беспредложной конструкции, вариация предлогов предложной конструкции,
вариация управления падежами, перестановка компонентов в некоторых видах
фразеологических единств:
(ihm brennen dei Nдgel – ihr brennt etw auf den Nдgeln; ein Haar – Haare
in der Suppe finden; die Achseln zucken – mit der Achsel zucken; mit Gift
und Galle, mit Galle und Gift).
Значительная степень развития полисемии характерна лишь для одной группы
фразеологизмов, а именно для фразеологических единств, значение которых
сообщает им потенциальную способность ситуативного переосмысления.
Образование полисемантических фразеологических единиц происходит в
результате вторичного семантического (метафорического) сдвига, а также в
результате параллельных (первичных) семантических сдвигов.
Образование полисемантических фразеологизмов через параллельные
метафорические сдвиги – продуктивный процесс развития фразеологической
полисемии.
При фразеологической многозадачности особенно четко выявляется общая
языковая закономерность взаимообусловленности семантики и форм,
синтаксической связи. Значительное число многозадачных фразеологизмов
реализует свои значения при помощи лексических и грамматических
уточнителей.
Основным для различения полисемантичных и омонимичных
фразеологических единиц является семантический критерий.
Глава 4. Деривация от фразеологических единиц
При рассмотрении словообразовательной продуктивности фразеологии
необходимо с самого начала подчеркнуть, что она присуща не всем видам
фразеологических единиц. Потенциальная способность к словообразованию
определяется в данном случае структурными особенностями фразеологизмов. Сам
тип фразеологических дериват, которыми в основном являются различные виды
сложнопроизводных и частично сложных слов, предопределяет возможность или
невозможность словообразования на основе фразеологических единиц. В силу
этого, деривация возможна лишь у фразеологизмов, которые образованны по
моделям переменных словосочетаний и соотносимых с частью предложения. Так,
фразеологическая единица Haare spalten «быть мелочным, копаться в мелочах»
является основой сложнопроизводного существительного, der Haarspalter
«буквоед, педант».
Помимо морфологического способа словообразования, при фразеологической
деривации может использоваться также лексико-семантический способ. Этот
способ, присущ только фразеологическим единицам, соотносимым структурно со
словосочетанием. Таким образом, в процессе деривации не могут участвовать и
не участвуют фразеологические единицы, соотносимые с предложением, т.е.
пословицы, междометные модальные выражения и др.
Сама структура фразеологизма как раздельнооформленной единицы,
предопределяет и ведущие способы словообразования, делающие возможной
фразеологическую деривацию. Или является морфологический способ (сращение и
словосочетание) и лексико-семантический способ (образование омонимов).
Раздел 1. Морфологический способ словообразования
Поскольку сращение и словосложение включают сложение словоформ
компонентов фразеологической единицы, то с особенной легкостью образование
сложнопроизводных слов имеет место там, где фразеологизм возник на основе
семантического преобразования переменного словосочетания структурного типа
«переходный глагол + существительное в винительном падеже». Например:
существительное der Herzensbrecher «сердцеед», Herzen brecher «разбивать
сердца».
Легко образуются сложнопроизводные слова и от фразеологических единиц,
возникших в результате семантического преобразования переменных
словосочетаний других структурных типов, например:
der Ohrenblдser «доносчик», производящий фразеологизм – j-m. etw. ins
Ohr blasen (hauen или setzen) «надуть, напеть в уши, нашептывать кому-
либо, что-либо».
При деривации фразеологических единиц, в состав которых входят боле
двух слов-компонентов имеет место избирательность компонентного состава,
участвующего в словосложении как первом процессе образования сложно
производных слов. Анализ дериват такого типа показывает, что здесь
наблюдается тенденция образования сращений из двух компонентов. Так,
например, на базе фразеологической единицы der Korf hдngen lassen
«повесить, понурить голову, пасть духом» возникло существительное der
Korfhдnger «нытик», где в словосложении участвуют основы двух компонентов
Korf hдngen и не включена основа третьего компонента фразеологизма lassen.
Аналогичную картину показывает сложнопроизводное существительное der
Krummbuckler «низкопоклонник» образованное на базе фразеологизма vor imdm
einen krummen buckle (или R?cken) machen «низкопоклонствовать перед кем-
либо».
В морфологическом отношении дериваты от номинативно-экспрессивных
фразеологических единиц могут быть существительными, прилагательными и
глаголами.
