Способы выражения сомнения в современном немецком языке
Выпускная квалификационная работа
Способы выражения сомнения в современном немецком языке
(на материале немецкого и русского языков)
Мурманск
2003
Оглавление
Введение………………………………………………………………………....3
Глава 1. Сомнение как один из видов модальности………………………….5
1.1Категория модальности и ее роль в предложении…………………5
1.2 Сомнение как один из видов модальности…………………………14
Выводы к 1 главе……………………………………………………………….17
Глава 2 Способы выражения сомнения в немецком языке…………………...19
2.1Перформативный способ выражения сомнения……………………..19
2.2Модальные глаголы как способ выражения сомнения………………24
2.2.1Модальный глагол konnen………………………………………...26
2.2.2Модальный глагол mogen…………………………………………28
2.2.3Модальный глагол sollen………………………………………….29
2.2.4Модальный глагол wollen…………………………………………30
2.3Модальные частицы как способ выражения сомнения ……………..32
2.4Модальные слова как способ выражения сомнения…………………36
2.5Фразеологизмы и фразеологические структуры как способ
выражения сомнения…………………………………………………………..41
2.6Вопросительные предложения и интонация сомнения как способ
выражения сомнения…………………………………………………………..42
Выводы ко 2 главе…………………………………………………………...45
Заключение …………………………………………………………………..47
Список использованной литературы ……………………………………….48
Список использованных словарей………………………………………….50
Тексты, использованные для анализа……………………………………….51
ВВЕДЕНИЕ
Объектом исследования данной дипломной работы является
модальность сомнения в немецком языке, а предметом рассмотрения – языковые
способы выражения этой категории. Сомнение является одним из наиболее
часто испытываемых человеком состояний в его повседневной жизни и
естественно, оно должно выражаться с помощью языковых средств. Способностью
выражать значения сомнения обладают многие лексические, грамматические и
фонетические единицы, и в разрозненном виде можно найти указания на них в
различных практических пособиях или теоретических исследованиях. Но
системному анализу модальность сомнения до сих пор не подвергалась.
Отсутствие лингвистических исследований на эту тему свидетельствует об
актуальности выбора темы, а новизна работы заключается в том, что в ней
впервые систематизируются все языковые средства, служащие для выражения
сомнения, выявляются основные характеристики феномена сомнения как одного
из видов субъективной модальности и особенности ее вербализации в
определенных ситуациях общения и типах речи.
Целью работы явилось изучение способов выражения сомнения (на
материале текстов современной художественной литературы) и особенностей их
реализации. Цель работы предопределила и ее конкретные задачи:
- ознакомление с теоретической литературой, посвященной проблеме
модальности;
- определение сущности сомнения как одного из видов категории
модальности;
- выявление всех возможных способов объективации сомнения в
языке;
- выяснение условий реализации выявленных способов выражения
сомнения в художественном тексте.
Теоретической базой исследования явились доступные нам труды
отечественных и зарубежных лингвистов, посвященных теме модальности, а
также теме семантико-функционального поля.
Материалом исследования послужили тексты художественных произведений
второй половины ХХ века.
В качестве основных методов были использованы метод компонентного
анализа, метод сплошной выборки, а также статистический метод.
Цель и конкретные задачи исследования обусловили его структуру:
работа состоит из введения, двух глав, заключения и списков использованных
источников.
Работа прошла апробацию в форме написания курсовой работы по теме
исследования и доклада на научной студенческой конференции факультета
иностранных языков.
Практическая ценность работы может заключаться в том, что методику
исследования возможно применять по отношению к описанию других видов
субъективной модальности или иных семантико-функциональных полей.
Результаты и материалы работы могут использоваться на занятиях по
практической и теоретической грамматике немецкого языка, стилистике и
анализу текста, а также на практических занятиях по устной практике.
Глава 1. Сомнение как один из видов модальности
Задачей данной главы является рассмотрение теоретической
литературы, посвященной категории модальности и проблемы дефиниции
сомнения как одного из видов модальности.
