Этика судебного оратора
Содержание
Введение
Глава I. Понятие судебной этики
§1. Возникновение и становление судебной этики
§2. Понятие, предмет и принципы судебной этики
§3. Этические требования, предъявляемые к адвокату как
судебному оратору
Глава II. Адвокат - участник судебного разбирательства
§1. Нравственное значение судебных прений
§2. Этические особенности защитительной речи в уголовном
процессе
§3. Нравственные особенности судебного представительства
по гражданским делам
§4. Этика речевого поведения адвоката
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Начало основательной
разработке судебной этике и ее преподавания в России было положено осенью 1901
года, когда известный юрист А.Ф. Кони начал читать курс уголовного
судопроизводства в Александровском лицее. В 1902 году в «Журнале министерства
юстиции» была опубликована его вступительная лекция «Нравственные начала в
уголовном процессе» с подзаголовком «Общие черты судебной этики». Но уже в 1905
году Кони сообщал, что чтение курса не состоялось вследствие противодействия
министра юстиции Муравьева и запрета министра внутренних дел и шефа жандармов
Плеве. А.Ф. Кони по праву может быть назван отцом судебной этики в России. Он
продолжал развивать и пропагандировать свои гуманные идеи в течение всей жизни.
В советский период
юридическая этика длительное время не разрабатывалась, так как идейное «обоснование»
ненужности и несостоятельности исследования нравственных особенностей
юридической профессии состояло в том, что «этика в советском обществе едина,
это социалистическая этика». Сегодня необходимость основательного исследования
проблем профессиональной юридической этики вряд ли может быть оспорена.
Наряду с мнением, что
юридическая этика представляет собой применение общих понятий о нравственности
в сфере юридической деятельности, существует и мнение, что она охватывает специфические
нравственные нормы профессиональной деятельности и внеслужебного поведения
юристов.
В литературе, посвященной
проблемам этики работников юридической профессии, нет единства терминологии.
Можно встретить следующие термины: этика представителей права, профессиональная
этика юриста, юридическая этика, правовая этика, судебная этика. Ряд авторов
пишут о следственной этике, экспертной этике, адвокатской этике.
Судебная этика -
совокупность правил поведения судей и других профессиональных участников уголовного,
гражданского и арбитражного судопроизводства, обеспечивающих нравственный
характер их профессиональной деятельности и внеслужебного поведения, а также
научная дисциплина, изучающая специфику проявления требований морали в этой
области.
Важнейшим правовым
институтом любого государства является адвокатура. От того, насколько она
сильна, организованна, законодательно защищена, в значительной степени зависит
эффективность защиты основополагающих прав граждан и их объединений.
В России функционирование
института адвокатуры вытекает из ст. 48 Конституции РФ, гарантирующей каждому
право на получение не просто правовых услуг, а квалифицированной юридической
помощи.
Участие адвоката в
судебном разбирательстве является важной формой, действенным способом обеспечения
обвиняемому права на защиту согласно Конституции РФ и уголовно- процессуальному
законодательству.
В уголовном процессе роль
защитника-адвоката в разбирательстве дела судом очень важна и значительна.
Деятельность защитника в этом смысле представляет собой одну из важных гарантий
прав и законных интересов лица, привлеченного к уголовной ответственности.
Выступление в суде – один
из наиболее сложных и ответственных моментов участия прокурора, защитника и
других лиц в уголовном судопроизводстве. Пожалуй, никакой другой вид
процессуальной деятельности не предъявляет к ним столько многообразных и
разносторонних требований, не нуждается в столь тщательной и углубленной
подготовке, как произнесение судебной речи.
Начиная еще с античных
времен, специалисты по ораторской речи приписывали большую значимость этике
говорящего, то есть его нравственной позиции.[1]
Хочется отметить, что положение судебного оратора, с точки зрения этических
аспектов его деятельности, весьма не простое. С одной стороны он должен быть,
безусловно, блюстителем закона и иметь высокие моральные принципы, должен
обеспечивать законность и нравственность, однако, с другой стороны, ему не
редко приходится оказываться в центре разногласий между право и моралью, и
именно тогда должны проявляться высокоморальные качества.
Из социологических
исследований в России видно, что сейчас в стране господствует моральный
плюрализм, то есть личность имеет собственную систему нравственных ценностей,
которые определяют конкретную линию поведения, в том числе и речевого.
Моральный плюрализм может
привести, по мнению ученых, к нравственной неразборчивости, стать серьезным
препятствие при решении и обсуждении тех или иных вопросов, в том числе
судебных споров.
В этих условиях особое
значение приобретает профессиональная этика, а именно этика судебного оратора,
которая подразумевает требования нравственности, связанные со специфическими
условиями его деятельности.
