сказочных образов, ярких красок,  выразительных  пластических  форм,  узоров 
орнамента,  которые  близки  и   созвучны   их   эстетическим   чувствам   и 
представлениям. 
      Знакомство с произведениями народного искусства не только  воспитывает 
художественный вкус детей, но и пробуждает  в  них  желание  самим  заняться 
творчеством: лепить  из  глины,  сочинять  орнаментальные  узоры,  выполнять 
роспись и резьбу по дереву, осваивать приемы узорного ткачества, вышивать. 
      Важно подчеркнуть, что обращение к произведениям народного  искусства, 
восприятие  детьми  на  разных  возрастных  этапах  его  образной   природы, 
отдельных выразительных средств (колорит, пластика формы,  орнамент),  равно 
как и освоение разнообразных  технических  приемов  и  навыков  традиционных 
видов мастерства, способов обработки различных материалов,  всегда  является 
для них  интересным  и  увлекательным  делом.  Меняются  творческие  аспекты 
восприятия  произведений  народного  искусства,  градации  проникновения   в 
поэтический, красочный мир его образов, уровни участия  в  самом  творческом 
процессе, но неизменными остаются увлеченность самим  процессом  творчества, 
творческая активность детей  и  юношества,  приверженность  их  декоративно- 
прикладному творчеству, основу которого  составляет  знакомство  с  народным 
искусством. 
      Процесс  рисования  или  конструирования  является  сложным  актом,  в 
котором ребенок, опираясь на свой жизненный  опыт,  создает  новую,  имеющую 
смысл ценность. В этом процессе преобразования опыта ребенка  появляется  не 
просто  рисунок  или  скульптура,  ребенок  обнаруживает,  как  он   думает, 
чувствует  и  видит.  Искусство  для   него   –   творческая,   динамическая 
активность. Развитие ребенка зависит от богатства и разнообразия его  связей 
с окружением. Искусство способствует тому, развивая  эмоциональные  связи  с 
миром. 
      Народное искусство – наиболее эффективное и действенное  средство  для 
пробуждения в детях  и  юношестве  уважения  к  культурному  наследию  своей 
страны, в частности к  произведениям  декоративно-прикладного  искусства,  к 
творчеству народных мастеров. Стремление к осуществлению  преемственности  в 
развитии  традиций  местного  художественного  промысла,  сопричастности   к 
творчеству его мастеров и художников, осознанное желание прийти им на  смену 
–  все  это   имеет   важнейшее   значение   для   становления   творческой, 
гражданственной личности. 
      Чем раньше педагог приобщает детей к яркому, красочному миру народного 
искусства,  тем  быстрее  и  плодотворнее  удается  развить   их   фантазию, 
творческое   воображение,   самостоятельность   и   инициативу,    воспитать 
художественный вкус. 
      В учебно-воспитательном процессе,  направленном  на  развитие  психики 
ребенка, на  формирование  его  как  личности,  необходимо  знать  важнейшие 
внутренние движущие силы психического развития ребенка. Ими являются: 
       1) противоречие между старыми, т.е. уже достигнутыми, возможностями и 
          новыми потребностями; 
       2) противоречие между старыми и новыми формами поведения; 
       3)  противоречие  между  содержанием  реальной  жизни  и  формой   ее 
          отражения в сознании человека. 
      Развитие психики ребенка неразрывно связано с  его  деятельностью,  во 
многом определяется характером и условиями этой  деятельности.  Для  каждого 
возрастного периода характерна определенная деятельность,  которая  является 
ведущей. В дошкольном возрасте ведущим типом деятельности является  игра,  в 
младшем и среднем школьном – учение, в старшем школьном – учение и труд. 
3.2 Возрастные особенности развития детей как основополагающий фактор при 
воспитании и обучении 
      В зависимости от возрастных особенностей  психического  и  физического 
развития ребенка, характера ведущей деятельности, типичной  для  конкретного 
возраста,  отношения  ребенка  к  окружающему  миру  в  психологии   приняты 
следующие периоды развития ребенка, этапы становления его психики: 
       1. Период младенчества – от  рождения  до  1  года  (в  этом  периоде 
          выделяется первый месяц – период новорожденности). 
