Меню
Поиск



рефераты скачатьМорфологические особенности английских существительных

Морфологические особенности английских существительных

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра теории и практики перевода

Допущена к защите

заведующая кафедрой

_______________Т.М. Данчева.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Морфологические особенности английских существительных

Студент-дипломник: Протасова Д.В.

ИФ ОГРФ, 5 курс, гр. 501

Руководитель: Скибина В.И.

Доцент, кан.фил.н.

Южно-Сахалинск

2003

Оглавление:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ АНГЛИЙСКОЙ ЛЕКСИКИ 6

1.1. Морфологическая структура английского слова 6

2. Основные словообразовательные способы в системе английского

существительного 11

2.1. Аффиксация 11

2.2. Конверсия 39

2.3. Словосложение 49

Заключение 59

Список литературы 62

приложение

ВВЕДЕНИЕ

В своей книге «Словообразование английского языка» П.М. Каращук

указывает на два основных значения термина «словообразование», которые

следует четко различать. В первом своем значении данный термин

употребляется для выражения постоянного процесса образования новых слов в

языке. «Язык находится в состоянии непрерывного развития, включающего

определенные языковые процессы, в том числе и процесс создания новых

лексических единиц. Этот процесс и получил название «словообразование»»

(19, 8).

В своем втором значении термин «словообразование» обозначает раздел

науки, занимающийся изучением процесса образования лексических единиц (19,

8).

Словообразование как самостоятельная дисциплина стала осознанной целью

исследования лишь в последние десятилетия. Несмотря на то, что

словообразование является самостоятельным разделом науки о языке, оно

неразрывно связано с другими его разделами: морфологией, синтаксисом и

лексикологией.

«Основная задача словообразования как раздела науки, занимающейся

изучением процесса образования лексических единиц, – это изучение

формальных, семантических, генетических и других закономерностей и

особенностей образования новых лексических единиц, возникающих в процессе

развития языка» (19, 9). Суть словообразовательных процессов заключается в

создании новых наименований.

К наиболее продуктивным способам словообразования в современном

английском языке относятся:

. образование слов посредством суффиксов и префиксов - аффиксальный

способ;

. процесс образования новых лексических и морфологических единиц

посредством перехода из одной части речи в другую – конверсия;

. образование слов посредством сложения основ слов – словосложение.

В процессе исследования было обнаружено, что существует большое

количество литературных источников, посвященных лексикологии, морфологии и

грамматике английского языка (всего было использовано 48 литературных и

электронных источников). Отдельные аспекты проблемы исследованы достаточно

глубоко; в частности, ею занимались такие видные ученые, как А.И.

Смирницкий, И.В. Арнольд, Н.А. Кобрина, Л.С. Бархударов, О.Д. Мешков, Е.С.

Кубрякова, П.М. Каращук и др. Однако интересующая нас проблематика все же

изучена недостаточно полно, что определяет актуальность выбранной для

исследования проблемы и необходимость обращения к ресурсам Интернета при её

рассмотрении.

Целью исследования является описание морфологических особенностей

английских существительных, особенностей их структуры и процесса

образования новых единиц номинативной лексики.

Объектом исследования является 1630 номинативных единиц, отобранных

методом сплошной выборки из англоязычных газет и журналов, особенности их

морфологической структуры.

Цель и объект исследования определили круг задач, которые было

необходимо решить в процессе работы:

. раскрыть особенности морфологической структуры английских

существительных;

. сравнить морфологические структуры английских существительных и других

частей речи;

. изучить проявление морфологических особенностей имен существительных

английского языка в письменной речи на примере англоязычных газет и

журналов;

. показать различие частотных характеристик и степени продуктивности

словообразовательных способов в системе английских существительных.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы

исследования:

. анализ отечественной и зарубежной литературы в области морфологии,

лексикологии и грамматики иностранных языков, ресурсов Интернета;

. отбор методом сплошной выборки примеров употребления производных

номинативных единиц из англоязычной прессы (газет и журналов) и

художественных произведений для выявления морфологических особенностей

имен существительных;

. элементы методов статистического анализа.

Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух

глав, заключения, списка использованной литературы и приложений к дипломной

работе.

Ценность данной дипломной работы, по нашему мнению, с методической

точки зрения, заключается в том, что при анализе литературы по данному

вопросу, при исследовании практического материала были выделены особо

продуктивные способы словообразования в системе английского

существительного, которые могут быть включены в учебный материал для курса

английского языка в средней общеобразовательной школе. В отличие от других

частей речи, изучение существительных должно включать в себя

словообразовательные модели и знакомство с морфемами, их составляющими,

поскольку производные существительные занимают достаточно большой объем

словарного состава современного английского языка.

1. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ АНГЛИЙСКОЙ ЛЕКСИКИ

1.1. Морфологическая структура английского слова

В английском языке слова могут быть простыми, производными и сложными.

Простое слово состоит из корня, к которому могут присоединяться

морфологические флексии: например table, book – простые слова. Производное

слово – это слово, по отношению к которому был произведен какой-либо

словообразовательный акт: например, speaker, government, to bed являются

производными словами. При этом глагол to bed по морфологической структуре

представляет собой простое слово, и в этом смысле не отличается, от

существительного, а bed, однако глагол является продуктом

словообразовательного акта (конверсии) и, поэтому, to bed - слово

производное. Следовательно, морфологическое и словообразовательное строение

слова могут не совпадать с точки зрения их членимости и нечленимости.

Сложное слово – это слово, которое образовалось в результате сложения

двух или более основ: например: blackboard, handcraft, weekend. В

лингвистической литературе принято выделять также производносложные

(сложнопроизводные) слова, имея в виду сложные слова, по отношению к

которым был произведен словообразовательный акт. В самом названии –

сложнопроизводное слово – отражается и морфологический состав слова (две

основы) и акт словопроизводства, например: a first-nighter. Так, в книге «A

course in modern English lexicology” слова a break-down, a castaway, a

runaway рассматриваются как сложнопроизводные (derivational compounds) (42,

197). В этом названии - сложнопроизводное слово - отражается и

морфологический состав слова (две основы) и акт словопроизводства (в данном

случае конверсия). Выделение сложнопроизводных слов как особой категории

можно признать целесообразным, но при этом следует учитывать, что со

словообразовательной точки зрения двуосновные производящие слова, которые

служат основами для образования тех или иных производных, ничем не

отличается от односоставных. Например, для словообразовательного анализа

как bomb v., так и atombomb v. являются продуктом конверсии N>V; тот факт,

что atombomb v. является двуосновным производящим словом, никакой роли не

играет с точки зрения словообразовательного анализа. Точно также

словообразовательный анализ не делает различия между двуосновным словом

first-nighter и одноосновным Londoner. И то и другое образовалось путем

прибавления суффикса -er к основе.

Словообразовательный элемент может быть присоединен не только к

односоставному или двуосновному слову, но и к словосочетанию, например,

blue-eyed=(blue+eye/s/)+ed. В этом случае можно говорить о производных

(например, суффиксальных) словах, производящей основой для которых служит

словосочетание. В них можно различать производные от свободных сочетаний

(long-nosed) и от устойчивых сочетаний(old-maidish, grass-widowed) (23,

25).

Морфологическая структура английских простых слов не сложна. Она не

отягощена морфологическими показателями частей речи, рода, типа склонения

или спряжения. Например, английское существительное book несет в себе лишь

семантическое значение и указывает на единственное число. Русское слово

«книга» в отличие от английского book, сообщает о том, что это

существительное женского рода и определенного типа склонения.

Современный английский язык обладает всего несколькими

словоизменительными флексиями: -s множественное число существительных, -‘s

притяжательный падеж, -s 3-е лицо единственного числа глаголов настоящего

времени, -ed прошедшее время глагола. Это также значительно упрощает

морфологическую структуру английских слов. Другими словами, в английском

языке корень очень часто полностью материально совпадает с основой слова.

Важным также является и то, что большое количество английских слов –

односложные.

