Меню
Поиск



рефераты скачатьАнализ живописных произведений флорентийской школы конца XV - начала XVI веков

характерное для произведений эпохи Ренессанса. В период создания Липпи

«Поклонение младенцу Христу» Сандро Боттичелли написал «Мадонну с

гранатом»[xlvii] и «Магнификат»[xlviii] также в форме тондо. Влияние этого

художника сказалось на творчестве Филиппино Липпи, который наполняет свои

работы символами, отходит от пропорционального канона, достигает

изысканности и декоративизма. Однако, Филиппино Липпи избирает сравнительно

небольшой размер. Вероятно, «Поклонение младенцу Христу» было предназначено

не для огромного церковного пространства, а рассчитано на более интимную

обстановку частной домашней церкви или покоев патриция, представителя

медичейского круга Флоренции, к которому принадлежал и сам Филиппино.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что тондо сама по себе уже является

эффектной и декоративной. Вся система ренессансной орнаментики была

подчинена мягким круглящимся линиям. Фигура человека с ее плавными

очертаниями главенствовала в любой композиции. Естественно, что форма тондо

избиралась художниками, когда им хотелось достичь впечатления особой

гармоничности.

Отходя от возрожденческой традиции, диктующей господство в композициях

человеческой фигуры, выделенной размером, которой подчинялось все

пространство, Филиппино отодвигает группу Марии с ангелами от нижнего края

вглубь. В отличие от Сандро Боттичелли, художник так размещает фигуры, что

они изображены почти в полный рост. Кромка не срезает края драпировок или

частей тела. Это достигается за счет уменьшения их размеров. Фигуры

гармонично сливаются с окружающей средой, не доминируя в ней. Вероятно,

этим приемом Филиппино хотел еще раз подчеркнуть, что Поклонение

совершается не на земле, а в раю.

«Поклонение младенцу Христу» Филиппино Липпи - это центрическая

композиция, стремящаяся к симметрии относительно вертикальной оси. Главным

сосредоточением всех силовых линий является фигура Марии. Художник

разделяет пространство произведения по горизонтали на три почти равные

зоны, планы. Верхняя - небо. Она отделена дугообразной линией горизонта. В

среднюю зону Филиппино Липпи помещает фигуры Марии и ангелов, выделяя

Мадонну масштабом. Таким образом, художник подчеркивает ее главенствующее

положение, как Царицы Небесной. Фигуры ангелов расположены вокруг,

акцентируя ее центральное положение. Граница нижней части совпадает с

очертаниями ступеней парапета. В этой зоне светлым пятном на темной траве

выделяется фигура младенца. Она отделена от остальных. Очертания младенца

не соприкасаются с другими фигурами. Вероятно, художник хотел сосредоточить

внимание на исключительном положении Христа, его значении, божественной

сущности и обреченности на страдания. Связующим элементом горизонтальных

членений является пробивающийся сквозь облака золотой луч, который падает

на младенца. Вертикальное разделение также подчиняется принципу

трехчастности. Граница правой зоны соответствует направленности движения

сверху вниз от башни на дальнем плане и проходит от плеча к локтю ангела в

красном одеянии. В этой части изображены фигуры двух ангелов: держащего

подол плаща Марии и парящего в пространстве. Центральная зона отделена от

левой воображаемой линией вторящей вертикали ствола дерева дальнего плана и

проходящей, слегка касаясь очертаний крыла, локтя и складок одежды

коленопреклоненного ангела. В средней части изображена Мадонна с младенцем,

а в боковой - группа из трех ангелов. Филиппино применяет прием

вертикального разделения пространства для концентрации внимания на главном

- Марии и младенце. Этой цели подчинены и еще несколько горизонтальных

линий, как, например, перила веранды, которые являются средней линией,

берег моря, парапет с лежащей на нем книгой. Они напоминают П-образную

форму, обращенную на зрителя, направляющая взоры к Мадонне. В центре

построения находятся сложенные в молитвенном жесте руки Марии. Здесь

концентрируется смысл всего произведения.

Основное композиционное движение кругообразное, вторящее форме тондо.

Начинаясь с кроны дерева, проходя от плеча к локтю левого ангела, затем,

касаясь кистей рук стоящего на коленях в зеленом одеянии, по линии спины

младенца, повторяет изгибы складок плаща Марии и завершается, скользя по

руке правого «небесного посланца». Центром этого кольца является фигура

Мадонны. Ее доминирующее положение выделено как символически, так и

композиционно. Еще одну воображаемую дугу можно провести, касаясь голов

фигур ангелов. Это движение получает экстраверсивный характер. Оно

выдвигает на первый план фигуры Марии с младенцем, выделяя из общего сонма

ангелов. Филиппино Липпи изображает довольно широкое пространство на первом

плане, устанавливая дистанцию между зрителем и Мадонной с Христом. Художник

подчеркивает их недосягаемость, словно это видение.

