себе глаза и добровольно отправляется в изгнание.Эта часть мифа
легла в основу трагедии "Царь Эдип".
После долгих странствий,очищенный страданиями и прощенный бога-
ми,Эдип божественным образом умирает:его поглощает земля.Это
происходит в пригороде Афин,Колоне,и могила страдальца становит-
ся святыней афинской земли.Об этом рассказывается в трагедии
"Эдип в Колоне".
Трагедии Софокла явились художественным воплощением граждан-
ских и нравственных идеалов античной рабовладельческой демокра-
тии периода ее расцвета (Софокл не дожил до страшного поражения
афинян в Пелопоннесской войне 431-404 гг. до н.э.).Этими идеала-
ми были политическое равенство и свобода всех полноправных граж-
дан,беззаветное служение родине,уважение к богам,благородство
стремлений и чувств сильных духом людей.
Еврипид (около 485-406 до н.э.).Социальный кризис афинской ра-
бовладельческой демократии и обусловленная им ломка традиционных
понятий и взглядов наиболее полно отразились в творчестве младше-
го современника Софокла-Еврипида.
Родители Еврипида,по-видимому,были зажиточными людьми,и он по-
лучил хорошее образование.В противоположность Софоклу Еврипид не
принимал непосредственного участия в политической жизни госу-
дарства,однако он живо интересовался общественными событиями.Его
трагедии полны разнообразных политических высказываний и намеков
на современность.
Большого успеха у современников Еврипид не имел:за всю свою
жизнь он получил лишь 5 первых наград,причем
последнюю-посмертно.Незадолго до смерти он покинул Афины и перее-
хал ко двору македонского царя Архелая,где пользовался почетом.В
Македонии он и умер (за несколько месяцев до смерти Софокла в
Афинах).
От Еврипида дошло до нас полностью 18 драм (всего он написал от
75 до 92) и большое количество отрывков.
Драматург приблизил своих героев к действительности;он,по сви-
детельству Аристотеля,изображал людей такими,"каковы они ес-
ть".Персонажи его трагедий,оставаясь,как и у Эсхила и Софокла,ге-
роями мифов,наделялись мыслями,стремлениями,страстями современ-
ных поэту людей.
В ряде трагедий Еврипида звучит критика религиозных верований и
боги оказываются более коварными,жестокими и мстительными,чем лю-
ди.
По своим общественно-политическим взглядам был сторонником уме-
ренной демократии,опорой которой он считал мелких землевла-
дельцев.В некоторых его пьесах встречаются резкие выпады против
политиков-демагогов:льстя народу,они добиваются власти,чтобы ис-
пользовать ее в своих корыстных целях.В ряде трагедий Еврипид
страстно изобличает тиранию:господство одного человека над други-
ми людьми вопреки их воле ему представляется нарушением естес-
твенного гражданского порядка.Благородство,по Еврипиду,заключает-
ся в личных достоинствах и добродетели,а не в знатном происхожде-
нии и богатстве.Положительные персонажи Еврипида неоднократно
высказывают мысль,что безудержное стремление к богатству может
толкнуть человека на преступление.
Заслуживает внимание отношение Еврипида к рабам.Он считает,что
рабство-это несправедливость и насилие,что природа у людей одна и
раб,если у него благородная душа,ничуть не хуже свободного.
Еврипид часто откликается в своих трагедиях на события Пелопон-
несской войны.Хотя он гордится военными успехами соотечествени-
ков,но в целом относится к войне отрицательно.Он показывает,ка-
кие страдания несет война людям,прежде всего женщинам и де-
тям.Война может быть оправдана только в том случае,если люди за-
щищают независимость своей родины.
Эти идеи выдвигают Еврипида в число самых прогрессивных мысли-
телей человечества.
Еврипид стал первым известным нам драматургом,в чьих произведе-
ниях характеры героев не только раскрывались,но и получали свое
развитие.При этом он не боялся изображать низкие человеческие
страсти, борьбу противоречивых стремлений у одного и того же че-
ловека.Аристотель назвал его трагичнейшим из всех греческих дра-
матургов.
Слава пришла к Еврипиду после смерти.Уже в IV в. до н.э. его
называли величайшим трагическим поэтом,и такое суждение о нем
сохранилось на все последующие века.
Театр эпохи эллинизма.
В эпоху эллинизма (VI-I вв. до н.э.) греческий театр классичес-
кой поры претерпел существенные изменения,касающиеся и драматур-
гии,и актерского исполнения,и архитектуры театрального зда-
ния.Эти изменения связаны с новыми историческими условиями.
В театре эллинистической эпохи по-прежнему ставятся комедии и
трагедии.Но от трагедий IV в. до н.э. сохранились лишь небольшие
фрагменты,и,по-видимому, художественные достоинства эллинистичес-
кой трагедии были невелики.Гораздо больше данных имеется для суж-
дения о комедии,так как до дошли целиком одна пьеса и несколько
отрывков из других пьес крупнейшего комедиографа того времени-Ме-
нандра.
