Меню
Поиск



рефераты скачатьИскусство Японии

Искусство Японии

Реферат на тему:

Искусство Японии

Выполнил студент: группы 21 п/до

Глухов Роман

План:

1. Искусство японии

2. Живопись

3. Архитектура

4. Скульптура

Искусство Японии.

Как повествует "Кодзики", древнейший памятник японского языка и

литературы, богиня солнца Аматэрасу дала своему внуку принцу Ниниги,

обожествленному предку японцев, священное зеркало Ята и сказала: "Смотри на

это зеркало так, как ты смотришь на меня". Она дала ему это зеркало вместе

со священным мечом Муракумо и священным яшмовым ожерельем Ясакан.

Эти три символа японского народа, японской культуры, японской

государственности передавались с незапамятных в мен от поколения к

поколению как священная эстафета доблести, знания, искусства. В истории

японской культуры и искусства можно выделить три глубинных, доныне живущих

течения, три измерения японской духовности, взаимопроникающих и обогащающих

друг друга: синто ("путь небесных божеств") - народная языческая религия

японцев; дзэн - наиболее влиятельное в Японии течение буддизма, бусидо

("путь воина") - эстетика самурайства и смерти.

Живопись.

Специалисты уже давно обратили внимание на то, что искусство живописи

в странах Дальнего Востока генетически связано с искусством каллиграфии. В

Японии, в частности, существует понятие единства каллиграфических и

живописных принципов. Соответственно в японской живописи, как и в

китайской, издавна большую роль играет линия и распространены монохромные

картины. Вместе с тем влияние искусства каллиграфии на живопись Японии не

следует преувеличивать. Характерно, например, что во времена японского

средневековья довольно долго основным течением в живописи было суйбокуга.

Произведения в стиле суйбокуга создавались тушью, при этом показывалась

игра света и тени на предметах, но отсутствовали контурные линии.

Развитию японской живописи способствовали контакты с континентом,

откуда в начале VII века было позаимствовано искусство изготовления красок,

бумаги и туши.

Большое значение для судеб японской живописи, равно как и скульптуры,

имело распространение в стране буддизма, поскольку потребности буддийской

культовой практики создавали определенный спрос на произведения этих видов

искусства. Так, с X века с целью распространения среди верующих знаний о

событиях буддийской священной истории в массовом порядке создавались так

называемые эмакиномо (длинные горизонтальные свитки), на которых

изображались сцены из буддийской священной истории или из связанных с нею

притч.

Японская живопись в VII веке была весьма еще проста и безыскусна.

Представления о ней дают росписи на ковчеге Тамамуси из храма Хорюдзи,

отображавшие те же сцены, которые воспроизводились на эмакимоно. Росписи

выполнены красной, зеленой и желтой краской на черном фоне. Некоторые

росписи на стенах храмов, относящиеся к VII веку, имеют много общего с

аналогичными росписями в Индии.

По мере дальнейшего распространения буддизма возник массовый спрос на

культовые изображения. В связи с этим профессия художника стала очень

распространенной, причем уже в VII веке среди мастеров, занятых созданием

картин, развивалась даже специализация: одни делали общий набросок рисунка,

другие раскрашивали его, третьи обводили контуры.

Рисунки на полотнищах эмакимоно в VII-VIII веках имели весьма простой,

близкий к символическому характер, изображениям не хватало динамики. Однако

с течением времени художественное качество рисунков эмакимоно возросло, и

лучшие из них весьма выразительны и совершенны.

С VIII века в Японии начинается развитие жанровой и пейзажной

живописи. До наших дней дошла ширма под условным названием “Женщина с

птичьими перьями”. На ширме изображена женщина, стоящая под деревом, волосы

и кимоно ее украшены перьями. Рисунок исполнен легкими, струящимися

линиями.

Для буддийской живописи с IX века характерными являются изображения

мандалы, что на санскрите означает алтарь. При создании мандал

использовались дорогостоящие материалы. Например, “Такао мандала”,

хранящаяся в монастыре Дзингодзи, написана золотом и серебром на плотном

фиолетовом шелке.

Своеобразным стимулом для развития японской живописи в IX веке явилось

учение одной из махаянистских сект (мёо) о том, что для избавления мира от

страданий и горестей необходимо лишь... создать изображение бодисатвы

определенного, но неизвестно какого вида. Творческое воображение художников

заработало вовсю. Примером такой картины является изображение бодисатвы,

сохраняющего государство, из храма Кон-гобудзи. На дошедшей до нас части

этой картины передано стремительное движение охваченной пламенем фигуры

божества.

