Меню
Поиск



рефераты скачать Диапазон голоса и работа над ним

-11-

Примечание. Если при выполнении этих упражнений вы почувство­вали головокружение, необходимо остановиться. Это мо­жет произойти потому, что вы стали вдыхать больше чем обычно количество кислорода, и это "удивило" мозг. Вер­нитесь к своему нормальному дыханию и сконцентрируй­тесь на выдохе.


Упражнения для двоих:

Партнер А быстро задает партнеру Б ряд вопросов. То, насколько сложными и личными должны быть вопросы, он или она решают сами. Б же обязан от­вечать правдиво. Когда задается вопрос, Б созна­тельно делает вдох, держа руку на животе (если так ему или ей удобнее), затем начинает выдыхать, а потом отвечает. Между вопросом и ответом будет неестественно длинная пауза, во время которой А сможет заметить симптомы "ключичного" дыхания (см. четвертую главу). Затем партнеры меняются ролями. Цель Б — сознательно контролировать с помощью дыхания проявление любых панических реакций. Это упражнение полезно освоить перед тем, как пойти на собеседование.

1.  "А" называет тему, а "Б" должен начать говорить  что-либо связанное с предложенной темой после  того, как сознательно проконтролирует вдох и выдох и убедится в том, что дышит животом. "Б" не  разрешается комментировать тему, чтобы пытать­ся выиграть время, например, говорить что-нибудь типа: "Да, отдых — интересная тема, что бы я мог  такого сказать про отдых?" При желании в этом случае "А" может назвать другую тему, желатель­но более сложную. "А" не должен позволять "Б" войти в определенный ритм (например, если "Б" будет знать, что каждый раз после того, как он скажет два предложения, последует новая тема). "А" должен стараться действовать неожиданно. Затем партнеры меняются ролями. При выполне­нии упражнения важно не содержание того, о чем будете говорить, а контроль над нарушением рит­ма дыхания и паническими состояниями в норму. 

   Речь с придыханием часто считается сексуальной, возможно потому, что ассоциируется с половым актом. Эти ассоциации в свое время помогли Мэрилин Монро создать свой имидж. Речь с придыханием производит впечатление слабости, ранимости, а женщине придает оттенок "маленькой девочки". Все это хорошо для ужина вдвоём, но не очень-то подходит для презентации или выполнения роли председательствующего на собрании. При близком общении такая манера речи может оказаться эффектив­ной, но при необходимости контакта с большой аудитори­ей она вызывает проблемы. Дыхание придает голосу силу, а контроль над "дыханием с придыханием" не является адекватным.


6.ТЕМП РЕЧИ И ПАУЗЫ.

  Люди, которые говорят очень быстро, часто не оставля­ют пауз для поддержки правильного дыхания. Темп речи зависит от расстановки пауз. Быстрый темп речи хорош при условии, что четко произносятся все слова, что паузы достаточно длинны и позволяют слушателю обдумать ска­занное. Слушать человека, который говорит медленно, но не делает пауз, очень скучно. Пауза нужна для того, что­бы вдохнуть воздух, как бы "перезарядиться" перед продолжением речи, дать возможность своему мозгу подготовить то, что будет сказано, а слушателю — осознать уже сказанное. Паузы дают отдых и мозгу, и телу.

-12-


Делать паузы в речи считается признаком хорошего тона.

