Меню
Поиск



рефераты скачатьОбучение аудированию

произошло дальше

3. Рассмотрите рисунок, прослушайте начало рассказа, постарайтесь

догадаться о последующем содержании.

4. Прослушайте рассказ u перескажите ту его часть, которая является

описанием данного рисунка.

5. Прослушайте рассказ u ответьте на вопросы

6. Прослушайте два рассказа u скажите, что в них общего и разного.

7. Прослушайте текст u подберите к нему заглавие

8. Прослушайте текст u изложите его содержание двумя-четырьмя

предложениями

9. Прослушайте текст u расположите пункты плана в нужном порядке

10. Прослушайте текст u определите его тип (сообщение, описание,

повествование, рассуждение)

11. 11. Прослушайте диалог и кратко передайте его содержание.

12. Расскажите о .... прослушав текст.

13. Ответьте на вопросы, прослушав фрагмент текста.

14. Прослушайте фрагмент текста u используйте информацию из него в

подготовке целевого высказывания (для определенного адресата).

15. Прослушайте несколько фрагментов текста, составьте план

высказывания.

16. Составьте план высказывания к заданной ситуации общения и

прослушайте несколько фрагментов текста для получения необходимой

информации

17. Составьте план высказывания. Прослушайте предложенные

материалы, отберите соответствующие плану, извлеките из них при повторном

прослушивании необходимую информацию и оформите высказывание

Упражнения на обучение восприятию речевого потока

1. Разделите на слух сверхфразовые единства на предложения.

2. Скажите, что пропущено в сверхфразовом единстве.

3. После двукратного прослушивания группы предложений укажите

предложение, пропущенное диктором при повторном чтении

4. Из ряда предложений выделите то, которое не соответствует теме

5. В процессе прослушивания предложений отметьте на карточках

последовательность их произнесения диктором. (Предложения записаны в

карточках в ином порядке.)

6. В процессе прослушивания предложений, связанных между собой по

смыслу, произведите перестановку этих же предложений, записанных на

карточке (доске), в соответствии с содержанием, логической

последовательностью их предъявления на слух.

7. Сравните порядок одних и тех же предложений на карточке u в

звукозаписи, укажите различия

8. Прослушайте фрагмент текста, расположите в нужном порядке пункты

плана (пересказа) текста

9. Расположите ключевые слова в порядке их употребления в тексте,

читаемом диктором

10. Отметьте в списке средства связности, использованные в прослушанном

тексте.

11. Отметьте в списке названные в тексте цифры

12. Отметьте в списке имена собственные, названные в тексте диктором

13. Запишите названные в тексте числа

14. Запишите названные в тексте имена собственные

15. Запишите названные в тексте черты характера персонажа

16. Запишите названные в тексте слова и словосочетания, относящиеся к

изучаемой теме.

17. Прослушайте фрагмент текста, скажите, какой из данных тем он

соответствует

18. Прослушайте два фрагмента по одной теме u скажите, какая новая

информация содержится во втором фрагменте по сравнению с первым.

19. Прослушайте фрагмент текста u запишите ключевые слова

20. Прослушайте фрагмент текста еще раз u nepeскажите его, используя

записанные ранее ключевые слова.

21. Прослушайте фрагмент текста u найдите неточности в его

русском письменном переводе.

22. Прослушайте фрагмент текста и, опираясь на содержание,

назовите его тему и проблему, о которой идет речь.

23. Прослушайте фрагмент текста u найдите в нем ответы на

поставленные вопросы.

24. Прослушайте фрагмент текста u найдите в нем слова и

словосочетания, соответствующие дефинициям или описанию рисунков.

25. Прослушайте фрагмент текста u определите правильный вариант

ответа на вопрос (Приводятся 5 вариантов.)

26. Прослушайте текст, а затем при повторном предъявлении (в

определенный момент звук выключается) сами воспроизведите оставшуюся часть

текста.

Упражнения для обучения антиципации, вычленению различных категорий

смысловой информации

1. Прослушайте предложение и составьте следующее собственное,

сочетающееся по смыслу с прослушанным.

2. Прослушайте устное сообщение и скажите, о ком (о чем) идет

речь.

3. Прослушайте ряд предложений в сверхфразовом единстве и

определите предложение, которое выражает главную мысль.

4. Просмотрите план текста и дайте название тексту.

5. Просмотрите список ключевых слов и определите тему текста.

6. Прослушайте предложения из текста и попытайтесь определить его идею,

тему.

