Меню
Поиск



рефераты скачатьИскусство Японии

классического наследия заимствовали мастера нэцкэ богатство экспрессии,

чувство меры, завершенность и точность композиции, совершенство деталей.

Материал для нэцкэ был самым различным: дерево, слоновая кость, металл,

янтарь, лак, фарфор. Над каждой вещью (как правило, не более 10 см в

высоту) мастер трудился иногда целые годы. Тематика их варьировалась

безгранично: изображения людей, животных, богов, исторических лиц,

персонажей народных, поверий. Расцвет того чисто городского вида

прикладного искусства приходится на вторую половину XVIII века.

Интересна судьба упомянутой выше гравюры на дереве — укиё-э. В свое

время, в прошлом столетии, Европа, а затем и Россия именно через гравюру

впервые познакомились с феноменом японского искусства. Между тем в самой

Японии гравюру на дереве первоначально вообще не считали искусством, таким,

как живопись на ширмах или на свитках. Возникшая на стыке искусства и

ремесла, японская гравюра действительно имела все признаки массовой

культуры — тираж, доступность, дешевизну. Не случайно ее так и назвали —

“укиё-э” (слово “укиё” означает в переводе темное, мирское, обиходное”).

Мастера укиё-э добивались максимальной простоты и доходчивости как в выборе

сюжетов, так и в их воплощении. Сюжетами гравюр были в основном жанровые

сценки из повседневной жизни города и его обитателей: торговцев, артистов,

гейш.

Укиё-э, как особая художественная школа, выдвинула целый ряд

первоклассных мастеров. Начальный этап в развитии сюжетной гравюры связан с

именем Хисикава Моронобу (1618—1694). Первым мастерам многоцветной гравюры

был Судзуки Харунобу, творивший в середине XVIII века. Главные мотивы его

творчества — лирические сцены с преимущественным вниманием не к действию, а

к передаче чувств и настроений: нежности, грусти, любви. Подобно древнему

изысканному искусству эпохи Хэйан, мастера укиё-э возрождали в новой

городской среде своеобразный культ утонченной женской красоты, с той только

разницей, что вместо гордых хэйанских аристократок героинями гравюр стали

изящные гейши из увеселительных кварталов Эдо. Художник Утамаро (1753—1806)

представляет собой, может бьть, уникальный в истории мировой живописи

пример мастера, безраздельно посвятившего свое творчество изображению

женщин — в разных жизненных обстоятельствах, в разнообразных позах и

туалетах. Одна из лучших его работ — “Гейша Осама” находится в Москве, в

Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Необыкновенно тонко

передано художником единство жеста и настроения, освещения и выражения

лица.

Высочайшего уровня жанр японской гравюры достиг в творчестве Кацусика

Хокусая (17СО—1849). Ему свойственны неизвестные ранее в японском искусстве

полнота охвата жизни, интерес ко всем ее сторонам — от случайной уличной

сцены до величественных явлений природы. Творческая судьба Хокусая

необычна. Плодовитейший мастер, — ему принадлежит свыше 30 тысяч гравюр и

рисунков, более 500 иллюстрированных книг, — он обрел творческую

индивидуальность лишь в преклонном возрасте, накопив за долгую жизнь

великое множество знаний, навыков, умений, достигнув подлинной мудрости в

видении мира и человека. В возрасте 70 лет Хокусай создает свою самую

знаменитую серию гравюр “36 видов Фудзи”, за нею последовали серии “Мосты”,

“Большие цветы”, “Путешествия по водопадам страны”, альбом “100 видов

Фудзи”. Каждая гравюра — ценный памятник живописного искусства, а серии в

целом дают глубокую, своеобразную концепцию бытия, мироздания, места

человека в нем, традиционную в лучшем смысле слова, т. е. укорененную в

тысячелетней истории японского художественного мышления, и совершенно

новаторскую, временами дерзкую, по средствам исполнения.

“36 видов Фудзи”, представляющие священную гору японцев в разные

времена года и суток, при разном освещении, из различных мест страны —

издалека, вблизи, с моря, сквозь заросли бамбука, явились по существу

первым в японском искусстве образом родины, одновременно конкретным и

обобщенно-символическим. Творчество Хокусая достойно связывает многовековые

художественные традиции Японии с современными установками художественного

творчества и его восприятия. Блистательно возродив пейзажный жанр, давший в

средние века такие шедевры, как “Зимний пейзаж” Сэссю, Хокусай вывел его из

канона средневековья прямо в художественную практику XIX—XX веков, оказав и

оказывая влияние не только на французских импрессионистов и

постимпрессионистов (Ван-Гога, Гогена, Матисса), но и на русских художников

“Мира искусства” и другие, уже современные нам школы.

Искусство цветной гравюры укиё-э явилось в целом прекрасным итогом ,и,

может быть, даже своеобразным завершением неповторимых путей японского

изобразительного творчества.

Архитектура.

