Меню
Поиск



рефераты скачатьФункционирование пословиц и поговорок в немецком языке, отражающих межличностные отношения

собой, работой, партнером по коммуникации. Когнитивный компонент личности

взаимодействующего человека включает все психические процессе, связанные с

познанием окружения и самого себя. Это – ощущение, представление, память,

воображение, мышление. Кроме этого данный компонент характеризуется всеми

особенностями взаимопонимания партнеров, в том числе адекватностью и

идентификацией.

Межличностные отношения возникают и развиваются в процессе общения.

Общение и отношение неразрывно связаны друг с другом [Мясищев, 1974].

Только при общении, как высшей форме взаимодействия, возможен взаимный

обмен знаниями, умениями, интересами, ценностными ориентациями. Этот обмен

оказывается особенно плодотворным, если между людьми устанавливаются

межличностные отношения с учетом таких компонентов, как: восприятие и

понимание людьми друг друга, межличностная привлекательность, взаимовлияние

и поведение [Ольшанский, 1975]. Интересной моделью для изучения

межличностного общения является производственные коллективы и социально –

психологический климат в них, а также семья. Готовность субъектов к

взаимодействию есть межличностное отношение определенного типа:

приятельское, товарищеское, дружеское, супружеское. Мотивационная структура

типов межличностных отношений может быть различной. Так, при возникновении

приятельских отношений мотивом включения в контакт является потребность в

общении при возможности осуществить его с привлекательным человеком.

Возникновение и последующее развитие товарищеских межличностных отношений

определяются мотивами сотрудничества.

Товарищеские межличностные отношения формируются уже в группе

(учебной, производственной, спортивной и т.д.) типа ассоциации и

кооперации. Мотивационная структура этого типа отношений определяется

личностно значимым для каждого участника взаимодействия содержанием

совместной деятельности. Дружеские и супружеские межличностные отношения

возникают как и приятельские, но в последующем их развитии характеризуются

переходом от привлекательности к взаимной привязанности.

Не секрет, что важнейшим средством любого типа общения является

язык. Уже поэтому наиболее важным является речевое общение (коммуникация).

Целью коммуникативного акта является управление поведением партнера по

общению, поэтому информация, получаемая собеседником, должна воздействовать

на него рационально и эмоционально. Для достижения такого эффекта теория

речевой коммуникации должна ориентироваться не только на психологию

личности, но и на социальную психологию.

Как известно, каждый индивид в обществе – носитель определенных

социальных ролей. Он обладает конкретным социальным статусом и является

членом множества социальных полей, поэтому язык и неязыковое поведение

индивида детерминировано его социальной ролью и статусом. Последний

включает не только принадлежность к определенной социальной группе,

различия в служебном положении, но и пол, возраст партнёров. Развитие труда

влечет за собой развитие отношений в трудовом коллективе, в социальной

группе, где общение представляет собой взаимодействие людей как членов

общества, т.е. речь не только во время труда, сколько для труда. Например,

специфика речи моряков, солдат, охотников и других социальных групп, в

которых общение оказывается носителем важных социально – психологических

функций.

В межгрупповых отношениях речь используется как орудие идентификации

группы или индивида и как орудие социального обособления и

противопоставления. Как способ идентификации могут выступать языковые

приметы, для обозначения которых целесообразно терминологически

использовать общеизвестное слово или фразу «пароль», употребляя которую

член группы заявляет о своей принадлежности к данной группе.

Наконец, язык (речь) выступает как орудие коммуникации между

группами. Межгрупповое общение есть, прежде всего, общение, ориентированное

на принятие решений коллективом. Характерно, что в языке, как правило,

вырабатываются специфические «подъязыки» [Леонтьев, 1974],

специализированные для подобного межгруппового общения, например, так

называемый «канцелярско-деловой стиль», «газетно-публицистический стиль» и

т.д.

Уместно упомянуть об обратном влиянии социально-психологических

функций общения на структуру языка, словарный состав. Это влияние выступает

наиболее ярко в случае межгруппового общения. Особую проблему может

представить изучение отражения в языке и речи таких моментов, как разного

рода стратификация общества (классовая, профессиональная); различные

социальные институты, для обслуживания которых нередко возникают

специализированные языковые подсистемы типа « языка науки», «языка права».

