В VIII-XIV веках в японской архитектуре сосуществовало несколько
архитектурных стилей, разнящихся друг от друга соотношением заимствованных
и местных элементов, а также особенностями архитектурных форм и приемов
строительства.
С XIII века в Японии широкое распространение получил буддизм секты
дзэн, а вместе с ним и соответствующий архитектурный стиль (кара-э -
"китайский стиль"). Для храмовых комплексов секты дзэн было характерно
наличие двух ворот (главные ворота и ворота, следующие за главными), крытых
галерей, шедших справа и слева от главных ворот, и симметрично
расположенных главного храма, содержащего статую Будды (дом божества), и
храма для проповедей. На территории храмового комплекса находились также
различные вспомогательные строения: сокровищница, жилища священнослужителей
и др. Основные храмовые здания сооружались на каменном фундаменте и
первоначально окружались навесом, что превращало крышу в двухъярусную,
позже этот навес часто не делали.
Выдающимся памятником светской архитектуры конца XIV века является так
называемый Золотой павильон (Кинкакудзи), построенный в 1397 г. в Киото по
приказу правите-ля страны Есимицу. Это также образец насаждавшегося
дзэнскими мастерами стиля кара-э. Трехъярусное здание с позолоченной
крышей, - отсюда и название "Золотой", - возносится над прудом и садом на
легких столбах-колоннах, отражаясь в воде всем богатством своих изогнутых
линий, резных стен, узорчатых карнизов. Павильон - наглядное свидетельство
того, что эстетика дзэн отнюдь не была простой и однозначно аскетичной" но
могла быть и изысканной, сложной. Ярусный стиль стал общим для архитектуры
XIV-XVI веков как светской, так и духовной. Соразмерность и гармоничность
были главным мерилом художественности, эстетической ценности сооружения.
Архитектура дзэн достигла вершины своего развития в XIV веке. В
дальнейшем упадок политического могущества секты сопровождался разрушением
большей части ее храмов и монастырей. Нестабильность политической жизни
страны, войны способстювали зато развитию замковой архитектуры. Расцвет ее
приходится на 1596-1616 гг., но уже с XIV века замки строились в расчете на
века. Поэтому при их сооружении широко применялся камень. В центре замковых
ансамблей находилась обычная башня - тэнсю. Сначала в замке имелась одна
башня, затем стали сооружать несколько. Огромными размерами отличались
замки Нагоя и Окаяма. Они были разрушены уже в XX в ке.
Своеобразный, чисто японский тип архитектуры представляют чайные
домики. Чайная церемония, как принято считать, должна отражать дух "суровой
простоты" и "примирения", поэтому излишества считались невозможными.
Насчитывается свыше 100 типюв чайных домиков, начиная от имитирующих
простую хижину и кончая напоминающими красиво оформлен-ную шкатулку.
С конца XVI века возобновилось крупное храмовое строительство.
Восстанавливались старые монастыри, разрушенные в период междоусобиц, и
создавались новые. Некоторые были просто огромные. Так, "обиталище Будды" в
храме Хокодзи в Киото - одно из самых больших среди сооруженных в стране за
всю ее историю. Выдающимися для своего времени архитектурными
произведениями являются богато декорированные синтоистские храмы Одзаки
хатиман-дзиндзя (1607) и Дзуй-гандзи (1609).
В период Эдо (XVII в.). когда в стране установилась централизованная
система управления (сёгунат Токугава), естественно, наступил упадок
замковой архитектуры. Дворцовая архитектура, наоборот, получила новое
развитие. Замечательным образцом ее является загородный императорский
дворец Кацура, состоящий из трех примыкающих зданий, сада с прудом и
павильонами.
Своеобразным и чисто национальным видом ландшафтной архитектуры
являются японские сады, как пейзажные при дворцах и храмах эпохи Хэйан и
Камакура, так и "философские", символические "сады камней",
культивировавшиеся учителями дзэн в более позднее время. "Нигде в мире сады
не кажутся более таинственными и символическими, чем те, которые были
созданы мастерами секты дзэн", - писал итальянский писатель Ф. Мараини.
Многочисленные скалы, вероятно, вдохновили великого дзэнского
художника Соами. когда он в конце XV века создавал сад "сухого пейзажа"
Рёан-дзи в Киото. Пустынное пространство белого песка выполняет здесь роль
оправы для камней, которые кажутся драгоценными в своей чистой,
первозданной красоте. В разбегающихся волнах сухого песка как бы
закодировано море. Соами создавал сад для могущественного властителя
Хосокава Кацумото. Но каждый человек, созерцающий этот сад, может
"вычитывать" из него самое разное содержание: море с его островами -
космогонический символ самой Японии; одиночество утесов, встающих среди
водной глади; возвышенность горных вершин над морем облаков и истины над
облаками мнений и сомнений. И хотя буквальный смысл его: тигрица с
тигрятами вброд переходит реку, а символический: путь живых существ,
переплывающих море иллюзий в направлении к "берегу озарения", но сколько
зрителей - столько толкований. Как все великие произведения искусства, сад
Рёан-дзи служит отправной точкой созерцания и размышления, новой для
каждого посетителя, для каждого нового поколения.
