классического наследия заимствовали мастера нэцкэ богатство экспрессии,
чувство меры, завершенность и точность композиции, совершенство деталей.
Материал для нэцкэ был самым различным: дерево, слоновая кость, металл,
янтарь, лак, фарфор. Над каждой вещью (как правило, не более 10 см в
высоту) мастер трудился иногда целые годы. Тематика их варьировалась
безгранично: изображения людей, животных, богов, исторических лиц,
персонажей народных, поверий. Расцвет того чисто городского вида
прикладного искусства приходится на вторую половину XVIII века.
Интересна судьба упомянутой выше гравюры на дереве — укиё-э. В свое
время, в прошлом столетии, Европа, а затем и Россия именно через гравюру
впервые познакомились с феноменом японского искусства. Между тем в самой
Японии гравюру на дереве первоначально вообще не считали искусством, таким,
как живопись на ширмах или на свитках. Возникшая на стыке искусства и
ремесла, японская гравюра действительно имела все признаки массовой
культуры — тираж, доступность, дешевизну. Не случайно ее так и назвали —
“укиё-э” (слово “укиё” означает в переводе темное, мирское, обиходное”).
Мастера укиё-э добивались максимальной простоты и доходчивости как в выборе
сюжетов, так и в их воплощении. Сюжетами гравюр были в основном жанровые
сценки из повседневной жизни города и его обитателей: торговцев, артистов,
гейш.
Укиё-э, как особая художественная школа, выдвинула целый ряд
первоклассных мастеров. Начальный этап в развитии сюжетной гравюры связан с
именем Хисикава Моронобу (1618—1694). Первым мастерам многоцветной гравюры
был Судзуки Харунобу, творивший в середине XVIII века. Главные мотивы его
творчества — лирические сцены с преимущественным вниманием не к действию, а
к передаче чувств и настроений: нежности, грусти, любви. Подобно древнему
изысканному искусству эпохи Хэйан, мастера укиё-э возрождали в новой
городской среде своеобразный культ утонченной женской красоты, с той только
разницей, что вместо гордых хэйанских аристократок героинями гравюр стали
изящные гейши из увеселительных кварталов Эдо. Художник Утамаро (1753—1806)
представляет собой, может бьть, уникальный в истории мировой живописи
пример мастера, безраздельно посвятившего свое творчество изображению
женщин — в разных жизненных обстоятельствах, в разнообразных позах и
туалетах. Одна из лучших его работ — “Гейша Осама” находится в Москве, в
Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Необыкновенно тонко
передано художником единство жеста и настроения, освещения и выражения
лица.
Высочайшего уровня жанр японской гравюры достиг в творчестве Кацусика
Хокусая (17СО—1849). Ему свойственны неизвестные ранее в японском искусстве
полнота охвата жизни, интерес ко всем ее сторонам — от случайной уличной
сцены до величественных явлений природы. Творческая судьба Хокусая
необычна. Плодовитейший мастер, — ему принадлежит свыше 30 тысяч гравюр и
рисунков, более 500 иллюстрированных книг, — он обрел творческую
индивидуальность лишь в преклонном возрасте, накопив за долгую жизнь
великое множество знаний, навыков, умений, достигнув подлинной мудрости в
видении мира и человека. В возрасте 70 лет Хокусай создает свою самую
знаменитую серию гравюр “36 видов Фудзи”, за нею последовали серии “Мосты”,
“Большие цветы”, “Путешествия по водопадам страны”, альбом “100 видов
Фудзи”. Каждая гравюра — ценный памятник живописного искусства, а серии в
целом дают глубокую, своеобразную концепцию бытия, мироздания, места
человека в нем, традиционную в лучшем смысле слова, т. е. укорененную в
тысячелетней истории японского художественного мышления, и совершенно
новаторскую, временами дерзкую, по средствам исполнения.
“36 видов Фудзи”, представляющие священную гору японцев в разные
времена года и суток, при разном освещении, из различных мест страны —
издалека, вблизи, с моря, сквозь заросли бамбука, явились по существу
первым в японском искусстве образом родины, одновременно конкретным и
обобщенно-символическим. Творчество Хокусая достойно связывает многовековые
художественные традиции Японии с современными установками художественного
творчества и его восприятия. Блистательно возродив пейзажный жанр, давший в
средние века такие шедевры, как “Зимний пейзаж” Сэссю, Хокусай вывел его из
канона средневековья прямо в художественную практику XIX—XX веков, оказав и
оказывая влияние не только на французских импрессионистов и
постимпрессионистов (Ван-Гога, Гогена, Матисса), но и на русских художников
“Мира искусства” и другие, уже современные нам школы.
Искусство цветной гравюры укиё-э явилось в целом прекрасным итогом ,и,
может быть, даже своеобразным завершением неповторимых путей японского
изобразительного творчества.
Архитектура.
