сказочных образов, ярких красок, выразительных пластических форм, узоров
орнамента, которые близки и созвучны их эстетическим чувствам и
представлениям.
Знакомство с произведениями народного искусства не только воспитывает
художественный вкус детей, но и пробуждает в них желание самим заняться
творчеством: лепить из глины, сочинять орнаментальные узоры, выполнять
роспись и резьбу по дереву, осваивать приемы узорного ткачества, вышивать.
Важно подчеркнуть, что обращение к произведениям народного искусства,
восприятие детьми на разных возрастных этапах его образной природы,
отдельных выразительных средств (колорит, пластика формы, орнамент), равно
как и освоение разнообразных технических приемов и навыков традиционных
видов мастерства, способов обработки различных материалов, всегда является
для них интересным и увлекательным делом. Меняются творческие аспекты
восприятия произведений народного искусства, градации проникновения в
поэтический, красочный мир его образов, уровни участия в самом творческом
процессе, но неизменными остаются увлеченность самим процессом творчества,
творческая активность детей и юношества, приверженность их декоративно-
прикладному творчеству, основу которого составляет знакомство с народным
искусством.
Процесс рисования или конструирования является сложным актом, в
котором ребенок, опираясь на свой жизненный опыт, создает новую, имеющую
смысл ценность. В этом процессе преобразования опыта ребенка появляется не
просто рисунок или скульптура, ребенок обнаруживает, как он думает,
чувствует и видит. Искусство для него – творческая, динамическая
активность. Развитие ребенка зависит от богатства и разнообразия его связей
с окружением. Искусство способствует тому, развивая эмоциональные связи с
миром.
Народное искусство – наиболее эффективное и действенное средство для
пробуждения в детях и юношестве уважения к культурному наследию своей
страны, в частности к произведениям декоративно-прикладного искусства, к
творчеству народных мастеров. Стремление к осуществлению преемственности в
развитии традиций местного художественного промысла, сопричастности к
творчеству его мастеров и художников, осознанное желание прийти им на смену
– все это имеет важнейшее значение для становления творческой,
гражданственной личности.
Чем раньше педагог приобщает детей к яркому, красочному миру народного
искусства, тем быстрее и плодотворнее удается развить их фантазию,
творческое воображение, самостоятельность и инициативу, воспитать
художественный вкус.
В учебно-воспитательном процессе, направленном на развитие психики
ребенка, на формирование его как личности, необходимо знать важнейшие
внутренние движущие силы психического развития ребенка. Ими являются:
1) противоречие между старыми, т.е. уже достигнутыми, возможностями и
новыми потребностями;
2) противоречие между старыми и новыми формами поведения;
3) противоречие между содержанием реальной жизни и формой ее
отражения в сознании человека.
Развитие психики ребенка неразрывно связано с его деятельностью, во
многом определяется характером и условиями этой деятельности. Для каждого
возрастного периода характерна определенная деятельность, которая является
ведущей. В дошкольном возрасте ведущим типом деятельности является игра, в
младшем и среднем школьном – учение, в старшем школьном – учение и труд.
3.2 Возрастные особенности развития детей как основополагающий фактор при
воспитании и обучении
В зависимости от возрастных особенностей психического и физического
развития ребенка, характера ведущей деятельности, типичной для конкретного
возраста, отношения ребенка к окружающему миру в психологии приняты
следующие периоды развития ребенка, этапы становления его психики:
1. Период младенчества – от рождения до 1 года (в этом периоде
выделяется первый месяц – период новорожденности).
2. Период преддошкольного детства (или раннее детство) – от 1 года до
3 лет.
3. Период дошкольного детства – от 3 до 7 лет.
4. Период младшего школьного возраста – от 7 до 10-11 лет.
5. Период среднего школьного возраста (подростковый период) – от 11
до 15 лет.
6. Период старшего школьного возраста (юношеский возраст) – от 15 до
18 лет.
Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особенности и границы,
которые сравнительно легко заметить, внимательно наблюдая за развитием
ребенка, анализируя его психологию и поведение. Каждый психологический
возраст требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и
методов обучения и воспитания [19, 35].
Знание особенностей каждого возрастного этапа развития ребенка, учет
уже достигнутого ребенком позволяет воспитателю, педагогу более успешно и
целенаправленно развивать в учебно-воспитательном процессе психику ребенка,
формировать его сознание.
