методике - это средство поддержания жизнедеятельности в обществе и 2)
обучение самостоятельно данной концепции, есть модель процесса общения.
В системе коммуникативной методики предусматривается целый комплекс
мер для поддержания мотивации в учении.
Принцип развития речемыслительной деятельности и самостоятельности
учащихся в овладении иностранным языком.
Он заключается в том, что все задания на всех ступенях обучения
представляет собой речемыслительные задачи разного уровня проблемности и
сложности.
Данная методика опирается на интеллектуальные потребности учащихся,
а это побуждает учащегося к мыслительной деятельности.
Речемыслительные задачи призваны развивать механизмы мышления:
механизм ориентации в ситуации, оценки сигналов обратной связи и принятия
решений, механизм определения цели, механизм выбора, механизм
комбинирования и конструирования.
Важно отметить, что чем больше самостоятельности проявляет учащийся,
тем более эффективным будет усвоение. Поэтому в данной методике уделяется
большое внимание развитию самостоятельности мышления, в частности, в
процессе обсуждения проблем.
И, наконец, самостоятельность, связанная с контролем. В
коммуникативном обучении используется такая стратегия, которая планирует
превращение контроля через взаимоконтроль в самоконтроль. Для этого
используется как скрытый контроль, так и осознанное владение учащимися
знания объектов и критериев контроля и их применения.
Принцип функциональности в обучении иностранному языку.
Данный принцип предполагает, что каждый ученик должен понять, что
может ему дать не только практическое владение языком, но и использование
полученных знаний в познавательном и развивающем аспектах.
Этот принцип заключается также в том, что происходит овладение
функциями видов речевой деятельности, как средств общения, то есть
осознаются и усваиваются те функции, которые выполняют в процессе
человеческого общения: чтение, письмо, говорение, аудирование.
Согласно принципу функциональности, объектом усвоения являются не
речевые средства сами по себе, а функции, выполняемые данным языком.
На функциональной основе создается модель речевых средств, которые
должны быть изучены в курсе иностранного языка: подбираются определенные
речевые средства разных уровней для выражения каждой из речевых функций. В
зависимости от цели для выражения каждой функции может быть предложено и
максимальное и минимальное количество средств выражения. Разумеется , сюда
же подключаются и неречевые средства выражения.
Принцип новизны в обучении иностранным языкам.
Коммуникативное обучение строится таким образом, что все его
содержание и организация пронизаны новизной.
Новизна предписывает использование текстов и упражнений, содержащих
что-то новое для учеников, отказ от многократного чтения того же текста и
упражнений с тем же заданием, вариативность текстов разного содержания, но
построенных на одном и том же материале. Таким образом, новизна
обеспечивает отказ от произвольного заучивания, развивает речепроизводство,
эвристичность и продуктивность речевых умений учащихся, вызывает интерес к
учебной деятельности.
В заключении важно отметить, что все рассмотренные принципы
взаимосвязаны, взаимообусловлены и дополняют друг друга. Поэтому следование
прелагаемой системе предполагает соблюдение всех вышеуказанных принципов и
их комплексное применение.
2.2 Теперь перейдем к методическим принципам, на которых базируется
другая современная методика обучения английскому языку. Итак, основными
методическими принципами, имеющими концептуальное значение для проектной
методики, являются:
Принцип сознательности, который предусматривает опору учащихся на
систему грамматических правил, работа над которыми строится в виде работы с
таблицами, что в свою очередь, является признаком следующего принципа.
Принцип доступности проявляется прежде всего в том, что при
построении курса обучения по проектной методике рассматриваются вопросы и
проблемы, значимые для обучаемого на данном этапе, исходя из его личного
опыта, то есть обеспечивается за счет соответствующей обработки учебного
материала.
Принцип активности в проектной методике основывается не только на
внешней активности (активная речевая деятельность), но и на активности
внутренней, что проявляется при работе над проектами, развивая творческий
потенциал обучаемых и основываясь на ранее изученном материале. В проектной
методике принцип активности играет одну из ведущих ролей.
Принцип коммуникативности, обеспечивающий контакт не только с
преподавателем, но и общение внутри групп, в ходе подготовки проектов, а
также с преподавателями других групп, если таковые имеются. Проектная
методика основывается на высокой коммуникативности, предполагает выражение
учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную
деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.
