Предположим, я ищу ответ
на следующий вопрос: этично или неэтично договориться о фиксированной цене с
конкурентом? Согласно теории норм-утилитаризма, я должен начинать анализ с
попытки выяснить, принесет ли эта акция больший эффект по прибыли, чем
какая-либо икая операция. Но я должен вначале узнать: каковы моральные аспекты
заключения договора о цене? После некоторых раздумий, вероятно, появятся
следующие варианты правил:
1. Менеджер ни в коем
случае не должен договариваться с конкурентами о цене;
2. Менеджер всегда имеет
право встретиться с конкурентами для обсуждения вопроса о договорной цене;
3. Менеджеры имеют право
встречаться с конкурентами для обсуждения вопроса о договорной цене только в
случае, если, не решив этот вопрос, они понесут убытки.
Какое же из этих трех
правил корректно с моральной точки зрения? Согласно норм-утилитаризму. корректно
то из них, которое принесет максимум прибыли всем, кто ему следует. Предположим
теперь, что, проанализировав экономический эффект всех вариантов решения
проблемы о договорной цене, я прихожу к выводу: в конкретных
социально-экономических обстоятельствах максимум прибыли будет тогда, когда все
будут следовать правилу 1, а не правилам 2 и 3. Следовательно, правило 1 с
моральной точки зрения наиболее корректно при его использовании для решения
проблемы договорной цены. Теперь, зная, какое именно из правил является
корректным с моральной точки зрения, я могу задать другой вопрос: а следует ли
совершать данную акцию вообще? Чтобы ответить на него, нужно выяснить, каковы
требования корректных моральных норм. Как нам уже известно, корректный с
моральной точки зрения вариант образа действий состоит в том, чтобы не
договариваться с конкурентами о цене. Следовательно, даже если установление
договорной цены может принести прибыли больше, чем ее неустановление, правила
этики обязывают воздержаться от проведения акции по фиксированию цены,
поскольку этого требуют правила, следуя которым, все получают максимум прибыли.
Таким образом, положение
теории норм-утилитаризма можно свести к следующим принципам:
1. Какая-либо акция
правомерна с этической точки зрения в том и только в том случае, когда
необходимость ее реализации продиктована корректными нормами морали;
2. Норма морали корректна
в том и только в том случае, когда для всех, кто. должен следовать ей,
суммарная прибыль оказывается выше. чем суммарная прибыль в результате
следования альтернативной норме.
Отсюда, согласно теории
норм-утилитаризма, факт. что некоторая акция в частном случае может привести к
получению максимальной прибыли, вовсе не означает, что данная акция корректна с
этической точки зрения. Норм-утилитарист склонен полагать, что это слабое место
в контраргументах критиков традиционного утилитаризма для анализа частных
случаев, а не для обобщения. Напротив, как считают норм-утилитаристы, с помощью
критериев утилитаризма следует выяснить, какое общее правило морали следует
использовать для анализа данного корректного правила. В этом они усматривают
единственную возможность успешного исхода полемики с критиками теории.
Так, в приведенном
примере о больном дядюшке и племяннике - потенциальном убийце, речь идет о
ситуации, в которой возможна насильственная смерть больного человека.
Норм-утилитарист может сказать: в данном случае вполне ясно, что следование
правилу морали, запрещающему незаконное действие, а именно убийство, принесет
обществу больше прибыли, чем следование любым другим нормам морали.
Следовательно, такое правило в конкретном случае корректно. И было бы
неправильно, если бы племянник-наследник убил своего дядю, ибо тем самым он
нарушил бы корректную норму морали, хотя в данном случае убийство могло бы
привести к получению максимальной прибыли.
Норм-утилитарист скажет
также, что аналогичный смысл содержит и пример о рабочих фермы, получающих
нищенскую заработную плату. Вполне очевидно, что законы, которые стоят на пути
эксплуатации людей, получающих столь низкую плату за труд, в перспективе
способны принести более высокую прибыль, чем законы, допускающие возможность
такой эксплуатации. Следовательно, соответствующее правило в моральном
отношении корректно, и его следует использовать, пытаясь ответить на вопрос о
допустимости рабства, а саму практику нищенской заработной платы следует
отвергнуть как неверную с этической точки зрения, даже если она может принести
в отдельном случае максимальную прибыль.
