Она, во-первых, позволяет самому обучаемому выбрать и время и место для
обучения, во вторых, дает возможность получить образование лицам, лишенным
получить традиционное образование в силу тех или иных причин, в третьих,
использовать в обучении новые информационные технологии, в четвертых, в
определенной степени сокращает расходы на обучение. С другой стороны,
дистанционное образование усиливает возможности индивидуализации обучения.
Как правило, в дистанционной форме обучения применяются электронные
учебники. Достоинствами этих учебников, на наш взгляд, являются: во-первых,
их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных
сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний.
С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению
и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В
них также может содержаться большое количество упражнений и примеров,
подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того,
при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний -
компьютерное тестирование.
На современном этапе дистанционное обучение является очень популярной
формой образования в мире. Сегодня сетью университетов и колледжей,
обучающих дистанционным методом, покрыты пять континентов. Создана
Международная Академия Информатизации, а при ней в 1998 г. Всемирный
Распределенный Университет, который сегодня зарегистрирован в трех странах
- в России, в Казахстане и Бельгии.
Практика использования электронных учебников показала, что студенты
качественно усваивают изложенный материал, о чем свидетельствуют результаты
тестирования. Таким образом, развитие информационных технологий дает
широкую возможность для изобретения новых методов методик в образовании и
тем самым повысить его качество.
ВЫБОР СРЕДСТВ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЫ
2.1.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКАХ
А теперь настало самое время попытаться ответить на вопрос "Что
следует понимать под термином «Дистанционное обучение»?".
Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг,
предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью
специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на
средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое
телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Информационно-
образовательная система ДО представляет собой системно-организованную
совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов
взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического
обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей
пользователей. ДО является одной из форм непрерывного образования, которое
призвано реализовать права человека на образование и получение информации.
То есть под дистанционным обучением будем понимать любой вид передачи
знаний, где обучающий и обучаемый разобщены во времени и/или пространстве.
Если согласиться с этим определением, то "старое доброе" заочное обучение и
есть прообраз современного ДО, в котором, однако, отсутствует элемент
индивидуализации. Каким же образом можно привнести элементы
индивидуализации в компоненты дистанционного обучения?
Поскольку современные компьютеры позволяют с большой эффективностью
воспроизводить практически все известные до настоящего времени виды
передачи информации, и, что нам представляется наиболее важным, только они
могут реализовать адаптивные алгоритмы в обучении и обеспечить
преподавателя объективной и оперативной обратной связью о процессе усвоения
учебного материала, то становится совершенно очевидным, что принципиальное
отличие ДО в сегодняшнем его понимании от традиционного заочного
заключается не только в том, что «перо и бумагу» заменяет компьютер , а
«голубиную почту» - Интернет. Мультимедийный компьютер - это не только
новый интегрированный носитель информации, это - устройство наиболее полно
и адекватно отображающее модель "face to face". Кроме этого, только в
компьютерах могут быть реализованы информационно-справочные системы на
основе гипермедийных ссылок, что также является одной из важнейших
составляющих индивидуализации обучения.
Что же такое «Электронный учебник» и в чем его отличия от обычного
учебника? Обычно электронный учебник представляет собой комплект обучающих,
контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на магнитных
носителях (твердом или гибком дисках) ПЭВМ, в которых отражено основное
научное содержание учебной дисциплины. ЭУ часто дополняет обычный, а
особенно эффективен в тех случаях, когда он:
• обеспечивает практически мгновенную обратную связь;
• помогает быстро найти необходимую информацию (в том числе
контекстный поиск), поиск которой в обычном учебнике затруднен;
• существенно экономит время при многократных обращениях к
гипертекстовым объяснениям;
• наряду с кратким текстом - показывает, рассказывает, моделирует и
т.д. (именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедиа-
технологий) позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для
конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу.