Для традиционной японской архитектуры характерны сооружения из дерева

с массивными крышами и относительно слыбыми стенами. Это не удивительно,

если учесть, что в Японии теплый климат и часто идут обильные, сильные

дожди. Кроме того, японские строители всегда должны были считаться с

опасностью землетрясения. Из числа дошедших до нас сооружений древней

Японии примечательны синтоистские храмы Исэ и Идзумо. Оба деревянные, с

практически плоскими двускатными крышами, далеко выступающими за пределы

собственно постройки и надежно защищающими ее от непогоды. Храм Идзумо -

очень крупное сооружение, высота его достигает 24 м.

Проникновение в Японию буддизма, с которым было связано столь важное

для средневекового искусства осознание человеком единства духа. и плоти,

неба и земли, отразилось и на развитии японского искусства, в частности

архитектуры. Японские буддийские пагоды, писал академик Н. И. Конрад, их

"устремленные ввысь многоярусные кровли с тянущимися к самому небу шпилями

создавали то же ощущение, что и башни готического храма; они распространяли

вселенское чувство и на "тот мир", не отделяя его от себя, а сливая

"Трепетность Голубых Небес" и "Мощь Великой Земли".

Буддизм принес в Японию не только новые архитектурные формы,

развивалась и новая техника строительства. Пожалуй, важнейшим техническим

новшеством стало сооружение каменных фундаментов, В древнейших синтоистских

постройках вся тяжесть здания падала на врытые в землю сваи, что,

естественно, сильно ограничивало возможные размеры зданий. Начиная с

периода Асука (VII в.) получают распространение крыши с изогнутыми

поверхностями и приподнятыми углами, без которых сегодня мы не можем

представить себе японских храмов и пагод. Для японского храмового

строительства складывается особый тип планировки храмового комплекса.

Японский храм, независимо от того, синтоистский он или буддийский, -

это не отдельное здание, как привычно думать, а целая система специальных

культовых сооружений, подобно старинным русским монастырским ансамблям.

Японский храм-монастырь состоял первоначально из семи элементов - семи

храмов: 1) внешние ворота (самон), 2) главный, или золотой храм (кондо), 3)

храм для проповеди (кодо), 4) барабанная или колокольная башня (коро или

серо), 5) библиотека (кёдзо), 6) сокровищница, то, что по-русски называлось

ризница (сёсоин) и, наконец, 7) многоярусная пагода. Крытые галереи, аналог

наших монастырских стен, как и ведущие на территорию храма ворота, нередко

представляли собой примечательные в архитектурном отношении самостоятельные

сооружения.

Древнейшей буддийской постройкой в Японии является ансамбль Хорюдзи в

городе Нара (столица государства с 710 по 784 г.), воздвигнутый в 607 г.

Правда, в старинной исторической хронике "Нихонги" есть сообщение о большом

пожаре в 670 г., но японские историки считают, что кондо и пагода монастыря

Хорюдзи уцелели от огня и сохранили свой облик начала VII в. В таком случае

это самые древние деревянные здания в мире.

Вообще все старинные памятники архитектуры в Японии построены из

дерева. Эта особенность дальневосточного зодчества обусловлена рядом

причин. Одна из них, и немаловажная, - сейсмическая активность. Но не

только в прочности дело. Дерево позволяет оптимально соединить, слить

воедино творения рук человеческих и творение природы - окружающий ландшафт.

Гармоническое сочетание архитектуры с пейзажем, считают японцы, возможно

только тогда, когда они состоят из одного и того же материала, Японский

храм-монастырь сливается с окружающей рощей, становится как бы ее

рукотворной частью - с высокими стволами колонн, сплетающимися ветвями

кроншейнов, зубчатыми кронами пагод. Природа "прорастает" архитектурой, и

архитектура затем, в свою очередь, "прорастает" природой. Иногда лесная

стихия и самым непосредственным образом вторгается в искусство. Ствол

живого большого дерева становится опорным столбом в традиционной японской

хижине или колонной в сельском святилище, сохраняя нетронутой первозданную

красоту своей фактуры. А внутри монастырских двориков, моделируя не только

и не столько окружающий пейзаж, но природу, вселенную в целом,

развертывается своеобразный сад камней, сад сосредоточенности и размышлени.

Замечательным примером японской архитектуры второй половины I

тысячелетия н. э. является : храмовый комплекс Тодайдзи, построенный в 743-

752 гг.

В это время буддизм был объявлен государственной религией японцев.

Вспомните, что красота, великолепие архитектурных сооружений, посвященных

"неведомому богу", взегда имели первостепенное значение для обращения в

новую веру впечатлительных язычников и считались важным орудием насаждения

нового культа. Так и император Сёму - именно с его именем связано торжество

буддийского вероучения в Японии - решил построить в своей столице, городе

Нара, памятник, который не имел бы себе равных в других странах. Золотой

храм (кондо) монастыря Тодайдзи и должен был стать таким памятником. Если

здания ансамбля Хорюдзи - древнейшие в мире памятники деревянного

зодчества, то золотой храм Тодайдзи - самое большое в мире деревянное

здание. Трудно поверить, но храм имеет высоту современного

шестнадцатиэтажного дома (48 м) при основании 60 м в длину и 55 м в ширину.