Первоначально японские художники, отчасти в связи с характером

тематики, над которой они преимущественно работали (буддийская живопись),

находились под сильным китайским влиянием: писали в китайском стиле, или

стиле кара-э. Но со временем в противовес картинам в китайском стиле кара-э

стали появляться светские по тематике картины в японском стиле, или стиле

ямато-э (живопись Ямато). В Х—XII веках стиль ямато-э стал господствующим в

живописи, хотя произведения сугубо религиозного характера все еще писались

в китайском стиле. В этот период получила распространение техника нанесения

контуров рисунка мельчайшей золотой фольгой.

В XI—XII веках появилось много выдающихся по технике исполнения

произведений чисто светской живописи, включая портретную. Многие художники-

профессионалы создавали картины только на светские темы, такие картины

изображали и на складных ширмах и сёдзи.

Мы уже говорили о живописи на эмакимоно. Особенно большое

распространение эмакимоно получили с XII века, когда художники, создавая

их, стали работать в японском национальном стиле ямато-э. Религиозное

содержание живописи на эмакимоно постепенно уступает место светским

мотивам. Объектами изображения тут могли уже стать события японской

истории, но трактуемые с точки зрения буддийской морали.

Одним из образцов исторической живописи эпохи Камакура является

знаменитый свиток XIII века “Хэйдзи-моногатари”, на котором запечатлено

восстание, поднятое в 1159 г. главой крупного самурайского клана Ёситомо

Минамото. Как и миниатюры в древнерусских летописях, свитки, подобные

“Хэйдзи-моногатари”, являются не только выдающимися памятниками искусства,

но и историческими свидетельствами. Соединяя текст и изображение, они

воспроизводили по горячим следам бурные события княжеских усобиц второй

половины XII века, воспевали военные подвиги и высокие моральные качества

вышедшего на арену истории нового военно-дворянского сословия — самураев.

О художественных достоинствах исторических самурайских эмакимоно

(свитков) указанного времени можно судить по фрагменту из “Хэйдзи-

моногатари” с изображением одного из эпизодов войны — “Битвы у Рокухара”.

При яростном динамизме сцены и яркости ее художественного решения не

устаешь удивляться степени проработанности отдельных деталей. А ведь это

лишь один из фрагментов свитка! Выразительны лица захлебнувшегося в крике,

атакующего всадника с огромным луком в руках и мечом на поясе и бегущего

справа от него пехотинца. Отлично выписана черная лошадиная голова на

переднем плане. Более условны, почти как маски театра Но, напряженные лица

самураев на заднем плане. Но и они поданы в броске, в движении. Развеваются

красные ленты за шлемом бегущего слева воина с колчаном стрел за плечами,

напряженно прижат к груди локоть его левой руки. Мастерство художника в

передаче движения, жеста не может не вызвать восхищения- И при этом —

свободное владение всем многообразием цветовых оттенков, профессиональная

точность в воспроизведении деталей самурайских доспехов, оружия, конской

сбруи.

В отличие от индивидуальных портретов самурайских военачальников —

сёгунов, фактических правителей страны, где поэтизируется внутренний мир

самурая, здесь, в рассмотренном фрагменте “Битвы у Рокухара”, воспевается

внешняя сторона “самурайства” — храбрость, натиск, агрессия, безжалостность

к себе и к другим. Это противоречие самурайской эстетики и этики

замечательно сформулировал живший в XVII веке поэт М. Кёрай в одном из

своих трехстиший — хокку:

Как же это, друзья?

Человек глядит на вишни в цвету —

А на поясе длинный меч.

(Перевод В. Марковой)

Впрочем, противоречие ли это? Может быть, здесь, на новом уровне,

воспроизводится извечная для японского духа и искусства гармония хаоса и

космоса, красоты и беспорядка, кротости и жестокости, ярости и

умиротворенности? Причем каждое из полярных качеств, свойств души и мира

доводится художником до максимального напряжения и подобно тетиве

натянутого лука. Да, воинам во всем мире — не в одной стране Восходящего

Солнца — приходилось не только любоваться цветущей сакурой или хризантемой

в монастырском саду, но и выполнять “черную работу” Истории — воевать,

борясь за объединение страны, защищая ее от врагов. И высокий смысл

искусства Камакура — времени расцвета бусидо и слияния его с философией

дзэн — состоит в том, что оно воспевало очистительную, всепоглощающую силу

долга, исполняемого и перед лицом смерти.

Ярким свидетельством появления светских мотивов в живописи стало

состоящее из четырех свитков известное эмакимо-но “Тёдзю гига” — сцены из

жизни животных, в том числе животных, подражающих людям. Это эмакимоно

написано тушью. Выдающимся по экспрессивности и технике исполнения является

относящееся к XIII веку эмакимоно “Ямай-но соси”, изображающее людей,

пораженных различными болезнями. Рисунки на этих свитках проникнуты

своеобразным юмором. Известно историческое эмакимоно “Повесть о монгольском

нашествии. В период Муромати (1392—1578) соотношение между буддийской

живописью, живописью в японском стиле и монохромной живописью решительно

сдвигается в пользу последней. Но с течением времени в ней появляются

контурные линии. В буддийской живописи также появляются новые формы.

