Меню
Поиск



рефераты скачатьАнализ картины Олимпия Э.Мане

Он пишет самую знаменитую работу 60-х гг. – «Флейтист» (1866). Здесь

опять представлена фигура на условном фоне. В произведении нет ни

литературного основания, ни опоры на мифологический или библейский сюжет.

Акцент переносится на современное событие, поиск сущности в окружающем

мире.

Сложно определить жанр этой картины - как портрет или бытовой жанр.

«Флейтист», «Женщина с попугаем» (1866),- такие работы, в которых жанры

взаимодействуют друг с другом. На этом этапе таких картин появляется много.

На этом этапе художник создает работу «Бой быков», от которой

сохраняет фрагмент - «Мертвый тореро»; пишет религиозную композицию

«Христос с ангелами». Создает морские пейзажи и многочисленные натюрморты,

«Бой '' Кирсэджа'' и ''Алабамы''». В 1867 году появляется работа на

современную историческую тему «Казнь императора Максимилиана».

Портрет современников - «Балкон» опять нам напоминает работу «Махи на

балконе» Гойи.

В 1863 году художник пишет самые «скандальные» работы во всем его

творчестве - «Завтрак на траве» и "Олимпия".

Интересно, что «Олимпия» и «Завтрак на траве» практически единственные

завершенные работы, где у художника появляется обнаженная натура. Это идеал

женской красоты для Мане. Братья Гонкур писали: «Художник, который не

изображает женский тип своего времени не останется долго в искусстве».

В эти работах многое критиковалось – плоскостность, широкая манера

письма, и, естественно, присутствие обнаженной натуры вне контекста

мифологического сюжета. Что трактовалось как непристойность. Однако

художник опять идет по своему пути, что мы назовем двунаправленностью

искусства Э. Мане:

С одной стороны – «воскрешение» работ старых мастеров – Тициана,

Рафаэля, Джорджоне, актуализация их.

С другой стороны - вписывание буквально в холсты великих произведений

современную художнику действительность, реальных моделей.

В итоге – в композиционные схемы прошлого он помещает своих

современников, и создает тем самым чисто французские образы.

Именно на этом этапе появляются первые портреты современников – Э.

Золя, Т. Дюре, портрет жены в картине «Чтение» (1868)

Итак, для третьего этапа характерно:

1. работа практически во всех жанрах

2. наложение жанров друг на друга

3. интерес к обнаженной натуре

4. появление портретного жанра

Четвертый этап . 1869 - 1873

Мане отказывается от приемов композиции старых мастеров.

Художник продолжает писать портреты. Появляется несколько портретов

художницы Берты Моризо, которая поддерживала Мане:

«Отдых» (Портрет Берты Моризо, 1869), «Берта Моризо с букетом фиалок»

(1872), «Берта Моризо в трауре».

На этот этап приходятся события 1870 – 71 гг., когда рушится Вторая

империя в результате поражения во франко-прусской войне и Парижской

коммуны. Творческая жизнь в Париже затихает и сворачивается. Мане

участвует в военных событиях, делает зарисовки баррикад, расправы

версальцев с коммунарами.

На этом этапе художник особенно близок импрессионистам: он обращается к

работе на пленэре: «На пляже», «Купальщицы на пляже» (1873).

Его интересуют эффекты пара, дыма, освещения ускользающего пространства

- появляется «Железная дорога».

Однако он верен своему «бархатистому» черному цвету, его тонким

градациям, о чем говорят работы этого же года (1873) – «Кружка пива» и «Бал-

маскарад в Опере».

Пятый этап 1874 –1875. «Импрессионистический».

Весной 1874 года импрессионисты – Моне, Писсарро, Сезанн, Сислей,

Ренуар – организовали совместную выставку. Они обратились к очень светлой

палитре, изображая природу, передавая атмосферу и свет. Хотя Мане был для

них лидером, вдохновляющим примером, под их влиянием существенно изменилась

палитра художника. Она стала гораздо светлее. Мане также обратился к работе

на пленэре.