Традиционная японская архитектура в целом достигла сво-его наивысшего
уровня развития уже в XIII веке. В период политической нестабильности,
приходящейся на XIV-XVI века, условия для развития искусства архитектуры
были крайне неблагоприятны. В XVII веке японская архитектура повторила свои
лучшие достижения, а кое в чем и превзошла их.
Скульптура.
Распространение в стране буддизма способствовало развитию в Японии
искусства скульптуры, поскольку отправление буддийских культов требовало
скульптурного изображения будд, бодисатв и т. п. Однако буддизм же в
определенной мере и сковывал это развитие, ибо единственным объектом
изображения первоначально был Будда, причем, как известно, буддийские
художники при его изображении вынуждены были считаться с весьма строгими
предписаниями относительно того, как, в каких позах, при каком расположении
рук, ног, туловища и каким именно образом он должен быть изображен.
В период Асука, т. е. после 650 г., уже существовало много изображений
Будды. В 650 г. выдающийся мастер этой эпохи Ямагути-но Атаногути по
приказу императора создал композицию "Тысяча будд".
Одной из наиболее древних статуй является статуя Будды в храме
Гангодзи, сделанная скульптором Тори Буси в начале VII века. Будда
изображен стоя. Высота фигуры 5 м. Известны изображения будд из бронзы.
Например, скульптура триады Сяка в Золотом храме ансамбля Хорюдзи. Однако
преобладающая часть буддийских скульптур выполнялась из дерева.
К числу памятников раннебуддийской скульптуры, восходящих к
импортированным, прежде всего, корейским образцам, но уже явно отмеченных
своеобразием японского гения. относится статуя Гусэ Каннон из храма Юмэдоно
(дословно "Павильон сновидений") в монастыре Хорюдзи. Фигура богини
выполнена из одного куска камфорного дерева. Искусствоведы считают, что это
деревянная копия бронзовой статуи, покрытая позже тонким листовым золотом.
Каннон - так называли японцы бодисатву Авалокитешва-ру. В Японии этот
образ слился с образом женского божества, выражающего идею материнской
любви, милосердия, милости ко всему жигущему.
Скульптура в Японии продолжала свое развитие и в период Нара, когда
ранний японский абсолютизм достиг расцвета (примерно вторая половина VII
в.). Скульптуры этого периода характеризуются уже большей творческой
свободой мастера, а лучшие отличаются пластичностью и правильностыо в
передаче пропорций человеческого тела. Прекрасными образцами искусства того
периода явля-ются голова Будды в храме Ямададэра и триада Якуси в храме
Якусидзи. Как и в других буддийских странах, в Японии периода Нара
создаются огромные скульптурные изображения будд и бодисатв, расположенные
вне помещений. Например, 18-метровая скульптура бодисатвы Мироку в храме
Дайандзи. В целом буддийская скульптура в Японии достигла в период Нара
уровня лучших образцов скульптуры других буддийских стран.
В поздний период Нара (VIII в.) была построена группа ведущих храмов,
что потребовало большого количества скульптур. В изображениях будд в этот
период отмечается более строгое следование канону. Вместе с тем буддийская
скульптура стала более разнообразной. Начала развиваться и портретная
скульптура.
Характеризуя особенности реализма в японской скульптуре того периода,
академик Н. И. Конрад писал: "Скульптура наделена живым человеческим лицом;
но важна не столько точная передача внешних черт портретируемого, сколько
внутреннее выражение средневекового портрета. Выражение же может быть
реалистическим, если оно соответствует внутренней природе изображаемого
персонажа. Персонажи в данном случае - святые, подвижники, проповедники;
подлинное в них - именно то, что делает их святыми, подвижниками,
проповедниками. Вот эту истинную - для данного случая - реальность,
выраженную в человеческом облике, и демонстрируют статуи эпохи Тэмпё (2-я и
3-я трети VIII в.). Для современного наблюдателя это - скульптурные
портреты очень разных людей с выразительными лицами, порою нервными, чуть
ли не издерганными, порою исполненными величавого покоя, сосредоточенности,
глубокого раздумья. А рядом с ними - то, с чем они, эти святые, воевали,
ради чего, во имя чего боролись. Воевали они со злом, и вот оно - в образе
ужасного демона. Боролись за добро, и вот оно - в образе светлого
божества".