Для традиционной японской архитектуры характерны сооружения из дерева
с массивными крышами и относительно слыбыми стенами. Это не удивительно,
если учесть, что в Японии теплый климат и часто идут обильные, сильные
дожди. Кроме того, японские строители всегда должны были считаться с
опасностью землетрясения. Из числа дошедших до нас сооружений древней
Японии примечательны синтоистские храмы Исэ и Идзумо. Оба деревянные, с
практически плоскими двускатными крышами, далеко выступающими за пределы
собственно постройки и надежно защищающими ее от непогоды. Храм Идзумо -
очень крупное сооружение, высота его достигает 24 м.
Проникновение в Японию буддизма, с которым было связано столь важное
для средневекового искусства осознание человеком единства духа. и плоти,
неба и земли, отразилось и на развитии японского искусства, в частности
архитектуры. Японские буддийские пагоды, писал академик Н. И. Конрад, их
"устремленные ввысь многоярусные кровли с тянущимися к самому небу шпилями
создавали то же ощущение, что и башни готического храма; они распространяли
вселенское чувство и на "тот мир", не отделяя его от себя, а сливая
"Трепетность Голубых Небес" и "Мощь Великой Земли".
Буддизм принес в Японию не только новые архитектурные формы,
развивалась и новая техника строительства. Пожалуй, важнейшим техническим
новшеством стало сооружение каменных фундаментов, В древнейших синтоистских
постройках вся тяжесть здания падала на врытые в землю сваи, что,
естественно, сильно ограничивало возможные размеры зданий. Начиная с
периода Асука (VII в.) получают распространение крыши с изогнутыми
поверхностями и приподнятыми углами, без которых сегодня мы не можем
представить себе японских храмов и пагод. Для японского храмового
строительства складывается особый тип планировки храмового комплекса.
Японский храм, независимо от того, синтоистский он или буддийский, -
это не отдельное здание, как привычно думать, а целая система специальных
культовых сооружений, подобно старинным русским монастырским ансамблям.
Японский храм-монастырь состоял первоначально из семи элементов - семи
храмов: 1) внешние ворота (самон), 2) главный, или золотой храм (кондо), 3)
храм для проповеди (кодо), 4) барабанная или колокольная башня (коро или
серо), 5) библиотека (кёдзо), 6) сокровищница, то, что по-русски называлось
ризница (сёсоин) и, наконец, 7) многоярусная пагода. Крытые галереи, аналог
наших монастырских стен, как и ведущие на территорию храма ворота, нередко
представляли собой примечательные в архитектурном отношении самостоятельные
сооружения.
Древнейшей буддийской постройкой в Японии является ансамбль Хорюдзи в
городе Нара (столица государства с 710 по 784 г.), воздвигнутый в 607 г.
Правда, в старинной исторической хронике "Нихонги" есть сообщение о большом
пожаре в 670 г., но японские историки считают, что кондо и пагода монастыря
Хорюдзи уцелели от огня и сохранили свой облик начала VII в. В таком случае
это самые древние деревянные здания в мире.
Вообще все старинные памятники архитектуры в Японии построены из
дерева. Эта особенность дальневосточного зодчества обусловлена рядом
причин. Одна из них, и немаловажная, - сейсмическая активность. Но не
только в прочности дело. Дерево позволяет оптимально соединить, слить
воедино творения рук человеческих и творение природы - окружающий ландшафт.
Гармоническое сочетание архитектуры с пейзажем, считают японцы, возможно
только тогда, когда они состоят из одного и того же материала, Японский
храм-монастырь сливается с окружающей рощей, становится как бы ее
рукотворной частью - с высокими стволами колонн, сплетающимися ветвями
кроншейнов, зубчатыми кронами пагод. Природа "прорастает" архитектурой, и
архитектура затем, в свою очередь, "прорастает" природой. Иногда лесная
стихия и самым непосредственным образом вторгается в искусство. Ствол
живого большого дерева становится опорным столбом в традиционной японской
хижине или колонной в сельском святилище, сохраняя нетронутой первозданную
красоту своей фактуры. А внутри монастырских двориков, моделируя не только
и не столько окружающий пейзаж, но природу, вселенную в целом,
развертывается своеобразный сад камней, сад сосредоточенности и размышлени.
Замечательным примером японской архитектуры второй половины I
тысячелетия н. э. является : храмовый комплекс Тодайдзи, построенный в 743-
752 гг.
В это время буддизм был объявлен государственной религией японцев.
Вспомните, что красота, великолепие архитектурных сооружений, посвященных
"неведомому богу", взегда имели первостепенное значение для обращения в
новую веру впечатлительных язычников и считались важным орудием насаждения
нового культа. Так и император Сёму - именно с его именем связано торжество
буддийского вероучения в Японии - решил построить в своей столице, городе
Нара, памятник, который не имел бы себе равных в других странах. Золотой
храм (кондо) монастыря Тодайдзи и должен был стать таким памятником. Если
здания ансамбля Хорюдзи - древнейшие в мире памятники деревянного
зодчества, то золотой храм Тодайдзи - самое большое в мире деревянное
здание. Трудно поверить, но храм имеет высоту современного
шестнадцатиэтажного дома (48 м) при основании 60 м в длину и 55 м в ширину.