В работах Мане появляется фиксация момента, приём случайно срезанной

композиции: художник выбирает из потока бытия мимолетный фрагмент и

запечатлевает его на полотне. Композиция изобилует срезами фигур и

предметов, они как бы предполагают возможность продолжения изображенного за

пределы холста. Контуры теряют четкость, растворяясь в световоздушной

среде.

15 апреля 1874г. Э. Мане едет в Аржантей, где сближается с К. Моне.

В 1870-80х гг. во Франции очень популярен гребной спорт. Центром этого

модного увлечения становится именно Аржантей – город на реке Сене, где

любят бывать французы. Мане едет туда и в 1874 г. создает там свои работы,

которые близки импрессионизму - «Сена у Аржентейля», «Аржантей», «В

лодке», «Клод Моне в своем ателье». В 1875 появляется «голубая симфония» -

«Гондолы на Большом канале в Венеции».

В 70-х годах меняется техника живописи Э. Мане: происходит отказ от

традиционной последовательности - подмалевок, пропись, лессировка. У

художника появляется техника «a la prima». Появление этой техники также

связано, я думаю, с импрессионистами, у которых был принцип писать быстро,

чтобы запечатлеть мгновение (тот же Клод Моне, который писал Руанский

собор, стога сена, пытаясь поймать особенности освещения).

Однако приверженность его импрессионистам была краткой, художник

никогда не участвовал в их выставках и себя импрессионистом не считал.

Итак, для «импрессионистического» этапа характерно:

1. высветление палитры; мелкий, дробный мазок

2. принцип композиционной «кадрировки»

3. живопись на пленэре

4. изменение техники с классической на «a la prima».

Шестой этап. 1876 – 1883

После импрессионистических поисков, Мане вновь возвращается к своей

манере. Импрессионистический этап изменил палитру Мане на более светлые

краски.

Несмотря на душевную близость импрессионистам - Мане многих считал

талантливыми и всячески поддерживал - он остается верен своим находкам,

своим творческим задачам: он отказывается от пейзажа, опять в его палитре

появляются излюбленные темные тона.

Отдельной темой в позднем творчестве Э. Мане стоят кафе, кафе-

концерты, кафе-шантаны. Именно в буржуазный, 19 век, в кафе собираются

довольно разные люди, не принадлежащие какому-либо одному общественному

слою. Каждый человек, попав в кафе и взяв чашку кофе или бокал пива,

расслабляется, ведет себя естественно. Такое поведение людей привлекало Э.

Мане, определенно нравилось художнику, ведь он, еще со времен обучения у

Кутюра, был против условностей и специального позирования. Художник часто

бывает в таких местах, запечатлевает такую натуру. Появляются работы

«Слива» («Подвыпившая»), «Подавальщица пива», «У папаши Латюиль».

Жанры поздней живописи Э. Мане - портрет, натюрморт.

Он создает портреты современников: «Портрет Малларме», «Портрет Фора в

роли Гамлета» (1876), «Портрет Жоржа Клемансо» (1879). Опять заметно

возвращение к проблеме фона и фигуры. Мане трактует эту проблему по-своему,

как и в ранние периоды: темный фон и освещенная модель.

Впервые, на этом этапе появляется «Автопортрет с палитрой» (около 1878)

- именно обязательным присутствием своей палитры Мане еще раз подчеркивает

почетное занятие, свою профессию – живописец.

Необходимо отметить, что Э. Мане довольно поздно написал свой

автопортрет. Интересно, что в психологии также есть такой термин –

«автопортрет». По-английски это звучит как self-concept, т.е. – «Я –

концепция» - как Я представляю, знаю себя. Э. Мане обязательным

присутствием своей палитры подчеркивает почетное занятие, свою профессию –

живописец. Основной миссией живописца было и есть поиск красоты в

обыденном.

В последние годы Э. Мане работает над циклом «Времена года», но

осуществил он всего две картины – «Весна» и «Осень» (1881). Это

аллегорические портреты двух актрис – Жанны и Мэри.