Например. выдающийся мастер монохромной живописи Као Нин-га писал сильными,

грубыми мазками. Стиль известного художника Минтё, писавшего свитки на

буддийские темы, представляет собой нечто среднее между традиционной

буддийской живописью и монохромной живописью.

Величайшим художником периода Муромати является Сэссю (1420—1506),

который создал свой собственный стиль. Ему принадлежит выдающееся

произведение японской живописи “Длинный пейзажный свиток”, датированное

1486 г., имеющее в длину 17 м при ширине 4 м. На свитке изображены четыре

времени года. Сэссю был отличный портретист, о чем свидетельствует

написанный им портрет Масуда Канэтака.

В последние десятилетия периода Муромати происходит процесс

интенсивной профессионализации живописи. В начале XVI века возникает

знаменитая школа Кано, основанная Кано Масанобу (1434—1530), который

заложил основы декоративного направления в живописи. Одним из ранних

произведений жанровой живописи школы Кано является роспись художником

Хидэёри ширмы на тему “Любование кленами в Такао”.

С конца XVI века основными формами живописи становятся стенопись,

картины на складных ширмах. Произведения живописи украшают дворцы

аристократов, дома горожан, монастыри и храмы. Развивается стиль

декоративных панно — да-ми-э. Такие панно писали сочными красками на

золотой фольге.

Признаком высокого уровня развития живописи является существование в

конце XVI века ряда живописных школ, в том числе Кано, Тоса, Ункоку. Сога,

Хасэгава, Кайхо. Выдающиеся картины, созданные в этот период, принадлежат

не только известным живописцам, но и оставшимся безвестными мастерам.

В течение XVII—XIX веков исчезает ряд некогда прославленных школ, но

их место занимают новые, такие, как школа гравюры на дереве укиё-э, школы

Маруяма-Сидзе, Нанга, европейской живописи, а также школа, ратовавшая за

возрождение в живописи стиля ямато-э, т. е. старого японского стиля.

Центрами культуры и искусства позднего средневековья (оно затянулось в

Японии практически до XIX века) становятся наряду с древними городами Нара

и Киото новая столица Эдо (современный Токио), Осака, Нагасаки и др.

Расцвет специфической городской культуры и сопутствующих видов искусства

определил основное направление развития японского искусства в XVII—XIX

веках. При этом подверглись изменению как формы “бытования” искусства, так

и его общественная функция. Например, в архитектуре утратило свою ведущую

роль культовое зодчество, зато была создана четкая отработанная форма

жилого дома, имеющая не только практический, но и несомненный

художественный смысл. Соответственно в живописи возросла роль декоративных

интерьеров, росписей. Высочайшего уровня достигла также гравюра на дереве,

ставшая в XVIII—XIX веках главных видом японского искусства.

Вообще искусство эпохи Эдо (1615—1868) характеризуется особым

демократизмом (потребителями его являются самые широкие круги горожан —

третьего сословия) и сочетанием художественного и функционального. Примером

такого сочетания является живопись на ширмах. Ширма — вещь, имеющая точное

функциональное назначение в интерьере японского жилища, предмет быта.

Одновременно это — картина, произведение искусства, определяющее

эмоциональный тонус жилища, предмет эстетического созерцания. Именно на

парных ширмах написаны “Красные и белые цветы сливы” — самое значительное и

знаменитое из сохранившихся произведений великого художника Огата Корина

(1658—1716), шедевр, по праву причисляемый к лучшим созданиям не только

японской, но и мировой живописи. Одним из наиболее популярных жанров

японской мелкой пластики были нэцкэ. Происхождение их чисто практическое:

поскольку традиционная одежда японцев не знает карманов, все необходимые

мелкие предметы прикреплялись к поясу с помощью небольших брелоков — нэцкэ.

Вместе с тем, сохранив свое функциональное назначение, нэцкэ превратились в

силу непреходящих эстетических потребностей народа в разновидность тонкой

миниатюрной скульптуры.

В нэцке преломился художественный канон средневековья в сочетании с

ренесеансной раскованностью искусств в эпоху Эдо. Эти произведения

миниатюрной пластики как бы сфокусировали в себе тысячелетия пластического

опыта Японии: от диковатых догу Дзёмона, ханива Поздних Курганов до

канонической культуры средневековья, каменных будд и живого дерева Энку. Из

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.