Представьте,
что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: "Ау-ау". Произносить
звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче.
Эхо
Дети
становятся в два ряда лицом друг к другу. Одни громко произносят:
"А!" Другие тихо отзываются: "А-а-а".
Вьюга
Изобразим
зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу "Вьюга начинается"
вы тихо произносите: "У-у-у". По сигналу "Сильная вьюга"
говорите громко: "У-у-у". По сигналу "Вьюга кончается"
произносите тише и смолкаете по сигналу "Вьюга кончилась".
-19-
Гудок
паровоза
Изобразим
гудок паровоза: "У-у-у-у". Сначала воспроизводим звук приближающегося
паровоза, а потом удаляющегося.
Маленькое
привидение из Вазастана
Вспомним
повесть А.Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше". В одной
из глав рассказывается, как Карлсон переоделся в привидение, чтобы напугать
воров, залезших к Малышу в дом. Он летал в белом балахоне и завывал ужасным
голосом: "У-у-у".
Пожарная
машина
Начался
пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам города и издает
пронзительные звуки сирены: "У-у-у-у-у".
Пионерский
горн
Представьте,
что вы отдыхаете в пионерском лагере. Утром вас будит звук пионерского горна.
Горнист трубит: "Ту-ту-ту-ту". ("Вставай - вставай, кровати
заправляй!") А теперь вы постарайтесь изобразить звук горна.
13.УПРАЖНЕНИЯ НА ВЫБОР АДЕКВАТНОЙ ГРОМКОСТИ
1.
Выразительно прочитайте стихотворения, выбирая нужную степень громкости. Какие
слова в тексте подсказывают вам, как нужно прочитать стихи - громко или тихо?
***
Ночь. Уснули улицы.
Тише, туча, тише,
Гулкие дождинки
Не роняй на крыши.
Сны приходят к детям.
Фонари зажглись.
–20-
Тише, тише, ветер,
В окна не стучись.
Л.Яхнин
***
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте, что есть мочи!
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землею.
Пусть бежит в полях поземка
Белою змеею!
С.Маршак
***
Левой, правой!
Левой, правой!
На парад
Идет отряд.
Барабанщик очень рад:
Барабанит,
Барабанит
Полтора часа подряд.
Но назад идет отряд.
Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан уже дырявый.
А.Барто
-21-
14.ДИАПАЗОН И ОКРАС ГОЛОСА
Слово
диапазон (dia pason) греческого происхождения и означает «через все», то есть
-- в музыке -- через все звуки. Под музыкальным диапазоном понимается
расстояние от самого низкого звука, который может издать инструмент или голос,
до самого высокого. Оратор, который хочет быть убедительным, говорит медленно и
в низкой тональности. Но он должен оставаться в рамках естественного диапазона
своего голоса, иначе он будет казаться неискренним.
Кроме
диапазона голоса немаловажен и окрас.
1.
Металлическое звучание - говорит об энергичности и твердости. Нет лучшего
образца для иллюстрации, чем Жуков в исполнении Михаила Ульянова.
2.
Елейный, масляный, жирно-мягкий голос - происходит от лишь изображаемой
дружественности, фальшивого пафоса - по нему легко разоблачить подхалима.
Например, так говорил Чичиков из "Мертвых душ" Гоголя в исполнении
Калягина.
Особенно
важно следующее различие, которое легко улавливается уже после короткой
тренировки:
3- певучая речь (сильное подчеркивание гласных) - темпераментность,
чувственность, типична для людей, которых называют "добряками". Таким
добряком был Евгений Леонов в роли заведующего детским садом в фильме
"Джентльмены удачи" (но только не в роли Доцента: изменилась сущность
персонажа - изменился и голос; это актерский талант);
- речь, в которой гласные отступают на второй план перед остро подчеркиваемыми
согласными - преобладание разума и воли, точно анализирующий рассудок.
-22-
Это
мастерски сыграл Владимир Высоцкий: капитан Жеглов в фильме "Место встречи
изменить нельзя".
4.
Монотонный голос - скрытность, зажатость, робость. Так, наверное, мог бы
говорить Беликов из повести Чехова "Человек в футляре", - вот уж
эталон скрытности, "футлярности", - или, например, Осип - слуга
Хлестакова из гоголевского "Ревизора".