Принцип наглядности используется прежде всего при подаче материала в
виде уже подготовленных персонажами курса проектов, т.е. применяются как
слуховая, так и контекстная наглядность.
Принцип систематичности актуален для этой методики не только потому,
что весь материал делится на темы и подтемы, но и также и потому, что
методика основана на цикличной организации учебного процесса: каждый из
предусмотренных циклов рассчитан на определенное количество часов.
Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период
обучения, направленный на решение определенной задачи в достижении общей
цели овладения английским языком.
Принцип самостоятельности играет также очень важную роль в проектной
методике. Чтобы доказать это, нужно рассмотреть суть самого понятия
“проект”. Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая обучаемыми
работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально –
эмоциональный контекст другой деятельности (игры, путешествия и т.п.).
Новизна этого подхода в том, что обучаемым дается возможность самим
конструировать содержание общения, начиная с первого занятия. Каждый проект
соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение определенного
времени. Работа над проектом сочетается с созданием прочной языковой базы.
А так как работа над проектами ведется либо самостоятельно, либо в группе с
другими обучаемыми, то можно говорить о принципе самостоятельности, как об
одном из основополагающих.
Принципы проектной методики тесно взаимосвязаны и весьма важны.
Данная методика приучает обучаемых творчески мыслить, самостоятельно
планируя свои действия, возможно, варианты решения стоящих перед ним задач,
а принципы, на которых она базируется, делают обучение по ней возможным для
любого возрастного контингента.
2.3 Перейдем к следующей методике обучения английскому языку. Это
интенсивная методика. Какие же принципы лежат в ее основе?
Принцип коллективного взаимодействия, который является ведущим в
методе активизации, наиболее известном в интенсивной методике. Именно этот
принцип связывает цели обучения и воспитания, характеризует средства,
способы и условия учебного процесса. Для учебного процесса, в основу
которого положен этот принцип, характерно то, что учащиеся активно общается
с другими, расширяют свои знания, совершенствуют свои умения и навыки,
между ними складываются оптимальное взаимодействие и формируются
коллективные взаимоотношения, которые служат условием и средством повышения
эффективности учения, успех каждого из обучаемых зависит во многом от
остальных. Такая система отношений, складывающихся в учебном коллективе,
раскрывающих и актуализирующих в личности лучшие стороны, весьма
способствует обучению и совершенствованию личности. Это происходит
благодаря возникающему положительному психологическому климату и в
значительной мере влияет на конечный результат. Групповое обучение
способствует возникновению у личности дополнительных социально-
психологических стимулов к учению. Кроме того, активизация общения между
участниками учебного процесса способствует ускорению обмена информацией,
передаче и усвоению знаний, ускоренному формированию навыков и умений. Из
всего вышесказанного можно заключить, что основным средством овладения
предметом становится общение с партнерами по группе.
Принцип личностно-ориентированного общения является не менее
значимым. Он основан на влиянии общения, его характера, стиля на реализацию
воспитательных и образовательных целей. В общении каждый является как
воздействующим, так и подвергающимся воздействию. Особенно значимое место
занимает здесь познание людьми друг друга, что является необходимым
условием общения людей.
Общение представляет собой стержневую характеристику коллективной
деятельности и деятельности личности в коллективе. Оно неотделимо и от про-
цесса познания. Личностно-ролевое общение на английском языке в условиях
интенсивного обучения – это не фрагмент учебного процесса или методический
этап поурочного плана, а основа построения учебно-познавательного
процесса.
Принцип ролевой организации учебно-воспитательного процесса тесно
связан с двумя предыдущими. Роли и маски в группе в большой степени
способствуют управлению общением на уроке. Учебное общение в интенсивном
обучении предполагает наличие постоянно активных субъектов общения (все
учащиеся), которые не ограничиваются просто восприятием сообщения и
реакцией на него, а стремятся выразить свое отношение к нему, то есть “я -
маска” всегда проявляет личностную характеристику. Ролевая игра – это одно
из эффективных средств создания мотива к иноязычному общению учащихся.