Комедию эллинистической эпохи называют новой аттической (или
новоаттической) комедией.Время ее расцвета-конец IV-III в. до
н.э.В новой аттической комедии по-своему отразились измене-
ния,происшедшие в общественно-политической жизни Греции к середи-
не IV в. до н.э.На смену представлений о божественном миропоряд-
ке и вере в конечное торжество справедливости приходит убеждение
во всемогуществе случая.Жизнь человека,его личное счастье,общес-
твенное положение-все зависит от воли случая.Случай определяет
возникновение и решение конфликтов и в самой комедии,которая ста-
вит своей задачей воспроизводить современную ей жизнь только в
плане семейно-бытовых отношений.Большую роль в новой комедии иг-
рает мотив любви.
Авторы новой аттической комедии широко использовали психологи-
ческую теорию ученика Аристотеля Теофраста,согласно которой все
свойства характера проявляются во внешности человека и в его пос-
тупках.Физиогномические описания Теофраста несомненно влияли и на
оформление масок,помогавшим зрителям распозновать тот или иной
персонаж.
В новой комедии заметно влияние Еврипида.Близость многих его
героев к жизни,раскрытие их душевных переживаний-вот то,что но-
вая комедия взяла у Еврипида.
Основной особенностью новой комедии было отсутствие хора,кото-
рый был бы органически связан с развитием действия,-хор выступал
только в антрактах.В прологе новой комедии давалось краткое изло-
жение событий,что должно было помочь зрителю разобраться в слож-
ной интриге.
Другой особенностью новой комедии бала ее гуманно-филантропи-
ческая направленность.В лучших произведениях проводились передо-
вые идеи эллинистической философии.Несмотря на отсутствие полити-
ческой тематики,в новой комедии получали отражения такие важные
проблемы,как методы воспитания,отношение к женщине,к представите-
лям различных сословий,к чужестранцам.Причем постоянно проповедо-
вались более мягкие,более гуманные отношения между людьми.
Новая аттическая комедия пользовалась огромным успехом у публи-
ки.Зрителей привлекало то,как разрабатывается даже банальный сю-
жет или привычная маска:пружиной действия стала ловко устроенная
интрига, развитие которой велось тонко и искусно.
Архитектура древнегреческого театра.
Первоначально место для представлений устраивалось крайне прос-
то:хор со своими песнопениями и плясками выступал на круглой ут-
рамбованной площадке-орхестре (от глагола орхеомай-"танцую"),вок-
руг которой и собирались зрители.Но по мере того,как возрастало
значение театрального искусства в общественной и культурной жиз-
ни Греции и по мере усложнения драмы возникла необходимость в
усовершенствованиях.Холмистый ландшафт Греции подсказал наиболее
рациональное устройство сценической площадки и зрительских мес-
т:орхестра стала располагаться у подножия холма,а зрители разме-
щались по склону.
Все древнегреческие театры были открытыми и вмещали огромное
количество зрителей.Афинский театр Диониса,например,вмещал до 17
тысяч человек,театр в Эпидавре-до 10 тысяч.
В V в. до н.э. в Греции сложился устойчивый тип театрального
сооружения,характерный для всей эпохи античности.Театр имел три
главные части:орхестру,театрон (места для зрителей,от глагола
теаомай -"смотрю") и скену (скенэ-"палатка",позже деревянное или
каменное строение).
Размер театра определялся диаметром орхестры (от 11 до 30
м).Скена располагалась по касательной к окружности орхестры.Пе-
редняя стена скены-проскений,имевший обычно вид колоннады,-изоб-
ражал фасад храма или дворца.К скене примыкали два боковых строе-
ния,которые назывались параскениями.Параскении служили местом для
хранения декораций и другого театрального имущества.
Между скеной и местами для зрителей,занимавшими несколько бо-
лее половины круга,находились проходы-пароды,через которые в
театр до начала спектакля входили зрители,а затем вступали на ор-
хестру хор и актеры.
Простота сценического оборудования была обусловлена не слабым
уровнем развития античной техники.В театре классической поры вни-
мание зрителей сосредотачивалось на развитии действия,на судьбе
героев,а не на внешних эффектах.
Планировка греческого театра обеспечивала хорошую слышимос-
ть.Кроме того,в некоторых театрах для усиления звука среди зри-
тельских мест размещались резонирующие сосуды.Занавеса в древнег-
реческом театре не было,хотя возможно,что в некоторых пьесах ка-
кие-то части проскения временно закрывались от зрителей.
РИМСКИЙ ТЕАТР
Истоки римского театра.
Истоки римского театра и драмы восходят,как и в Греции,к обря-
довым играм,богатым карнавальными элементами.Таков,например,праз-
дник Сатурналий-в честь италийского божества Сатурна.Особеннос-
тью этого праздника было "переворачивание" привычных обществен-
ных отношений:господа на время становились "рабами",а рабы-"гос-
подами".
Одним из истоков римского театра и драмы были сельские праздни-
ки сбора урожая.Еще в отдаленные времена,когда Рим представлял со-
бой небольшую общину Лациума,по деревням справлялись праздники в
связи с окончанием жатвы.На этих праздниках распевались веселые
грубоватые песни-фесценнины.Как и в Греции,обычно обычно выступа-
ли при этом два полухория,которые обменивались шутками подчас яз-
вительного содержания.Зародившись еще при родовом строе,фесценни-
ны существали и в последующие века,и в них,по свидетельству Гора-
ция, находила отражение социальная борьба между плебеями и патри-
циями.