Подводя итог, хотелось бы подчеркнуть, что выбор средств,

обеспечивающих речевые отношения между коммуникантами зависит не только от

социально статуса партнёров; он обусловлен и тем, является ли беседа

деловой, официальной или дружеской, где собеседники могут позволить себе

быть более раскованными и вести беседу в непринужденном, ироническом или

шутливом тоне.

2.2. Специфика коммуникативной стороны общения

Процесс коммуникации понимается как процесс обмена информацией, т.е.

во время совместной деятельности люди обмениваются между собой различными

идеями, интересами, чувствами.

При описании коммуникативной стороны общения необходимо выявить

специфику в самом процессе обмена информации, где он имеет место в случае

коммуникации между двумя людьми:

1. Общение нельзя рассматривать лишь как отправление

информации какой-то передающей системой или как прием ее

другой системой, так как в отличие от простого «движения

информации» между двумя устройствами имеется в виду

отношения двух индивидов, каждый из которых является

активным субъектом: взаимное информирование их предполагает

налаживание в совместной деятельности. Суть

коммуникативного процесса не просто взаимное

информирование, но и совместное постижение предмета.

2. Обмен информацией сводится к тому, что посредством системы

знаков партнеры могут повлиять друг на друга,

следовательно, обмен информацией предполагает воздействие

на поведение партнера, т.е. знак изменяет состояние

участников коммуникативного процесса. Коммуникативное

влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как

психологическое воздействие одного коммуниканта на другого

с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации

измеряется тем, на сколько удалось это воздействие. При

обмене информацией происходит изменение самого типа

отношений, который сложился между участниками коммуникации.

3. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией

возможно лишь тогда, когда «все говорят на одном языке»,

так как всякий обмен информацией возможен при условии, что

знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны

всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие

единой системы значений обеспечивает возможность партнеров

понимать друг друга. Мысль никогда не равна прямому

значению слов. Поэтому у общающихся должно быть идентичное

понимание ситуации общения.

4. В условиях человеческой коммуникации могут возникать

совершенно специфические коммуникативные барьеры. Это

может произойти из-за отсутствия понимания ситуации

общения, вызванное не просто различным языком, на котором

говорят участники коммуникативного процесса, но различиями

более глубокого плана, существующими между партнерами. Это

могут быть социальные, политические, религиозные,

профессиональные различия, которые порождают различное

мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Такие барьеры

возникают из-за принадлежности партнеров к разным группам.

Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою

характеристику, что она есть лишь сторона общения

[Леонтьев, 1961].

Коммуникативный подход к изучению языка обусловил перемещение

интереса к речевой коммуникации и условиям, обеспечивающим успех их

протекания.

Для того, чтобы акт коммуникации стал возможным, коммуниканты должны

располагать некоторой общей основой, как минимум – одним языком. Владение

языком обеспечивает возможность коммуникации, т.е. возможность говорящего

произвести цепь грамматически правильных фраз и тем самым участвовать в

коммуникативном процессе. В этом случае можно говорить о языковой

компетенции коммуниканта.

Для реализации коммуникативного акта в процессе реального общения

необходимо, чтобы понимание смысла высказывания коммуникантом было

адекватным тому смыслу, который был заложен в момент порождения

высказывания.

Особым видом коммуникации является межкультурная коммуникация или

общение между носителями разных языков и разных культур. Сопоставление

языков и культур выявляет не только общее, универсальное, но и

специфическое, самобытное, обусловленное различиями в истории развития

народов. Поэтому проблемам межкультурной коммуникации уделяется должное

внимание в работах лингвистов нашей и зарубежных стран.

Национально – специфические элементы культуры играют важную роль в

процессе интеркоммуникации: в общении с иностранцами, в обучении

иностранному языку, в переводе, в восприятии различного рода текстов. И

сам акт межъязыковой и межкультурной коммуникации состоится, если будет

иметь место адекватное взаимопонимание двух участников коммуникативного

акта, принадлежащим к разным национальным культурам [Райхштейн А.Д., 1968].

