и радиопередачи для желающих изучать иностранный язык. Языковые же
факультеты и вузы ограничивались вечерними отделениями, поскольку обучить
практическому владению иностранным языком в условиях эпизодических встреч с
преподавателем – дело практически безнадежное.
Поэтому уже долгое время велись поиски путей более эффективного
обучения на расстоянии. Наряду с печатными средствами для этих целей широко
использовались возможности телевидения, видеозаписи, а в последние годы -CD-
ROM. Дело в том, что без систематической, обратной связи с
квалифицированным преподавателем подобные курсы , как правило, обречены на
неудачу, несмотря на разнообразные попытки придать им элементы
развлекательности и коммуникативности.
В последние годы университеты различных стран обратили внимание на
то, что существует возможность использования компьютерных
телекоммуникационных технологий для целей обучения на расстоянии, в том
числе и иностранным языкам. В отличии от других форм заочного обучения,
обучение на основе компьютерных телекоммуникаций дает возможности:
- оперативной передачи любой информации на расстоянии;
- хранение этой информации в памяти в течение нужного времени, ее
редактирование и т.д.
- интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей
мультимедийной информации и оперативной обратной связи с преподавателем и
другими участниками обучающего курса;
- доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и
распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру
через систему Internet.
- организации совместных телекоммуникационных проектов, а также
международных, электронных конференций, компьютерных аудио- и видео
конференций.
1.5.2 Насколько эффективным будет любой вид дистанционного обучения,
зависит от четырех факторов:
- эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, несмотря на то,
что они разделены расстоянием;
- используемых при этом педагогических технологий;
- эффективности разработанных методических материалов и способов их
доставки;
- эффективности обратной связи.
Иначе говоря, эффективность дистанционного обучения зависит от орга-
низации и методического качества используемых материалов, а также
мастерства педагогов, участвующих в этом процессе.
Кроме того, выделяется ряд характеристик, которые должны быть присущи
любому виду дистанционного обучения, чтобы его можно было рассматривать как
эффективное:
- дистанционное обучение предполагает более тщательное и детальное
планирование деятельности обучаемого, ее организацию; четкую постановку
задач и целей обучения; доставку необходимых учебных материалов;
- ключевое понятие образовательных программ дистанционного обучения –
интерактивность. Курсы дистанционного обучения должны обеспечивать
максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем,
обратную связь между обучаемым и учебным материалом, а так же давать
возможность группового обучения;
- весьма важно предусматривать высокоэффективную обратную связь, чтобы
обучаемые могли быть уверенными в правильности своих действий. Обратная
связь должна быть оперативной, пооперационной, так и отсроченной в виде
внешней оценки;
- важнейший элемент любого курса – мотивация; для этого нужно применять
разнообразные средства и приемы;
- структура курса дистанционного обучения должна быть модульной, чтобы
обучаемый имел возможность осознавать свое продвижение от модуля к модулю,
мог бы выбирать любой модуль по своему усмотрению или по усмотрению
руководящего педагога, в зависимости от уровня обученности. При этом
следует отметить, что модули большого объема заметно снижают мотивацию
обучения;
- особое значение при обучении иностранному языку имеет звуковое
сопровождение, которое может быть реализовано либо при помощи сетевых
технологий, либо с помощью CD-ROM.
В настоящее время современные информационные технологии дают
неограниченные возможности решения проблемы дистанционного обучения, так
как возможно хранение, обработка и доставка информации на любое
расстояние, любого объема и содержания.
В таких условиях, на первый план при организации системы
дистанционного обучения выходит методологическая и содержательная его
организация. При этом принимается во внимание не только отбор содержания
для усвоения, но и структурная организация учебного материала.
Теперь рассмотрим названные методики и сравним, какая же из них
является наиболее эффективной.
Глава 2. Методические принципы современных методик
обучения английскому языку.
В ходе развития методики обучения иностранным языкам, сменяли друг
друга кризисы дефицита и “перепроизводства” идей, необходимых для
формирования нового методологического направления. Например, переход к
коммуникативному обучению осуществлялся в условиях явной нехватки
плодотворных и действительно новых идей. Кризис вызвал к жизни активный
методологический и методический поиск, который способствовал развитию
современных методических концепций обучения иностранным языкам:
коммуникативная, деятельностная и концепция дистанционного обучения и т.д.
