классического наследия  заимствовали  мастера  нэцкэ  богатство  экспрессии, 
чувство меры, завершенность и  точность  композиции,  совершенство  деталей. 
Материал для нэцкэ был самым  различным:  дерево,  слоновая  кость,  металл, 
янтарь, лак, фарфор. Над каждой  вещью  (как  правило,  не  более  10  см  в 
высоту)  мастер  трудился  иногда  целые  годы.  Тематика  их  варьировалась 
безгранично:  изображения  людей,   животных,   богов,   исторических   лиц, 
персонажей  народных,  поверий.   Расцвет   того   чисто   городского   вида 
прикладного искусства приходится на вторую половину XVIII века. 
      Интересна судьба упомянутой выше гравюры на дереве —  укиё-э.  В  свое 
время, в прошлом столетии, Европа, а затем и  Россия  именно  через  гравюру 
впервые познакомились с феноменом японского искусства.  Между  тем  в  самой 
Японии гравюру на дереве первоначально вообще не считали искусством,  таким, 
как живопись на ширмах или  на  свитках.  Возникшая  на  стыке  искусства  и 
ремесла,  японская  гравюра  действительно  имела  все   признаки   массовой 
культуры — тираж, доступность, дешевизну. Не случайно ее  так  и  назвали  — 
“укиё-э” (слово “укиё” означает в  переводе  темное,  мирское,  обиходное”). 
Мастера укиё-э добивались максимальной простоты и доходчивости как в  выборе 
сюжетов, так и в их воплощении. Сюжетами гравюр  были  в  основном  жанровые 
сценки из повседневной жизни города и его обитателей:  торговцев,  артистов, 
гейш. 
      Укиё-э,  как  особая  художественная  школа,   выдвинула   целый   ряд 
первоклассных мастеров. Начальный этап в развитии сюжетной гравюры связан  с 
именем Хисикава Моронобу (1618—1694). Первым мастерам  многоцветной  гравюры 
был Судзуки Харунобу, творивший в середине XVIII века.  Главные  мотивы  его 
творчества — лирические сцены с преимущественным вниманием не к действию,  а 
к передаче чувств и настроений: нежности, грусти,  любви.  Подобно  древнему 
изысканному  искусству  эпохи  Хэйан,  мастера  укиё-э  возрождали  в  новой 
городской среде своеобразный культ утонченной женской красоты, с той  только 
разницей, что вместо гордых хэйанских аристократок  героинями  гравюр  стали 
изящные гейши из увеселительных кварталов Эдо. Художник Утамаро  (1753—1806) 
представляет собой,  может  бьть,  уникальный  в  истории  мировой  живописи 
пример  мастера,  безраздельно  посвятившего  свое  творчество   изображению 
женщин —  в  разных  жизненных  обстоятельствах,  в  разнообразных  позах  и 
туалетах. Одна из лучших его работ — “Гейша Осама”  находится  в  Москве,  в 
Музее изобразительных  искусств  им.  А.  С.  Пушкина.  Необыкновенно  тонко 
передано художником единство  жеста  и  настроения,  освещения  и  выражения 
лица. 
      Высочайшего уровня жанр японской гравюры достиг в творчестве  Кацусика 
Хокусая (17СО—1849). Ему свойственны неизвестные ранее в японском  искусстве 
полнота охвата жизни, интерес ко всем ее сторонам  —  от  случайной  уличной 
сцены  до  величественных  явлений  природы.   Творческая   судьба   Хокусая 
необычна. Плодовитейший мастер, — ему принадлежит свыше 30  тысяч  гравюр  и 
рисунков,  более  500  иллюстрированных  книг,   —   он   обрел   творческую 
индивидуальность  лишь  в  преклонном  возрасте,  накопив  за  долгую  жизнь 
великое множество знаний, навыков, умений, достигнув  подлинной  мудрости  в 
видении мира и человека. В  возрасте  70  лет  Хокусай  создает  свою  самую 
знаменитую серию гравюр “36 видов Фудзи”, за нею последовали серии  “Мосты”, 
“Большие цветы”,  “Путешествия  по  водопадам  страны”,  альбом  “100  видов 
Фудзи”. Каждая гравюра — ценный памятник живописного искусства,  а  серии  в 
целом  дают  глубокую,  своеобразную  концепцию  бытия,  мироздания,   места 
человека в нем, традиционную в лучшем смысле  слова,  т.  е.  укорененную  в 
тысячелетней  истории  японского  художественного  мышления,  и   совершенно 
новаторскую, временами дерзкую, по средствам исполнения. 