Строили храм шесть лет. Размеры его определялись ростом главного " жильца":
храм должен был стать земным домом легендарного Большого Будды -
уникального памятника средневековой японской скульптуры. Снаружи постройка
кажется двухэтажной из-за двух величественных, возносящихся одна над другой
крыш. Но на самом деле у храма единое внутреннее пространство, где и сидит
вот уже более 12 столетий задумчивый великан Дайбуцу. Правда, дерево -
материал недолговечный. За минувшие века Дайбуцу-дэн дважды горел (в 1180 и
1567 гг.), но каждый раз, как Феникс, восставал из пепла в прежней красоте
и величии. Японские архитекторы воссоздают древние сооружения в точности
один к одному, так что можно все-таки считать, что в наши дни храм точно
такой же, каким увидели его когда-то восхищенные жители древней японской
столицы.
Своеобразна в архитектурном отношении пагода Якусидзи, единственная в
своем роде, построенная в 680 г, (т. е. позже Хорюдзи, но раньше Тодайдзи)
и также находящаяся около древней Нары. Пагода Якусидзи имеет как
традиционные для пагоды архитектурные особенности, так и значительные
отличия. Своеобразие этой, очень высокой (35 м) башни заключается в том,
что, будучи трехэтажной, она кажется шестиэтажной. Да, у нее шесть крыш, но
три крыши меньшего размера имеют чисто декоративный характер. Чередование
их с большими конструктивными крышами сообщает башне своеобразный, только
ей свойственный зубчатый силуэт.
Конструкции в Японии, стране деревянной архитектуры, редко бывают
тяжелыми и массивными. Всегда где-то присутствуют уравновешивающие, - а
точнее возносящие ввысь, - легкие и изящные детали. Например, птица Феникс
на Золотом павильоне. Для пагоды - это шпиль, продолжение центральной
мачты, устремленный с крыши пагоды в самое небо. Шпиль - самая существенная
часть пагоды, наиболее четко выражающая ее глубокую философскую символику.
Красив и своеобраюн шпиль пагоды Якусидзи (высота его 10 м) с девятью
кольцами вокруг, символизирующими 9 небес - представление, общее для
буддийской и христианской космологии. Верхушка шпиля - "пузырек"
представляет собой стилизованное изображение пламени с вплетенными в его
языки фигурами ангелов в развевающихся одеждах. "Пузырек" похож силуэтом и
символикой на нимбы буддийских святых.
Именно в нем - средоточие священной силы храма. Именно на нем, как на
своеобразном воздушном шаре, возносится к незримым вершинам буддийского рая
вся довольно громоздкая, воздевающая к небу уголки кровель постройка.
Буддийские храмовые комплексы различались по планировке в зависимости
от того, строились ли они в горах или на равнине. Для храмовых ансамблей,
построенных на равнине, характерно симметричное расположение зданий. В
горных условиях по самому характеру местности симметричное расположение
зданий обычно просто невозможно, и архитекторам приходилось каждый раз
находить конкретное решение задачи наиболее удобного расположения
сооружений храмового комплекса.
Интересным примером планировки храмового комплекса эпохи Хэйан
является ансамбль Бёдоин. В центре ансамбля, как принято, размещается
главный храм - храм Феникса, содержащий статую будды Амиды. Первоначально
храм Феникса был увеселительным дворцом, построенным при храме Бёдоин в
1053 г. По преданию, в плане он должен был изображать фантастическую птицу
Феникс с распростертыми крыльями. Когда-то храм стоял посреди пруда,
окруженный со всех сторон водой. Его галереи, соединяющие главное здание с
боковыми павильонами, были для культовых целей совершенно не нужны, а
построены как будто действительно для придания храму сходства с птицей.
Сзади также размещается крытая галерея, образующая "хвост".
Храмовый комплекс богато декорирован украшениями. По храму Феникса мы
можем получить представление о характере дворцовых построек эпохи Хэйан.
Со второй половины VIII века в восприятии современников различия между
божествами синтоистского и буддийского пантеонов постепенно стираются, в
связи с чем в синтоистские постройки начинают вноситься элементы буддийской
архитектуры.
В это время в Японии уже существуют довольно крупные города. Столица
Хэйан (теперешнее Киото) протянулась с запада на восток на 4 км, а с севера
на юг на 7 км. Город строился по строгому плану. В центре находился
императорский дворец. Большие улицы пересекали город в шахматном порядке.
Дворцовые комплексы, как и храмовые, состояли из ряда зданий, включая
культовые сооружения. На территории дворцов сооружали водоемы, в том числе
и предназначенные для катания на лодках.
Страницы: 1, 2, 3
|