5.
Высота, мелодичность голоса меняются в широких пределах - открытость,
многообразие интересов, внутренняя свобода. Таким представил нам Остапа Бендера
актер Андрей Миронов.
6.
Падение тона к концу фразы - вероятно, слабая воля, мягкость. Иногда это может
быть результатом физической слабости, например, у глубоких стариков.
7.
Ритмические колебания высоты тона - оживление при внутренней уравновешенности,
способности к творчеству. Именно так сыграл актер Юрский в "Золотом
теленке" Остапа Бендера. (И вновь сравним: два актера - это все-таки два
разных Бендера, и не последнюю роль в создании этих образов сыграло различие
актерских голосов).
8.
Неритмичные колебания: есть неравномерное повышение и падение тона -
неуравновешенность, отсутствие стабильности.
9.
Округло-текучая манера говорить с мягкими переходами отдельных звуков и слов -
глубокая, полная эмоциональная жизнь. Так говорил Пьер Безухов из романа
"Война и мир". Не случайно Наташа Ростова считала, что в нем есть
что-то "круглое".
10.
Угловато-отрывистая речь с внезапными изменениями громкости - трезвое,
целенаправленное, прагматичное мышление, иногда нервозность. Можно встретить у
определенного типа офицеров, учителей и политиков с явной или скрываемой
авторитарностью, склонностью к диктату.
-23-
Голос
каждого человека имеет диапазон в полторы октавы, а диапазон всех голосов,
объединенных вместе, - пять октав.
Человеческий
голос имеет разную тональность в зависимости от индивидуальных особенностей
организма и обстановки: во время беседы у мужчины эта величина от
"до" первой октавы до "до" второй октавы, а у женщины - от
"соль" второй октавы до "соль" третьей октавы; при чтении
вслух у мужчины - от "соль" первой октавы до "соль" второй
октавы, а у женщины - от "ля" второй октавы до "ля"
третьей; при крике, возгласе у мужчины - от "до" третьей октавы до
"ми" третьей октавы, у женщины - от "ми" четвертой октавы
до "фа" четвертой октавы.
Интересные
факты
Певческие
голоса по силе звука классифицируются следующим образом:
Обычный
голос - 80 дБ
Концертный голос - 90 дБ
Опереточный голос - 100 дБ
Голос в комической опере - 110 дБ
Оперный голос - 120 дБ
Голос во всемирно известной опере - громче 120 дБ
Для
сопоставления заметим, что сверхзвуковой пассажирский самолет
"Конкорд" при отрыве от взлетной полосы производит шум в 130 дБ.
Продолжительность звука издаваемого человеком
Если средняя продолжительность одного звука (например,
ноты "ля") без изменения тона и на одном дыхании для большинства
людей 20-25 с, то рекорд составляет 55 с.
Различные манеры говорить
Шепот
-24-
Проделайте небольшой эксперимент, в результате
которого вы окажетесь без голоса.
Положите пальцы на шею по обе стороны трахеи на уровне
адамова яблока и сначала говорите обычным голосом. Вследствие трения воздуха о
голосовые связки вы почувствуете вибрацию. Затем прошепчите что-нибудь.
Голосовые связки перестают колебаться, хотя вы продолжаете говорить. Почему?
Потому что в этом случае слова произносятся исключительно за счет выдыхаемого
воздуха и движений рта.
Речь на вдохе
Мы всегда говорим на выдохе. Только в редких случаях
мы это делаем на вдохе, произнося короткие слова, например "да" или
"нет". Попробуйте поэкспсриментировать и сделать свой голос очень
звонким. Позвоните кому-нибудь из друзей и говорите с ним на вдохе. Ваш голос
настолько изменится, что даже близкий знакомый вас не узнает.
15.БЛАГОЗВУЧИЕ ГОЛОСА
Голос
- это звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу
напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха.
Главные
качества любого голоса - это сила, высота, тембр. Для хорошо поставленного
голоса характерны еще и такие свойства, как благозвучность, полетность,
подвижность и разнообразие тона.
Сила
голоса - это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и
речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий
коммуникации.