§1. Существительные
Основную массу фразеологических дериват-существительных составляют
сложнопроизводные имена деятеля (лица).
Эта семантическая группа, наиболее многочисленная и яркая в экспрессивном
отношении, представлена в основном сложнопроизводными и лишь частично
сложными существительными.
Производящими фразеологизмами этой деривации являются в основном
фразеологические единства. Образная мотивированность значения присущая
данному разряду фразеологии, способствует тому, что единицы, возникающие на
их основе, также представляют собой слова с ярко выраженной мотивацией.
Закономерной является также и автоматическая передача стилистической
окраски фразеологизма сложнопроизводному слову. Так, фразеологизм
фамильярной обиходно-разговорной речи das Maul aufrei?en «орать,
хвастаться» образует существительное той же тональности Maulaufrei?er
«болтун».
Там, где фразеологизм относится к грубо-фамильярной разговорной речи,
соответственную окраску приобретает и лексическая единица, например:
Gurgelschmierer – пьяница (Gurgel schmieren – пропустить стакан).
При фразеологическом словообразовании, как и при всяком другом процессе
словообразования, наблюдается действие закона аналогии. Примером
лексических единиц, возникших по аналогии, является существительное
Kopfabschneider «головорез». В фамильярно-разговорной речи современного
немецкого языка для выражения понятия «свернуть шею кому-либо» имеются три
фразеологизма, три структурных синонима, где стержневыми варьируемыми
компонентами являются существительные одной тематической группы: Hals,
Kehle, Gurgel. Это фразеологические единицы – jmdm den Hals – die Kehle,
die Gurgel abschneiden. От всех этих фразеологизмов имеются
сложнопроизводные существительные с той же самой фамильярно-разговорной
стилистической окраской: Halsabschneider, так как в немецком языке
фразеологическое единство jmdm den Kopf abschneiden, не зарегистрировано ни
в одном из указанных словарей.
Именно подобные имена, где в качестве производящей основы выступают
образно-мотивированные фразеологические единицы разговорной речи,
выражающие отрицательное отношение говорящего к различным свойствам и
качествам того или иного человека, являются особенно многочисленными при
расширении синонимических рядов оценочной лексикой.
Второй по многочисленности группой фразеологических дериват являются имена
действия или состояния. Их образование происходит по нескольким моделям
сращений. Первая из них непосредственно связанна с моделью имен лиц
«словосложение словоформ – компонентов фразеологизма суффикс –(er) ei».
Язык широко использует эту возможность расширения лексического
состава. Как показал материал, фразеологизмы, способные к образованию имен
лиц, как правило, и имена действия. Это видно на большом количестве
примеров:
Haare spalten, klauben «быть мелочным», «копаться в мелочах», der
Haarspalter «буквоед», «педант», Haarspalterei «педантизм».
Весьма распространенной моделью образования сложно производных
существительных от фразеологических единиц является данная модель
«фразеологизм + субстанция». Основной группой фразеологии, допускающей
деривацию, как и в первом случае, является образно-мотивированные
фразеологические единства. В структурном отношении эти единицы представляют
собой глагольные словосочетания типа die Nase r?mpfen; jmdn. mundtot
machen.
Производными от единиц этого типа: das Naser?mpfen «привередливость»; das
Mundtotmachen «запрещение говорить, приказ молчать».
Третьей продуктивной моделью сложнопроизводных существительных имен
действия и состояния на основе фразеологии является «словосложение основы
субстантивного компонента + безаффиксная деривация от глагольной основы».
Например: Bauchrutsch «подхалимничанье», «пресмыкание перед кем-либо» (auf
dem Bauch r?tschen «подхалимничать перед кем либо»).
Моделями сложнопроизводных имен действия и состояния, представленными
очень ограниченным количеством производных, являются «словосложение основ
компонентов фразеологизма + суффикс ung» и «словосложение + суффикс – е».
По первой модели образованы, например, следующие существительные: jmdm. die
hand reichen «оказать помощь».
Примером для второй модели может послужить существительное die kopfwasche,
точное сответствие аналогичному образованию в русском языке «головомойка»
(jmdm den Kopf waschen «задать, устроить головомойку).
Данные типы сложнопроизводных слов как фразеологические дериваты, хотя и
возможны но не типичны.