Структура английского слова, а вместе с ней и проблема ее анализа,

усложняется, как только мы обращаемся к производным словам. В отличие от

простых слов, многие английские производные слова маркированы с точки

зрения принадлежности их к частям речи, хотя омонимия аффиксов и конверсия

частей речи значительно снижают способность английских аффиксов к индикации

частей речи (23, 26).

Прибавление словообразовательного аффикса усложняет структуру

английского слова, но все же оно сохраняет свою относительную простоту, так

как сама аффиксация, точнее суффиксация, не вносит в слово никаких

морфологических признаков, кроме индикации частей речи (23, 26). Так,

например, для сравнения приведем суффиксацию в немецком языке, где суффикс

сигнализирует о принадлежности слова к грамматическому роду, отсюда к

определенному типу склонения и т.п.; например, суф. -er сигнализирует о

мужском роде (der Schaffner), суф. -schaft о женском роде (die

Freunschaft), суф. -tum о среднем. Das Madchen, das Brotchen Однако не все

так просто и в структуре английских производных слов. Анализ их структуры

осложняется, по крайней мере, двумя факторами. Во-первых, существует

большое количество алломорфных форм словообразовательных аффиксов, особенно

суффиксов (алломорфа- это фонетический и/или орфографический вариант

морфемы). Это значит, что для опознания суффикса и основы недостаточно

знать одну форму суффикса, например -able, а целый ряд его алломорф.

Например, суф.-able представлен следующими алломорфами (приводятся только

орфографические варианты):-able (breakable), -ible (responsible), -ibl

(incompatibly),-uble (dissoluble), -abil (advisability), -ubil

(dissolubility) (23, 26).

Выявление всех алломорф, характер сочетаемости суффиксов с различными

видами основ, дистрибуция суффикса и другие вопросы составляют предмет

словообразовательной морфологии (23, 27).

Второй, важный для проблем словообразования, фактор состоит в

выделимости словообразовательного аффикса и, следовательно, в отнесении

того или иного слова к разряду производных. Этот фактор для английского

языка осложняется тем, что в этом языке имеется большое количество слов,

которые были заимствованы вместе со словообразовательными аффиксами, однако

корни этих слов не имеют в современном английском языке самостоятельного

употребления. Такие слова функционируют параллельно со словами, в которых

после вычитания аффикса остается часть, равная полнозначному слову. Эта

проблема применительно к словообразованию правильно, на наш взгляд,

решается, например, Г. Марчандом, который считает, что для словообразования

такие слова как horror, horrid, horrify; stupor, stupid, stupefy не

являются производными (44, 4-5). В самом деле, то, что выделяется как

суффикс или префикс в таких словах не обнаруживает смысловых отношений с

теми частями слова, которые остаются после вычитания того, что принимается

за суффикс или префикс. Для современного языкового сознания такие слова

нечленимы. Выделение в них каких-то элементов может иметь значение только

для диахронического (исторического) анализа. С точки зрения

словообразовательного анализа слово является производным, если оно может

быть произведено от производящей основы членами данного языкового

коллектива (23, 27).Если слово может появляться в речи только как готовая

воспроизводимая единица, то оно не производное. Однако всякий, кто, так или

иначе, занимается словообразовательным анализом, будь то в практических или

теоретических целях, не должен удивляться тому, когда с одной стороны в

слове “явно” выделяется часть, похожая на префикс или суффикс, а с другой

стороны остается часть слова, не имеющая никакого значения (23, 27-28).

Таким образом, мы пришли к выводу, что английский язык, в отличие, к

примеру, от русского, имеет всего несколько словоизменительных флексий, что

упрощает морфологическую структуру слов. При этом важным моментом является

то, что большая часть английских слов – односложные. Наряду с большим

количеством односложных слов существуют также производные и сложные. Многие

из них, в отличие от простых слов, маркированы с точки зрения

принадлежности их к частям речи. Прибавление словообразовательного аффикса

усложняет структуру английского слова, но оно все же сохраняет свою

относительную простоту.

2. Основные словообразовательные способы в системе английского

существительного

Само слово «словообразование» приобрело двоякое значение. С одной

стороны, оно означает процесс и правила образования слов. С другой стороны,

этот термин означает определенный аспект лингвистической науки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.