Весь процесс детского развития можно разделить на три этапа:
дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет), младший школьный возраст (от 6-
7 до 10-11 лет, с первого по четвертый-пятый классы школы), средний и
старший школьный возраст (от 10-11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый
класс школы). Каждый из них состоит из двух периодов, открывающихся
межличностным общением в качестве ведущего вида активности, направленного
преимущественно на развитие личности ребенка и завершающегося предметной
деятельностью, связанной с интеллектуальным развитием, с формированием
знаний, умений и навыков, реализацией операционально-технических
возможностей ребенка.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится игра в ее
наиболее совершенной, развернутой форме, позволяющей развиваться всем
сторонам психики и поведения ребенка. Развитие основных познавательных
процессов ребенка в этом возрасте может идти стихийно и управляемо,
организованно и неорганизованно, и уровень интеллекта, достигаемый ребенком
к 6-7 годам, а также степень его готовности к учению в школе существенно
зависят от того, насколько продуманным было обучение ребенка в семье и в
дошкольных учреждениях в течение предыдущих трех-четырех лет.
Известный специалист в области эстетического воспитания Ветлугина Н.А.
подчеркивает, что “генетической основой возникновения детского
художественного творчества является игра, направленная на активное освоение
детьми окружающей жизни, а также сенсорная ориентировка в сфере музыкальных
заучиваний, выразительных слов, движений, цветовых сочетаний,
пространственных отношений, что позволяет детям выявить свое отношение к
окружающему миру” [15, 200].
Крупская Н.К. указывала, что уже в игровой деятельности маленького
ребенка происходит формирование способностей[15, 200]. Например, ребенок
строит из кубиков дом, переставляет в разные пространственные положения
оловянных солдатиков, и в это время у него формируются отдельные
предпосылки архитектурных и математических способностей.
В данном возрасте у детей открываются большие возможности для
совершенствования когнитивных процессов, в первую очередь восприятия. Кузин
В.С. указывает на то, что восприятия дошкольников характеризуются ярким
эмоциональным отношением к воспринимаемому и малой детализированностью
наблюдаемого. Для развития восприятия детей важное значение приобретают
занятия рисованием, лепкой и техническим конструированием. В процессе
рисования и лепки дети учатся передавать контуры, форму, конструктивное
строение, объем, цвет, освещенность изображаемых объектов. Собирая
технические конструкции, дети знакомятся с устройством, принципом работы
той или иной машины, конструкции. Процесс рисования, лепки, конструирования
обусловливает самостоятельную постановку ребенком задач наблюдения, требует
внимательного и организованного наблюдения объекта действия и
непосредственного объекта наблюдения (натуры, чертежа, рисунка, по которому
собирается конструкция). Эти занятия уже в дошкольном возрасте становятся
эффективным средством развития восприятия у детей, определяют
организованность и управляемость ребенком процесса восприятия [15, 133].
Дошкольников привлекает не столько результат, сколько сам процесс
деятельности – накладывание кубиков, изменение формы глины, появление
следов на бумаге при пользовании карандашом. Направленность на получение
результата складывается постепенно в ходе овладения деятельностью. И по
мере формирования этой направленности ребенок овладевает необходимыми
внешними, практическими, и внутренними психическими видами действий, у него
формируются эстетические переживания и творческие способности [5, 53].
При правильном обучении рисованию, когда воспитывают умение
внимательно и последовательно обследовать изображаемые предметы, выделять
их характерные черты, вооружают детей нужными техническими навыками, и в
дошкольном возрасте может быть достигнуто вполне реалистическое изображение
предметов. Такое обучение способствует развитию активного целенаправленного
восприятия и мыслительных операций. Ребенок получает необходимые
“инструменты” для воплощения своих замыслов, а это развивает творческие
способности.
Главная задача дошкольного обучения заключается в том, чтобы сделать
усваиваемое нужным и интересным для ребенка, тесно связать изучаемый
материал с его актуальными потребностями.
Поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода
познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение
новых условий для личностного роста человека. В этот период ведущей для
ребенка становится учебная деятельность.