Мы видим сосредоточенность и отрешенность в лице и в позе достигшего
неба на земле монаха Гандзина, основателя монастыря Тосёдайдзи (VIII в.);
благость и умиротворенность - в опущенных веках и молитвенно сложенных
ладонях Гэкко-босацу из храма Тодайдзи; яростную мощь и энергию, постоянную
напряженную готовность отразить удар, волю к сокрушению зла - в
экспрессивной фигуре стража Синконгосин из того же храма.
Скульптуры в период Нара создавались из глины, дерева, глины и дерева,
сухого лака без основы, металлов, камня. Одной из наиболее древних
скульптур, дошедших до нас и выполненных из дерева и глины, является
скульптура Конгорики-си - божества, охраняющего буддийское учение,
созданная, как предполагается, около 711 г. Скульптуры из сухого лака также
порой достигали внушительной величины - до 3 м. В конце периода Нара
глиняная скульптура начала исчезать, деревянная же продолжала развиваться.
Об искусстве японских скульпторов периода Нара косвенно свидетельствует
наличие особых мастерских для изготовления будд. Мастерские эти подчинялись
особому учреждению - приказу по строительству храмов Тодайдзи. В приказе
были объединены художники, резчики по дереву, скульпторы, мастера по лаку,
специалисты в области художественного литья и др. Здесь велась
документация, из которой можно узнать, какие мастера и когда выполнили те
или иные художественные заказы. Часть ее дошла до нас.
Одной из примечательных скульптур периода Нара является так называемый
Большой Будда - Дайбуцу. Работы по сооружению этого бронзового колосса
начались в 747 г. и завер-шились в апреле 757 г. Церемония
освящения,Большого Будды состоялась по требованию духовенства даже до
завершения работ по позолоте этой скульптуры. Гигантская фигура
предназначалась для столь же грандиозного, величественного храма Тодайдзи.
В дальнейшем статуя Большого Будды вместе с храмом несколько раз
разрушалась и вновь воссоздавалась. Дошедшая до нас скульптура почти
полностью реконструирована в 1692 г.
Получила распространение такая точка зрения, будто сооружение Большого
Будды истощило страну, что способствовало росту политических противоречий.
Так или иначе, но после создания Дайбуцу мода на столь огромные статуи
стала уходить в прошлое. Количество вновь сооружавшихся крупных буддийских
скульптур резко сократилось.Развитие каменной скульптуры в Японии
тормозилось отсутствием подходящих материалов. До наших дней, правда,
сохранилось много каменных будд, но все же каменная буддийская скульптура в
Японии распространена значительно меньше, чем в других буддийских странах.
От периода Нара до нас дошли рельефные на камне изображения будд - так
называемые будды дзуто. В этот период вообще была довольно развита техника
скульптурного рельефа. Рельефы выполнялись на металле, камне, черепице и
кирпиче.
В период Хэйан (X-XII вв.), буддийская скульптура получила дальнейшее
развитие и распространение. Это стимулировалось постепенным
распространением буддизма на все новые районы страны, возникновением
буддийских сект. Так как все они имели определенные различия в отправлении
культа, то соответственно и к произведениям искусства, необходимым для
совершения обрядов, предъявлялись особые требования.
Признаком высокого уровня развития скульптуры в период Хэйан является
наличие разных стилей, направлений. Специалисты выделяют несколько таких
стилей, хотя и не всегда достаточно обоснованно.
Что касается техники выполнения скульптуры, то для раннего Хэйанского
периода было характерно создание скульптуры из одного куска дерева. Получил
развитие и особый метод резьбы по дереву - хомбо. Скульптура из глины и
сухого лака постепенно исчезла. С начала XI века широкое распространение
получил метод киёсэ, который состоял в том. что скульптура изготовлялась по
частям, которые после обработки плотно соединяли друг с другом. Это метод
так называемой блочной скульптуры. Считается, что он был разработан и
освоен скульптором Дзете. Метод киёсэ возник на базе метода сэгура,
заключавшегося в том, что статую делали полой, причем постепенно полыми
стали делать не только голову и туловище, но и конечности.
Существенное значение для развития японской скульптуры, как и
искусства в целом, имело прекращение в Хэйанский период отправления послов
на материк (849 г.). Это способствовало накоплению элементов национального
стиля.
Для Хэйанского периода является весьма характерным интенсивное
развитие живописи, которая оказывала влияние и на искусство скульптуры:
мастера стали уделять большее внимание живописно-пространственному ее
решению в ущерб объемности и пластичности. По-видимому, этим объясняется
появление плоских и декоративных скульптур, как, например, изображение
божества Амида Нёрай, главной святыни храма Бёдоин, исполненной знаменитым
Дзете за несколько лет до его смерти (1057 г.).