      “36 видов Фудзи”,  представляющие  священную  гору  японцев  в  разные 
времена года и суток, при разном  освещении,  из  различных  мест  страны  — 
издалека, вблизи, с  моря,  сквозь  заросли  бамбука,  явились  по  существу 
первым в  японском  искусстве  образом  родины,  одновременно  конкретным  и 
обобщенно-символическим. Творчество Хокусая достойно связывает  многовековые 
художественные традиции Японии с  современными  установками  художественного 
творчества и его восприятия. Блистательно возродив пейзажный жанр, давший  в 
средние века такие шедевры, как “Зимний пейзаж” Сэссю, Хокусай вывел его  из 
канона средневековья прямо в художественную практику XIX—XX веков, оказав  и 
оказывая   влияние   не   только   на    французских    импрессионистов    и 
постимпрессионистов (Ван-Гога, Гогена, Матисса), но и на русских  художников 
“Мира искусства” и другие, уже современные нам школы. 
      Искусство цветной гравюры укиё-э явилось в целом прекрасным итогом ,и, 
может быть,  даже  своеобразным  завершением  неповторимых  путей  японского 
изобразительного творчества. 
                                Архитектура. 
      Для традиционной японской архитектуры характерны сооружения из  дерева 
с массивными крышами и относительно слыбыми  стенами.  Это  не  удивительно, 
если учесть, что в Японии теплый  климат  и  часто  идут  обильные,  сильные 
дожди. Кроме  того,  японские  строители  всегда  должны  были  считаться  с 
опасностью землетрясения.  Из  числа  дошедших  до  нас  сооружений  древней 
Японии примечательны синтоистские храмы Исэ  и  Идзумо.  Оба  деревянные,  с 
практически плоскими двускатными крышами,  далеко  выступающими  за  пределы 
собственно постройки и надежно защищающими ее от  непогоды.  Храм  Идзумо  - 
очень крупное сооружение, высота его достигает 24 м. 
      Проникновение в Японию буддизма, с которым было связано  столь  важное 
для средневекового искусства осознание человеком  единства  духа.  и  плоти, 
неба и земли, отразилось и на  развитии  японского  искусства,  в  частности 
архитектуры. Японские буддийские пагоды, писал академик  Н.  И.  Конрад,  их 
"устремленные ввысь многоярусные кровли с тянущимися к самому  небу  шпилями 
создавали то же ощущение, что и башни готического храма; они  распространяли 
вселенское чувство и на  "тот  мир",  не  отделяя  его  от  себя,  а  сливая 
"Трепетность Голубых Небес" и "Мощь Великой Земли". 
      Буддизм  принес  в  Японию  не  только  новые   архитектурные   формы, 
развивалась и новая техника строительства.  Пожалуй,  важнейшим  техническим 
новшеством стало сооружение каменных фундаментов, В древнейших  синтоистских 
постройках  вся  тяжесть  здания  падала  на  врытые  в  землю  сваи,   что, 
естественно,  сильно  ограничивало  возможные  размеры  зданий.  Начиная   с 
периода  Асука  (VII  в.)  получают  распространение  крыши   с   изогнутыми 
поверхностями и  приподнятыми  углами,  без  которых  сегодня  мы  не  можем 
представить  себе  японских  храмов  и  пагод.   Для   японского   храмового 
строительства складывается особый тип планировки храмового комплекса. 
      Японский храм, независимо от того, синтоистский он или  буддийский,  - 
это не отдельное здание, как привычно думать, а  целая  система  специальных 
культовых сооружений,  подобно  старинным  русским  монастырским  ансамблям. 
Японский храм-монастырь состоял  первоначально  из  семи  элементов  -  семи 
храмов: 1) внешние ворота (самон), 2) главный, или золотой храм (кондо),  3) 
храм для проповеди (кодо), 4) барабанная или  колокольная  башня  (коро  или 
серо), 5) библиотека (кёдзо), 6) сокровищница, то, что по-русски  называлось 
ризница (сёсоин) и, наконец, 7) многоярусная пагода. Крытые галереи,  аналог 
наших монастырских стен, как и ведущие на территорию храма  ворота,  нередко 
представляли собой примечательные в архитектурном отношении  самостоятельные 
сооружения. 