Критики утилитаризма
отыскали в положениях теории еще одно слабое место: они считают, что
норм-утилитаризм - просто скрытая форма традиционного утилитаризма. По их
мнению, законы (правила), допускающие некоторые позитивные отклонения, в итоге
позволяют получить больше прибыли, чем законы вовсе без исключений. Но,
утверждают они, коль скоро правило имеет исключение, это может привести к тем
же несправедливостям и нарушениям прав человека, которые оказываются
допустимыми в рамках теории традиционного утилитаризма.
Другой подход к проблемам
деловой жизни предлагает деонтическая этика, или этики долга. Центральным в
этом подходе является понятие права. И с этим понятием приходится сталкиваться
каждому бизнесмену. Термин "право" используется для описания
нормированного отношения человека к чему-либо. Индивид обладает правом, если
правомочен действовать определенным образом или правомочен вступать с кем-либо
в некоторые отношения.
Права являются мощным
инструментом социальной регуляции, их назначение состоит в том, чтобы
обеспечивать для индивида возможность свободного выбора цели или рода
деятельности, и в том, чтобы гарантировать этот выбор, защищая его. Наиболее
важны среди различного рода прав так называемые моральные права (или праве
человека). Это права, которыми обладают все люди только потому, что они являются
людьми. Моральные права имеют три особенности.
1. Они тесно связаны с
обязанностями. Если я имею моральное право делать что-то (или обладать чем-то,
или стремиться к чему-либо), то другие люди имеют моральную обязанность не
мешать мне делать это (а иногда - в лице государства - даже содействовать мне).
2. Они обеспечивают
возможность индивидуального автономного и равноправного выбора цели. Никто не
может заставить меня силой не поклоняться святыне только на том основании, что
общество получит от моего отказа некоторую прибыль: каковы бы ни были цели
других членов общества, они не могут оправдать вмешательство в планы или
деятельность, защищенные моральным правом. Признать, что данное лицо обладает
моральным правом - значит признать, что существует область, в которой это лицо
не подчиняется моим желаниям и его интересы не подчиняются моим интересам, т.е.
существует область, в которой отдельные лица действуют как равные и автономные.
3. Они образуют базу для
оправдания образа действий одних лиц и для защиты и помощи другим лицам. Если я
имею моральное право, то мои действия морально оправданны. Более того, если я
имею моральное право делать что-либо, то это означает, что действия других лиц,
направленные на то, чтобы мешать мне, не являются оправданными. Напротив, могут
считаться оправданными действия других лиц, направленные на ограничение
деятельности лиц, препятствующих в моем стремлении к реализации моего права.
Указанные характеристики,
присущие моральным правам, дают возможность использовать последние для
суждений, весьма существенно отличающихся от выводимых на базе стандартных норм
утилитаризма.
Можно выделить два
главных различия между утилитаристским подходом и подходом с позиции моральных
прав.
1. Моральные права
являются отражением требований морали, предъявляемых к отдельному индивиду,
тогда как моральные нормы утилитаризма по своей сути коллективны.
2. Права образуют базу
нормативов, используя которые, можно отвергнуть любые попытки апеллировать к
таким критериям, как общественная полезность и количественные факторы.
Права - более совершенный
инструмент, чем стандартные нормы утилитаризма, но они содержат элементы
последнего: например, в войну ограничиваются некоторые моральные права в целях
защиты интересов общества.
Многие исследователи
полагают, что категорический императив И. Канта объясняет наличие у человека
моральных прав. Именно этику Канта привлекают специалисты этики бизнеса для
иного подхода к проблемам деловой жизни. Напомню его подход к оценке этичности
поступка.
Действие является морально
оправданным для данного лица в том и только в том случае, если причина, по
которой осуществляется это действие, такова, что указанное лицо желало бы,
чтобы все прочие лица в данной ситуации действовали бы так же.
