страданием, и оно стало знаком, выражающим подвиг христианского мученика.
Псевдо-Дионисий Ареопагит восхвалял желтый цвет за его близость к
золоту и свету. Только с XII в. оценка желтого цвета меняется, и он
становится символом предательства. Художники наряжают Иуду в желтую одежду.
Именно так показал его Джотто (1266 или 1267 - 1337 гг.) на известной
фреске в капелле дель Арена в Падуе, где центральное место композиции
заполняет большой ярко-желтый плащ Иуды, наподобие крыла летучей мыши
охвативший фигуру Христа.
Желтый цвет напоминал об обыденном солнечном дне, и как. цвет земной
«обыкновенности» он стал атрибутом плотской любви и включался в одеяние
женщин легкого поведения, которые изменили принципам христианской
нравственности.
Красный цвет указывал на любовь Бога. В росписях римских. катакомб и в
средневековой живописи Христос во время беседы я после воскресения одет в
красный плащ или тунику такого же цвета. Иногда крест мог иметь красный
оттенок, так как он был окроплен кровью Христа. Серафимы, которые выражали
полноту любви, в раннехристианском искусстве имеют красные крылья. Апостолы
держат в руках красные книги, поскольку в них помещено изложение божьей
любви.
Красный цвет символизировал кровь, пролитую христианскими мучениками,
и плащ такого цвета на иконе «Чудо Георгия о змии» - это атрибут, его
мученичества, знак пролитой им крови за веру Одновременно красный плащ
воспринимается как «алое знамя» или «огонь веры», выражающий страстный
порыв героя уничтожить зло.
Красный цвет - цвет траура на Востоке, и некогда - на Западе. В Спарте
он был знаком воинской доблести, и павших воинов погребали в пурпурном
саване. В христианском восприятии пурпурный цвет обозначал божественное и
царское достоинство. В одном из апокрифов Мария работает над пурпурной
тканью для Иерусалимского храма. Это символ зарождающейся плоти Иисуса,
которая «ткется» во чреве матери из ее крови как пурпурная пряжа. Византиец
Роман Сладкопевец (V! н.) в пурпурных чернилах императорской подписи видел
символ кровоточащих ран распятого Христа.
Красно-пурпурный цвет обозначал строгость веры, а пурпурно' синий -
чистую совесть и спокойствие человека, которого не мучают греховные мысли и
поступки.
В пурпуре соединяются природно несоединимые части спектра: синяя и
красная. Будучи символами небесного и земного, они, объединяясь, какбы
снимают свою противоположность. Вероятно, именно поэтому в пурпурном
мафории изображали Богоматерь – земную деву, принявшую в себя божественный
свет [7, 98].
Присущая красному цвету сила, и страстность обратили его в символ
насилия. Он мог обозначать эгоизм, мстительность и плотскую любовь. Тем
самым красный цвет был приписан дьяволу, потому что огонь языческих
жертвенников считался тождественным адскому пламени. Рыжим цвет также
считался признаком сатаны и ада вероятно потому, что образовался из
красного и черного цветов. Представленный в Откровении Иоанна дракон имеет
рыжую окраску, и один из всадников Апокалипсиса сидит на рыжем коне. На
картине Леонардо да Винчи (1452 - 1519 гг.) Иуда имеет рыжие волосы.
Синий и голубой еще в византийской эстетике осмыслены как знак
непостижимых божественных тайн. Этот цвет, обладая сильным духовным
очарованием, ассоциировался с вечной истиной.
Синий цвет присущ воздушному и морскому океанам и поэтому он
напоминает о бесконечности. Его иносказательно связывали с небом и Христом,
который провозглашал правду небесную, и с Духом святым, освящающим людей
этой правдой. Синий цвет был символом спасения, и Дева Мария, там, где она
изображена на троне, как небесная царица, обыкновенно облачена в красную
мантию, но там, где является в виде Матери, ее одеяние имеет синий цвет.
Обозначающий небо и вечную молодость синий цвет указывал на
созерцательную жизнь отшельников и монахов. Поскольку синева воздуха гибнет
в бездонной пустыне космоса и как бы обманывает человека, синий цвет стал
символом измены и неправды. Иуда в момент своего предательского поцелуя
имеет синее одеяние, поверх которого накинут желтый плащ. Дьявола
изображали с синим телом и красным лицом.
Оттенки зеленого несут земное начало. Это образ юности, цветения. Как
образ молодости и полноты сил звучит зеленый цвет в одеждах правого ангела
рублевской “Троицы”. Этот персонаж символизировал Бога Духа Святого, и его
зеленые одежды как нельзя более точно передают свойство всеобновляющего и
возрождающего к новой жизни “утешителя”. Часто зеленый был цветом позема;
его широко применяли и в одеждах святых.