Они производят впечатление, что собеседнику пре­доставляется возможность вставить реплику, если, конеч­но, он того пожелает. Кроме того, паузы дают возможность следить за реакцией собеседника на сказанное. За­мечено, что англичане делают гораздо более длинные пау­зы, чем американцы. Отсюда распространенное в Англии мнение, что американцы многословны и любят подавлять собеседника. Американец, сказав что-либо, сделает х - секундную паузу, а если собеседник ничего не скажет, продолжит речь. Между тем англичанин, обычная пауза для которого — 5 секунд, только соберется сделать свое за­мечание, как американец уже снова заговорит. Почему многие из нас недостаточно часто используют паузы? Быстрый темп речи — признак быстроты мышле­ния. К сожалению, нет смысла в том, чтобы мгновенно рождать и тут же высказывать идеи, ведь окружающие будут просто не в состоянии успевать их усваивать. Мно­гие из нас говорят быстро вследствие нервности, а "клю­чичное", поверхностное дыхание способствует закрепле­нию высокого темпа речи. Иногда люди стараются быст­рее высказаться, чтобы внимание переместилось к дру­гим. Часто мы боимся, что говорим скудно, что предмет высказывания недостоин внимания, поэтому стараемся выразить свою мысль побыстрее. Ирония состоит в том, что речь при этом делается еще более скучной и бесполезной. Некоторые из нас не доверяя себе, не решаются просто держать паузу и стараются заполнять промежутки между словами всякими "м-м-м", "э-э-э", "понимаете", прочищая горло или цокая языком. При использовании коротких "м-м' или "э-э" речь приобретает оттенок нерешительнос­ти и сомнений. Если же они длиннее, высказывания звучат высокомерно и помпезно, словно мы заставляем собеседника находиться рядом, пока думаем вслух.

  Применение слов-паразитов негативно сказывается на доверии к говорящему. Известно, например, что когда человек говорит неправду, он употребляет больше всяких '"м-м" и "э-э". Если человек уверен в себе, ему нет необхо­димости заполнять паузы в речи этими звуками или фра­зами типа "понимаете", "я думаю". Ненужные звуки и фразы отвлекают от главного и создают барьеры в об­щении. Научившись правильно пользоваться паузами в речи, вы значительно усовершенствуете свой имидж. Если люди будут видеть, что вы чувствуете себя комфортно, им тоже будет комфортно в беседе с вами. Умение держать паузу, нашем ее не заполняя — признак большой уверенности» себе, эквивалент умения просто сидеть и молчать. Люди видят, что вы делаете паузы для того, чтобы думать, и это придает вам дополнительный авторитет.


 

-13-

7.УПРАЖНЕНИЯ НА ПРАВИЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАУЗ

   Эти упражнения помогут, если вы:

·     говорите быстро и невнятно;

·     часто теряетесь в разговоре;

·     часто используете звуки типа "м-м" или "э-э";

·     вас постоянно просят повторить сказанное.


1.  Имеет смысл использовать упражнение "Я делаю паузу и дышу" из предыдущего раздела. Следить за темпом своей речи бывает достаточно трудно, поскольку вы к нему очень привыкли. Но если вы быстро ходите, едите и вообще все делаете быстро, почти наверняка вы и говорите слишком быстро. Чтобы научиться сознательно контролировать ды­хание и паузы по ходу речи, используйте ситуа­ции, когда читаете что-либо вслух детям или на собрании.

2.  Высказываясь на какую-либо тему, попросите кого-нибудь из друзей или родственников, лучше всего человека, умеющего хорошо слушать, расставлять за вас паузы. Он должен говорить "пауза", а вы — выдерживать некоторую паузу. Пусть помощник делает это и в неожиданные моменты. Расстояние между паузами должно быть различным. Длина паузы должна зависеть от того, насколько быстро или медленно произносится слово "пауза". Паузы должны по возможности зависеть от содержания речи.

3.  Делайте небольшие паузы перед тем, как высказы­ваете какую-либо информацию. Например, "Меня зовут (мини-пауза) Джо Блоке". Люди склонны считать, что информация — это скучно, поэтому всегда стремятся поскорей с ней разделаться. Прежде чем представиться или назвать номер телефона, сделайте паузу, чтобы придать информации больше значения.

4.  Чтобы избавиться от звуков-паразитов "м-м", "э-э" и т.д.. попросите своего друга или родственника каждый раз, когда вы произносите этот звук указывать на это с помощью физического (напри­мер, поднятым пальцем) либо звукового сигнала.

5.  Используя магнитофон,

-14-

прослушайте запись свое­го выступления на какую-либо скучную тему. Об­ратите внимание на все "м-м" и "э-э", затем повто­рите то же самое высказывание без этих звуков.