Этапным произведением можно считать «Бар в Фоли – Бержер» (1882).

Она представляет собой «шедевр пространственного иллюзионизма», как и

«Менины» Веласкеса, которыми восхищался Э. Мане .

Отражение всего во всем и слияние, объединение Бытия через

взаимоотношения цвета и света - это наверное, основной принцип живописи

импрессионизма. Происходит смещение акцентов: если раньше в живописи свет и

цвет были средствами моделирования предмета, то теперь предметы становятся

полем для игры света и цвета. Близок этот принцип и Э. Мане .

Блики света присутствуют на всех персонажах картины. Они объединяют

разрозненную публику, девушку-барменшу, подошедшего к ней мужчину. Свет и

цвет сближает все, что есть в этом заведении, и, в целом, в Бытии. Мане

утверждает этой картиной ценность для него современности (тема развлечений

горожан и кафе), близость ему испанской живописи, в частности, Веласкеса.

Проблемные поля творчества Э. Мане.

1. Этюдная манера: широкие мазки, формы трактованы обобщенно. Работы

выполнены, как правило, с натуры.

2. Обращение к композиционным схемам старых мастеров, реминисценции.

3. Наполнение сюжетов и мотивов живописи старых мастеров актуальным

содержанием, создание с помощью старых композиционных схем чисто

французских образов.

4. Предпочтение бытовым сюжетам, портретам

5. Отсутствие пространственной глубины. Подчеркнутая плоскостность работ,

связанная с увлечением японской гравюрой и с собственными живописными

задачами. Работы Мане из-за их плоскостности даже сравнивали с

лубочными картинками из Эпиналя. Однако, как пишет Э. Золя, «цвета

положены плоско, с той разницей, что ремесленники пользуются чистыми

тонами, не заботясь о валерах, в то время, как Э. Мане усложняет их и

устанавливает между ними точные соотношения».

6. Не совсем искусствоведческий термин, но его работы, как писал сам

художник, должны отличаться «изяществом и непосредственностью». Скорее

всего, речь идет о естественности моделей и мгновенном запечатлении их

на полотне художником.

7. Мане использует прием сопоставления контрастов светлого и темного:

лицо и фигура модели выделяются светлым пятном на темной массе фона.

Однотонность фона имеет своё обоснование в творчестве живописца: для

Мане «…наиболее удивительный кусок живописи…»[20] когда фон дан

условно, когда «…фон исчезает». Таким образом, модель как бы предстает

перед зрителем, взгляду зрителя нет возможности уйти в глубь холста.

Он сосредоточен на модели.

8. Сочетание мгновенного и вечного. Своеобразное, присущее только Мане,

наложение современности и шедевров прошлого. Если обратиться к

«Философии искусства» Шеллинга - через особенное передается всеобщее.

9. Работы Мане реалистичны с точки зрения философии искусства, т.е.

рожденный художественный образ соответствует объективной сущности.

Для японской гравюры характерно отсутствие линейной перспективы,

доминирование линии как выразительного средства, локальные цвета.

Традиционно все искусство 19 века делится на неоклассицизм, романтизм,

реализм и импрессионизм.

Творчество Э. Мане стоит, скорее всего, между реализмом и

импрессионизмом. Но так как художник не считал себя импрессионистом, то

корректнее будет говорить о нем как о реалисте.

В искусстве Мане была некая предопределенность. Можно сказать, реализм

Мане созрел непосредственно в конкретной культурно-исторической ситуации,

когда поворот к реализму был уже твердо намечен. Не случайно в это же время

пишут Братья Гонкур, Э. Золя, Ги де Мопассан, Гюстав Флобер, А. Доде.

Создают свои произведения барбизонцы, Курбе, Милле.

Реалисты стремились к отображению действительности в адекватных ей

жизненных формах, на создание художественной истории своего времени.

Список использованной литературы

1. Бодлер Ш. Об искусстве. /Пер. с франц. – М.: Искусство, 1986. – 422с.,

40л. ил.

