Учебное сотрудничество как средство оптимизации обучения иностранному языку
Оренбургский педагогический колледж № 3
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Учебное сотрудничество, как средство
Оптимизации процесса обучения
Иностранному языку.
Мироновой Марины Александровны
Студентки 3 В курса
Специальность 0303
Научный руководитель:
Гуцалова О.Е.
2002г.
ПЛАН
1. Введение.
2. Теоретическая часть.
1) Гуманизация образования и отношение сотрудничества в педагогике.
2) О взаимодействии учителя и учащихся.
3) Психологические аспекты учебного сотрудничества на уроках иностранного
языка.
4) Как достигается сотрудничество преподавателя и обучаемого.
3. Заключение.
4. Литература.
5. Приложение.
Введение.
Актуальность. Современное состояние оборудования характеризуется
тенденцией гуманизации обучения. Этот процесс проявляется, прежде всего, в
установлении субъектно-субъектных отношений, т.е. ученик рассматривается не
как объект для педагогического воздействия, а как субъект со своим
внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными способностями. Таким
образом, общение между учеником и учителем, мы рассматриваем не только как
взаимодействие, но и как взаимовлияние друг на друга.
Актуальность данной темы также обусловлена
востребованностью педагогического знания о взаимодействии учителя и ученика
в имеющейся системе образования. На современном этапе развития
педагогической теории и практики возникла противоречие между объективными
потребностями гуманизации педагогического образования на основе осмысления
его сущности как субъект-субъектного взаимодействия и существующими
подходами в организации этого процесса. Это отражает потребность в новом
типе связей и отношений между людьми, характеризуется не господством,
подчинением, не подавлением, не враждой, не соперничеством, а
сотрудничеством, открытостью, доверием.
Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер
взаимоотношений между учителем и учеником, позволяет по-новому взглянуть на
оптимизацию учебного процесса и переосмыслить существующие методы
преподавания дисциплин.
Цель исследования – рассмотреть варианты, типы учебного
сотрудничества и выявить условия его эффективного функционирования.
Объект – процесс учебного сотрудничества в учебной
деятельности.
Предмет – способы организации учебного сотрудничества в
учебной деятельности.
Гипотеза – учитель организует учебное сотрудничество, если:
-сумеет создать атмосферу общения на занятиях;
-владеет практикой взаимодействия;
-добьётся согласованности в действиях с учеником на каждом этапе
урока.
-ориентируется не на функции ребёнка как ученика, а на его личность
и перспективы её развития.
Задачи -1. Изучить литературу по теме.
2.Разработать психолого-педагогические
рекомендации.
II. Теоретическая часть.
§1. Гуманизация образования и отношения сотрудничества в педагогике.
Одной из основных причин неудач и неэффективности труда учителей, а
иногда и разочарования в педагогической профессии становится неумение
строить педагогически целесообразные отношения с учащимися. Данное
положение обосновано в работах Е.Н. Ильина, Я.Л. Коломенского, Т.Н.
Мальковской, Н.П. Шульца и др.
Удовлетворение же отношениями с учителями наоборот вызывает бодрое
настроение учащихся, жизнерадостность и способствует развитию творческой
активности, продуктивности познавательной деятельности. Об этом
свидетельствуют практические исследования состояния отношений в школе,
проведённые Ю.П. Азаровым, Л.И. Божович, М.В. Богусловским, С.В.
Кондратьевой, Т.Н. Мальковской и другими. Перевод учебного процесса на
уровень личностного взаимодействия означает превращение его в
сотрудничество учителя и учащихся.
Особую значимость отношений сотрудничества взаимодействия учителя и
ученика в учебной деятельности определили Ш.А. Амонашвили, А.С. Белкин,
А.А. Бодалёв, И.Л. Волков, А.С. Высотский, Е.Н. Ильин, Я.Л. Коломинский,
Л.А Леонтьев, А.В. Мудрик, В.Ф. Шаталов.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что именно
отношения сотрудничества наиболее эффективно способствуют развитию учащихся
как субъектов деятельности и становлению активной жизненной позиции
воспитанников в целом, поскольку категория “сотрудничество” являет собой
сложное единство:
а) формы перспективной взаимосвязи, основанной на взаимопонимании,
взаимопереживании;
б) способы организации совместной деятельности, то есть “на равных”,
предусматривающего проявления самостоятельности, активности и
организованности;
в) формы взаимодействия учителя и учащихся, когда труд основывается на
взаимоподдержке и взаимопомощи, то есть умении учащихся работать вместе как
между собой, так и с учителем при объединении усилий и согласованности
действий.