Отдельные положения
судебной этики нашли свое отражение у законодателя, так, в октябре 1993 года
был принят Кодекс чести судьи РФ, а ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» содержит текст
присяги работника прокуратуры, в ст. 332 УПК РФ – текст присяги присяжных
заседателей и т.д.[2]
Основательно разработана
адвокатская этика, предметом которой является «предписываемое корпоративными
правилами должное поведение члена адвокатской ассоциации в тех случаях, когда
правовые нормы не устанавливают для него конкретных правил поведения».
К этическим нормам,
регулирующим поведение оратора в судебных прениях относится, прежде всего,
уважительное и добросовестное отношение к суду, то есть у выступающего должна
быть четкая нравственная позиция о том, что суд нельзя вводить в заблуждение,
обманывать, ему необходимо починяться и т.д. следующим обязательным требованием
этичного поведения оратора является – уважение к процессуальному противнику.
Этот принцип очень четко сформулировал адвокат Д.П.Ватман: «Взаимное уважение
адвокатов друг к другу в ходе судебных прений, внимание к доводам своего
противника, деловая товарищеская полемика, исключающая некорректные выпады,
пренебрежительный тон и тому подобные недостойные приемы, должны быть нерушимым
правилом поведения на судебной трибуне».[3]
Таким образом, значение этики
судебного оратора, в частности, защитительной речи в условиях современности
очень велико. Значение ее, прежде всего, в том, что она выступает гарантией
прав и свобод личности; более того, защитительная речь адвоката является одним
из средств достижения объективной истины по конкретному уголовному делу,
поэтому данная тема столь актуальна сегодня.
Актуальность раскрытия
данной темы выражается также и в том, что в настоящее время в стране
разворачивается кардинальная судебная реформа, которая затрагивает и
адвокатуру.
Объектом исследования
является комплекс теоретических, правовых и практических проблем, касающихся
института этики адвоката.
Предметом исследования
выступают нормы Российского гражданского законодательства, практика их применения.
Цель исследования
заключается в том, чтобы на основе комплексного анализа законодательства
Российской Федерации дать правовой анализ, понятие, содержание и значение этики
судебного оратора, в частности адвоката, на современном этапе.
В связи с этим задачи
нашего исследования сводятся к следующему:
Рассмотреть возникновение
и становление судебной этики;
Раскрыть понятие, предмет
и принципы судебной этики;
Проанализировать
этические требования, предъявляемые к адвокату как судебному оратору;
Показать нравственное
значение судебных прений;
Описать этические
особенности защитительной речи в уголовном процессе;
Разобрать нравственные
особенности судебного представительства по гражданским делам;
Охарактеризовать этику речевого
поведения адвоката.
Структурно работа состоит
из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В качестве нормативной
основы выпускной квалификационной работы послужили соответствующие положения
Конституции Российской Федерации[4],
нормы гражданского законодательства РФ.
Теоретической основой
исследования явились труды отечественных ученых гражданского права: Барщевского
М.Ю.[5]; Баренбойма П.Б., Резника
Г.М.[6]; Белика В.Н.[7] Бойкова А.Д.[8]; Ватмана Д.П. [9]; Володиной С.И.[10]; Малиновского А.А,
Вышинский М.С., Перлов И.Д.[11] , Строгович М.С.,[12] Матвиенко Е.А. [13]
Методологическую
базу данной работы составили принципы научности, объективности и
непосредственного анализа правовых источников. Во исполнение поставленных
исследовательских задач были использованы такие методы научного познания как сравнительно-правовой метод;
метод структурного анализа;
формально-юридический и библиографический методы.
Выводы дипломной работы
базируются на анализе как нового, так и ранее действовавшего законодательства
об адвокатуре в Российской Федерации.
Глава I. Понятие судебной этики
§1. Возникновение и становление
судебной этики
Слово оратор заимствовано
в XVIII в. из латинского языка (лат. orator - от orare - говорить, излагать).
Первое его значение - «тот, кто произносит речь», «лицо, произносящее речь». В
этом значении слово употребляется как термин: адвокаты, защищая права истца и
ответчика в гражданском процессе и защищая права подсудимого в уголовном
процессе, выполняют свою функцию в соответствии с процессуальным положением в судебном
разбирательстве. Роль оратора в этом понимании слова сводится к выполнению
действий, предусмотренных процессуальным законом: проанализировать, дать
правовую оценку[14].
Судя по тому, как
понимают термин «судебная этика» различные авторы, можно сделать вывод о том,
что данный термин это – во-первых, правила поведения, во-вторых, один из
разделов профессиональной этики, составляющий учение о нравственных идеалах,
принципах и нормах осуществления правосудия, определяющих нравственное
содержание деятельности участников судопроизводства. Этим определением
охватываются три составные части предмета судебной этики как науки:
нормативная часть -
принципы и нормы;
регулируемые ими
отношения;
нравственное сознание
участников судопроизводства.
При характеристике
нормативной части предмета судебной этики выделяются две группы норм - общие
нормы морали, функционирующие в данной сфере общественных отношений, и
специфические, рождаемые данной профессией, не противоречащие общим нормам, но
дополняющие и развивающие их. Требования морального характера законодатель
предъявляет не только к судье, но и к другим профессиональным участникам
процесса. Речь человека – это его своеобразный паспорт. А судебные ораторы
должны обладать четкой и безупречной речью, как никто другой!
