашли зримое отражение в своеобразной архитектуре Иверского

монастыря.

Замысел энергичного, властного и тщеславного Никона осуществлялся быстро.

На острове одна за другой возникали замечательные деревянные постройки,

которые сооружали мастера, владевшие вершинами строительного искусства.

Красоту деревянного комплекса отмечали многие современники. Сирийский

путешественник XVII века Павел Алеппский заметил: «Никон своими стараниями

воздвиг близ города Новгорода новый монастырь среди острова на великолепном

пресноводном озере, соперничая в этом с постройками царских мастеров...»

Документы по истории строительства Иверского монастыря открыли нам

множество забытых имен создателей этого замечательного архитектурного

комплекса. Имя Афанасия Фомина документы отмечали в течение сорока трех лет

— с 1666 по 1708 год. Позднее он почтительно именуется Афанасием

Подмастерьевым. Другая колоритная фигура—плотник Иван Исаев (Исаков,

Исакиев). В древних документах, как почти все строители, он

пренебрежительно назывался Ивашкой. Исаев руководил работами при возведении

большой монастырской мельницы на реке Валдайке, ставил деревянные кельи и

капитально ремонтировал деревянный город-крепость, строил деревянную

шатровую колокольню. Посылали его для работ в Москву на Иверское подворье,

позднее в каменных зданиях валдайского монастыря-крепости он отделывал

«нутро» (интерьеры), полы, потолки, лавки, чуланы, сени, окна, двери и т.

д.

В отличие от других плотников Исаев получал более высокую плату, что

сближало его по квалификации с «подмастерьем каменных дел».

В конце XVII столетия в монастыре работал валдайский плотник Иевко Волк с

двумя сыновьями — Семеном и Трофимом. Они были не только плотниками, но и

мастерами лодейного (лодочного) дела. На Лодейном острове они изготавливали

новые или чинили старые лодки.

Андрей Заонега настилал редкие в то время дубовые паркетные полы «в

косяк» в церкви Михаила Архангела и делал лемеховое (чешуйчатое) покрытие

на соборе. (Теперь оно почти полностью восстановлено.)

Никифор Ретька руководил в 1665 году строительством брусяных келий

патриарха.

Известны имена лодейщиков Герасима Иванова и Антона Васильева. Постоянно

работали в монастыре столяры-резчики Иван и Климент Михайловы. Они украшали

резьбой Успенский собор. К сожалению, от нее ничего почти не сохранилось,

кроме дверей, находящихся сейчас в реставрации. Резьбой были покрыты

иконостас, кафедра, настоятельское кресло, ограждение хоров («таблицы») и

т. д.

При строительстве монастыря широко применялись брусовые постройки,

требовавшие более длительной и тщательной обработки бревна на брус,

продольная распиловка древесины. В монастырских вотчинах рубили даже избы,

которые возили на продажу. Так, крестьяне деревни Шумаково по распоряжению

Никона отправляли их в Торжок.

С первых шагов своей деятельности в Иверском монастыре Никон готовился к

каменному строительству. В 1653 году в монастырь приехал кирпичник Козьма

Пантелеев для заготовки кирпича. Кроме того, патриарх требовал запасаться

лесом и камнем, глиной для кирпича и известно, давал указания и поиске

белого камня, пригодного для резьбы но нему.

В Валдай из Новгородской, Московской, Ярославской, Тверской и других

губерний по распоряжению Никона прибывали кирпичники, обжигальщики,

каменщики, плотники, кузнецы, лодейщики и карбасные мастера.

На первых порах, увлеченный идеей грандиозного строительства, Никон

проявлял заботу о подданных. Но вскоре в ответ на жалобы он коротко бросал:

«Полно и того, что дается и преж сего давано». Властному хозяину было

безразлично, что хлебопашцев отрывали от родной земли, а семьи оставались

без кормильцев. Крестьяне старались избегать монастырских работ и нередко

скрывались. Так, из Вятской волости было послано сто кирпичников, но на

место прибыли лишь тридцать четыре. Остальные «с дороги сбежали».

Настоятель монастыря писал Никону: «...выбивать со всех вотчин крестьян

страшно, потому что лошади гораздо падут по деревням... клячи, государь, у

крестьяну-шек худые, насилу дошли, а дорога грязная». Но Никон не отступал.

Только в конце апреля 1654 года он послал в монастырь сто десять

кирпичников и пять обжигальщиков.

Подготовка к каменному строительству длилась два года. Наконец 14 мая

1655 года на самом красивом и высоком месте острова началось возведение

первого каменного собора Иверской богоматери, позднее получившего название

Успенского.

Руководил работами «подмастерье каменных дел» Аверкий Мокеев из Калязина,

присланный Никоном. На строительстве трудились сорок каменщиков из Калязина

и Ярославля, двадцать плотников из старорусских погостов. И все-таки людей

не хватало. Монастырские власти жаловались Никону на отсутствие подсобных

рабочих, на малое количество каменщиков. Строительство задерживало и

неповиновение крестьян села Медны, которые должны были поставлять бревна,

тес, доски. В напряженный момент строительства выяснилось, что нет

«проекта» на соборную паперть.

К патриарху срочно выехал казначеи и плотник Иван Белозёр с «церковным

чертежом».

Возведение здания предполагалось завершить в течение лета 1655 года, но

работы приостановились из-за нехватки строительного материала. Монастырские

власти были вынуждены распустить каменщиков. И только в сентябре 1656 года

сооружение собора завершилось.

Отдельные виды работ были закончены в 1657 году. Над созданием

грандиозного сооружения трудилось много народных мастеров-умельцев. Пять

мощных восьмигранных глав на барабанах собора были покрыты белым железом.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.