§2. Прилагательные
Прилагательные как дериваты экспрессивной фразеологии не столь
многочисленны как дериваты-существительные.
Значительными в количественном отношении являются дериваты, которые
представляют собой сложные прилагательные со вторым компонентом-причастием.
Их связь с соответствующими словосочетаниями, состоит в том, что второй
компонент не является адъективированным причастием и в составе сложного
слова сохраняет свои глагольные свойства.
В силу этого, сложные прилагательные, образованные по данной модели
от образно-мотивированных фразеологизмов, сохраняют эту мотивацию также и в
соответствующих прилагательных, с чем связанна их экспрессивная функция в
языке. Например:
herzzerrei?end «душераздирающий» (etw. zerrei?t einem das Herz);
halsbrechend «очень опасный» (sich den Hals brechen) или его паралельная
форма halsbrecherisch.
Интересны так же случаи адъективации существительных, возникших на
основе экспрессивных фразеологических единиц, например:groвmaulig
«болтливый хвастливый», einen gro?en Maul haben; hartk?pfig «тупой на
соображение; упрямый» ( einen hanten Kopf haben «иметь тупую голову»).
Как видно из приведенных выше прилагательных, образовавшихся в результате
фразеологических деривации, всем им присуща высокая степень экспрессии, как
следствие того, что в словосложении участвуют основа или словоформы
компонентов фразеологических единиц, содержащих образную мотивированность.
§3. Глаголы
Глаголы как дериваты фразеологических единиц – самая малочисленная
группа. Семантика этих дериват очень точно согласуется со значением
соответственных фразеологизмов. Это объясняется механизмом словообразования
данных единиц, поскольку большинство из них возникает через вербализацию
основ существительных, которые являются стержневыми компонентами
фразеологизмов, как бы вобравших в себя семантику всей фразеологической
единицы. Так, например глагол asten «носить тяжесть на плечах, на горбу»
возник на основе etw. auf den Ast nehmen = etw. auf die Schulter nehmen.
Глагол L?ffel «дать оплеуху» образован на основе фразеологической
единицы jmdm. ein paar um (hinter) die L?ffel hauen «дать пощечину, оплеуху
кому-либо». Вербализация произошла здесь опять таки на основе
фразеологического значения существительного Loffel, поскольку
заимствованное из лексики охотников Loffel «ухо зайца» имеет в обиходно-
разговорной речи значение «ухо» и является синонимом литературного слова
Ohr.
Среди глаголов, являющихся дериватами экспрессивных фразеологизмов,
здесь имеются единицы и другого структурного типа, образующиеся способом
словосложения компонентов фразеологизмов. Например: nasef?hren «водить за
нос» (jmdn. an der Nase herumf?hren «водить за нос, дурачить кого-либо»).
Характерным для всех приведенных вше глаголов, возникших путем
вербализации основ существительных, является высокая степень экспрессии.
Раздел 2. Лексико-семантический способ словообразования
Под лексико-семантическим способом расширения словарного состава языка
понимается такой способ словообразования, когда на основе фразеологии
возникают новые лексические единицы, которые по отнгошению к иходным словам-
компонентам фразеологизма являются омонимами. Данный тип словообразования
имеет место в том случае, если один из компонентов фразеологической единицы
приобретает значение всей единицы. В результате данного процесса новое
фразеологическое значение слова, обычно это стержневой компонент, полностью
расходится с тем значением лексической единицы. Которое свойственно ей в
переменных словосочетаниях образуя тем самым омоним последнего.
Проследить это явление на примере омонимов-прилагательных. Одним из
возможных случаев фразеологической деривации является прилагательное haarig
с номинативным значением «волосатый» обозначает «злой», «скверный»,
«опасный». По мнению Г.Кюппера, это образование возможно либо как
«сокращение» слова haarstrдubend, либо оно образованно на основе
фразеологизма Haare auf den Zдhnen haben «быть зубастым» по модели «основа
субстантивного компонента + суффикс – ig».
Примером морфолого-синтаксического словообразования может служить
также прилагательное обиходно-разговорной речи hell «умный», которое по
мнению Г.Кюппера, образовалось на основе общеупотребительной
фразеологической единицы heller Kopf «умная, светлая голова».
Выводы
Из всех функций фразеологии словообразовательная функция является
вторичной и подчиненной. Нагляднее всего это положение видно на численном
соотношении дериват фразеологии и самих фразеологических единиц
современного немецкого языка.