Принцип концентрированности в организации учебного материала и
учебного процесса является не только качественной, но и количественной
характеристикой интенсивного метода. Концентрированность проявляется в
различных аспектах: концентрированность учебных часов, концентрированность
учебного материала. Все это вызывает высокую насыщенность и плотность
общения, разнообразие форм работы. Это побуждает преподавателей работать в
постоянном поиске новых форм подачи материала.
Принцип полифункциональности упражнений отражает специфику системы
упражнений в интенсивной методике обучения. Языковые навыки, которые
сформировались в неречевых условиях, непрочны. Поэтому наиболее продуктивно
работающим считают подход к обучению иностранному языку, который
предполагает одновременное и параллельное овладение языковым материалом и
речевой деятельностью. Полифункциональность упражнений позволяет
реализовать этот подход. В системе интенсивной методики тренировка
употребления каждой данной грамматической формы осуществляется серией
упражнений, где в меняющихся ситуациях реализуется одно и то же
коммуникативное намерение. При этом для учащихся любое упражнение
монофункционально, для преподавателя – всегда полифункционально. В этом
методе полифункциональность строго обязательна.
Все пять рассмотренных принципов интенсивного обучения иностранным
языкам обеспечивают четкую взаимосвязь учебного предмета и учебной
деятельности и тем самым способствуют эффективной реализации целей
обучения.
2.4 Еще одна из современных методик обучения английскому языку –
деятельностная методика. Первоначально она должна была использоваться для
обучения взрослого контингента обучаемых. Затем ее сочли возможным
использовать в старших классах общеобразовательной школы, исключая младшие
классы, так как первый методический принцип этой методики можно
сформулировать так:
Принцип необходимости логического мышления.
Деятельностная методика ориентирована на понятийное, логическое
мышление обучаемых, но допускает возможность использования в школе с того
возраста, становится очевидным сформировавшееся логическое мышление.
Применение деятельностной методики позволило бы систематизировать и
обобщить имеющийся у школьников языковый и речевой опыт.
Принцип активности
При деятельностной методике активность обучаемого очевидна.
Необходимость этого заложена в самом ее названии. Эта методика
предусматривает большую активность по предварительному овладению языковыми
средствами и последующим овладением общением на основе имеющихся знаний,
учений, навыков использования языковых средств в речи.
Принцип первичного овладения языковыми средствами
Этот принцип возник из того, что создатели деятельностной методики
считают неверным обучение языковым средствам в процессе работы с
содержанием сообщаемого. Они считают, что это делает практически
невозможным полноценное владение языковыми средствами.
Принцип использования речекоммуникативных единиц[3]
Создатели деятельностной методики выделили новую речекоммуникативную
языковую единицу, что обусловило необходимость переосмыслить проблему
языкового содержания обучения, прежде всего принципов отбора
грамматического знания.
Как видно из всего вышеперечисленного, деятельностная методика имеет
ряд специфических средств, присущих ей одной, что более подробно описано в
Главе 3. И если предыдущие методики могут использоваться с детьми на
начальной ступени обучения, то в этой методике такой возможности нет.
2.5 Хотелось бы также рассказать о такой форме обучения, как
дистанционное[4]. Какие же методические принципы имеют концептуальное
значение для методики дистанционного обучения?
Принцип коммуникативности, обеспечивающий контакт с преподавателем, а
также работу в малых группах (обучение в сотрудничестве). При этом
используются различные проблемные задания, разработка совместных проектов,
в том числе и международные с носителями языка.
Принцип сознательности, который предусматривает опору на определенную
систему правил, предваряющих формирование навыка и в совокупности своей
дающих обучаемым представление о системе языка.
Принцип опоры на родной язык обучаемых. Этот принцип должен находить
отражение в организации ознакомления обучаемых с новым языковым материалом,
при формировании ориентировочной основы действий.
Принцип наглядности, который предусматривает различные виды и формы
наглядности: языковую наглядность (отбор аутентичных текстов, речевых
образцов, демонстрирующих функциональные особенности изучаемого материала и
т.п.); зрительную наглядность, при использовании разнообразных
мультимедийных средств, организации видеоконференций; слуховая наглядность,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|