Большой спрос в обществе на предметы искусства, в том числе
скульптуру, вызвало появление в период Хэйан крупных объединений
потомственных скульпторов, например знаменитой киотской мастерской,
основанной скульптором Косе. Расцвет ее деятельности приходится на годы,
когда она возглавлялась сыном Косе Дзете и когда завершалось становление
упоминавшегося выше метода киёсэ. В конце хэйанского периода в Киото
существовало несколько скульптурных мастерских.
В начале периода Камакура (с 1185 г.) скульпторы продолжали развивать
традиции Хэйанского периода. Важную роль в этом сыграло само по себе
печальное событие - гибель в ходе жестоких междоусобиц наполненных
сокровищами искусства храмов Тодайдзи и Кофукудзи. Восстановление храмов
требовало воссоздания и погибшей скульптуры. Это обеспечило киотские
мастерские крупными заказами, что создало благоприятные условия для
дальнейшего развития японской скульптуры. Новое поколение киотских
скульпторов отказалось от установившихся шаблонов метода киёсу; ими были
уловлены новые, более близкие к действительности пропорции человеческого
тела, благодаря чему удавалось изобразить человеческое тело в движении.
Огромную роль в, совершенствовании японской скульптуры периода
Камакура продолжала играть мастерская, основанная Дзете. С нею связана
деятельность таких выдающихся скульпторов, как Кокэй, его сын Ункэй, ученик
Ункэя Кайкэй, известный также под именем Аннами.
Кокэй - автор многих замечательных скульптурных произведений. Среди
них - статуи шести священнослужителей из храма Кофукудзи, представляющие
собой прекрасные скульптурные портреты. Выдающийся талант Ункэя проявился,
в частности, при работе его над скульптурой Дайнити Нёрай в храме Эндзёдзи,
статуей бодисатвы Мироку, скульптурными портретами Сэйсина и Мутяку. Для
произведений Кайкэя характерен реализм и тонкая проработка деталей. Его
наиболее поздняя работа из широко известных - скульптура Амида Нёрай из
храма Тосёдайдзи.
Прекрасными скульпторами были также сыновья Ункэя: Танкей, Кобэн,
Косе. Кобэн создал, в частности, широко известные статуи злых духов с
фонарями: Тэнтоки - злой дух с фонарем в левой руке, Рютоки - злой дух с
фонарем на голове. Шедевром Косе является исполненная динамизма скульптура
священника Куя при храме Рокухарамицудзи.
В искусстве периода Камакура имели место реалистические тенденции,
которые нашли наиболее полное воплощение в портретной скульптуре, в том
числе в светской. Среди сохранившихся скульптурных портретов изображения
известных военачальников.
К концу периода Камакура уже не велось крупное храмовое строительство,
поэтому потребность в скульптуре уменьшилась. К тому же и войны, которые
вели между собой северные и южные властители страны, не способствовали
развитию искусств.
В последовавший за периодом Камакура период Муромати (1392-1568)
получили распространение реалистические скульптурные изображения животных,
рельефы с глубокой резьбой, а также маски для театра. Однако японская
скульптура в дальнейшем так и не сумела подняться выше того уровня,
которого она достигла в периоды Хэйан и Камакура, считающиеся
классическими. После периода Камакура ведущую роль в искусстве играли уже
иные виды, прежде всего живопись и прикладное искусство.
Но были, разумеется, и исключения. Например, в период Эдо жил и
работал замечательный мастер Энку. Деревянные скульптурные портреты Энку
кажутся очень современными. Между тем это XVII век. Никто не знает точно,
когда родился художник, умер он в 1695 г. Энку - его дзэнское прозвище,
означающее "Совершенная пустота". Вел он нищенскую, бродячую жизнь, может
быть, даже не был монахом. Странствуя. Энку в качестве платы за ночлег и
миску вареного риса вырезал из дерева простые и динамичные статуи любимых
народом божеств. Как художник Энку был чрезвычайно плодовит и изобретателен
и нередко совершенно отходил от официальной буддийской иконографии. Работы
Энку сохранились в самых неожиданных местах, от Хоккайдо до Сикоку, чаще
всего их можно встретить в маленьких деревенских храмах в окрестностях
Нагоя. Любимым его материалом была криптомерия - дерево с мягкой древесиной
и ровной фактурой. Скульптор рассекал ствол на четыре высоких куска и одну
за другой вырезал выразительнейшие фигуры - быстро и уверенно, в неистовом
вдохновении.
Страницы: 1, 2, 3
|