-25-
Поэтому
одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.
Высота
голоса - это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для
обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи
человек чаще всего использует лишь 3-4 ноты. Расширение диапазона делает речь
выразительнее.
Тембром
голоса называют его неповторимую индивидуальную окраску, которая обусловлена
строением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихся
в резонаторах - нижних (трахея, бронхи) и верхних ( полость рта и полость
носа). Если нижними резонаторами мы не можем произвольно управлять, то
использование верхних резонаторов может поддаваться совершенствованию.
Под
благозвучностью голоса понимается чистота его звучания, отсутствие неприятных
призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т.п.). В понятие благозвучности
включается прежде всего звонкость . Голос звучит звонко, когда он
резонирует в передней части полости рта. Если же звук формируется у мягкого
неба, он получается глухим и тусклым. Звонкость голоса зависит и от собранности
звука (его концентрации у передних зубов), от направленности звука, а также от
активности губ.
Благозвучность
голоса подразумевает, кроме того, и свободу его звучания , что
достигается свободной работой всех органов речи, отсутствием напряжения,
мускульных зажимов. Такая свобода достигается ценой долгих упражнений.
Благозвучность
голоса не следует отождествлять с благозвучием речи. Под последним понимается
отсутствие в речи сочетания или частого повторения звуков, которые режут слух.
Благозвучие речи предполагает наиболее совершенное сочетание звуков, удобное
для произношения и приятное для слуха. Например, вызывает какофонию (то есть
оценивается как дурно звучащее) повторение в пределах фразы или словосочетания
-26-
свистящих
и шипящих звуков без специальных стилистических целей: Однако к технике речи
проблемы ее благозвучности не относятся.
Полетность
голоса - это его способность быть хорошо слышимым на значительном расстоянии
без увеличения громкости.
Подвижностью
голоса принято называть его способность без напряжения меняться по силе, высоте,
темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратора
изменение определенных качеств голоса всегда преследует определенную цель.
Под
тоном подразумевают эмоционально-экспрессивную окрашенность голоса,
способствующую выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон речи
может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т.д. Он
создается с помощью таких средств, как увеличение или ослабление силы голоса,
паузация, убыстрение или замедление темпа речи.
16.ГОЛОС, КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1.
Механизмы и строение
голосового аппарата. Мышцы - дыхание - голос, их взаимосвязь.
.2. Дыхание. Позвоночник как опора дыхания. Релаксация. Связь дыхания с
переживаемым чувством. Дыхание - источник звука. Самопознание через дыхание.
.3. Звуковой канал. Освобождение мышц языка, мягкого неба, челюсти.
.4. Резонаторы. Резонаторные полости, их расположение. Изучение голосовых
вибраций в разных частях резонаторной лестницы.
.5. Диапазон голоса. Освоение голосовых регистров. Динамический диапазон.
.
-27-
6.
Артикуляция. Раскрепощение мышц артикуляционного аппарата, их действие. Связь
движений руки с речью. Дикция. Познание гласных как проводника чувств. Познание
согласных как проводника интеллекта.
.7. Речь и ее выразительность. Связь слова и чувства. Темпо-ритм речи, его
связь с переживаемыми чувствами. Особенности индивидуального внутреннего ритма
и его изменение в зависимости от передаваемого содержания. Тембр голоса, связь
его с чувствами. Обогащение голоса низкими обертонами. Мелодика речи.
Интонация. Искренность и искусственность интонации.
.8. Подготовка голоса к звучанию. Гигиена голосового аппарата.
Деятельность
голосообразующего и артикуляционного аппаратов находится под регулирующим
влиянием коры головного мозга. Речь формируется благодаря функционированию
слухового анализатора и составляет деятельность второй сигнальной системы. В
связи с этим частотный диапазон голоса укладывается в частотный диапазон
слухового восприятия, составляя его часть. Так, если диапазон воспринимаемых
человеком передающихся через воздух звуков охватывает область от 16 до 20 000
Гц, то диапазон звуков, применяемых в пении, приблизительно находится в
интервале от 64 до 1356 Гц.