      Древнейшей буддийской постройкой в Японии является ансамбль Хорюдзи  в 
городе Нара (столица государства с 710 по 784 г.),  воздвигнутый  в  607  г. 
Правда, в старинной исторической хронике "Нихонги" есть сообщение о  большом 
пожаре в 670 г., но японские историки считают, что кондо и пагода  монастыря 
Хорюдзи уцелели от огня и сохранили свой облик начала VII в. В таком  случае 
это самые древние деревянные здания в мире. 
      Вообще все старинные  памятники  архитектуры  в  Японии  построены  из 
дерева.  Эта  особенность  дальневосточного  зодчества   обусловлена   рядом 
причин. Одна из них,  и  немаловажная,  -  сейсмическая  активность.  Но  не 
только в  прочности  дело.  Дерево  позволяет  оптимально  соединить,  слить 
воедино творения рук человеческих и творение природы - окружающий  ландшафт. 
Гармоническое сочетание архитектуры с  пейзажем,  считают  японцы,  возможно 
только тогда, когда они состоят из одного  и  того  же  материала,  Японский 
храм-монастырь  сливается  с  окружающей  рощей,  становится   как   бы   ее 
рукотворной частью -  с  высокими  стволами  колонн,  сплетающимися  ветвями 
кроншейнов, зубчатыми кронами пагод. Природа  "прорастает"  архитектурой,  и 
архитектура затем, в свою  очередь,  "прорастает"  природой.  Иногда  лесная 
стихия и  самым  непосредственным  образом  вторгается  в  искусство.  Ствол 
живого большого дерева становится опорным столбом  в  традиционной  японской 
хижине или колонной в сельском святилище, сохраняя  нетронутой  первозданную 
красоту своей фактуры. А внутри монастырских двориков, моделируя  не  только 
и  не  столько  окружающий  пейзаж,   но   природу,   вселенную   в   целом, 
развертывается своеобразный сад камней, сад сосредоточенности и размышлени. 
      Замечательным  примером  японской  архитектуры   второй   половины   I 
тысячелетия н. э. является : храмовый комплекс Тодайдзи, построенный в  743- 
752 гг. 
      В это время буддизм был  объявлен  государственной  религией  японцев. 
Вспомните, что красота, великолепие  архитектурных  сооружений,  посвященных 
"неведомому богу", взегда имели  первостепенное  значение  для  обращения  в 
новую веру впечатлительных язычников и считались важным  орудием  насаждения 
нового культа. Так и император Сёму - именно с его именем связано  торжество 
буддийского вероучения в Японии - решил построить в  своей  столице,  городе 
Нара, памятник, который не имел бы себе равных  в  других  странах.  Золотой 
храм (кондо) монастыря Тодайдзи и должен был стать  таким  памятником.  Если 
здания  ансамбля  Хорюдзи  -  древнейшие  в   мире   памятники   деревянного 
зодчества, то золотой храм  Тодайдзи  -  самое  большое  в  мире  деревянное 
здание.   Трудно   поверить,   но    храм    имеет    высоту    современного 
шестнадцатиэтажного дома (48 м) при основании 60 м в длину и 55 м в  ширину. 
Строили храм шесть лет. Размеры его определялись ростом главного "  жильца": 
храм  должен  был  стать  земным  домом  легендарного   Большого   Будды   - 
уникального памятника средневековой японской скульптуры.  Снаружи  постройка 
кажется двухэтажной из-за двух величественных, возносящихся одна над  другой 
крыш. Но на самом деле у храма единое внутреннее пространство, где  и  сидит 
вот уже более 12 столетий  задумчивый  великан  Дайбуцу.  Правда,  дерево  - 
материал недолговечный. За минувшие века Дайбуцу-дэн дважды горел (в 1180  и 
1567 гг.), но каждый раз, как Феникс, восставал из пепла в  прежней  красоте 
и величии. Японские архитекторы воссоздают  древние  сооружения  в  точности 
один к одному, так что можно все-таки считать, что в  наши  дни  храм  точно 
такой же, каким увидели его когда-то  восхищенные  жители  древней  японской 
столицы. 