       2. Период преддошкольного детства (или раннее детство) – от 1 года до 
          3 лет. 
       3. Период дошкольного детства – от 3 до 7 лет. 
       4. Период младшего школьного возраста – от 7 до 10-11 лет. 
       5. Период среднего школьного возраста (подростковый период) –  от  11 
          до 15 лет. 
       6. Период старшего школьного возраста (юношеский возраст) – от 15  до 
          18 лет. 
      Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особенности  и  границы, 
которые сравнительно  легко  заметить,  внимательно  наблюдая  за  развитием 
ребенка, анализируя  его  психологию  и  поведение.  Каждый  психологический 
возраст требует своего стиля общения с детьми, применения особых  приемов  и 
методов обучения и воспитания [19, 35]. 
      Знание особенностей каждого возрастного этапа развития  ребенка,  учет 
уже достигнутого ребенком позволяет воспитателю, педагогу  более  успешно  и 
целенаправленно развивать в учебно-воспитательном процессе психику  ребенка, 
формировать его сознание. 
      Весь  процесс  детского  развития  можно  разделить  на   три   этапа: 
дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет), младший школьный возраст (от 6- 
7 до 10-11 лет, с  первого  по  четвертый-пятый  классы  школы),  средний  и 
старший школьный возраст (от 10-11 до 16-17 лет, с  пятого  по  одиннадцатый 
класс  школы).  Каждый  из  них  состоит  из  двух  периодов,  открывающихся 
межличностным общением в качестве ведущего  вида  активности,  направленного 
преимущественно на развитие личности  ребенка  и  завершающегося  предметной 
деятельностью,  связанной  с  интеллектуальным  развитием,  с  формированием 
знаний,   умений   и   навыков,    реализацией    операционально-технических 
возможностей ребенка. 
      В дошкольном возрасте  ведущей  деятельностью  становится  игра  в  ее 
наиболее  совершенной,  развернутой  форме,  позволяющей  развиваться   всем 
сторонам психики  и  поведения  ребенка.  Развитие  основных  познавательных 
процессов  ребенка  в  этом  возрасте  может  идти  стихийно  и  управляемо, 
организованно и неорганизованно, и уровень интеллекта, достигаемый  ребенком 
к 6-7 годам, а также степень его готовности к  учению  в  школе  существенно 
зависят от того, насколько продуманным было обучение ребенка  в  семье  и  в 
дошкольных учреждениях в течение предыдущих трех-четырех лет. 
      Известный специалист в области эстетического воспитания Ветлугина Н.А. 
подчеркивает,   что    “генетической    основой    возникновения    детского 
художественного творчества является игра, направленная на активное  освоение 
детьми окружающей жизни, а также сенсорная ориентировка в сфере  музыкальных 
заучиваний,    выразительных    слов,    движений,    цветовых    сочетаний, 
пространственных отношений, что позволяет детям  выявить  свое  отношение  к 
окружающему миру” [15, 200]. 
      Крупская Н.К. указывала, что уже  в  игровой  деятельности  маленького 
ребенка происходит формирование  способностей[15,  200].  Например,  ребенок 
строит из кубиков дом,  переставляет  в  разные  пространственные  положения 
оловянных  солдатиков,  и  в  это  время  у   него   формируются   отдельные 
предпосылки архитектурных и математических способностей. 