Сотрудничество (по мнению Дьяченко) - наивысший уровень
согласованности позиций в деятельности, на языке психологической науки
организация субъект- субъектных отношений в совместной деятельности.
Основными признаками сотрудничества выделяют:
- целенаправленность (стремление к общей цели);
- мотивированность (активное, заинтересованное отношение к совместной
деятельности);
- целостность (взаимосвязанность участников деятельности);
- структурированность (чёткое распределение функций, прав, обязанностей,
ответственности);
- согласованность (согласование действий участников деятельности, низкий
уровень конфликтности);
- организованность (планомерность деятельности, способность к управлению и
самоуправлению);
- результативность (способность достигать результата).
Сотрудничество не является самоцелью, а налаживается для того, чтобы
ученик приобретал знания и способы деятельности, опыт общения и социальной
активности. Оно необходимо для того, чтобы он умел трудиться в большом
коллективе, в малой группе и, если необходимо, индивидуально. Его
важнейшими признаками являются:
- осознание общей цели, которое мобилизует учителя и учащихся; стремление к
её достижению, взаимная заинтересованность в этом, положительная
мотивация деятельности;
- высокая организация совместного учебного труда участников учебного
процесса, их общие усилия; взаимная ответственность за результаты
деятельности;
- активно- положительный, гуманистический стиль взаимоотношений учащихся и
взрослых (педагогов, работников внешкольных учреждений) при решении
учебных задач; взаимное доверие, доброжелательность, взаимопомощь при
затруднениях и учебных неудачах. Этот стиль несовместим с авторитарным
отчуждением между учащимися и взрослыми, преобладанием прав у взрослых и
обязанностей - у детей (школьников);
- методика обучения, стимулирующая интерес учащихся, их cамостоятель-ность,
практическую и интеллектуальную инициативу, творчество. Она исключает
принуждение, монополию педагогов на интерпретацию знаний,
пассивное восприятие учащимися готовой информации;
- взаимодействие учащихся друг с другом, их деловое общение и коллективная
ответственность за результат общего труда (3).
Таким образом, сотрудничество в обучении мыслится не только как помощь
ученику при решении сложных учебных задач, не только как объединение усилий
педагогов и учащихся, но и как самостоятельный коллективный труд
школьников, выполнения заданий, требующих постоянных или временных
контактов с внешкольной средой. При таком понимании сотрудничества речь
идёт о взаимодействии, которое скреплено отношениями взаимного интереса и
доверия. Если ученик хоть на какой- то момент становится соратником учителя
или одноклассников, если знает, что от его действий зависит успех общего
дела, позиция его меняется. Волей- неволей ему приходится проявлять
инициативу и самостоятельность. Поэтому педагогически ценным является
поведение, побуждающее сотрудничество, которое стимулирует эти качества
ученика в школе и за её пределами. Категория сотрудничества в
педагогическом сознании соединена с категорией гуманизации образования.
Начиная с 60-х гг. отечественная культура обогатилась идеями диалога,
сотрудничества, совместного действия, необходимости понимания чужой точки
зрения, уважения личности. Переориентация современной педагогики на
человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции являются
важнейшими задачами, поставленными самой жизнью.
В гуманистической педагогике человек рассматривается как высшая
ценность общества и самоцель общественного развития.
Гуманистическая цель образования требует пересмотра его содержания.
Оно должно включать не только новейшую научно- техническую информацию, но и
гуманитарные личностно- развивающие знания и умения, опыт творческой
деятельности, эмоционально ценностное отношение к миру и человеку в нём, а
также систему нравственно- этических чувств, определяющих его поведение в
многообразных жизненных ситуациях.
Смена парадигмы современного образования - гуманизации всех сфер
жизнедеятельности человека - делает актуальной проблему развития личности.
Эффективное развитие личности возможно только в процессе овладения
окружающей действительностью, опытом предшествующих поколений, культурой,
собственным положительным опытом общественных отношений. Это возможно
только через активную деятельность (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В.
Запорожец, Д.Б. Эльконин и др. ).