Голос
характеризуется силой, высотой и тембром. Сила голоса определяется мощностью
выдыхаемого воздуха, степенью напряжения голосовых складок, амплитудой их
колебаний. Высота голоса характеризуется количеством колебаний голосовых
складок в одну секунду, которое зависит от длины, упругости и толщины последних.
Тембр определяет окраску голоса (теплоту, мягкость, благозвучность). Он
формируется за счет призвуков, или гармоник, образующихся в резонаторах. В
вокале различают постоянные и меняющиеся резонаторы. К постоянным относятся
полости глотки, рта и носа, которые составляют так называемую надставную трубу.
Меняющиеся резонаторы - это эмоции, под влиянием которых изменяется голос во
время разговора или пения. Тембр голоса имеет возрастные особенности.
-28-
Певческий
голос. Различают дискантовые и альтовые детские певческие голоса: дискант -
высокий детский голос, альт - низкий (выше тенора).
17.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ученые
давно доказали: секрет успеха человека - в его голосе. Только вот люди привыкли
к тому, что они умеют говорить, к своему голосу, его интонациям и тембру: им и
в голову не приходит, что они даже на одну десятую не используют его
потенциальных возможностей.
Все дело в высокой форманте, которая от природы заложена в голосовых связках
человека и о которой сам человек, понятно, ни сном ни духом не ведает. Между
тем от умения приводить в резонанс связочный аппарат, используя высокие
частоты, зависит выразительность речи, делающая человека особенно
привлекательным. Такой голос оценивается как лидерский, и ему отдают
предпочтение большинство людей. Вспомните, как часто вам доводилось слышать,
что человек, который нравится всем, обладает харизмой. Любимцем публики делает
его именно умение пользоваться всеми диапазонами спектра речи, в особенности
диапазоном высокой форманты.
Проведенный учеными спектральный анализ речи дикторов показал, что у наиболее
известных из них присутствует весь диапазон как низких, так и средних и высоких
частот - от 80 до 2800 Гц. Обычный же человек использует при разговоре в
среднем от 80 до 500 (максимум до 1700 Гц). Зона так называемой высокой
форманты (от 2000 до 2800 Гц) чаще всего остается незатронутой.
Впрочем, выдающиеся люди всегда пользовались чарующей силой своего голоса.
"От Советского информбюро..." - голос диктора Советского Союза Юрия
Левитана звучал так мощно и выразительно, что, слушая его, советские воины,
перед тем как отправиться на поле битвы, заряжались непоколебимой верой в то,
что они победят. Откуда только бралась такая мощь в невысоком, худом человеке!
-29-
Сам
Гитлер назвал его своим злейшим врагом. Секрет Левитана прост: 60 процентов
спектра его голоса находилось в области высокой форманты.
У известного волжского баса Шаляпина в диапазоне высокой форманты находилось
80% спектра голоса и лишь 20% распределялось на басовую и среднюю
низкочастотные области. А бархатистый баритон известного певца Френка Синатры,
покорившего сердца половины женщин Америки, имел средние низко- и
высокочастотные характеристики. Нашумевшая четверка "Битлз" в
кульминационных частях своих песен увеличивала диапазон высокой форманты в унисон,
доводя поклонниц до полного экстаза.
Сегодня благодаря разработкам наших ученых стало возможным контролировать и
совершенствовать свои голосовые данные. На первый взгляд все просто. Человек
говорит в микрофон, его речь обрабатывается программой, и на мониторе в режиме
реального времени отображается его речевой спектр. Выделяются зоны низких,
средних и высоких частот.
В настоящее время разработаны методики развития дикторских способностей,
которые позволяют любому человеку совершенствовать свой голос. Спустя время вы
заметите, как мечты сбываются. Отныне вы не будете выглядеть "серой
мышью". И это не удивительно! Магнетизм вашего голоса будет не только
притягивать к вам людей, но и превратит вас в человека, которому невозможно
отказать, на которого нельзя сердиться, обижаться и уж тем более ругаться...
Теперь вы справитесь с любой ситуацией! Но это еще не все.
С помощью определенных тренировок, можно добиться усиления мощности голоса,
появления в нем любого необходимого оттенка (обертона, гармоники).