Категория модальности и ее роль в предложении
«Модальность (от ср. лат. modalis - модальный; лат. modus – мера,
способ) – функционально-семантическая категория, выражающая разные виды
отношения высказывания к действительности, а также разные виды
субъективной квалификации сообщаемого. Модальность является языковой
универсалией, она принадлежит к числу основных категорий языка, в
разных формах обнаруживающихся в языках разных систем. В языках
европейской системы она охватывает всю ткань речи»[4,с.303]. Термин
«модальность» весьма широкий по объему, поскольку он используется
для обозначения различных явлений, неоднородных по смысловому
объему, грамматическим свойствам и по степени оформленности на
разных уровнях языковой структуры. Вопрос о границах этой категории
решается разными исследователями по-разному.
По мнению акад. В.В.Виноградова, любое предложение, отражая
действительность «в ее практическом общественном осознании», выражает
отнесенность содержания речи к действительности и поэтому с
предложением, с разнообразием его типов тесно связана категория
модальности. «Каждое предложение включает в себя, как существенный
конструктивный признак, модальное значение, то есть содержит в себе
указание на отношение к действительности. Любое целостное выражение
мысли, чувства, побуждения, отражая действительность в той или
иной форме высказывания, облекается в одну из существующих в
данной системе языка интонационных схем предложения и выражает одно
из тех синтаксических значений, которые в своей совокупности
образуют категорию модальности»[8,с.41].
Примерно такое же определение модальности дано в Грамматике
русского языка: «Общее грамматическое значение отнесенности основного
содержания предложения к действительности выражается в
синтаксических категориях модальности, а также времени и лица…».
Отношение сообщения к действительности, которое содержится в
предложении, - «это и есть, прежде всего, модальное отношение. То,
что сообщается, может мыслиться говорящим как реальное, наличное в
прошлом или в настоящем, как реализующееся в будущем, как
желательное, требуемое от кого-нибудь, как недействительное и т.п.
Формы грамматического выражения разного рода отношений содержания
речи к действительности и составляют синтаксическое существо
категории модальности»[10,с.81].
Во „Введении в грамматику современного немецкого
языка”(“Einfьrung in die Grammatik der deutschen Gegenwartssprache“,
Lpz., 1988) дается следующее определение модальности: «Модальность -
это функционально-семантическая категория, выражающаяся с помощью
иерархически организованной системы морфологических, синтаксически-
конструктивных, интонационных и лексических средств, независимо от
того, согласуется ли с действительностью выраженное в высказывании
содержание сознания говорящего или нет»[36,с.88].
В.Г.Адмони в своем труде «Введение в синтаксис современного
немецкого языка» говорит о том, что предложение, являющееся
выражением любого акта мысли, «не только отражает объективную
действительность, но содержит и определенное отношение к этим
отраженным в нем объективным связям»[1,с.163].
И.Р.Гальперин также считает, что «отношение говорящего
(пишущего) к действительности, постулируемое как основной признак
модальности, в той или иной мере характерно для всякого
высказывания»[9,с.113]. При этом автор называет модальность «самой
сущностью коммуникативного процесса», так как отношение говорящего
(пишущего) к действительности, выражающееся различными средствами -
формально грамматическими, лексическими, фразеологическими,
синтаксическими, интонационными, композиционными, стилистическими,
оказывается категорией, присущей языку в действии, то есть в речи.
Большинство ученых, например, В.В.Виноградов, Ш.Балли,
В.Г.Адмони, Л.С.Ермолаева, В.З.Панфилов, Н.Б.Шведова и др., в самой
категории модальности выделяют ее подкатегории, имеющие разные
названия, но в принципе – одну суть: объективную и субъективную,
внешнюю и внутреннюю модальности и т. п.