Деятельность - это специфическая человеческая форма активного
отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное
изменение и преобразование этого мира, на основе освоения и развития
наличных форм культуры (12).
Таким образом, в понятии деятельности мы можем выделить три
составляющих элемента- человек (субъект деятельности), действительность
(объект деятельности), процесс взаимодействия между ними.
Психолог А.Н. Леонтьев в качестве главного признака деятельности
называет её предметность. Он пишет, что деятельность всегда направлена на
преобразование того или иного предмета (части) окружающей действительности
(13).
В качестве предмета деятельности выступает какая-либо часть окружающей
действительности (элемент, явление, процесс и т.п.). Взаимодействие
человека с предметом деятельности обеспечивает удовлетворение его
потребностей. Предмет деятельности – это тот вещественный или идеальный
продукт, ради которого осуществляется деятельность, побуждающий субъекта к
деятельности. В ходе деятельности, включающей в себя полюс субъекта и полюс
объекта, происходят процессы ”опредмечивания” (субъект воплощает свои
замыслы) и “распредмечивания” (субъект овладевает качествами объекта
деятельности) (16,472).
Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления,
утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным
смыслом образования в этом случае становится развитие личности. А это
означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен
был передавать учащемуся знания, то гуманизация выдвигает иную задачу -
способствовать всеми возможными способами развитию ребёнка, что видно из
приведённой таблицы (16,508):
|Традиционная парадигма |Гуманистическая парадигма |
|Всегда знай, как ребёнок должен |Нет ответов правильных и |
|себя вести. Система требований- |неправильных. Не проверяй ребёнка, |
|главное в твоей работе. |а вместе с ним ищи. |
|Умело управляй коллективом- это |Доверяй ребёнку больше, чем себе, |
|твоё оружие. Всегда знай правильный|начальству, написанным правилам. |
|ответ на свой вопрос. |Откажись от подозрений, если |
|Ты- хранитель знаний, хранитель |ребёнок нарушит правило- у него |
|правильных ответов. Не позволяй |была причина это сделать. |
|ученику усомниться в твоей правоте.|Право ребёнка на ошибку связано с |
| |риском. Свобода ребёнка связана с |
|Учёба- главное в жизни ребёнка, его|риском. Познать суверенитет ребёнка|
|работа, его долг. Хороший ученик- |рискованнее, чем контролировать |
|хороший ребёнок, плохой ученик- |каждый его шаг. |
|плохой ребёнок. |Не враги родители ребёнку, не |
|На уроке все должны быть |заставляй их доносить. Спеши |
|внимательными, все должны слушать |признать незнание свое. Откажись от|
|тебя и только тебя. Кто |определений- простое сведение не |
|отвлекается- нарушитель, накажи |заменит знания. Не требуй |
|его. За неправильный ответ- накажи.|заучивания правил- знание не в них,|
|За подсказку - накажи, за |а в способности открывать и |
|опоздание- накажи. За крик, бег, |воспользоваться. Не сравнивай |
|нарушение формы- накажи. Не |одного с другим, все хороши по- |
|оставляй нераскрытым ни одно |разному. Сравни его сегодняшнего, с|
|нарушение. Найди виновного, а если |ним завтрашним. Не следуй строго |
|не удаётся- накажи всех. Родители- |плану - он принадлежит только тебе.|
|твои союзники. Добейся от них | |
|контроля за ребенком и информации о|Гораздо важнее то, как мы открыли, |
|его поведении дома. Пусть он знает,|чем то, что мы открыли. Знание |
|что ты и родители- одна сила. |приходит, когда я понимаю, как я |
|Хорошо учиться- это значит хорошо |понял. |
|выполнять твои задания. Ты- |Не сторож ты ученику, не |
|образец, твоё решение задачи- |следователь, не судья. |
|образец, твоя грамотность, твои |Не дано тебе право судить, прав он |
|навыки- образец. Если ты потеряешь |или нет в ответах своих и своих |
|лидерство- ты больше не учитель. |поступках. |
| |Не ошибается он, а ищет свой путь. |
Гуманизация требует изменения отношений в системе “учитель- ученик” –
установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечёт за собой
изменение методов и приёмов работы учителя. Но это ещё не всё.
Приоритетными для учителя становятся знания о взаимоотношении учителя
Страницы: 1, 2, 3
|