Для того чтобы понять, на чем основываются современные методики
обучения английскому языку, необходимо подробно рассмотреть методические
принципы, которые лежат в основе этих методик.
2.1 В структуру коммуникативного метода входят познавательный,
развивающий и обучающий аспекты, которые направлены на воспитание
учащегося. Учитывая это и содержание понятия “коммуникативности”, а также
многогранность системы обучения, можно сформулировать следующие
методические принципы коммуникативной методики:
Принцип овладения всеми аспектами иноязычной культуры[1] через
общение. Коммуникативный метод впервые выдвинул положение о том, что
общению следует обучать только через общение. В этом случае общение может
быть использовано в качестве канала воспитания, познания и развития.
Общение является социальным процессом, в котором происходит обмен
деятельностью, опытом, воплощенными в материальную и духовную культуру. В
общении осуществляется эмоциональное и рациональное взаимодействие людей и
влияние друг на друга. Именно общение является важнейшим условием
правильного воспитания.
Таким образом, общение выполняет функции обучения, познания и
развития и воспитания в коммуникативной методике обучения.
Процесс обучения иноязычному общению представляет собой модель
процесса реального процесса общения по основным параметрам:
мотивированность, целенаправленность, информативность процесса общения,
новизна, ситуативность, функциональность, характер взаимодействия
общающихся и система речевых средств. Благодаря этому, создаются условия
обучения, адекватные реальным, что обеспечивает успешное овладение умениями
и их использование в условиях реального общения.
Принцип взаимосвязанного обучения аспектам иноязычной культуры.
Комплексный характер иноязычной культуры проявляется в единстве и
взаимосвязи ее учебного, познавательного, воспитательного и развивающего
аспектов. Каждый из этих аспектов, в практическом смысле, равноценны. Но
подлинное овладение одним возможно лишь при условии должного овладения
другими.
В связи с этим, любой вид работы, любое упражнение в учебном
процессе, интегрирует в себе все четыре аспекта иноязычной культуры и
оценивается в зависимости от наличия в них данных аспектов.
Данный принцип касается не только межаспектных, но и внутриаспектных
взаимоотношений. Так, например, предполагается взаимосвязь и
взаимообусловленность всех четырех видов речевой деятельности (чтение,
говорение, аудирование и письмо) внутри учебного процесса.
Необходимость взаимосвязанного обучения обоснована закономерностью
обучения, согласно которой овладение происходит тем успешнее, чем больше
анализаторов участвует в нем. Взаимосвязанность присутствует не только в
процессе обучения, но и в отдельных упражнениях, специально разрабатываемых
в рамках данной методики.
Принцип моделирования содержания аспектов иноязычной культуры.
Объем страноведческих, лингвистических и лингвострановедческих знаний
реальной действительности не может быть полностью усвоен в рамках школьного
курса, поэтому необходимо строить модель содержания объекта познания, то
есть отобрать в зависимости от цели обучения и содержания курса тот объем
указанных знаний, который будет достаточен, чтобы представить культуру
страны и систему языка. При этом также необходимо учитывать познавательные
потребности отдельных обучаемых, связанные с их индивидуальными интересами
и т.п. Определенные рамки системы обучения и его конечные задачи требуют в
методических целях создания модели содержания развития, то есть
определенного минимума, который необходим для решения задач, стоящих перед
предметом.
Принцип управления учебным процессом на базе его квантования[2] и
программирования.
Любая система обучения предполагает квантование всех компонентов
процесса обучения (цели, средств, материала и т.д.). Без квантования цели
будут некорректными, материал неудобоваримым, условия неоптимальными , а
средства неадекватными. Иначе говоря, невозможной окажется системность
обучения, а следовательно, его управляемость и эффективность.
Принцип системности в организации обучения иностранным языкам.
Данный принцип означает, что коммуникативная система обучения
строится реверсивным путем: сначала намечается конечный продукт (цель), а
затем определяются задания, которые могут привести к данному результату.