2.3. Исследование пословиц и поговорок

в лингвострановедческом аспекте

Непременным условием общения является не только владение общим

языком, но и наличие определенных для него знаний. Для общения необходимо,

чтобы коммуниканты имели определенную общность социальной истории, которая

находит свое отражение, прежде всего в знаниях об окружающем мире. Эти

знания получили название фоновых.

Е.М. Верещагин и В.Г. Костомаров выделяют три вида фоновых знаний:

общечеловеческие, региональные, страноведческие. Последний вид – это те

сведения, которыми располагают все члены определенной этнической и языковой

общности и которые связаны со знанием национальной культуры. Эти фоновые

знания являются основным объектом лингвострановедения, так как связаны с

национальной культурой [Верещагин, Костомаров, 1979].

В основе лингвострановедения лежит изучение кумулятивной

(накопительной) функции языка, в которой язык выступает как хранилище и

средство передачи внеязыкового коллективного опыта, а наиболее ярко они

проявляются в области фразеологии. Так как на фразеологическом материале

прослеживаются особенности природно-географических условий страны, ее

истории, экономики политики, культуры, быта, обычаев народа – носителя

языка, т.е. прослеживается тесная связь фразеологии с различными сферами

человеческой деятельности.

Постановка проблемы исследования фразеологии языка в

лингвострановедческом аспекте стала возможной в связи со становлением

теории лингвострановедения, введением понятия культурный компонент

значения, который представлен в работах Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова,

Г.Д. Томахина, А.Д. Райхштейна и других исследователей.

При лингвострановедческом подходе к исследованию фразеологизмов, в

том числе пословиц и поговорок, главную роль играет содержание иноязычных

единиц, обусловленное экстралингвистическими факторами.

Лингвострановедческий анализ фразеологизмов немыслим без увязки с внешними

факторами: с историей страны, ее культурой, бытом и т.д. фразеология

конденсирует весь сложный комплекс культуры и психологии данного народа,

неповторимый способ его образного мышления.

Страноведческие знания имеют не только общеобразовательное значение,

знания о стране, ее истории, культуре, экономике, образе жизни населения

страны имеют выход в коммуникацию. Прежде всего они обеспечивают рецепцию,

то есть адекватное (а не дословное) понимание образной речи (в том числе и

письменной).

Для человека, изучающего иностранный язык и владеющего определенным

запасом слов и правилами грамматики, фразеологизмы иностранного языка

всегда представляют значительные трудности, особенно в том случае, если в

родном языке коммуниканта нет аналогичных по смыслу фразеологизмов.

Незнание того или иного страноведческого элемента, который лег в

основу образа пословицы или поговорки, может привести к неправильному

пониманию содержания высказывания в целом. Коммуникативная значимость

страноведчески ориентированных фразеологизмов становится особенно очевидным

при работе с художественной литературой, при переводе и при устном общении.

Для правильного использования, употребления каждой устойчивой фразы

в речи необходимо знать о ней следующее:

. форму, в которой она употребляется, а также ее лексические,

структурные и другие варианты;

. ее основное содержание и различные дополнительные значения, в

том числе стилистическую окраску;

. возможности ее изменения, т.е. меру ее формальной и смысловой

стабильности;

. ситуацию или контекст, в которых уместно применение данной

фразы [Влахов С.,1963].

При переводе пословицы или поговорки с немецкого на русский язык

или наоборот пословицы могут заменять друг друга. Данные пословицы являются

смысловыми (семантическими) эквивалентами, например:

Kleine kinder treten der Mutter auf die Schьrze, groЯe aufs Herz -

Маленькие детки – маленькие бедки, а большие детки – большие бедки.

Однако эти пословицы не являются полными эквиваленгтами, поскольку

образная основа их значения не совпадает.

Под полными эквивалентами понимают только такие пословицы и

поговорки, которые в разных языках имеют одинаковое значение и одинаковую

образную основу этого значения. Такие пословицы и поговорки могут

существовать в разных языках, например:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.