Объединяющим элементом всего композиционного решения является система,

образованная двумя правильными треугольниками. Первый - большой, вершиной

которого является солнечный диск, образуется линиями, совпадающими с

очертаниями фигур двух парящих ангелов. Нижняя сторона проходит от левого

конца ступеней парапета к правому. Вершиной второго треугольника, меньшего

по размеру, является голова фигуры Марии. Сторона его совпадает с

очертаниями плеча левого коленопреклоненного, затем, касаясь, проходит по

руке второго и заканчивается у его ноги. Другая сторона - проходит по

нижним краям одежд Мадонны и «небесных посланников». Третья - поднимается

по линии фигуры правого ангела через шлейф Марии, который он держит в

руках, и плечо другого к вершине. Этот ритм треугольников не только

соединяет всю композицию, но и придает ей общую направленность вверх к

«божественному» свету, который пробивается сквозь облака.

Несколько иначе решена композиция «Поклонения младенцу Христу» Пьеро ди

Козимо. Художник отказывается от кругообразного движения, предпочитая

вертикальное разделение, как и в первом произведении, но объединяющим

элементом служит условный треугольник, соответствующий расположению кисти

рук персонажей. В этой работе разделяющие линии соответствуют очертаниям

стен дверного проема. В правой части находятся две фигуры ангелов. В левой

- коленопреклоненная Мария. В центре представлен сидящий младенец Христос.

Иоанн Креститель изображен между Мадонной и Иисусом, находясь в

промежуточной зоне; соединяя их, он сохраняет целостность композиции.

Жесты персонажей первого плана образуют воображаемый равносторонний

треугольник. Одна вершина находится в молитвенно сложенных ладонях

Марии, затем спускается к кистям рук Иоанна и направляется к младенцу.

Вторая берет свое начало у рук Христа и заканчивается у кончиков пальцев

крайнего правого ангела. Третья линия проходит, касаясь кистей

«божественных посланцев», и возвращается к жесту Марии. Этим воображаемым

треугольником художник словно соединяет три части композиции. Козимо

отказывается от четкого выделения смыслового центра, не обозначая его ни

масштабом, ни пространственным положением, ни сосредоточивая устремленные

взгляды персонажей на нем. Он изображает коленопреклоненную Марию в одном

масштабе с фигурами ангелов, однако она слегка отодвинута вглубь. На первом

плане представлен младенец Христос. Его взгляд отведен в сторону от Мадонны

и Иоанна Крестителя. Посланцы небес изображены в отдалении, задумчиво

глядящими на Христа, в отличие от ангелов, которые непосредственно

принимают участие в сцене Поклонения в произведении Филиппино.

Композиционная схема в «Поклонении младенцу Христу» Мариотто Альбертинелли

представляет собой треугольник, вписанный в окружность, смещенный чуть

влево. Круговое движение, касаясь линии затылка Иосифа, спускается по

спине, вторит очертаниям фигуры Христа, переходит по складкам плаща Марии и

силуэту ее головы и возвращается в исходную точку. Этот мотив, словно эхом,

повторяется в архитектурных аркадах. Художник вводит несколько вертикальных

линий - колонны и архитектурные членения фасада здания второго плана. В

круг заключен треугольник, вершинами которого являются кисти рук Марии,

младенца и Иосифа. Персонажи ведут «безмолвную беседу». В этом произведении

появляется крепкая связь между главными фигурами. Композиция целостна.

Центральное место Христа акцентировано расположением в пространстве тондо

между Марией и Иосифом. Он является средоточием взоров склоняющихся к нему

родителей. Младенец, в свою очередь, объединяет фигуры Мадонны и Иосифа в

единое целое и композиционно, и сюжетно.

Для создания иллюзии глубины пространства художники используют различные

приемы. В «Поклонении младенцу Христу» Филиппино и Мариотто изображают

пологие склоны гор, уходящих вдаль с очертанием города. Пьеро ди Козимо

изображает извилистую дорогу, поднимающуюся к холму, благодаря чему

создается ощущение непрерывности пространства. Подобный мотив был

распространен в нидерландской живописи XV века. Во флорентийской школе,

например, у Альбертинелли существует некоторая дробность планов.

2. Светотеневое решение.

Говорить о светотеневом решении «Поклонения младенцу Христу» Филиппино

Липпи довольно сложно. Художник не стремился к созданию иллюзии объемности

фигур. Он помещает источник света в нижней части слева. Филиппино Липпи

отказывается от контрастных теней. Свет рассеянный, мягко окутывает фигуры,

создавая впечатление легкости и эфемерности. Художник изображает золотой

луч, направленный на младенца. Живописец прибегает к введению света не

реального, природного, а символического, трансцендентного, который не

подчиняется логическим земным законам. Филиппино Липпи наполняет

произведение обилием тонких золотых линий - ассистов вокруг фигуры младенца

Христа и в одеждах ангелов и Марии. Подобные приемы применялись художниками

Средневековья, в отличие от мастеров Высокого Возрождения волновали

проблемы светотени. Они становятся наиболее значимыми для творцов

Ренессанса после композиционного построения, отодвигая на второй план

колористическое решение.