7. Прослушайте начало текста u попытайтесь составить план

продолжения текста.

8. Прослушайте фрагмент текста u попытайтесь продолжить его устно.

9. Прослушайте фрагмент текста при визуальной опоре на его сжатый

пересказ на карточке u разверните этот пересказ устно, используя полученную

смысловую информацию

10. Прослушайте фрагмент текста u найдите его место в графическом

тексте.

11. Прослушайте фрагмент текста u найдите место его пропуска в

соответствующем графическом тексте

12. Просмотрите ряд предложений, определите связующее смысловое звено и

расположите предложения в логической последовательности

13. К каждому смысловому тезису подберите ключевые слова и, прослушав

фрагмент текста, определите, насколько правильно подобраны слова.

Упражнения на развитие аудитивной памяти, внимания, воображения,

логического мышления

1. Прослушайте две логически связанные между собой фразы u повторите

их.

2. Прослушайте речевые образцы u покажите соответствующие им

иллюстрации.

3. Прослушайте предложения и выполните соответствующие действия с

предметами или имитируйте эти действия.

4. Прослушайте предложения и организуйте их в логической

последовательности.

5. Прослушайте две фразы u скажите, что пропущено (что появилось

нового) во второй.

6. Заучите наизусть диалог, повторяя за диктором реплики.(Реплики

постепенно удлиняются)

7. Повторяйте вслед за диктором список слов. (Список постепенно

удлиняется.)

8. Повторяйте вслед за диктором каждое новое слово, самостоятельно

повторяя перед этим произнесенные им ранее слова.

9. Повторяйте вслед за диктором предложения с добавленными новыми

словами в разных позициях (в конце, в середине предложения).

10. Повторяйте вслед за диктором разные предложения с одним и тем же

словом или с одной u той же грамматической структурой.

11. Сравните предложения, написанные на карточке и произносимые диктором.

Установите лексические и грамматические различия между ними.

12. Прослушайте задания к тексту для чтения и выполните их.

13. Прослушайте предложения, произносимые диктором в быстром темпе, и

постарайтесь определить, соответствуют ли они написанным на карточке

Подготовка иноязычного текста для аудирования.

Навык аудирования формируется в процессе работы с разными видами

материалов для аудирования и, в первую очередь, со специально составленными

текстами, предназначенными для развития этого умения. Тексты могут быть

описательными, повествовательными и диалогическими. Повествовательные

тексты, в свою очередь, могут содержать какую-либо занимательную фабулу.

Содержание текстов может быть либо близким интересам учащихся, либо

совершенно новым, порою неожиданным. В зависимости от этих и целого ряда

других особенностей при подборе материала при обучении аудированию следует

соблюдать принцип градации трудностей, предлагая учащемуся материал,

который усложняется постепенно, в котором соблюдены промежуточные звенья.

Известно, что устная речь выступает в двух формах — монологической и

диалогической — и каждая из этих двух форм устной речи требует своей

системы упражнений при обучении аудированию. Основная задача учащихся в

восприятии монологической речи состоит в том, чтобы осознать и определить

круг событий, нить повествования, увязать основную идею и важнейшие детали

сообщения и т. д. Вместе с тем восприятие на слух монологической речи

несколько легче, чем диалогической. Создав верную направленность мысли на

восприятие того или иного текста, учащиеся легко могут предположить, о чем

пойдет речь далее, могут предвосхитить события.

Восприятие речи диалогического характера усложняется тем, что в такой

речи присутствуют два или более лица, говорящих разными голосами, разным

тембром, возможно, и с разным темпом речи. Учитывая это, можно утверждать,

что при обучении аудированию иностранной речи следует начинать обучение с

речи монологического характера и постепенно переходить к аудированию речи

диалогической. При этом необходимо учитывать особенности различных текстов

и те умения, которые должны быть выработаны у учащихся.

Для аудирования текстов описательного характера очень важно отработать у

учащихся умение словесного понимания речи, т. е. научить их узнавать и

понимать речевые единицы с тем лексическим наполнением, в которых они

прежде встречались:

а) в знакомом окружении;

б) в новом окружении; научить дифференцировать сходные слова и речевые

образцы с опорой на контекст.

Для восприятия и понимания текстов повествовательного характера

необходимо помимо этого научить учащихся выделять факты, о которых идет

речь в сообщении; отделять один эпизод от другого; наблюдать

последовательность действий; хорошо представлять себе то, о чем идет речь;

уметь выделять идеи, высказанные в речи; уметь отделять основное от

второстепенного; быть в состоянии предполагать возможное содержание

высказывания:

а) по экспозиции;

б) по ситуации (для диалогической речи); понимать содержание речи

независимо от отдельных непонятных мест.