К недостаткам ЭУ можно отнести не совсем хорошую физиологичность
дисплея как средства восприятия информации (восприятие с экрана текстовой
информации гораздо менее удобно и эффективно, чем чтение книги) и более
высокую стоимость по сравнению с книгой.
2.1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ
Средства создания электронных учебников можно разделить на группы,
например, используя комплексный критерий, включающий такие показатели, как
назначение и выполняемые функции, требования к техническому обеспечению,
особенности применения. В соответствии с указанным критерием возможна
следующая классификация:
• традиционные алгоритмические языки;
• инструментальные средства общего назначения;
• средства мультимедиа;
• гипертекстовые и гипермедиа средства;
Ниже приводятся особенности и краткий обзор каждой из выделенных
групп. В качестве технической базы в дальнейшем имеется в виду IBM
совместимые компьютеры, как наиболее распространенные в нашей стране и
имеющиеся в распоряжении университета.
ТРАДИЦИОННЫЕ АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ ЯЗЫКИ
Характерные черты электронных учебников, созданных средствами прямого
программирования:
• разнообразие стилей реализации (цветовая палитра, интерфейс,
структура ЭУ, способ подачи материала и т.д.);
• сложность модификации и сопровождения;
• большие затраты времени и трудоемкость;
• отсутствие аппаратных ограничений, т.е. возможность создания
ЭУ, ориентированного на имеющуюся в наличие техническую базу.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ
Инструментальные средства общего назначения (ИСОН) предназначены для
создания ЭУ пользователями, не являющимися квалифицированными
программистами. ИСОН, применяемые при проектировании ЭУ, как правило,
обеспечивают следующие возможности:
• формирование структуры ЭУ;
• ввод, редактирование и форматирования текста (текстовый
редактор);
• подготовка статической иллюстративной части (графический
редактор);
• подготовка динамической иллюстративной части (звуковых и
анимационных фрагментов);
• подключение исполняемых модулей, реализованных с применением
других средств разработки и др. К достоинствам инструментальных средств
общего назначения следует отнести:
• возможность создания ЭУ лицами, которые не являются
квалифицированными программистами;
• существенное сокращение трудоемкости и сроков разработки ЭУ;
• невысокие требования к компьютерам и программному обеспечению.
Вместе с тем ИСОН имеют ряд недостатков, таких как:
• далеко не дружественный интерфейс;
• меньшие, по сравнению с мультимедиа и гипермедиа системами,
возможности;
• отсутствие возможности создания программ дистанционного
обучения.
В нашей стране существует множество отечественных ИСОН: Адонис,
АосМикро, Сценарий, ТесСис, Интегратор и др.
СРЕДСТВА МУЛЬТИМЕДИА
Еще до появления новой информационной технологии эксперты, проведя
множество экспериментов, выявили зависимость между методом усвоения
материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время
спустя. Если материал был звуковым, то человек запоминал около 1\4 его
объема. Если информация была представлена визуально - около 1\3. При
комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышалось
до половины, а если человек вовлекался в активные действия в процессе
изучения, то усвояемость материала повышалось до 75%.
Итак, мультимедиа означает объединение нескольких способов подачи
информации - текст, неподвижные изображения (рисунки и фотографии),
движущиеся изображения.
Аудиоинформация включает в себя речь, музыку, звуковые эффекты.
Наиболее важным вопросом при этом является информационный объем носителя.
По сравнению с аудио видеоинформация представляется значительно большим
количеством используемых элементов. Прежде всего, сюда входят элементы
статического видеоряда, которые можно разделить на две группы: графика
(рисованные изображения) и фото. К первой группе относятся различные
рисунки, интерьеры, поверхности, символы в графическом режиме. Ко второй -
фотографии и сканированные изображения.
Динамический видеоряд практически всегда состоит из
последовательностей статических элементов (кадров). Здесь выделяются три
типовых элемента: обычное видео (около 24 фото в секунду), квазивидео (6-12
фото в секунду), анимация. Использование видеоряда в составе мультисреды
предполагает решение значительно большего числа проблем, чем использование
аудио. Среди них наиболее важными являются: разрешающая способность экрана
и количество цветов, а также объем информации.