В такой формулировке
заключены два критерия корректности-в моральном плане - любого образа действия:
- универсальность -
личные мотивы должны быть универсальными ("А что если бы все поступали так
же?"):
- обратимость - личные
мотивы должны быть таковыми, чтобы лицо, их реализующее, могло желать
использования этих мотивов другими лицами ("А что если бы я был на его
месте?", "А что если бы с тобой поступили так же?").
В отличие от утилитаризма
кантовский подход сосредоточен на внутренних мотивах действий. Лгать нельзя
потому, что если это действие сделается всеобщим, то связи между людьми
исказятся, люди потеряют доверие друг к другу и общество распадется. Можно,
конечно, оспаривать выводы Канта на том основании, что ложь весьма
распространена, а общества тем не менее не распадаются. Но все же стоит
подумать о перспективе развития такого отношения. Ведь одна из основных проблем
в этике бизнеса то. что люди слишком легко придумывают самые невероятные
обоснования дозволенности для них чего-то, не дозволенного другим.
С точки зрения этики
бизнеса, пожалуй, наиболее перспективна следующая формулировка категорического
императива: "Поступай так, чтобы человечество, как в твоем лице, так и в
лице всякого другого, рассматривалось как цель и никогда - как одно только
средство".
У нас всегда есть сильное
искушение для воплощения каких-либо планов и достижения личных целей
использовать других людей как средство. К сожалению, в бизнесе это особенно
частое явление.
Значение теории Канта для
этики трудно переоценить. Кант далеко продвинул наше понимание закона нравственности,
так как связал процесс принятия этического решения с универсализацией правила,
строя этику на общей для всех людей рациональности. Декларация ценности
автономии стала большим вкладом в развитие демократии и концепции прав
человека. К слабости теории Канта, по крайней мере в применении ее в практике
бизнеса, можно отнести то, что она малопригодна в ситуациях наложения различных
моральных требований, вступающих в конфликт. Пример последнего - проблема
социальной ответственности бизнеса перед обществом. Как соотнести корпоративные
ценности и нормы универсальной (обыденной) этики? Дискуссии на эту тему в мире
бизнеса не утихают .
Третий подход к проблемам
деловой жизни связан с использованием в анализе бизнеса категории
справедливости. В отличие от этики утилитаризма и деонтической этики область
применения "этики справедливости" существенно сужена. Последняя
включает в основном проблемы, связанные с отношениями бизнеса и общества в
целом, и не касается, например, проблем отношений между корпорациями. Очевидно
также, что стандарты справедливости не могут стоять выше моральных прав
отдельной личности. Сама справедливость основана на моральных правах индивидов.
"Этика
справедливости" исходит из положения, что люди по своей природе являются
общественными существами, которые должны жить в обществе и создавать социальные
структуры для поддержания его функционирования. Основная ценность для ее
представителей - человеческое равенство я справедливость как его выражение.
Вследствие этого моральным долгом, как он понимается в "этике
справедливости". являются подчинение закону, который должен быть одинаков
для всех, принятие справедливых законов, отсутствие дискриминации и привилегий.
Сложность, однако,
состоит в том. что существует ряд отличающихся друг от друга представлений о
справедливости. Например:
-
"капиталистическая" справедливость - распределение благ должно
осуществляться с учетом индивидуального вклада в общее дело группы (фирмы,
общества, человечества):
-"коммунистическая"
справедливость-трудовые обязанности должны распределяться в соответствии со
способностями, а блага в соответствии с потребностями;
- концепция
справедливости, сформулированная американским ученым Дж. Ролзом в вышедшей в
1971 году книге "Теория справедливости" [5].
Ролз сформулировал свое
понимание справедливости, основанное на следующих принципах:
1. Каждый человек имеет
равное право на наиболее широкие свободы, совместимые с аналогичными свободами
других людей;
2. Неравенство по
социально-экономическим параметрам должно быть таким, чтобы: а) обеспечить
максимум прибыли для наименее привилегированных лиц; б) учреждения и
должностные лица, являющиеся носителями власти, были доступны в равной мере для
каждого.