      В  данном  возрасте  у  детей  открываются  большие  возможности   для 
совершенствования когнитивных процессов, в первую очередь восприятия.  Кузин 
В.С. указывает на то,  что  восприятия  дошкольников  характеризуются  ярким 
эмоциональным  отношением  к  воспринимаемому  и  малой  детализированностью 
наблюдаемого. Для развития  восприятия  детей  важное  значение  приобретают 
занятия  рисованием,  лепкой  и  техническим  конструированием.  В  процессе 
рисования и лепки дети  учатся  передавать  контуры,  форму,  конструктивное 
строение,  объем,  цвет,   освещенность   изображаемых   объектов.   Собирая 
технические конструкции, дети знакомятся  с  устройством,  принципом  работы 
той или иной машины, конструкции. Процесс рисования, лепки,  конструирования 
обусловливает самостоятельную постановку ребенком задач наблюдения,  требует 
внимательного   и   организованного   наблюдения    объекта    действия    и 
непосредственного объекта наблюдения (натуры, чертежа, рисунка, по  которому 
собирается конструкция). Эти занятия уже в  дошкольном  возрасте  становятся 
эффективным   средством   развития   восприятия    у    детей,    определяют 
организованность и управляемость ребенком процесса восприятия [15, 133]. 
      Дошкольников привлекает не  столько  результат,  сколько  сам  процесс 
деятельности  –  накладывание  кубиков,  изменение  формы  глины,  появление 
следов на бумаге при пользовании  карандашом.  Направленность  на  получение 
результата складывается постепенно в  ходе  овладения  деятельностью.  И  по 
мере  формирования  этой  направленности  ребенок  овладевает   необходимыми 
внешними, практическими, и внутренними психическими видами действий, у  него 
формируются эстетические переживания и творческие способности [5, 53]. 
      При  правильном   обучении   рисованию,   когда   воспитывают   умение 
внимательно и последовательно обследовать  изображаемые  предметы,  выделять 
их характерные черты, вооружают детей нужными  техническими  навыками,  и  в 
дошкольном возрасте может быть достигнуто вполне реалистическое  изображение 
предметов. Такое обучение способствует развитию активного  целенаправленного 
восприятия   и   мыслительных   операций.   Ребенок   получает   необходимые 
“инструменты” для воплощения своих  замыслов,  а  это  развивает  творческие 
способности. 
      Главная задача дошкольного обучения заключается в том,  чтобы  сделать 
усваиваемое  нужным  и  интересным  для  ребенка,  тесно  связать  изучаемый 
материал с его актуальными потребностями. 
      Поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало  перехода 
познавательных процессов на  новый  уровень  развития,  но  и  возникновение 
новых условий для личностного роста человека.  В  этот  период  ведущей  для 
ребенка становится учебная деятельность. 
      Немов Р.С. считает, что ведущую  роль  в  психическом  развитии  детей 
младшего школьного возраста играет  учение.  В  процессе  учения  происходит 
формирование интеллектуальных и познавательных способностей; через учение  в 
эти  годы  опосредствуется  вся  система  отношений  ребенка  с  окружающими 
взрослыми людьми [19, 36]. 
      Особенностью детей младшего школьного возраста, которая  роднит  их  с 
дошкольниками, но еще больше усиливается с поступлением  в  школу,  является 
безграничное доверие к взрослым,  главным  образом  учителям,  подчинение  и 
подражание им. 
      Под  влиянием  обучения  в  школе  у  ребенка  расширяются  знания   и 
представления,  которые  одновременно   углубляются   и   становятся   более 
содержательными, полными.  В  процессе  обучения  ребенок  овладевает  целой 
системой основ наук.  Усвоение  школьником  научных  понятий  осуществляется 
постепенно, по мере накопления знаний, умений и навыков [15, 164]. 
      Кузин В.С. говорит, что мыслительная деятельность младшего  школьника, 
несмотря  на  значительные   успехи   в   усвоении   словесного   материала, 
абстрактных  понятий,  довольно  сложных  закономерностей   и   особенностей 
предметов  и  явлений,  в  основном  сохраняет  наглядный   характер   и   в 
значительной  степени  связана  с  чувственным  познанием.  Не  случайно   в 
начальных классах широко используется наглядность – демонстрация  наглядного 
пособия, раскрывающего  то  или  иное  правило,  научное  положение,  вывод, 
явление,  способствует  более  быстрому  и  продуктивному  овладению  данным 
правилом, положением, выводом. Однако излишнее увлечение наглядностью  может 
в  определенных  условиях  привести  к  задержке,  торможению   абстрактного 
мышления у  детей.  Необходимо  строго  согласовывать  в  процессе  обучения 
младшеклассников наглядность и слово учителя [15, 166]. 
