Этика бизнеса: современные концепции
РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по
этике
на
тему:
«Этика бизнеса:
современные концепции»
исполнитель:
студентка 1 курса фак-т КиМ
заочного
отделения
Лаврентьева В.В.
преподаватель:
доц. Кривых Е.Г.
Москва
2007
Вопросы взаимоотношения
этики и экономики в последнее время начинают активно обсуждаться в нашей
стране. Монографии и статьи концентрируются вокруг двух тем: влияния религии,
морали, культуры в целом на экономическое поведение человека и
утилитарно-просветительской темы этикета в деловой жизни.
В Соединенных Штатах и в Западной Европе этика бизнеса давно уже существует как
научная дисциплина, исследующая в соответствующем ракурсе менеджмент,
экономику, стратегическое планирование, финансы, учет, маркетинг. В сферу этики
бизнеса входят взаимоотношения между корпоративной и универсальной этикой,
проблема социальной ответственности бизнеса, вопросы приложения общих этических
принципов к конкретным ситуациям принятия решений, влияние религиозных и
культурных ценностей на экономическое поведение и др. Существуют
специализированные периодические издания (например, Journal of Business Ethics)
и большое количество монографий.
Этика бизнеса как
прикладная область знаний сформировалась в Соединенных Штатах и в Западной
Европе в 1970-х годах XX века. Однако моральные аспекты бизнеса привлекали
исследователей уже в 60-е годы. Научное сообщество и деловой мир пришли к
выводу о необходимости повышения "этического сознания"
профессиональных бизнесменов при проведении ими деловых операций, а также
"ответственности корпораций перед обществом". Особое внимание обращалось
на участившиеся случаи коррупции как среди правительственной бюрократии, так и
среди ответственных лиц различных корпораций. Определенную роль в становлении
этики бизнеса как научной дисциплины сыграл знаменитый "Уотергейт", в
который были вовлечены виднейшие представители администрации президента Р.
Никсона. К началу 1980-х годов большинство школ бизнеса в США, а также
некоторые университеты включили этику бизнеса в свои учебные программы. В
настоящее время курс этики бизнеса входит и в учебные планы некоторых вузов
России.
В этике бизнеса сложилось
три основных подхода к моральным проблемам бизнеса, опирающихся на три
этических направления: утилитаризм, деонтическую этику (этику долга) и
"этику справедливости". Представленные в работах американских ученых
М. Валаскеса, Дж. Ролза, Л. Нэш, они могут быть сведены к следующему.
Одной из самых влиятельных в этике бизнеса является
концепция утилитаризма. Морально оправданным считается такое действие, которое
в итоге приводит к максимально полезному эффекту. В обобщенной форме принцип
утилитаризма формулируется следующим образом: какое-либо действие правомерно с
этической точки зрения в том и только в том случае, если суммарный полезный
эффект этого действия превышает суммарный полезный эффект любого другого
действия, которое могло бы быть совершено вместо действия первого.
Это вовсе не означает, что правомерно такое действие,
которое приносит максимум пользы лицу, его совершающему. Речь идет о том, что
максимум пользы получают все лица, оказывающиеся в сфере действия результатов
акции (в том числе человек, совершающий данную акцию). Принцип утилитаризма
нельзя толковать и в том смысле, что он предполагает необходимость преобладания
положительного эффекта над отрицательным (прибыли над расходами). Согласно
этому принципу, в конечном итоге правомерной является такая акция, которая дает
наибольшую чистую прибыль по сравнению с другими вариантами. Ошибочно думать,
что принцип утилитаризма предполагает необходимость учета только
непосредственных и мгновенных результатов наших действий. Напротив, при анализе
всех возможных вариантов действий следует учитывать как текущие положительные и
негативные эффекты в виде прибыли и расходов, так и прогнозировать последствия,
в том числе любые косвенные результаты.
Теория утилитаризма
привлекательна во многих отношениях. Ее положения согласуются с критериями,
используемыми для интуитивной оценки моральности поведения. Так. когда человек
пытается объяснить, почему он "морально обязан" совершить ту или иную
акцию, он часто руководствуется соображениями о пользе или вреде, которые его
действия могут принести другим людям. Соображения морали требуют учета
интересов всех окружающих наравне с собственными интересами.
Используя принципы утилитаризма, можно объяснить,
почему некоторые виды деяний считаются аморальными (ложь, супружеская измена,
убийство), а другие, напротив - морально оправданными (правдивые высказывания,
верность, соблюдение обязательств). Сторонник теории утилитаризма может
доказать, что лгать нехорошо потому, что ложь приведет к снижению общественного
благосостояния. Когда люди лгут друг другу, они в меньшей мере способны
доверять и сотрудничать. А чем меньше интенсивность доверия и сотрудничества,
тем ниже общее благосостояние. Правдивость в общении-позитивный фактор, ибо
укрепляет доверие и усиливает сотрудничество, тем самым способствуя укреплению
благосостояния. В общем, можно утверждать, что лучшее правило - говорить правду
и воздерживаться от лжи.
Сторонники традиционного
утилитаризма отрицают тот факт, что действие может оказаться безусловно
некорректным. Так, они не согласились бы с тем, что нечестность или воровство
безусловно плохи. Если в определенной ситуации нечестное деяние приведет к
более благоприятным последствиям, чем какая-либо иная акция, которая может быть
совершена этим же лицом в этой же ситуации, то в этом частном случае, согласно
теории традиционного утилитаризма, нечестный поступок будет морально оправдан.