Строили храм шесть лет. Размеры его определялись ростом главного " жильца":

храм должен был стать земным домом легендарного Большого Будды -

уникального памятника средневековой японской скульптуры. Снаружи постройка

кажется двухэтажной из-за двух величественных, возносящихся одна над другой

крыш. Но на самом деле у храма единое внутреннее пространство, где и сидит

вот уже более 12 столетий задумчивый великан Дайбуцу. Правда, дерево -

материал недолговечный. За минувшие века Дайбуцу-дэн дважды горел (в 1180 и

1567 гг.), но каждый раз, как Феникс, восставал из пепла в прежней красоте

и величии. Японские архитекторы воссоздают древние сооружения в точности

один к одному, так что можно все-таки считать, что в наши дни храм точно

такой же, каким увидели его когда-то восхищенные жители древней японской

столицы.

Своеобразна в архитектурном отношении пагода Якусидзи, единственная в

своем роде, построенная в 680 г, (т. е. позже Хорюдзи, но раньше Тодайдзи)

и также находящаяся около древней Нары. Пагода Якусидзи имеет как

традиционные для пагоды архитектурные особенности, так и значительные

отличия. Своеобразие этой, очень высокой (35 м) башни заключается в том,

что, будучи трехэтажной, она кажется шестиэтажной. Да, у нее шесть крыш, но

три крыши меньшего размера имеют чисто декоративный характер. Чередование

их с большими конструктивными крышами сообщает башне своеобразный, только

ей свойственный зубчатый силуэт.

Конструкции в Японии, стране деревянной архитектуры, редко бывают

тяжелыми и массивными. Всегда где-то присутствуют уравновешивающие, - а

точнее возносящие ввысь, - легкие и изящные детали. Например, птица Феникс

на Золотом павильоне. Для пагоды - это шпиль, продолжение центральной

мачты, устремленный с крыши пагоды в самое небо. Шпиль - самая существенная

часть пагоды, наиболее четко выражающая ее глубокую философскую символику.

Красив и своеобраюн шпиль пагоды Якусидзи (высота его 10 м) с девятью

кольцами вокруг, символизирующими 9 небес - представление, общее для

буддийской и христианской космологии. Верхушка шпиля - "пузырек"

представляет собой стилизованное изображение пламени с вплетенными в его

языки фигурами ангелов в развевающихся одеждах. "Пузырек" похож силуэтом и

символикой на нимбы буддийских святых.

Именно в нем - средоточие священной силы храма. Именно на нем, как на

своеобразном воздушном шаре, возносится к незримым вершинам буддийского рая

вся довольно громоздкая, воздевающая к небу уголки кровель постройка.

Буддийские храмовые комплексы различались по планировке в зависимости

от того, строились ли они в горах или на равнине. Для храмовых ансамблей,

построенных на равнине, характерно симметричное расположение зданий. В

горных условиях по самому характеру местности симметричное расположение

зданий обычно просто невозможно, и архитекторам приходилось каждый раз

находить конкретное решение задачи наиболее удобного расположения

сооружений храмового комплекса.

Интересным примером планировки храмового комплекса эпохи Хэйан

является ансамбль Бёдоин. В центре ансамбля, как принято, размещается

главный храм - храм Феникса, содержащий статую будды Амиды. Первоначально

храм Феникса был увеселительным дворцом, построенным при храме Бёдоин в

1053 г. По преданию, в плане он должен был изображать фантастическую птицу

Феникс с распростертыми крыльями. Когда-то храм стоял посреди пруда,

окруженный со всех сторон водой. Его галереи, соединяющие главное здание с

боковыми павильонами, были для культовых целей совершенно не нужны, а

построены как будто действительно для придания храму сходства с птицей.

Сзади также размещается крытая галерея, образующая "хвост".

Храмовый комплекс богато декорирован украшениями. По храму Феникса мы

можем получить представление о характере дворцовых построек эпохи Хэйан.

Со второй половины VIII века в восприятии современников различия между

божествами синтоистского и буддийского пантеонов постепенно стираются, в

связи с чем в синтоистские постройки начинают вноситься элементы буддийской

архитектуры.

В это время в Японии уже существуют довольно крупные города. Столица

Хэйан (теперешнее Киото) протянулась с запада на восток на 4 км, а с севера

на юг на 7 км. Город строился по строгому плану. В центре находился

императорский дворец. Большие улицы пересекали город в шахматном порядке.

Дворцовые комплексы, как и храмовые, состояли из ряда зданий, включая

культовые сооружения. На территории дворцов сооружали водоемы, в том числе

и предназначенные для катания на лодках.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.