6.  Последите за тем, как другие люди используют и заполняют паузы, и как это влияет на их имидж в целом.

     

8.ТОН ГОЛОСА.

   Подобно другим идеалам красоты, культуры и хороше­го тона, то, что вы называете "приятным голосом", явля­ется лишь вашей достаточно субъективной оценкой. Не существует стандартной оценки того, что должен пред­ставлять из себя хороший, а что — плохой тон голоса. То, что один человек считает "богатым" голосом хорошо обра­зованного человека, другой сочтет напыщенным и при­творным. Некоторым людям нравятся "натренированные" голоса, другие же считают их искусственными. Конечно, здесь многое зависит и от того, насколько хорошо они натренированы.  Высота тона голоса зависит и от произношения. На­пример, в валлийском произношении используется тра­диционная мелодика, в стандартном английском — более узкий диапазон. Высоту звуков речи можно графически изображать в нотной нотации, как музыку, и доминирую­щая модель звучания будет влиять на впечатление, кото­рое ВЫ производите в беседе. Возьмем, например, такое простое выражение как "Не могли бы вы сделать мне одол­жение?" Его можно произнести и с подъемом, и с падени­ем на окончании фразы. В одном случае она прозвучит как вопрос, в другом будет чувствоваться уверенность, что услуга, о которой просят, будет оказана. Если часто использовать интонацию с подъемом, это будет восприни­маться так, словно Вы хотите услышать подтверждение.


9.РЕЗОНАНС ГОЛОСА

 На тон голоса влияет и резонансный баланс, то есть про­странство тела, по которому движутся звуковые волны, осо­бенно грудь, горло, нос, лицо и рот. Размер этих органов и то, до какой степени они используются при передаче звука, оказывает такое же влияние

-15-


на качество произносимых зву­ков, как, например, размеры скрипки и виолончели — на тембр инструмента. Изменение резонансного баланса созда­ет иллюзию изменения тона голоса. Например, Маргарет Тэтчер во время выступлений часто использует резонанс в задней части горла, что делает ее го­лое более красивым и создает впечатление, что он ниже, чем на самом деле. Чтобы добиться такого изменения голо­са, как у нее, необходимо много упражняться.

  Часто качество голоса изменяется, когда вы простужа­етесь. Когда нос заложен, звуки не могут проходить через него. Многие из тех, кто живет в городских районах, где уровень загрязнения высок, сталкиваются с противопо­ложным явлением: слишком много звука выходит через нос, и голос звучит резко и с носовым оттенком. Суще­ствует простой способ проверить, не являются ли издава­емые вами звуки чрезмерно носовыми. Возьмите слово, в котором есть и носовые звуки, и гласные, например — "мина" и сначала произнесите его нормально, а потом— зажав нос. Если при этом качество гласных значительно изменится, значит, вы произносите их скорее через нос, чем через рот. Произнесите слово медленно, осознанно выговаривая "м" и "н" через нос, а гласные — через рот. Полезно потренировать верхнее небо, так как недостаточ­ная его подвижность также способна придавать звукам носовой оттенок.        


Если вы всегда говорите тихо, будете производить впечатление застенчивого чело­века. Кроме того, беседующие с вами люди будут уставать и раздражаться, так как им придется напрягаться, чтобы вас расслышать. Если у вас все в порядке с дыханием и артикуляцией, то и голос вряд ли подведет. Правда, иногда возможны чисто психологические препятствия. Бывает, что человек настолько застенчив или замкнут, что просто не хочет, чтобы его голос был кем-либо услышан. В таких случаях требуется помощь психолога.  Случалось ли вам когда-нибудь оказаться в незавидном положении — сидеть в ресторане рядом со скучнейшим человеком, у которого к тому же навязчиво громкий го­лос?