У слова «оратор» есть еще
второе значение: «тот, кто обладает даром произносить речь, красноречием». Это
не только говорящий человек, но человек, умеющий говорить перед аудиторией. Он
знает, как привлечь внимание слушателей, потому что он мастер; он владеет
ораторским искусством; он любит свое дело. Оратор - это человек, глубоко
изучивший тему выступления, материалы дела и свободно владеющий ими; человек,
который умеет четко и определенно сформулировать тезис выступления, составить
рабочий план; человек, который логично, ясно, убедительно излагает материал.
Родиной ораторского
искусства, возникшего на базе судебных выступлений, является Древняя Греция.
Отцом науки о красноречии считается древнегреческий поэт, философ и врач
Эмпедокл, живший примерно в 490-430 гг. до н.э. Выходцы из древнегреческих
поселений в Сицилии, риторы Коракс и Тисий, которые составили первые
систематические руководства по красноречию, где рассматривались такие тонкости
судебной речи, как: умение убедительно излагать свою речь, остроумно отвечать
на вопросы, говорить без подготовки, спорить, обвинять и т.д.
Платон, Лисий старались
произнести своей речью наиболее благоприятное впечатление на судей и тем самым
выиграть процесс.
Аристотель (384-322 гг.
до н.э.) считал, что при отстаивании своих взглядов необходимо опираться не на
дешевые приемы давления на психику слушателей, а на научный метод. Он искал
универсальное полемическое оружие, механизм действия которого должен быть
основан на законах рационального мышления. Именно такое оружие и было
изобретено Аристотелем – это была его формальная логика[15].
Демосфен в своих речах
делал ставку на воздействие публичного выступления на психику людей, их волю и
эмоции. В итоге, под воздействием его речи все переходили на его сторону, даже
будучи его оппонентом.
Следующий этап развития
искусства красноречия связан с ораторами Древнего Рима. Они обобщили опыт
мастеров Эллады, дополнив его результатами собственных изысканий,
усовершенствовав его. Также, благодаря им появились договоры, контракты и
прочие письменные подтверждения.
Один из римских ораторов
Марк Антоний (143-87гг. до н.э.) тоже повлиял на развитие судебной речи, в
частности, в Древнем Риме. Его иногда сравнивали с Аристотелем, ставя различия
между ними и их речами, хотя, его речь была более своеобразной. Судебные речи
Марка Антония имели политический оттенок. Главным оружием в его защите был
пафос. Антоний обладал способностью мгновенно оценить обстановку и обладая
даром импровизации, прибегнуть то к вкрадчивости, то к мольбе, то к
сдержанности, то к сдержанности, то к возбуждению ненависти.
Гермагор, родившийся во II в. до н.э., и его деятельность
считается переходным этапом от эллинистической риторики к римской. Под его
влиянием судебные ораторы стали использовать в своих речах заранее
подготовленные формы аргументов и доводов для своих выступлений. Чуть позже
Цицерон и Квинтиллиан выступили против таких догматических схем, т.к. этим
лучше заниматься в процессе выступления. Объясняя это тем, что надо рассуждать
во время речи[16].
Основы композиции
(структуры, построения) современной судебной речи были заложены еще в
античности мыслителем Платоном. Уже тогда осознали, что хорошая судебная речь
невозможна без продуманного ее по- строения.
Речь без плана можно
уподобить кораблю без руля. Само предназначение судебной речи указывает, какие
части должны в ней быть.
Прежде чем приступить к
существу дела, необходимо подготовить к этому судей (вступление). Затем
изложить дело, которому речь посвящена (повествование), привести доказательства
(утверждение), опровергнуть оппонента (возражение) и закончить выводом,
заканчивающим речь (заключение).
Во времена античности
считали, что лучшие речи просты, ясны, понятны и полны глубокого смысла. Вот,
какие мысли возникали у этих ораторов разных времен по поводу судебной речи и рекомендации
по ее построению.
Три задачи у судебного
оратора: доказать, усладить, склонить на свою сторону. Исход судебного
разбирательства в значительной степени зависит от умения сторон убеждать.
Именно потребность убедительно выступать в суде явилась одной из причин
возникновения и развития риторики.
Убеждающее воздействие
судебных речей строится на рациональном и эмоциональном началах. Первое
проявляется в том, что для судебной речи характерно широкое использование логических
доводов фактов, доказательств. Выступающие в суде стремятся оказать воздействие
на разум и чувства слушателей, убеждают аудиторию согласиться с мнением
оратора.
Чтобы преодолеть
недоверие, ораторы стараются сделать аудиторию соучастницей формирования
вывода. Опытные ораторы выстраивают свои речи, процессуальные и логические
доказательства так чтобы убедительность возрастала по мере прошения к окончанию
речи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|