Анализ фразеологической деривации показал, что как устойчивые
словосочетания нефразеологического типа, так и фразеология являются
реальным источником расширения словарного состава немецкого языка новыми
лексическими синонимами самых различных функциональных и структурных типов.
Способностью к деривации обладают фразеологизмы различных структурных
типов, кроме единиц, соотносимых структурно с предложениями.
Деривация фразеологических единиц происходит при помощи двух способов
словообразования: (сращение и словосложение) и лексико-семантического
(образование омонимов). Ведущим способом является морфологический с
численным преобладанием сращения. Наиболее продуктивен лексико-
семантический способ.
Словообразование путем сращения и словосложения способствует передачи
или сообщению дериватом образной мотивированности производящих
фразеологических единиц: der Halsabschneider – jmdm. der Hals abschneiden.
данное обстоятельство объясняет лингвистическую сущность фразеологической
деривации – создание экспрессивной лексики на основе образно-мотивированных
фразеологических единиц языка.
Все морфологические разряды фразеологических дериват –
существительные, прилагательные, отглагольные прилагательные и глаголы –
сохраняют образную мотивированность производящих фразеологизмов. Последние
же обуславливают и семантику сложнопроизводных и сложных слов.
Фразеологическая деривация в целом представляет интерес не только
потому, что фразеология является одним из источников обогащения словарного
состава лексическими единицами. Исследование фразеологической деривации
дало возможность проследить тесное взаимодействие лексической и
фразеологической подсистемы языка. Взаимодействие лингвистических и
экстралингвистических факторов при расширении словарного состава языка,
гибкость словообразовательной системы современного немецкого языка, дающую
возможность словообразования за счет раздельнооформленных единиц языка,
каковыми являются фразеологические единицы.
Заключение
Общим для большинства исследований в области фразеологии вообще
являются поиск и доказательство показателей и критериев для установления
фразеологичности устойчивых словесных комплексов, обладающих отдельностью
значения.
Для идентификации фразеологических единиц с компонентом «часть тела»
мы применили тот же комплекс критериев, что и для всего разряда
фразеологии:
- грамматическая структура,
- способ образование,
- значение как результат взаимодействия структуры и памяти или
отсутствия семантических сдвигов в компонентном составе.
Таким образом, фразеологические единицы с компонентом «часть тела»
как определенная группа фразеологии в целом, представляет собой раздельно
оформленные соединения слов различных структурных типов и единичной
сочетаемостью компонентов, один из которых обозначает определенную часть
тела.
Так как явление синонимии присуще и фразеологическим единицам с
компонентом «часть тела», то в нашей работе мы затронули следующий круг
вопросов относительно этой проблемы:
определение сущности омонимии присуще и фразеологическим единицам с
компонентом «часть тела», её специфика и определение видов синонимов в
зависимости от их структурных, семантических особенностей.
Большой теоретический и практический интерес представляет
рассмотрение полисемии фразеологических единиц с компонентом «часть тела»,
т.к. исследование полисемии поможет установить квалитативную и
квантитативную специфику данного явления в данной группе фразеологизмов.
Количество фразеологических единиц с компонентом «часть тела»
значительно, чем объясняется немаловажная роль этих единиц в изменении
всего фразеологического фонда в его постоянном развитии.
Очевидно в работе и значение фразеологических единиц с компонентом
«часть тела» при обогащении лексического состава. Хотя дериваты от
исследуемой группы фразеологических единиц немногочисленны, они, тем не
менее, позволяют проследить конкретные формы взаимодействия между
лексическими и фразеологическими единицами языка, между синонимами лексики
и фразеологии.
Таким образом, в работе мы затронули лишь одну отдельную группу
фразеологии, выделенную на основе компонентного состава – одним из
компонентов фразеологической единице является название части тела. Но даже
являясь лишь разновидностью фразеологии в целом, данная группа представляет
свойства всего разряда, что и является объектом исследования этой работы.
Библиография
1. Амосова Н.Н. Основы английской фразеологии. – Л.: ЛГУ, 1978 – 208с.
2. Амосова Н.Н. Современное состояние и перспективы фразеологии //ИЯШ. –
1981. - №3. – с.21-24.
3. Архангельский В.П. О понятии устойчивости фразы и типах фраз.
Автореферативная диссертация – М.-Л., 1979. – 42-61.