Голос
имеет особую привлекательность. Это не просто физическое свойство организма,
это тонкое орудие, с помощью которого можно добиться очень многого.
-30-
У
признанных мастеров различных эпох необыкновенно приятные и выделяющиеся
голоса: шепот с придыханием Мэрилин Монро, нежный голос Мишель Пфайфер,
глубокий, волнующий – Эдит Пиаф, глуховатый, с хрипотцой – у Марлен Дитрих,
низкий обволакивающий – у Ричарда Чемберлена. Все эти актеры уделяли постановке
голоса необыкновенно много сил. Разве станешь звездой Голливуда с пронзительным
визгливым голосом?
-31-
ПЛАН
1.
ВВЕДЕНИЕ
4 стр.
2
.ХАРАКТЕРИСТИКА ГОЛОСА 5
стр.
3.СВОЙСТВО
ГОЛОСА
8 стр.
4.ГОЛОС,
КАК
ФУНКЦИЯ 9
стр.
5.ДЫХАТЕЛЬНЫЕ
УПРАЖНЕНИЯ 11
стр.
ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ ДИАПАЗОНА
ГОЛОСА
6.ТЕМП РЕЧИ И
ПАУЗЫ
12 стр.
7.УПРАЖНЕНИЯ НА
ПРАВИЛЬНОЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАУЗ 14
стр.
8.ТОН
ГОЛОСА.
15 стр.
9.РЕЗОНАНС ГОЛОСА
15 стр.
10.ЗАБОТА О ДИАПАЗОНЕ
ГОЛОСА 17 стр.
11.СИЛА
ГОЛОСА 18
стр.
12.УПРАЖНЕНИЯ
НА РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА 19
стр.
13.УПРАЖНЕНИЯ
НА ВЫБОР АДЕКВАТНОЙ ГРОМКОСТИ. 20 стр.
14.ДИАПАЗОН
И ОКРАС
ГОЛОСА 22
стр.
15.БЛАГОЗВУЧИЕ
ГОЛОСА 25
стр.
16.ГОЛОС,
КАК
ИНСТРУМЕНТ
27 стр.
ЭФФЕКТИВНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
17.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
29 стр.
18.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
32 стр.
-3-
ДИАПАЗОН ГОЛОСА
И РАБОТА НАД НИМ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ИССКУСТВ И КУЛЬТУРЫ
ФАКУЛЬТЕТ КиХТ
КАФЕДРА РЕЖИССУРЫ
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО
СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ
ВЫПОЛНИЛА
СТУДЕНТКА 3 КУРСА РТС ОЗО
КОСЫХ В.С.
ПЕДАГОГ
ПАРФЁНОВА Э.В.
ТЮМЕНЬ 2002Г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Карнеги Д. Как завоевывать друзей - Мн.: Беларусь. 1990.
2. Данкел Ж. Деловой этикет. Серия «1000 секретов успеха ». Ростов н/Д: Феникс, 1997.
3. Девис Ф. Создай себе имидж/ Пер. с англ. С. И. Ананин; Худ.
обл. М. Б. Драко.- Мн.: ООО «Попурри», 1998.
4. Честера Д. Деловой этикет.Пер. с англ. Л.Бесковой.-М.:Агенство «Фаир»,
1997.
5. Б.В.Гладков,
М.П.Пронина, О полётности сценического голоса, Теория и практика сценической
речи, вып.2, 1992, СПб. Гос.институт теат-ра, музыки и кинематографии.
6. Войскунский А. Е.
“ Я говорю, мы говорим ”, М, Просвещение,1989
7.Ночевник М. Н.
“Человеческое общение”, М.,Просвещение,1986
8.Павлова Л. Г.
“Спор, дискуссия, полемика” , М, Просвещение, 1991
9.Сопер П. “Основы
искусства речи”, М, 1995
10.Социальная
психология и этика делового общения. Лавриненко В. Н. М., 1995
11.В.С.Кантарович
“Гигиена голоса”. М.1955
13. К.С.
Станиславский “Работа актера над собой”, Письма. Л.1980
12.Н.П.
Вербовская, О.М. Головина, В.В. Урнова “Искусство речи”. Из-во
-32-
Страницы: 1, 2, 3
|