Зеленый цвет был признан символом жизни, возрождения юности и знаком
надежды. Из-за того, что жертва Христа дала надежду на будущее спасение, в
иконографии зеленый цвет присущ Марии и Иисусу. Полагали, что зеленое
платье Богородицы напоминает о нетлении ее тела после смерти. Символика
зеленого цвета в речах Христа использовалась для передачи понятия святости
и справедливости.
Псевдо-Дионисий Ареонагит писал об ангелах как о чистых духах, которые
имеют в себе что-то «молодежное» и «зеленеющее».
Поэтому нимбы у них изображены зелеными красками, а Данте (1265 - 1321
гг.) видел ангелов с зелеными крыльями в такой же одежде, когда они идут
ночью стеречь чистилище от змея-искусителя.
Зеленый цвет имеет неспелый фрукт, и тем самым этот цвет мог
обозначать моральное падение и отчаяние. Иногда он сопутствовал образу
злого духа и характеризовал человека, живущего земными интересами.
Такие состояния человеческой психики, как скромность, симпатия и
страдание, были иносказательно связаны с фиолетовым цветом. Он состоит из
соединения красного и синего, и, сплотив знак духовного пламени и
внутренней жизни с идеей бессмертия, стал символом воскресения и жизни
вечной; иногда выражает грустную задумчивость и траур. Христос в сценах
молитвы в Гефсиманском саду одет в фиолетовую одежду, и такое облачение
имеет страдающая Мария.
Черный цвет-это не только отсутствие света. Как знак чего-то
противоположного светоносному Богу он стал атрибутом дьявола и смерти,
обозначал страдание и траур. Связанный с силами преисполни, черный цвет
воспринимался символом лжи, уродства, иногда-греховной совести человека.
Как цвет, вызывающий ощущение отдыха, потому что чернота не раздражает
наши чувства, черный цвет был признан символом искупления грехов. На
некоторых средневековых миниатюрах Христос одет в черное платье, особенно,
когда он исцеляет больных или его в пустыне искушает дьявол.
В связи с христианской теорией божественного света особый интерес
вызывает его отождествление со столь же «божественной темнотой».
Невообразимо яркий свет, который делает человека незрячим, так же, как
густая чернота мрака, скрывает Бога от смертного взора. Псевдо-Дионисий
Ареопагит не отделял друг от друга «божественный мрак» и «свет
неприступный», в которых, согласно его рассуждениям, пребывает Бог.
Возможно, что мысль о тождестве света н темноты, учение о «черноте
совершенства» отразились в черных ликах Богородицы и нимбах такого цвета в
древнерусской иконописи.
Первое из яиц композиции посвящено Рождеству Христову.
Праздник Рождества христова, который отмечается русской православной
церковью 7 января, - один из самых значительных дней в годичном цикле так
называемых двунадесятых праздников, повествующих о событиях земной жизни
Христа. Поэтому образ Рождества Христова является одним из наиболее
распространенных сюжетов в христианском искусстве. Его изображения известны
с IV века. Иконография сложилась в византийской художественной практике,
откуда пришла в Россию.
Литературной основой изображения Рождества Христова послужили тексты
Евангелия от Матфея и Луки, а также неканонические тексты Протоевангелия
Иакова и Евангелия псевдо-Матфея. Часто в композицию праздника вводятся
подробности, основанные на текстах апокрифов – раннехристианских памятников
народного творчества, преданиях и сказаниях.
Согласно Евангелию, Христос родился в городе Вифлееме, расположенном в
Иудейском царстве, куда направлялись из Назарета Мария и ее муж Иосиф,
поскольку там проходила перепись населения. Местом рождения Христа была
пещера, в которой находился хлев. Мария спеленала своего сына и положила
его в ясли, возле которых стояли вол и осел.
Обратимся к изображению этого события на пасхальном яйце. В центре
композиции на фоне пещеры изображены Богоматерь и ясли с Младенцем-Христом,
над яслями – животные. Вифлеемская звезда, которая в соответствии с
толкованием Иоанна Златоуста, двигалась низко и встала над головой
младенца, показана в виде трех лучей света, исходящего с небес.
Действие развертывается на фоне горы, поднимающейся вверх крутыми
уступами с белильными ступеньками - «лещадками». Такое изображение не
случайно. Гора в сюжете Рождества Христова осмысливается как один из
символов Богоматери, о чем есть упоминание в текстах Ветхого Завета. В
пророчестве, которое было дано пророком Даниилом на толкование сна
библейского царя Навуходоносора, предсказывается рождение Христа от девы
Марии путем непорочного зачатия. Царь увидел во сне камень, оторвавшийся
без помощи рук от горы и истребивший истукана. Отсюда осмысление Богоматери
как «нерукосечной горы» и камня, без рук оторвавшегося от нее, как
прообраза Рождества Христова.
На изображении Христос имеет как бы образное подобие того камня,
который сокрушил и уничтожил гордость человеческую в виде истукана. Являясь
смысловым центром композиции, Христос, однако, изображен самым маленьким из
всех персонажей, а изображение Марии – олицетворение вместилища
богочеловека – самое крупное из всех фигур.