4. Бабкин А.М. Русская фразеология как объект исследования. Кандидатская
диссертация – Череповец, 1980ю – с. 3-26.
5. Бинович Л.Э. О многозначности идиом // ИЯШ. – 1979. – с.13-17.
6. Виноградов В.В. Об основных типах фразеологических единиц в русском
языке. – М.-Л.: АН СССР, 1983. – 126с.
7. Виноградов В.В. Основные типы лексического значения слова. //ИЯШ. –
1981. - №5. – с. 21-24.
8. Городникова М.Д. К вопросу об устойчивых словосочетаниях в современном
немецком языке. Кандидатская диссертация – М.,1978.
9. Жирщунский В.М. История немецкого языка. – М.: Высшая школа, 1985. –
313с.
10. Зиднер Л.Р., Строева Т.В. Современный немецкий язык. – М.: Высшая
школа, 1977. – 407с.
11. Левковская К.А.. Лексикология немецкого языка. – М.: Высшая школа,
1979. – 367с.
12. Москальская О.И. История немецкого языка. – Л.:1980. – 412с.
13. Розеи Е.В. О некоторых клише немецкой устной речи // ИЯШ. – 1973. – с.
13-15.
14. Смирницкий А.И. К вопросу о слове. – 1978 – 210 с.
15. Чернышева И.И. Некоторые особенности фразеологии немецкого языка. –
М.: Высшая школа, 1969. – 136с.
16. Чернышева И.И. Принципы систематизации фразеологического материала
немецкого языка // Язык и стиль. – 1993. – с.26 – 31.
17. Чернышева И.И. Фразеология современного немецкого языка. – М.: Высшая
школа, 1970. 200 с.
18. Agricola E., Gorner H., Kufner R. Worter und Wendungen. Worterbuch zum
deutschen Sprachgebrauch. – Leipzig, 1972 – 996 s.
19. Der Groвe Duden. Granmmatik der deutschen Gegenwartssprache.
Государственное педагогическое издательство, Л., 1962 – 766s.
20. Der Groвe Duden. Redewendungen und sprichwortliche Redensarten
Mannheim / Leipzig: Meyers Lixikoverlag, 1992 – 748s.
21. Der Groвe Duden. Stilworterbuch der deuutschen Sprache, 5 Aufl.,
Mannheim, 1992 – 816s.
22. Klappenbach R. Feste Verbindungen in der deuutschen Gegenwartssprache.
Halle, 1971 – 300s.
23. Paul H. Prinzipien der Sprachgeschichte. Halle, 1977 – 143s.
24. Riesel E. Stilistik der deutschen Sprache. М., 1959 – 488s.
Список использованной литературы
1. Becher J. Abschied. Mitteldeutscher Verlag, Halle 1968.
2. Bredel W. Prufung. Anfbau – Verlag, Berlin, 1983.
3. Feuchfwanger L. Die Bruder Lautensack. Aufbau Verlag, Berlin, 1978.
4. Goethe J.W. Faust. Aufbau-Verlag, Berlin, 1986.
5. Heine H. Die romantische Schule. Mitteldeutscher Verlag, Halle, 1966.
6. Heine H. Reise von Munchen nach Genua. Mitteldeutscher Verlag, Halle,
1982.
7. Kellermann B. Die Sfadt Anatol. Weimar, Bibl. Fortschr. Schriftsteller,
1973.
8. Kellermann B. Totentanz. Weimar, Bibl. Fortschr. Schriftsteller, 1975.
9. Mann H. Henri IV, Jugend. Aufbau – Verlag, Berlin, 1954.
10. Mann H. Professor Untertan. Verlag der Nation. M., 1969.
11. Mann H. Der Untertan. Verlag fur fremdspr. Lit., M., 1969.
12. Mann Th. Der Zauberberg. Aufbau-Verlag, Berlin, 1963.
13. Marchwitza H. Meine Jugend. Aufbau Verlag, Berlin, 1963.
14. Mehring F. Beitrage zur Literaturgeschichte, Verlag der Nation, Berlin,
1986.
15. Seghers A. Das Siebte Kreuz. Aufbau-Verlag, Berlin, 1974.
16. Seghers A. Die Toten bleiben jung. Aufbau Verlag, Berlin, 1976.
17. Wolf F. Patrioten. Weimar, Bible. Fortschr. Schriftsteller, 1963.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|