Для восприятия текстов фабульного характера предметного и логического

понимания может оказаться недостаточно. Глубокое и точное понимание

услышанного предполагает проникновение в то, что выражено в рассказе не

прямолинейно, а косвенно, иносказательно, с помощью художественных средств

и интонации. В данном случае можно говорить о понимании неявно выраженного

смысла высказывания и о понимании экспрессивности речи, что является

предпосылкой для раскрытия подтекста.

Виды работ над формой и содержанием материала, над отдельными трудностями

и комплексом трудностей зависят от характера текстов.

Описательные тексты, как правило, менее интересны и эмоциональны, поэтому

при их аудировании необходимо удержать в памяти определенное количество

деталей. Возможно, что эти детали касаются малоизвестной области. Тогда

понимание текста еще более усложняется. Вместе с тем, если содержание этих

текстов близко к опыту учащихся, то они, как правило, не вызывают

затруднений. Важен также и характер описания: что представляет собой

наибольший интерес — предметное или же качественное описание. Когда в

центре предметное описание, качественные характеристики можно считать

деталями и понимание их не столь существенно для понимания текста в целом.

Когда же тексты должны дать качественную характеристику, то понимание

каждой такой детали весьма существенно.

Фабульный, динамичный текст легче мобилизует внимание, вызывает желание

глубже понять его содержание.

Вместе с тем при определении методики работы следует помнить, что всякий

текст для аудирования включает целый комплекс трудностей. Эти трудности

должны учитываться при градации текстов для аудирования.

При определении легких текстов или наиболее пригодных для аудирования

можно руководствоваться следующими требованиями. Тексты должны:

1) обладать идейно-воспитательной ценностью;

2) соответствовать возрастным особенностям учащихся и их речевому опыту в

родном и иностранном языках;

3) содержать определенную проблему, представляющую интерес для слушающих;

4) иметь ясное, простое изложение, со строгой логикой и причинностью;

5) представлять разные формы речи — монологическую, диалогическую, диалого-

монологическую (в последнем случае с минимумом диалога);

6) быть написанными не от первого лица (что затрудняет аудирование на

начальном этапе);

7) располагать избыточными элементами информации.

Последний пункт нуждается в некотором пояснении. Избыточность языка

оказывает положительное влияние на аудирование. Наличие в тексте элементов,

не связанных непосредственно с содержанием (вводные слова, повторы,

синонимические выражения, контактирующие слова и др.), облегчает

прогнозирование, улучшает деятельность памяти, создает слушающему некоторый

резерв времени для постановки гипотез и самокоррекции без существенного

осложнения языковой формы и увеличения длины сообщения. К избыточным

принято относить и внеязыковые (паралингвистические) элементы речи, с

помощью которых, как полагают, передается до 60% информации.

Паралингвистические средства вводят в ситуацию общения (не случайно

поэтому, отдельные авторы называют их «сигналами ситуаций»), уточняют

содержание, способствуют удержанию внимания, усиливают понимание замысла

высказывания. К избыточным относятся и такие элементы риторической

стратегии, как паузы, повторения и переформулировки, описание отдельных

ситуаций с иных позиций, заполнители молчания. Например: нем.: Na ja (gut),

nun, wie gesagt, so zu sagen u. s. w.

Структурные особенности текста принято делить на внешние (заголовки,

рисунки) и внутритекстовые (вступление, основная часть, заключение).

Основная задача заголовка — создать нужную направленность мысли, привлечь

внимание к основной части текста, облегчить прогнозирование. Заголовкам

присущи четыре основные функции: номинативная, информативная, рекламная и

экспрессивно-апеллятивная.

Две первые функции заголовков способствуют не только пониманию

содержания, но и запоминанию последовательности изложения. Заголовки с

номинативной функцией больше подходят для хорошо подготовленного класса. С

их помощью создается общее представление о теме сообщения, и если она

соответствует возрастным интересам учащихся или удачно дополняет изучаемый

в классе графический текст, то естественно предположить, что такой

заголовок не только облегчает аудирование, но и создает определенную

установку на последующую переработку информации: выделить новые данные по

изучаемой теме, сопоставить изложение фактов и т. д. Например: Sieger der

Geschichte.

Информативные заголовки в аудиотекстах оправдывают себя лишь в двух

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.