Меню
Поиск



рефераты скачатьЖизнь и творчество Пабло Пикассо

Жизнь и творчество Пабло Пикассо

Министерство образования

Республики Беларусь.

г. Кобрин, 2001 г.

Содержание:

I Введение 3-4

II Основная часть 5-6

1 Юные годы Пикассо 6-8

2 Заря величия: 6-11

а) «Голубой период» 6-8

б) «Розовый период» 8-11

3 Переворот в современном искусстве 11-18

а) «Авиньонские девицы» 11-13

б) Искажения в живописи. Кубизм. 13-18

4 Пикассо – скульптор.

18-20

5 Искусство Африки в творчестве Пикассо.20-21

6 Осмысление ужасов войны (Гермика) 21-23

7 Прекрасное и уродливое 23-24

III Заключение 25-26

Литература 27

Приложение

Введение

Актуальность выбранной темы я вижу в том, что немногим удавалось

достичь такой популярности и силы воздействия на искусство ХХ в., как Пабло

Пикассо, родившемуся почти 120 лет назад на юге Испании. Он прожил долгую и

плодотворную жизнь. Когда в 1973 г. Пикассо умер в возрасте 91 года, после

него осталось около 200000 картин, гравюр, скульптур, рисунков,

конструкций, коллажей. Но он прославился не только феноменальным объемом и

разнообразием своих работ. Пожалуй, ни один другой художник современности

не реагировал так остро и вдохновенно на события, на меняющуюся обстановку

и важнейшие проблемы века. Хотя Пикассо покинул Испанию в молодом возрасте

и уехал во Францию, где провел почти три четверти своей жизни, по своим

привычкам, темпераменту и взглядам он всегда оставался испанцем(может быть

величайшим гением которого дала эта страна миру). И тем не менее его

искусство приобрело всеобщую значимость как выражение триумфов и трагедий,

жизненной силы и беспокойных исканий человека ХХ века. Оно питалось многими

источниками прошлого, включая работы его великих испанских

предшественников. Одновременно Пикассо извлек много уроков из искусства вне

классических европейских традиций – архаического иберийского искусства и

искусства Черной Африки.

Его гигантский труд не только обнаруживает восприимчивость создателя

к проблемам и творческим, и человеческим, но и рассказывает многое о

Пикассо как о личности. Это полный дневник его жизни, его настроений, его

страстей и дилемм. От начала и до конца этот человек, наделенный

неистощимой творческой энергией, воплощал многие парадоксы и противоречия,

как в своей жизни, так и в своем искусстве, но никогда он не изменял ни

себе, ни своему вдохновению. Одним из отличительных качеств этого

революционного художника было то, что он постоянно возвращался к

традиционному, снова бросая вызов работам великих художников прошлого.

Другой парадокс: хотя он боготворил жизнь и не уставал восхищаться

человеческим телом, его фигуры характеризуются деформациями, сделанными с

такой силой экспрессии, с какой не сравнится ничего в западном искусстве.

Для Пикассо жизнь и искусство едины.

Данный реферат посвящен этому неистощимому, противоречивому,

потрясающе плодотворному гению. Цель моей работы – подчеркнуть огромный

вклад Пикассо в культуру и искусство, имеющий всемирное значение.

Основная часть.

25 октября 1881: Пабло Пикассо родился в Малаге, на юге Испании. Его

родители были Хосе Руги Бласко и Мария Пикассо Лопес. Дон Хосе, художник,

преподавал рисование в Школе изящных искусств и ремесел. Стремясь подражать

своему отцу, совсем еще юный Пикассо создает рисунки, отличающиеся

удивительной точностью линий и исключительно острой наблюдательностью.

1891: Семья переезжает в Ла-Корунью на Атлантическом побережье и

живет там, в течение 4-х лет. Пабло всерьез начинает заниматься живописью.

Его дарование столь изумительно, успехи столь велики, что пораженный его

талантом отец, как рассказывал впоследствии сам Пикассо, вручил ему свою

палитру и кисти и заявил, никогда больше не вернется к живописи.

1895: Дон Хосе получает должность учителя в Барселоне. Весной того

года семья посещает Малагу, сделав по пути остановку в Мадриде, где Пабло

впервые знакомится с работами великих мастеров Музея Прадо. Несмотря на

свой юный возраст, Пабло поступает в Барселонскую школу изящных искусств

(известную под названием Ла-Лонха). Он дружит с каталонскими художниками:

Мануэлем Палларесом и Уусепе Кардоной. Наиболее интересные работы этого

периода – "Первое причастие" (1896), "Наука и милосердие" (1897). Обе эти

работы строго "академичны", но в них уже ярко проявляется не по годам

творческая зрелость художника.

1897: Семья посылает Пикассо в Мадрид учиться в Королевской Академии

Сан-Фернандо, но он больше времени проводит в залах Прадо или бродит по

городу.