Существовала и другая форма примитивных зрелищ-сатура.Основой
для сатур послужили мимические танцы этрусских плясунов.В 364 г.
до н.э. Рим постигло моровое поветрие.Чтобы умилостивить бо-
гов,решили устроить сценические игры.Из Этрурии были приглашены
актеры-плясуны,которыет исполняли свои танцы под аккомпанемент
флейты.Этрусским актерам стала подражать римская молодежь,кото-
рая прибавила к пляске шуточный диалог,написанный нескладными
стихами,а также жестикуляцию.Так возникли сатуры (в переводе зна-
чит "смесь").Сатуры были драматическими сценками бытового и коми-
ческого характера,включавшими в себя диалог,пение,музыку и танцы.
Еще одним видом драматических представлений комического харак-
тера являлись ателланы,которые были позаимствованы у других пле-
мен, населявших Апеннинский полуостров,с которыми Рим вел непре-
рывные войны.Молодежь увлеклась этими играми и стала устраивать
их в дни праздников.
В ателлане действовали четыре постоянных комических персонажа:
Макк,Буккон,Папп и Доссен.Твердого текста ателланы не имели,поэ-
тому при их исполнении открывался широкий простор для импровиза-
ции.
К народной драме восходит и мим.Как и в Греции,мим воспроизво-
дил сценки из народного быта,а иногда пародировал мифы,выводя в
шутовском виде богов и героев.
Таким образом,в Риме существовали примерно те же обрядовые иг-
ры,что и в Древней Греции.Но дальше слабых зачатков драмы разви-
тие народного театра не пошло.Это объясняется консервативным ук-
ладом римской жизни и сильным сопротивлением жрецов.Поэтому в Ри-
ме не сложилось самостоятельной мифологии,которая в Греции послу-
жила "почвой и арсеналом" искусства,в том числе драмы.
Римский театр эпохи республики.
Римляне взяли литературную драму в готовом виде у греков и пе-
ревели ее на латинский язык,приспособив к своим понятиям и вкусам.
После победононого окнчания первой Пунической войны,на праз-
дничных играх 240 г.до н.э.,было решено устроить драматическое
представление.Постановку поручили греку Ливию Андронику,находив-
шемуся в рабстве у римского сенатора, который и дал ему латин-
ское имя Ливий.После отпущения на волю,он остался в Риме и стал
обучать греческому и латинскому языку сыновей римской знати.Этот
учитель и поставил на играх трагедию и,вероятно,также комедию,пе-
реработанные им с греческого образца или,быть может,просто пере-
веденные с греческого языка на латинский.Эта постановка дала пер-
вый толчок развитию римского театра.
С 235 г. до н.э. начинает ставить на сцене свои пьесы драма-
тург Гней Невий (около 280-201 до н.э.).Он был уроженцем латин-
ского городка в Кампании и пренадлежал к плебейскому роду.После
окончания первой Пунической войны,в которой он принимал
участие,Невий поселился в Риме и начал заниматься литературной
деятельностью.
Гнея Невия с полным основанием можно назвать первым самобытным
римским поэтом.Его стихи (сатуры),драмы,эпическая поэма "Пуничес-
кая война" отличались самостоятельностью в художественном и в
идейном отношении.
Вначале своей драматургической деятельности Невий писал траге-
дии по греческому образцу на тему троянского цикла мифов.Но вско-
ре он выступил с трагедиями на сюжеты из римской истории.Такая
трагедия называлась у римлян претекста.Позднее претексты ис-
пользовали в качестве сюжетовне только исторические,но и совре-
менные события.
Однако наибольшей славы Невий достиг в области комедии (в отли-
чие от греческих драматургов он писал произведения в двух
жанрах).Невий был создателем паллиаты-литературной комедии,кото-
рая представляла собой переработку новоаттической,т.е. бытовой
греческой комедии.Паллиата ставилась в Риме в течении III-II вв.
до н.э.Свое название она получила от греческого широкого плаща-
паллия,так как действие паллиаты всегда происходило где-нибудь в
Греции и герои ее носили греческую одежду.
Хотя Невий и придерживался греческих оригиналов,но обрабатывал
он их горадо свободнее,чем Ливий Андроник.Невий первый применил
так называемую контаминацию,т.е. соединение в римской комедии сю-
жетных линий двух или трех греческих.Возможно,что Невий стал ос-
новоположником и римской национальной комедии-тогаты.
Плавт (около 254-184 до н.э.).Продолжателем дела Невия как ко-
медиографа был его младший современник Тит Макций Плавт.Его твор-
чество относится к тому периоду,когда Рим из сельскохозяйствен-
ной общины превращается в сильнейшее государство-сначала Апеннин-
ского полуострова,а затем и всего бассейна Средиземного моря.
По единодушной оценке древних,Плавт был самым блестящим пред-
Страницы: 1, 2, 3
|