Так, например, Пьеро ди Козимо в «Поклонении младенцу Христу» под влиянием

нидерландских художников создает необычное для мастеров флорентийской школы

освещение. Он размещает фигуры первого плана в темном интерьере, выхватывая

их направленным довольно ярким светом, источник которого расположен в

верхней части справа. Однако художник не прибегает к контрастным теням,

мягко моделируя фигуры, придавая округлость формам и создавая иллюзию

объемности. Второй источник света расположен на дальнем плане, справа. Он

создает контраст между темным помещением и ярко освещенным пейзажем,

который виден в дверном проеме. Таким образом, Пьеро ди Козимо стремился к

созданию впечатления глубины пространства.

Светотеневое решение у Мариотто Альбертинелли является характерным для

флорентийской школы. Он изображает персонажей первого плана на фоне ровно

освещенного пейзажа. Здание и фигуры людей, расположенные в глубине не

имеют падающих теней. Он совмещает в произведении два способа освещения:

рассеянный и направленный. Источник света первого плана находится в верхней

части тондо слева. Художник изображает падающие насыщенные тени,

отбрасываемые фигурой младенца, выделяя его более интенсивным освещением по

сравнению с Марией и Иосифом. Альбертинелли подчеркивает светоносность

Христа, но, не вводя золотое свечение, как у Филиппино Липпи, а с помощью

светотеневой моделировки.

3. Колористическое решение.

В эпоху Возрождения основное внимание уделялось решению чисто

композиционных задач, построению пространства и размещению в нем фигур.

Колориту же придавалось второстепенное значение. Он был, как бы, заранее

определен и подчинялся рисунку. Так, например, в «Поклонении младенцу

Христу» Мариотто Альбертинелли и Фра Бартоломео[xlix] размещение основных

цветовых пятен первого плана совпадает. Незначительные различия в

насыщенности красок появляются только из-за использования Мариотто

смешанной техники. Темпера дает возможность делать световое пятно более

локальным и насыщенным. Поэтому так выделяется желтый плащ Иосифа. У Фра

Бартоломео, который писал маслом, цвет более приглушенный и сложный.

Сохраняется и иконографическая обусловленность цвета в одеянии персонажей,

например Марии. Во всех трех произведениях Мадонна облачена в синий плащ и

красное платье. Филиппино Липпи решает колорит в соответствии с каноном.

Пьеро ди Козимо изображает плащ с довольно сильными рефлексами зеленого и

синего, проникающими друг в друга так, что довольно сложно установить

основной его цвет. Альбертинелли привносит в свою работу небольшое

изменение. Он решает мафорий у Марии двухцветным: синим и зеленым. Таким

образом, основные колористические различия, в основном, объясняются

использованием различных техник живописи. Цвет применялся как «иллюминация

рисунка. Он при всей своей значимости ничего не решал в картине, только

усиливая выразительность рисунка»[l]

Колорит «Поклонения младенцу Христу» у Филиппино Липпи строится на

сочетании зеленоватых и жемчужно-серых тонов. Основой цветового ритма

служат синие и красные вертикали одежд фигур ангелов, а Марии, которые

придают звонкое «музыкальное» звучание всей композиции. Художник погружает

их в зеленовато- оливковую дымку пейзажа. Насыщенность его постепенно

ослабевает, приближаясь к линии горизонта. Так у нижней кромки произведения

темно-зеленый, почти черный, цвет травы, на котором прорисованы тонкой

кистью желтые стебли. Этим же тоном написаны кусты и деревья, смотрящиеся

силуэтами на светло-голубом фоне неба или пологих склонов. Филиппино почти

не использует богатство гаммы охр, столь любимую его современниками. Он

применяет ее холодные оттенки в решении лиц и ладоней рук, одеяний парящий

ангелов и в моделировке обнаженного тела младенца. Коричневатой охрой пишет

волосы и совсем прозрачные крылья. В решении парапета Филиппино Липпи к

охре добавляет белила и приглушенный желтый. Но все цвета подчинены зеленым

оттенкам, которые определяют общее колористическое решение.

О колористическом решении “Поклонения младенцу Христу” Пьеро ди Козимо

судить довольно сложно, так как на сегодняшний день произведение не

представлено в постоянной экспозиции музея. Цветные воспроизведения

эрмитажного тондо, которые позволили бы говорить о его красочном решении,

отсутствуют. Однако существуют хорошие репродукции «Поклонения младенцу

Христу», находящегося в собрании галереи Боргезе, являющегося аналогом

эрмитажного, только написанное несколько суше и сильно пострадавшее от

реставрации[li]. Лишь на основании этого материала можно рассматривать

колорит эрмитажного произведения. Пьеро ди Козимо решает тондо в теплых

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.