Под объективной модальностью (внешней), которую большинство
ученых определяют как обязательный признак предложения, понимается
выражение отношения содержания высказывания к действительности, не
зависящей от говорящего[18,с.15]. То есть к объективному модальному
значению относят значение реальности (нереальности /
ирреальности)[18,с.164]. Главным средством оформления модальности в
этой функции является категория глагольного наклонения. На
синтаксическом уровне объективная модальность представлена
противопоставлением форм изъявительного наклонения формам ирреальных
наклонений (побудительного и сослагательного). Категория
изъявительного наклонения (индикатива) заключает в себе объективно-
модальные значения реальности, то есть временной определенности:
соотношение форм индикатива («Das Wetter ist schцn“-«Das Wetter war
schцn“ –„Das Wetter wird schцn sein.“) содержание сообщения отнесено к
одному из трех временных пластов - настоящему, прошедшему или
будущему. Ирреальные наклонения (побудительное и сослагательное)
характеризуются недостаточной временной определенностью и относят
сообщение в план желаемого или необходимого, возможного или
неосуществимого и т.п. («Wдre er Lehrer!» - «Gib mir dein Buch!»
- «Wдre das Wetter schцn!» - „Wдre das Wetter damals schцn
gewesen!“). Объективная модальность органически связана с
категорией времени и дифференцирована по признаку временной
определенности / неопределенности[18,с.151].
Вторая же подкатегория - субъективной модальности (внутренней)
- выражает «отношение говорящего к тому, о чем говориться, то
есть к содержанию высказывания (Чаще всего эта подкатегория
рассматривается как необязательный, факультативный признак
предложения)»[18,с.154]. «Семантический объем субъективной модальности
шире семантического объема объективной модальности; значения,
составляющие содержание категории субъективной модальности,
неоднородны, требуют упорядочения; многие из них не имеют прямого
отношения к грамматике. Смысловую основу субъективной модальности
образуют понятия оценки в широком смысле слова, включая не только
логическую (интеллектуальную, рациональную) квалификацию сообщаемого,
но и разные виды эмоциональной (иррациональной) реакции»[18,с.157].
Как объясняет Лингвистический энциклопедический словарь, данная
модальная подкатегория реализуется в предложении с помощью: 1 -
специального лексико-грамматического класса слов, а также
функционально близких к ним словосочетаний и предложений,
функционирующих в составе высказывания в качестве вводных единиц; 2
- модальных частиц, например, для выражения неуверенности
(«вроде»), предположения («разве что»), недостоверности («якобы»),
удивления («ну и») и др.; 3 - междометий («ах!», «ой-ой-ой!»,
«увы» и др.; 4 - специальных интонационных средств для
акцентирования удивления, сомнения, уверенности, недоверия, протеста,
иронии и других эмоционально-экспрессивных оттенков субъективного
отношения к сообщаемому; 5 - порядка слов, например, вынесением
главного члена предложения в начало для выражения отрицательного
отношения, иронического отрицания («Станет он тебя слушать!», «Хорош
друг!»); 6 - специальных конструкций - специализированной
структурной схемой предложения или схемой построения его
компонентов, например построениями типа: «Нет чтобы подождать!» (для
выражения сожаления по поводу чего-либо неосуществившегося), «Она
возьми и скажи» (для выражения неподготовленности, внезапности
действия) и др. При этом средства субъективной модальности
способны перекрывать объективно-модальные характеристики[5,с.181].
В Грамматике современного русского литературного языка
категория модальности представлена также в двух видах -
объективно-модальное значение и субъективно-модальное значение.
Н.Ю.Шведова, автор этого раздела, также считает, что модальность не
может ограничиваться лишь указанием на отношение говорящего к
предмету высказывания с точки зрения реальности / ирреальности. В
значительной мере в этой категории проявляется субъективно-оценочное
отношение. „Кроме заложенного в системе форм предложения объективно-
модального значения, относящего сообщения в план реальности /
ирреальности, - пишет Н.Ю.Шведова, - каждое высказывание,
построенное на основе той или иной отвлеченной схемы предложения,
обладает субъективно-модальным значением. Если объективно-модальное
значение выражает характер отношения сообщаемого к действительности,
то субъективно-модальное значение выражает отношение говорящего к
сообщаемому. Это значение выражается не средствами собственно
структурной схемы и ее форм (хотя в некоторых случаях имеет место
объективизация субъективно-модального значения в самой структурной
схеме предложения), а дополнительными грамматическими, лексико-
грамматическими и интонационными средствами, накладываемыми на ту или
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|