Июнь 1898: посещает Хорту в долине Эрбо, место, которому суждено будет

сыграть важную роль в его творчестве. По возвращении поселяется в

Барселоне. В этом городе он вскоре стал чувствовать себя как дома и часто

посещал модернистское кафе “Els QuarteGats”, где собирались представители

передовых художественных и интеллектуальных течений того времени.

Февраль 1900: устраивает в “Els QuarteGats” свою первую выставку

рисунков и набросков.

Октябрь 1900: Пикассо и его друг Калахемас едут в Париж. Пикассо

знакомится с работами Деля, Сезанна, Ван-Гога, Боннара… Итог посещения

Парижа: «Голубой танцовщик» и «Мулен де ла-Галлет».

Голубой период.

Начало "голубого периода " принято связывать со второй поездкой

художника в Париж. Действительно, он возвращается к рождеству 1901 года в

Барселону с завершенными и начатыми полотнами , написанными в совершенно

иной манере ,чем та , в которой он работал до сих пор. Печаль - вот что

рождает искусство, убеждает он теперь своих друзей. В его картинах

возникает голубой мир безмолвного одиночества , отверженных обществом людей

– больных, нищих, калек, стариков.

Пикассо уже в эти годы был склонен к парадоксам и неожиданностям. 1900-

1901 года обычно называют "лотреновскими" и "стейленовскими" в творчестве

художника, указывая тем самым на прямую связь с искусством его парижских

современников. Но после поездки в Париж он окончательно порывает со своими

увлечениями. "Голубой период" по мироощущению, проблематике, пластике

связан уже с испанской художественной традицией.

Ситуацию помогают понять 2 полотна – «Любительница абсента» и

«Свидание». (см. приложение 1) Они стоят на самом пороге «голубого

периода», предваряя многие его тематические аспекты и вместе с тем завершая

целую полосу исканий Пикассо, его движения к собственной истине.

Можно с уверенностью сказать, что в 15 лет Пикассо уже прекрасно владел

художественным мастерством в академическом смысле этого слова. А затем его

захватывает дух экспериментаторства в поисках своей дороги в сложном

переплете направлений и течений европейского искусства рубежа ХХ столетия.

В этих исканиях проявилась одна из замечательных особенностей таланта

Пикассо – способность к ассимиляции, усвоению различных тенденций и

направлений в искусстве. В "Свидании" и "Любительнице абсента" проступают

еще первоисточники (парижская школа искусства). Но молодой Пикассо уже

начинает говорить своим голосом. То, что тревожило и мучило его, теперь

требовало иных изобразительных решений. Былые привязанности были исчерпаны.

Обращение художника к образам нищеты, страдания, трагичного отчаяния

часто связывают с условиями его жизни во французской столице и трагической

смертью друга Касахемоса, поэта и художника, покончившего жизнь

самоубийством. Действительно, Пикассо в эти годы крайне бедствовал. И все

же истоки, питавшие "голубой период", шире и глубже.

Они в социальном климате эпохи, в атмосфере общественной жизни

Барселоны, в мировоззрении самого Пикассо.

Барселона тех лет была одним из центров революционно-анархических идей,

отражавших остроту социальных контрастов и бедности тогдашней Испании. Это

отложило отпечаток и на особенность жизни города с его клубными

дискуссиями, собраниями, митингами. В полубогемной среде таверны "4 кота",

где особенно ценились свобода и независимость, а сочувствие "к униженным и

оскорбленным" возводилось в нравственный принцип, и формировались жизненные

позиции молодого Пикассо.

С бесстрашием подлинного большого художника, 20-летний Пикассо

обращается ко "дну" жизни. Он посещает больницы, психиатрические лечебницы,

приюты. Здесь он находит героев своих картин – нищих, калек, обездоленных,

поруганных и выброшенных обществом людей. Отнюдь не только сентиментальное

сострадание к ним хотел художник выразить своими полотнами. Голубой мир

безмолвия, в который он погружает своих действующих лиц, - это не только

символ страдания и боли, это и мир гордого одиночества, нравственной

чистоты.

"Две сестры" (см. приложение 2) явились одним из первых произведений

этого периода. В "Сестрах" и вообще в работах "голубого периода" автор

ориентируется на некоторые традиции средневекового искусства. Его

привлекает стилистика готики, особенно готической пластики с ее

одухотворенной выразительностью форм. Пикассо в те годы открывает для себя

Эль Греко и Моралеси. В их работах он находит созвучную его тогдашним

настроениям и исканиям психологическую выразительность, символичность

цвета, острую экспрессию форм, возвышенную одухотворенность образов.