      Следует  заметить,  что  младший  школьный  возраст  в  педагогической 
психологии рассматривается как “период  возникновения  и  закрепления  очень 
важной личностной  характеристики  ребенка,  которая,  становясь  достаточно 
устойчивой, определяет его  успехи  в  различных  видах  деятельности”  [19, 
212]. 
      Для  дошкольников  и  младших  школьников  очень  характерно  активное 
отношение к изображаемым  событиям.  Можно  наблюдать  даже,  как  некоторые 
ребята, рисуя,  “озвучивают”  изображаемые  действия.  Увлеченность  младших 
учащихся содержанием своих рисунков, активное проявление  личного  отношения 
к изображаемым  персонажам  –  все  это  усиливает  выразительность  детских 
работ. Не случайно многие художники обращаются к детскому творчеству  как  к 
неиссякаемому  источнику  искренности,  непосредственности,   художественной 
выразительности [12, 50]. 
      Многолетние психолого-педагогические экспериментальные исследования  в 
области усвоения школьниками знаний и умений по  изобразительному  искусству 
(исследования Игнатьева Е.И.,  Кузина  В.С.,  Анисимова  Н.Н.,  Виноградовой 
Г.Г. и др.) показали, что  учащиеся  начальных  классов  способны  усваивать 
гораздо  более  сложный  материал,  чем  это  представлялось  до  последнего 
времени.  Эти  исследования  легли   в   основу   перестройки   преподавания 
изобразительного искусства в современной школе. 
      Большое  значение  приобретают  осознание  школьником   под   влиянием 
обучения своих умственных  действий,  формирование  умения  обосновать  свои 
действия, решения. Осознанные умственные  действия  определяют  рациональные 
пути решения учебного задания, активность, самостоятельность  и  подвижность 
мышления ребенка и в конечном итоге успешное развитие мышления. 
      В подростковом возрасте возникает и развивается трудовая деятельность, 
а  также  особая  форма  общения   –   интимно-личностная.   Роль   трудовой 
деятельности, которая в  это  время  приобретает  вид  совместных  увлечений 
детей каким-либо делом, состоит в их подготовке к  будущей  профессиональной 
деятельности. 
      В старшем школьном возрасте процессы, начало которым было  положено  в 
подростковом  возрасте,  продолжаются,  но  ведущим  в  развитии  становится 
интимно-личностное общение. Внутри  его  у  старших  школьников  развиваются 
взгляды  на  жизнь,   на   свое   положение   в   обществе,   осуществляется 
профессиональное и личностное самоопределение [19, 37]. 
      У учащихся средних и старших классов формируется  умение  обосновывать 
свои  суждения,  логически  раскрывать  умозаключения,  делать  обобщения  и 
выводы. Продолжает развиваться  самостоятельность  мышления,  умение  самому 
решить те или иные задачи в  новых  ситуациях,  используя  старые  знания  и 
имеющийся опыт. Растет  критичность  ума,  учащиеся  критически  подходят  к 
доказательствам, явлениям, своим и чужим поступкам и на  этой  основе  могут 
найти ошибки, определить свое поведение и поведение  товарищей  с  морально- 
этической стороны. Самостоятельность, критичность, активность мысли ведет  к 
творческому проявлению идей. 
      В старшем школьном возрасте достаточно высоко развиты  самосознание  и 
самооценка, что существенно  влияет  на  самовоспитание  старшеклассника.  В 
воспитательной работе с  подростками  и  учащимися  старших  классов  особое 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 
   
 |