2. Бодлер Ш. Цветы зла. Стихотворения в прозе. Дневники. 1993.

3. Веласкес. Альбом. М, Белый город, 2000

4. Вентури Л. От Мане до Лотрека. М., 1958.

5. Виппер Р.Ю., Реверсов И.П., Трачевский А.С. «История Нового времени»,

М., 1995.

6. Всеобщая история искусств. Т.V. М., Искусство, 1964, 972с.

7. Даниэль С.М. Искусство видеть. М., 1990.

8. Денвир Б. Импрессионизм: живопись, художники. Альбом. М., «Белый

город», 2000.

9. Европейская живопись XIII-XX вв. Энциклопедический словарь. М., 1999

10. Жуковский В.И. Формула гармонии: Красноярск: БОНУС, 2001. – 208с., ил.

11. Жуковский В.И. Пивоваров Д.В. Интеллектуальная визуализация сущности.

– Красноярск. – 1998.

12. Зачек Я. Импрессионисты. М.: «Искусство», 1995. – 64с.

13. Золя Э. «Париж». //Собрание сочинений в 26-ти тт., т. 19.

Издательство «Художественная литература», М., 1965.

14. Золя Э. «Эдуард Мане» //Алпатов М.В. и др. Искусство. Книга для

чтения. Живопись, скульптура, графика, архитектура. Изд. 3-е, испр. и

доп. М., «Просвещение», 1969. 544 с., 196 илл.

15. Импрессионизм. Письма художников. Воспоминания Дюран-Рюэля. Документы.

Л., «Искусство», 1969.

16. Импрессионисты и пост-импрессионисты. М., «Правда», 1988.

17. Импрессионисты, их современники, их соратники. М.: «Искусство», 1976.

– 319с.

18. История всемирной литературы» в 9тт., т.7. Изд-во «Наука», М., 1990.

19. История Франции в 3-х тт., т. 3, М., 1961

20. История эстетической мысли. В 6-ти т. М.: Искусство, 1986.

21. Каталин Геллер. Французская живопись XIX века. «Корвина», Венгрия,

1988.

22. Комарова И.И., Железнова Н.Л. Художники. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2000.

– 640с.

23. Котерелл Артур. Мифология. Энциклопедический справочник. М., 1999

24. Мастера искусства об искусстве. Том V, кн.1. Изд-во «Искусство», М.,

1969.

25. Мастера живописи. Мане. М., «Белый город», 2000.

26. Ортега-и-Гассет Х. Веласкес. Гойя. М., 1997.

27. Парч С. Домашний музей. История искусства. М., 1999

28. Педроккио, Фил. Тициан. Альбом, М., 1995

29. Перрюшо А. Жизнь Мане. /Пер. с франц. – М.: Радуга, 1988. 272с.

30. Перрюшо, А. Э. Мане. М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2000. – 400 с., 16 с.

ил.

31. Пространство картины. М., Советский художник, 1989

32. Психологические корни эротического искусства.//Психол. журнал. – 1992

– Т.13, № 1

33. Ревалд Джон. История импрессионизма. /Пер. с англ. – М.: Республика,

1994. – 415с.: ил.

34. Рей Р. Мане. Серия «Картинная галерея», 1995.

35. Розенблюм Р. Музей Д’Орсэ. Живопись: альбом. «Международная книга»,

1998.

36. Русакова Р.И. Живопись французских импрессионистов: Госуд. музей

изобр. искусств им. А.С. Пушкина. – М., «Изоб. искусство», 1995. –

48с.: ил. – (В помощь школе).

37. Сальви Фр. Импрессионисты: истоки современной живописи. М.: Росмэн,

1998. – 64с.

38. Терновец Б.Н. Избранные статьи. Изд-во «Советский художник», М., 1963.

39. Терновец Б.Н. Письма, дневники, статьи.

40. Тициан. Альбом. М, 1987

41. Тициан. Альбом. М, Белый город, 2000

42. Фукс Э. Иллюстрированная история эротического искусства: Пер. с нем.