      Своеобразна в архитектурном отношении пагода Якусидзи, единственная  в 
своем роде, построенная в 680 г, (т. е. позже Хорюдзи, но  раньше  Тодайдзи) 
и  также  находящаяся  около  древней  Нары.  Пагода  Якусидзи   имеет   как 
традиционные  для  пагоды  архитектурные  особенности,  так  и  значительные 
отличия. Своеобразие этой, очень высокой (35 м)  башни  заключается  в  том, 
что, будучи трехэтажной, она кажется шестиэтажной. Да, у нее шесть крыш,  но 
три крыши меньшего размера имеют чисто  декоративный  характер.  Чередование 
их с большими конструктивными крышами сообщает  башне  своеобразный,  только 
ей свойственный зубчатый силуэт. 
      Конструкции в Японии,  стране  деревянной  архитектуры,  редко  бывают 
тяжелыми и массивными. Всегда  где-то  присутствуют  уравновешивающие,  -  а 
точнее возносящие ввысь, - легкие и изящные детали. Например,  птица  Феникс 
на Золотом павильоне.  Для  пагоды  -  это  шпиль,  продолжение  центральной 
мачты, устремленный с крыши пагоды в самое небо. Шпиль - самая  существенная 
часть пагоды, наиболее четко выражающая ее глубокую философскую символику. 
      Красив и своеобраюн шпиль пагоды Якусидзи (высота его 10 м) с  девятью 
кольцами  вокруг,  символизирующими  9  небес  -  представление,  общее  для 
буддийской  и  христианской   космологии.   Верхушка   шпиля   -   "пузырек" 
представляет собой стилизованное изображение пламени  с  вплетенными  в  его 
языки фигурами ангелов в развевающихся одеждах. "Пузырек" похож  силуэтом  и 
символикой на нимбы буддийских святых. 
      Именно в нем - средоточие священной силы храма. Именно на нем, как  на 
своеобразном воздушном шаре, возносится к незримым вершинам буддийского  рая 
вся довольно громоздкая, воздевающая к небу уголки кровель постройка. 
      Буддийские храмовые комплексы различались по планировке в  зависимости 
от того, строились ли они в горах или на равнине.  Для  храмовых  ансамблей, 
построенных на  равнине,  характерно  симметричное  расположение  зданий.  В 
горных условиях по  самому  характеру  местности  симметричное  расположение 
зданий обычно просто  невозможно,  и  архитекторам  приходилось  каждый  раз 
находить  конкретное   решение   задачи   наиболее   удобного   расположения 
сооружений храмового комплекса. 
      Интересным  примером  планировки  храмового  комплекса   эпохи   Хэйан 
является ансамбль  Бёдоин.  В  центре  ансамбля,  как  принято,  размещается 
главный храм - храм Феникса, содержащий статую  будды  Амиды.  Первоначально 
храм Феникса был увеселительным дворцом,  построенным  при  храме  Бёдоин  в 
1053 г. По преданию, в плане он должен был изображать  фантастическую  птицу 
Феникс  с  распростертыми  крыльями.  Когда-то  храм  стоял  посреди  пруда, 
окруженный со всех сторон водой. Его галереи, соединяющие главное  здание  с 
боковыми павильонами, были  для  культовых  целей  совершенно  не  нужны,  а 
построены как будто действительно для  придания  храму  сходства  с  птицей. 
Сзади также размещается крытая галерея, образующая "хвост". 
      Храмовый комплекс богато декорирован украшениями. По храму Феникса  мы 
можем получить представление о характере дворцовых построек эпохи Хэйан. 
      Со второй половины VIII века в восприятии современников различия между 
божествами синтоистского и буддийского  пантеонов  постепенно  стираются,  в 
связи с чем в синтоистские постройки начинают вноситься элементы  буддийской 
архитектуры. 
      В это время в Японии уже существуют довольно крупные  города.  Столица 
Хэйан (теперешнее Киото) протянулась с запада на восток на 4 км, а с  севера 
на юг на 7  км.  Город  строился  по  строгому  плану.  В  центре  находился 
императорский дворец. Большие улицы пересекали город  в  шахматном  порядке. 
Дворцовые комплексы, как  и  храмовые,  состояли  из  ряда  зданий,  включая 
культовые сооружения. На территории дворцов сооружали водоемы, в  том  числе 
и предназначенные для катания на лодках. 
Страницы: 1, 2, 3 
   
 |