К Младенцу-Христу склонились вол и осел, изображенные на фоне чёрного
проема пещеры. По некоторым толкованиям, эти животные, первыми пришедшие
поклониться младенцу, символизируют народы: вол – иудеев, а осел –
язычников. Однако большинство русских художников не воспринимало подобного
объяснения и превратило этих животных в общеизвестных в России коня и
корову.
В верхней части клейма помещены фигуры двух ангелов с золотыми
крыльями. Они поют славу Христу.
В момент рождества на небе зажглась новая звезда. Ее яркий свет
увидели во всем мире, увидели ее и волхвы-мудрецы из восточных стран. Взяв
с собой дары: золото, ладан и смирну, мудрецы направились поклониться
Христу. Звезда указывала им путь к Вифлеемской пещере.
Изображение звезды прочно займет свое место в атрибутах, связанных с
Марией. Поверх одежды Богоматери (мафория) стали писать маленькие золотые
звезды на изображении чела и плеча Марии, что должно было символизировать
«божественное чрево» [28, 55].
На другом яйце изображено Святое Богоявление – великий двунадесятый
праздник воспоминания крещения Господа нашего Иисуса Христа. Когда
Спаситель достиг тридцати лет, он всенародно выступил на открытое служение
для искупления рода человеческого (по ветхозаветному закону ранее тридцати
лет принимать звание учителя или сан священника не дозволялось). Спаситель
пришел на реку Иордан, при которой Иоанн Предтеча приготовлял народ
иудейский к принятию обетованного (обещанного) Искупителя (Мессии), и
принял от него крещение в водах Иорданских. Слева от Христа на уступе горы
стоит Иоанн Креститель. При крещении Спасителя явилась миру Пресвятая
Троица: Бог Отец с небес свидетельствовал о крещаемом Сыне, а Бог Дух
Святой сошел на Сына в виде голубя, подтверждая, таким образом, слово Отца.
В древнем мире голубь обозначал невинность и кротость и поэтому он стал
символом Христа и сошедшего на него Святого Духа. В живописи, мозаиках,
рельефах, на светильниках и перстнях фигура голубя указывала на членов
христианских общин, на апостолов, могла обозначать освобожденную от оков
тела-клетки человеческую душу. В средние века белый голубь напоминал о
чистоте крещения, в то время как чёрный – предостерегал от чрезмерно
усложненной проповеди, затемненный смысл которой не воспринимается
слушателями. Пестрый голубь определял разноликость апостолов. Господь
крестился не по тому, что сам имел нужду в очищении, а чтобы омыть
погружением взятые на себя грехи всего мира «водами погрести человеческих
грех», исполнить закон, открыть людям таинство Святой Троицы, освятить
«водное естество» и, наконец, подать нам образ и пример крещения.
С древних времен этот праздник назывался днем просвещения и праздником
светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седящих во тьме и
сени смертей», спасти падший род человеческий. Поэтому в древней церкви был
обычай крестить (духовно просвещать) оглашенных как в навечерие (канун)
Богоявления, так и в сам праздник. В эти дни в храмах и на водоемах
совершается великое освещение воды, которая является святыней, исцеляющей
душу и тело. Её принято сохранять в течение года, окропляя вещи, принимая в
случае болезней и других недугов [40, 73].
На третьем пасхальном яйце изображен сюжет великого двунадесятого
праздника «Вход Господень в Иерусалим», который торжественно отмечается
церковью с воспоминаниями о царском прославлении Иисуса Христа перед его
крестной смертью.
Благая весть о том, что Спаситель придет в мир и уже сходит в Девичью
утробу, дабы родиться как простой смертный, соединяется в нашей молитвенной
памяти с ликующими призывами встретить Иисуса Христа, грядущего в
Иерусалим, чтобы принять мученическую смерть как человек и возродить к
новой жизни всё человечество.
В эти дни великое множество людей переполняло город. Отовсюду
собрались они в Иерусалим на празднование иудейской Пасхи. Все слышали о
великом учителе и целителе, о его последнем чуде – воскрешении Лазаря, все
хотели видеть его.
И вот он появился, спускаясь с горы Елеонской, по царски восседая на
молодом осленке. Народ пришел в ликование. Иисуса встречали криками:
«Осанна (спаси) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна
в вышних!» – путь его устилали одеждами и пальмовыми ветвями. Славили его
как царя-победителя , и никто не понимал, что это шествует царь всех царей,
победитель смерти, что в Иерусалим входит сам Господь для принесения себя в
жертву за грехи людские, чтобы исполнить пророчества и преобразить этот
мир. В древности преподнесение пальмовых ветвей во время победных торжеств
означало благодарственное посвящение данного праздника Высшему существу -
Богу. На Руси ветви финиковой пальмы заменились ветками вербы [40, 116].
На клейме четвертого яйца изображение распятого на кресте Христа
Спасителя. Это тот великий час, когда он своей пречистой кровью омывает
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|