– М.: Республика, 1995. – 448с.: ил.

43. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Буржуазный век: Пер. с нем.

– М.: Республика, 1994. – 442с.: ил.

44. Хилл Ян Б. Импрессионизм: новые пути в искусстве. М.: Арт, Родник,

1998. – 200с., ил.

Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1997

45. Чегодаев А.Д. Статьи об искусстве Франции, Англии, США 18-20вв. - М.:

Искусство, 1978. – 267с., 80 ил.

46. Шестаков В.П. Эрос и культура. М., 1999

47. Эдуард Мане: Альбом /Авт.-сост. М.Н. Прокофьева. 2-е изд. М.: Изобраз.

искусство. 1998. – 48с.,ил

48. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. Сост. В. Андреева и др. – М.:

Локид; Миф. – 576 с. – «AD MARGINEM».

49. Эфрос А.М. Мастера разных эпох. Избранные историко-художественные и

критические статьи. М., «Советский художник», 1979.

50. Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. СПб, 1996. – 512с.

51. Якимович А.К. «Художник и дворец». Веласкес. М., 1989

52. Яшухин А.П., Ломов С.П. Живопись. М., АТАР, 1999

-----------------------

[1] Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств; Сальви Фр.

Импрессионисты: истоки современной живописи; Розенблюм Р. Музей Д’Орсэ.

Живопись: альбом; Ревалд Джон. История импрессионизма; Денвир Б.

Импрессионизм: живопись, художники. Альбом.

[2] Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. СПб, 1996., с. 380

[3] Перрюшо А. Жизнь Мане. /Пер. с франц. – М.: Радуга, 1988. 272с., с.5

[4] Терновец Б.Н. Избранные статьи. Изд-во «Советский художник», М.,

1963.,с. 235

[5] Каталин Геллер. Французская живопись XIX века. «Корвина», Венгрия,

1988., с.29

[6] Цит. по: А. Якимович «О построении пространства в современной картине»

// Пространство картины. Сборник статей. – М., «Советский художник», 1989.

– 368 с., ил., с.8

[7] Эдуард Мане: Альбом /Авт.-сост. М.Н. Прокофьева. 2-е изд. М.:

Изобраз. искусство. 1998. – 48с.,ил, с.8

[8]Перрюшо, А. Э. Мане. М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2000. – 400 с., 16 с.

ил., с.51

[9] Перрюшо, А. Э. Мане. М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2000. – 400 с., 16 с.

ил., с.53

[10] История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т.3, изд-во

«Искусство», 1967г., с.700

[11] Перрюшо, А. Э. Мане. М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2000. – 400 с., 16 с.

ил., с.87

[12] «История всемирной литературы» в 9тт., т.7. Изд-во «Наука», М., 1990,

1005 с., с. 300

[13] Оперный словарь. Музыка, М-Л., 1965. с. 409

[14] Перрюшо, А. Э. Мане. М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2000. – 400 с., 16 с.

ил., с.90

[15] Всеобщая история искусств. Т.V. М., Искусство, 1964, 972с., с.83

[16] Импрессионисты, их современники, их соратники. М.: «Искусство», 1976.

– 319с., с.223

[17] Шестаков В.П. Эрос и культура: Философия любви и европейское

искусство. – М.: Республика, ТЕРРА – Книжный клуб, 1999. – 464с.; 48с. ил.,

с.119

[18] Лотман Ю.М., З.Г. Минц, Е.М. Милетинский. Литература и миф. // Мифы

народов мира. Энциклопедия в 2-х т. / гл. ред. С.А. Токарев./ - М.: Сов.

Энциклопедия, 1992. - Т.2. К-Я. - 719 с. - С.62.

[19] Перрюшо, А. Э. Мане. М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2000. – 400 с., 16 с.

ил., с. 47

[20] Мастера искусства об искусстве. Том V, кн.1. Изд-во «Искусство», М.,

1969, с.20

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.