Характерным отличием мультимедиа продуктов от других видов
информационных ресурсов является заметно больший информационный объем,
поэтому в настоящее время основным носителем этих продуктов является
оптический диск CD-ROM стандартной емкостью 640 Мбайт. Для профессиональных
применений существует ряд других устройств (CD-Worm, CD-Rewriteable, DVD и
др.), однако они имеют очень высокую стоимость.
ГИПЕРТЕКСТОВЫЕ И ГИПЕРМЕДИА СРЕДСТВА
Гипертекст - это способ нелинейной подачи текстового материала, при
котором в тексте имеются каким-либо образом выделенные слова, имеющие
привязку к определенным текстовым фрагментам. Таким образом, пользователь
не просто листает по порядку страницы текста, он может отклониться от
линейного описания по какой-либо ссылке, т.е. сам управляет процессом
выдачи информации. В гипермедиа системе в качестве фрагментов могут
использоваться изображения, а информация может содержать текст, графику,
видеофрагменты, звук.
Использование гипертекстовой технологии удовлетворяет таким
предъявляемым к учебникам требованиям, как структурированность, удобство в
обращении. При необходимости такой учебник можно "выложить" на любом
сервере и его можно легко корректировать. Но, как правило, им свойственны
неудачный дизайн, компоновка, структура и т.д.
В настоящее время существует множество различных гипертекстовых
форматов (HTML, DHTML, PHP и др.).
2.1.3. КРИТЕРИИ ВЫБОРА СРЕДСТВ
При выборе средств необходима оценка наличия:
• аппаратных средств определенной конфигурации;
• сертифицированных программных систем;
• специалистов требуемого уровня.
Кроме того, необходимо учитывать назначение разрабатываемого ЭУ,
необходимость модификации дополнения новыми данными, ограничение на объем
памяти и др.
Благодаря бурно развивающейся технологии средства мультимедиа и
гипермедиа становятся достаточно дешевыми, чтобы устанавливать их на
большинство персональных компьютерах. Кроме того, мощность и быстродействие
аппаратных средств позволяют использовать вышеупомянутые средства.
2.1.4.СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО
УЧЕБНИКА
На рынке компьютерных продуктов с каждым годом возрастает число
обучающих программ, электронных учебников и т.п. Одновременно не утихают
споры о том, каким должен быть "электронный учебник", какие функции
"вменяются ему в обязанность". Традиционное построение ЭУ: предъявление
учебного материала, практика, тестирование.
В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования:
1. Информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована
и представлять собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом
новых понятий.
2. Каждый фрагмент, наряду с текстом, должен представлять информацию
в аудио- или видео ("живые лекции"). Обязательным элементом интерфейса для
живых лекций будет линейка прокрутки, позволяющая повторить лекцию с любого
места.
3. Текстовая информация может дублировать некоторую часть живых
лекций.
4. На иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства,
должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с
движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы,
чертежа сборки изделия, пульта управления объектом и т.д.).
5. Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными
перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой
информации, а также мощным поисковым центром. Перспективным элементом может
быть подключение специализированного толкового словаря по данной предметной
области.
6. Видеоинформация или анимации должны сопровождать разделы, которые
трудно понять в обычном изложении. В этом случае затраты времени для
пользователей в пять-десять раз меньше по сравнению с традиционным
учебником. Некоторые явления вообще невозможно описать человеку, никогда их
не видавшему (водопад, огонь и т.д.). Видеоклипы позволяют изменять масштаб
времени и демонстрировать явления в ускоренной, замедленной или выборочной
съемке.
7. Наличие аудиоинформации, которая во многих случаях является
основной и порой незаменимой содержательной частью учебника.
2.1.5.РЕЖИМЫ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА
Можно выделить 3 основных режима работы ЭУ:
1. обучение без проверки;
2. обучение с проверкой, при котором в конце каждой главы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|