 

-16-

Слишком громкая речь или же речь, громкость кото­рой постоянно находится на одном и том же уровне, созда­ют впечатление, что человек кажется подавляющим и  нечувствительным к реакции окружающих. Бывает, что говорят слишком громко по причине глухоты. Если у вас от природы громкий голос и четкая речь, вы можете эффектно использовать понижение громкости. Когда произносите важную фразу либо говорите о чем-либо, с чем у вас связаны сильные чувства, временное, контролируемое падение громкости речи заставит слушателей на некоторое время внимательнее прислушаться к вашим словам - это хороший способ привлечения внимания.


10.ЗАБОТА О ДИАПАЗОНЕ ГОЛОСА

   Вот некоторые рекомендации:

·     Чтобы голосовой аппарат не уставал, уделяйте вни­мание дыханию и артикуляции: эти аспекты дают вашей речи энергию;

·     Если ваш голос часто становится хриплым либо вы испытываете боль, когда говорите, прежде, чем начать работать над голосом или речью, нужно про­консультироваться у специалиста;

·     Профессиональные певцы часто избегают употреб­лять молочные продукты перед серьезными выступ­лениями, так как они способствуют удалению сли­зи, которая покрывает голосовые связки и делает голос менее чистым.  Как и к любому другому тела,  к голосовому аппарату нужно относиться с уважением, он также услуживает отдыха. Профессиональные актеры разогревают" свой голос перед особенно сложны­ми фрагментами роли, а затем "охлаждают" его, проделывая специальные упражнения на успокое­ние. На голос отрицательно влияет чрезмерное употреб­ление алкоголя. Курение — основной из факторов, вызывающих рак гортани. Если много съедать на ночь, отрыгиваемая из желудка кислота может осесть на голосовых связках, и утром голос будет хриплым;

·     Сухой воздух, использование кондиционера и центрального отопления отрицательно влияют на голос. При необходимости можно купить увлажнитель воздуха.

-17-

Особенно сильно напрягать голос приходится в жаркой дымной атмосфере в местах, где     много шума, например, в самолетах, в барах и на     вечеринках.

 

11.СИЛА ГОЛОСА

В речеведении понятия "сила" и "громкость" голоса не являются тождественными. Сила звука - это величина объективная, это реальная энергия звука, измеряемая в децибеллах. Сила звучания зависит от амплитуды (размаха) колебания голосовых связок, степени их напряженности, а также от деятельности резонаторов (полости рта и носа).

Сила голоса у разных людей различна. У одних голос сильный, выносливый, способный справляться с большими речевыми нагрузками. У других людей голос слабый, по природе тихий. В условиях повышенной нагрузки неумелое пользование таким голосом может привести к возникновению различных функциональных, а порой и органических заболеваний. Голос нужно беречь, не перенапрягать, учитывать его возможности. Но, главное, его надо развивать.

Громкость голоса зависит от его силы. Но если сила голоса - величина объективная, то громкость - понятие субъективное, связанное с нашим восприятием звука. Громкость - это управляемое качество голоса. Ее можно и нужно менять в зависимости от различных обстоятельств общения. Гибкое изменение громкости голоса - это средство достижения выразительности речи, ее разнообразия, адекватности ситуации общения.


Речь  лучше слушается благодаря правильно подобранному темпу, уместным паузам, разработанной артикуляции и так называемой полетности голоса.


-18-

Более того, сильное повышение громкости подавляет более тонкие, качественные параметры речи, в частности, упрощает и делает монотонным интонационный рисунок. В этой связи вспоминается процитированный в "Записных книжках К.С.Станиславского совет, данный одним старым актером молодой дебютантке, говорившей все время на сцене громче, чем положено, из-за боязни, что ее не услышат: "Не голос усиляй - может пропасть правда, говори реже... Как бы ни был силен голос, он должен быть ниже той силы, которая его оживляет".

Кроме выше перечисленных причин (ситуации общения, цели) громкость голоса должна зависеть от содержания речи. Если вы рассказываете о грозе, громе, о событиях, наполненных громкими звуками, военных действиях, то вряд ли уместно использовать тихий голос. Если же вы описываете тихую летнюю ночь, шелест деревьев и шорох листьев, то в этом случае голос усиливать нельзя.

12.УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА

Ауканье

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.