Немов Р.С. считает, что ведущую роль в психическом развитии детей
младшего школьного возраста играет учение. В процессе учения происходит
формирование интеллектуальных и познавательных способностей; через учение в
эти годы опосредствуется вся система отношений ребенка с окружающими
взрослыми людьми [19, 36].
Особенностью детей младшего школьного возраста, которая роднит их с
дошкольниками, но еще больше усиливается с поступлением в школу, является
безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и
подражание им.
Под влиянием обучения в школе у ребенка расширяются знания и
представления, которые одновременно углубляются и становятся более
содержательными, полными. В процессе обучения ребенок овладевает целой
системой основ наук. Усвоение школьником научных понятий осуществляется
постепенно, по мере накопления знаний, умений и навыков [15, 164].
Кузин В.С. говорит, что мыслительная деятельность младшего школьника,
несмотря на значительные успехи в усвоении словесного материала,
абстрактных понятий, довольно сложных закономерностей и особенностей
предметов и явлений, в основном сохраняет наглядный характер и в
значительной степени связана с чувственным познанием. Не случайно в
начальных классах широко используется наглядность – демонстрация наглядного
пособия, раскрывающего то или иное правило, научное положение, вывод,
явление, способствует более быстрому и продуктивному овладению данным
правилом, положением, выводом. Однако излишнее увлечение наглядностью может
в определенных условиях привести к задержке, торможению абстрактного
мышления у детей. Необходимо строго согласовывать в процессе обучения
младшеклассников наглядность и слово учителя [15, 166].
Следует заметить, что младший школьный возраст в педагогической
психологии рассматривается как “период возникновения и закрепления очень
важной личностной характеристики ребенка, которая, становясь достаточно
устойчивой, определяет его успехи в различных видах деятельности” [19,
212].
Для дошкольников и младших школьников очень характерно активное
отношение к изображаемым событиям. Можно наблюдать даже, как некоторые
ребята, рисуя, “озвучивают” изображаемые действия. Увлеченность младших
учащихся содержанием своих рисунков, активное проявление личного отношения
к изображаемым персонажам – все это усиливает выразительность детских
работ. Не случайно многие художники обращаются к детскому творчеству как к
неиссякаемому источнику искренности, непосредственности, художественной
выразительности [12, 50].
Многолетние психолого-педагогические экспериментальные исследования в
области усвоения школьниками знаний и умений по изобразительному искусству
(исследования Игнатьева Е.И., Кузина В.С., Анисимова Н.Н., Виноградовой
Г.Г. и др.) показали, что учащиеся начальных классов способны усваивать
гораздо более сложный материал, чем это представлялось до последнего
времени. Эти исследования легли в основу перестройки преподавания
изобразительного искусства в современной школе.
Большое значение приобретают осознание школьником под влиянием
обучения своих умственных действий, формирование умения обосновать свои
действия, решения. Осознанные умственные действия определяют рациональные
пути решения учебного задания, активность, самостоятельность и подвижность
мышления ребенка и в конечном итоге успешное развитие мышления.
В подростковом возрасте возникает и развивается трудовая деятельность,
а также особая форма общения – интимно-личностная. Роль трудовой
деятельности, которая в это время приобретает вид совместных увлечений
детей каким-либо делом, состоит в их подготовке к будущей профессиональной
деятельности.
В старшем школьном возрасте процессы, начало которым было положено в
подростковом возрасте, продолжаются, но ведущим в развитии становится
интимно-личностное общение. Внутри его у старших школьников развиваются
взгляды на жизнь, на свое положение в обществе, осуществляется
профессиональное и личностное самоопределение [19, 37].
У учащихся средних и старших классов формируется умение обосновывать
свои суждения, логически раскрывать умозаключения, делать обобщения и
выводы. Продолжает развиваться самостоятельность мышления, умение самому
решить те или иные задачи в новых ситуациях, используя старые знания и
имеющийся опыт. Растет критичность ума, учащиеся критически подходят к
доказательствам, явлениям, своим и чужим поступкам и на этой основе могут
найти ошибки, определить свое поведение и поведение товарищей с морально-
этической стороны. Самостоятельность, критичность, активность мысли ведет к
творческому проявлению идей.
В старшем школьном возрасте достаточно высоко развиты самосознание и
самооценка, что существенно влияет на самовоспитание старшеклассника. В
воспитательной работе с подростками и учащимися старших классов особое
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|