Согласно Ролзу, принцип 1
должен быть приоритетным по отношению к принципу 2 "б" и случае, если
ситуация такова, что оба принципа противоречат друг другу. В рамках принципа 2
положение "а" должно рассматриваться как приоритетное по отношению к
положению "б".
Принцип 1 получил
название "принцип*равной свободы". Сущность его состоит в требовании
необходимости защиты прав граждан от нарушений со стороны других лиц и в
требовании равенства этих прав. Фундаментальные свободы включают свободу
избирать, свободу совести, слова и другие, а также свободу обладать
собственностью и свободу не быть объектом произвольного ареста.
Если считать, что принцип
равной свободы верен, то вмешательство коммерческих корпораций в частные дела
служащих, давление, оказываемое менеджерами на ход выборов, попытки
регулировать политические процессы путем дачи взяток или другие акты,
направленные на нарушение принципа равенства, следует рассматривать как
некорректные действия. Кроме того, согласно Ролзу, возможно и такое отступление
от принципа, как ограничение свободы заключения договоров (в результате
мошенничества или вследствие нарушения), поэтому сам принцип предусматривает
запрет насилия, обмана и требует уважительного отношения к пунктам договоров. В
таком случае договорные отношения с клиентами, служащими (речь идет также о
рекламе) должны быть в моральном плане свободны от положений, допускающих
возможность обмана, а работодатель имеет моральное обязательство предоставить
нанимаемому лицу услуги, предоставление которых оговорено в соглашении.
В принципе 2 содержится
положение о "различиях" (неравенстве). Согласно этому положению, в
развитом обществе должны существовать элементы неравенства, однако должны
предприниматься действия, нацеленные на исправление, улучшение имущественного
положения наиболее нуждающихся (больных, инвалидов); их интенсивность должна быть
такова, чтобы не ухудшить ситуацию.
В части "б"
принципа 2 провозглашена идея "равенства возможностей". Речь идет о
необходимости обеспечить равную доступность должностных лиц и официальных
учреждений для всех. Это означает не только необходимость приведения
квалификационных требований, предъявляемых к трудящимся, в соответствие со
спросом на рабочую силу (что обеспечит устранение дискриминации по признакам
расовой принадлежности и полу), но и необходимость обеспечить всеобщую
доступность учреждений системы просвещения и профессиональной переподготовки.
Все перечисленные условия составляют основу, определяющую возможность
максимальной реализации сил, способностей и качеств человека и получения им в
результате максимального вознаграждения.
Моральные проблемы
деловой жизни многообразны и решить их, исходя из позиций только одного
направления, вряд ли возможно.
В отличие от традиционной
культуры, когда господствовала одна этическая система, в современном обществе
равноправно сосуществуют различные этические системы, что предполагает разную
этическую оценку одних и тех же явлений в сфере бизнеса. Это особенно важно для
России с ее традиционно сложившимся многообразием этических систем
(православие, ислам, коммунизм).
Список литературы
1. Макашова Н. Этика и
экономическая теория // Общественные науки и современность. 1992. № 3.
2. Шихирев П. Психика и
мораль в конфликте // Общественные науки и современность. 1992. № 3.
3. Апресян P. Ценностные
контраверзы предпринимательства // Общественные науки и современность. 1993. №
2.
4. Коваль Т. Этика труда
православия // Общественные науки и современность. 1994. №6.
5. Магун B.C. Трудовые
ценности российского общества // Общественные науки и современность. 1996. ¹ 6.
6. Breyhi'ooke D. Ethics
in the World of Business. New York, 1983.
7. Hoffman W.M.. Moore
J.M. Business Ethics. New York, 1984.
8. Nash L. Good Intention
Aside: a Manager's Guide to Resolving Ethical Problems. Cambridge (Mass.),
1990.
9. CederhhmJ.,
Charles,1.D. Ethics at Work. Wadsworth, 1990.
10. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1996. I I. Ролз Дж.
Теория справедливости. Новосибирск, 1995.
Страницы: 1, 2
|