«Две сестры» – характерная во всех отношениях работа «голубого

периода». Пикассо строит картину как барельеф, стремясь к равновесию,

стильности силуэта фигур двух женщин на голубом абстрактном фоне. В покорно

сплоченных друг к другу, почти обнимающихся фигурах – печаль страдания,

молчаливое согласие, тихая ласка и всепрощение. Если допустимы здесь какие-

то музыкальные аналогии, то возникает мысль, конечно, о реквиеме. Мелкая

повседневность, тревоги и невзгоды мирение отступают здесь перед величием

вечного, всеобщего. Недаром встреча сестер ассоциируется с Евангельской

притчей о Марии и Елизавете. В много плановом содержании “Сестер” вновь

звучит и тема общения людей, дружбы двух существ как залога защиты от

невзгод жизни, враждебности мира. Она будет все больше места в его

творчестве.

Другая типичная картина Пикассо “голубого периода” – “Старый еврей с

мальчиком” (см. приложение 3). Они примыкают к серии работ, где героями

выступают нищие, слепцы, калеки. В них художник словно бросает вызов миру

благополучных и равнодушных толстосумов и мещан. В своих героях Пикассо

хотел видеть носителей неких скрытых от обычных людей истин, доступных

только внутреннему взору, внутренней жизни человека. Недаром большинство

персонажей картин «голубого периода» кажутся незрячими, не имею своего

лица. Они живут своим внутренним миром, их тонкие «готические» пальцы

познают не внешние формы предметов, а их внутренний тайный смысл .

Розовый период.

Весной 1904 г. Пикассо окончательно поселяется в Париже на Монмартре. С

переездом в Париж завершается «голубой период». В монохромную голубизну

полотен Пикассо вторгаются разные тени, становясь господствующими. Этот

новый период получает название «розовый». Но смысл новых исканий художника

был, разумеется, отнюдь не в изменении его текстуры. Иногда его называют

«цирковым», и это точнее передает его содержание. На полотнах совершенно

новый мир – мир комедиантов, цирковых актеров. Причины нового поворота

Пикассо в художественных концепциях далеко не однозначны. Они – и в

особенностях его неугомонного таланта, и во влияниях среды. Барселона

больше не давала художественных импульсов, была исчерпана тема "дна" жизни.

Его влекли теперь нравственные ценности другого порядка. Следует отметить,

что Пикассо уже в те годы прекрасно знал французскую, испанскую и даже

интересовался русской литературой (Тургенев, Горький).

Парижские друзья знакомят его с литературными клубами Парижа, вводят в

богемный быт художников и поэтов Монмартра с его романтикой творчества,

атмосферой жизненной неустроенности, но постоянной готовности к

взаимопомощи и поддержке. Сальмону и Аполлинеру он в первую очередь обязан,

очевидно, и увлечением цирком. В начале 1905 года вместе с ним он

становится завсегдатаем известного парижского цирка Медрано.

Однако напрасно искать на его полотнах цирк, цирковое зрелище. Его

интересует сам актер, творческая, созидающая личность. Причем классические

персонажи бродячего цирка – личность, клоуны, арлекины. Они показаны вне

игры, изредка во время репетиции, чаще – в будничной жизни, семье. Они

обязательно одеты в костюмы своих персонажей. Это для них как бы знак

отличия от общей массы. Странствующая группа актеров для Пикассо – особый

микромир вольных людей, где существуют искренние привязанности, где нет

места корысти, обману. Здесь сообща делят удачу и горечь поражений. К этому

миру причислял себе и сам художник.

Пикассо остро и даже болезненно ощущал противоречия жизни. Он

понимал, насколько хрупок и иллюзорен созданный им мир комедиантов,

затерянный в огромном, неустроенном пыльном мире. Тревога художника

отражена затаённой печалью, настороженностью на лицах его героев. В больших

программных композициях «розового периода» – «Странствующие комедианты»,

«Комедианты на привале» – особенно, пожалуй, явственно проявляется

настроение какой-то неуверенности, тревожного ожидания.

Возможность счастья и гармонии Пикассо допускает только в ситуации

семьи. В серии работ, которые только можно объединить под общим названием

«Семья арлекина», он разрабатывает свой вариант святого семейства. Здесь

его персонажи, как бы ограждены от жестокой действительность теплом любви и

нежности к ребенку.

Есть и еще одна тема проходящая через ранние годы творчества Пикассо

и выражающая его веру в доброту человеческих отношений. В «розовый период»

она становится доминирующей. Это тема дружбы, дружбы двух существ, где

сильный, опытный поддерживает, оберегает слабого, беззащитного. Ими могут

быть пожилой, повидавший жизнь клоун и робкий мальчик, могучий атлет и

хрупкая девочка-акробатка, человек и животное, как, например «Мальчик с

лошадью» (см. приложение 4).

Значительное полотно «розового периода» – «Девочки на шаре» (см.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.