Это имеет место в пределах всего курса, каждого года, цикла уроков и одного
урока и касается всех аспектов. Такой подход обеспечивает обучению
системность со всеми присущими ей качествами: целостностью, иерархичностью,
целенаправленностью.
Системность обучения строится с учетом закономерностей овладения
учащимися каждым из ее аспектов. Все обучение в организационном плане
построено на основе правил цикличности и концентричности. Цикличность
проявляется в том, что определенное количество материала усваивается в
пределах цикла уроков, каждый из которых включает определенное количество
уроков. Любой цикл строится на основе стадиальности развития того или иного
навыка и умения в каждом виде речевой деятельности.
Цикличность подкрепляется концентрическим подходом, который касается
как речевого материала, так и обсуждаемых проблем.
Системность проявляется в том, что предлагаемая система включает не
только учителя иностранного языка и учащегося, но и его родителей,
учителей других предметов. Межпредметные связи используются , как средство
дополнительной мотивации тех учащихся, которые не интересуются иностранным
языком.
Системность организации процесса обучения предполагает также
стадиальность овладения языком, то есть включает в себя различные уровни
учебного процесса:
1) уровень ступеней обучения (начальная, младшая, средняя, старшая);
2) уровень периодов обучения, которые определяются внутри ступеней;
3) уровень этапов (этап формирования лексических, грамматических навыков,
этап совершенствования навыков, этап развития умения);
4) уровень стадий обучения, которые определяются внутри этапов и подэтапов
(стадии имитации, подстановки, трансформации, репродукции, комбинирования).
Каждый из уровней обладает своей спецификой, которая определяется
психолого-педагогическими особенностями учащихся.
Принцип обучения иностранным языкам на основе ситуации как системы
взаимоотношений.
Коммуникативное обучение осуществляется на основе ситуаций,
понимаемых (в отличие от других методических школ) как системы
взаимоотношений. Ситуация существует, как динамическая система социально-
статусных, ролевых, деятельностных и нравственных взаимоотношений субъектов
общения. Она является универсальной формой функционирования процесса
обучения и служит способом организации речевых средств, способом их
представления, способом мотивации речевой деятельности, главным условием
формирования навыков и развития речевых умений, предпосылкой обучения
стратегии и тактик общения. Коммуникативная методика предполагает
использование всех этих функций ситуации.
Учебная ситуация, как единица обучения, моделирует ситуацию, как
единицу общения.
Таким образом, ситуация выступает не только в роли так называемой
речевой ситуации, но и в более широком статусе - ситуации учебной
деятельности.
Принцип индивидуализации в овладении иностранным языком.
В коммуникативной методике учащийся воспринимается как
индивидуальность.
Каждый учащийся, как индивид, обладает определенными способностями,
как общего, так и частичного характера. Коммуникативное обучение направлено
на выявление их исходного уровня и дальнейшего их развития. С этой целью
используются специальные средства для выявления способностей - специальные
тесты, для развития - упражнения и опоры.
Учет и развитие способностей составляет индивидную индивидуализацию.
Развитие человека зависит от множества факторов, ведущих из которых
при обучении общению следует считать совместную деятельность учащихся.
При организации совместной деятельности учащегося планируется
развитие качеств личности, необходимых для плодотворного сотрудничества.
Совместная деятельность организуется так, чтобы учащиеся сознавали,
что от каждого из них зависит успешность общего дела. Сочетание общения с
другими видами деятельности позволяет приблизить обучение к реальному
общению, которое осуществляется не только ради общения, но и обслуживает
другие виды деятельности, протекающие одновременно с ним.
Для более продуктивного овладения учащимися всеми аспектами
иностранного языка предусмотрена система средств (памяток и специальных
упражнений) для формирования у учащихся необходимых навыков и умений, для
формирования умения учиться, что составляет субъективную индивидуализацию.
Третьим ведущим компонентом принципа индивидуализации является так
называемая личностная индивидуализация. Она предполагает учет и
использование параметров, присущих личности: личный опыт, контекст
деятельности, интересы и склонности, эмоции и чувства, мировоззрение,
статус в коллективе. Все это позволяет вызвать у учащихся истинную
коммуникативную и ситуативную мотивацию.
Чтобы доказать это, достаточно учесть два факта: 1) общение, в данной
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|