Практическое применение
положений теории утилитаризма связано с целым рядом проблем, основная из
которых состоит в необходимости количественно определить "общественную
полезность". Как измерить полезный эффект различных действий по отношению
к разным людям и сопоставить полученные результаты, опираясь на соображения утилитаризма?
Предположим, что вы и я получили некую искомую должность. Как узнать, какую
пользу будет иметь этот факт для вас и для меня? Каждый из нас может быть
уверен, что сумеет извлечь максимум пользы, выполняя свою работу, но так как мы
не можем поменяться местами, такая уверенность объективно беспочвенна.
Поскольку провести сравнительный количественный анализ ценности отдельных вещей
для отдельных лиц невозможно, скажут оппоненты, нельзя определить, можно ли
добиться максимальной пользы путем предоставления работы кому-либо из нас. А
так как нельзя выяснить, какая акция в данном случае даст максимальный полезный
эффект, нельзя применить и принцип утилитаризма.
Кроме того, в некоторых случаях прибыль и расходы
измерению не поддаются. Как, например, измерить ценность здоровья и самой
жизни? Предположим, что в результате установки дорогостоящей системы вентиляции
в цехе удается полностью ликвидировать канцерогенную пыль, в других условиях
вызывающую легочные заболевания рабочих. Предположим также, что в результате
такого мероприятия продолжительность жизни рабочих увеличится на пять лет. Как
подсчитать стоимость этих лет жизни, как сопоставить ее со стоимостью
вентиляционного оборудования и расходами на его установку?
Во многих случаях
отсутствует возможность прогнозирования размеров прибыли и расходов; иногда их
также нельзя оценить количественно. Так, хорошо известно, что » невозможно
определить доходность или убыточность фундаментальных научных исследований.
Положим, речь идет о необходимости определить размер инвестиции в некую научную
программу, реализация которой, возможно, даст какие-то чрезвычайно t ценные
теоретические результаты, которые тем не менее нельзя будет использовать на
практике мгновенно. Какова истинная ценность подобной информации, как измерить
эту ценность и сопоставить ее с ценностью таких дел, как возведение
дополнительного корпуса в местной больнице или доме для бедных?
По мнению критиков
утилитаризма, именно "проблемы измерения" сводят на нет любые попытки
сторонников этой теории придать ей всеобъемлющий характер. f Однако сами
сторонники утилитаризма считают, что в реальной жизни многие решения могут быть
приняты на чисто количественной базе.
Наиболее
"гибкий" способ количественного измерения прибыли и расходов,
сопутствующих принятию решения, базируется на использовании денежного
эквивалента. Так, ценность, которую данный объект имеет для данного лица, можно
определить по цене, которую оно готово уплатить за указанную вещь. Если за
какую-либо вещь платят вдвое больше, чем за другую, то это означает, что первая
вещь вдвое ценнее для покупателя, чем вторая. Чтобы определить, какую ценность
имеют те или иные объекты для группы людей, следует узнать среднее значение
цены этих объектов при условии, что эти вещи доступны на рынке для любого
покупателя. Короче говоря, рыночная цена может служить общим количественным
показателем объема прибыли и " расходов, связанных с принятием решения.
Получается, что ценность данного объекта » можно определить по той цене,
которая устанавливается для него при продаже на свободном рынке. Если объект не
продается на свободном рынке, можно узнать цену аналогичных объектов,
подлежащих продаже.
Использование денежного
эквивалента позволяет учесть влияние таких факторов, как время и
неопределенность. Если денежное выражение ценности (прибыли и расходов) можно
узнать только в будущем, то текущее значение ценности определяют путем введения
поправки, учитывающей уровень спроса в настоящий момент. Если объемы прибыли и
расходов не являются определенными величинами и могут быть установлены только с
известной степенью вероятности, то ценность можно определить путем вычисления
произведения объема денежного эквивалента прибыли (расходов) и коэффициента
вероятности.
Стандартные возражения
против возможности использовать денежный эквивалент для измерения прибыли и
расходов основаны на соображении о том, что некоторые блага, в частности жизнь
и здоровье, нельзя оценить с помощью денег. Утилитарист, однако, возразит: жизнь
и здоровье имеют свою цену в денежном выражении, причем мы сами назначаем эту
цену чуть ли не ежедневно. Ведь в любой ситуации, когда мы устанавливаем
предельную цену на некоторые объекты, обладающие свойством сокращать риск,
которому подвергается наша жизнь, мы тем самым устанавливаем цену нашей жизни.
Предположим, например, что некто хочет уплатить 5 долл. за некий предмет,
являющийся средством обеспечения безопасности и позволяющий снизить вероятность
гибели от автодорожной травмы с 0,00005 до 0,00004, и считает эту цену
предельной. Тогда получается, что данный покупатель фактически оценивает
0,00001 вероятности своего существования в 5 долл., а жизнь в целом-в 500 тыс.
долл. Такой акт ценообразования неизбежен и необходим, продолжит свои
рассуждения утилитарист, и будет таковым до тех пор, пока сохранится ряд
факторов риска и пока безопасность не повысится по причине появления на рынке
других подобных вещей, которые мы можем пожелать приобрести и на которые может
быть установлена определенная цена.
И наконец, утилитарист
скажет вам, что в том случае, когда прибыль и расходы нельзя сопоставить на
базе рыночных цен, остается возможность применения других количественных
показателей: результаты социологических опросов, итоги политических выборов,
оценки экспертов, на основании которых можно рассчитать объемы расходов и
прибыли в данном конкретном случае. Таким образом, утилитарист в своей
практической деятельности сталкивается с целым рядом реальных количественных
задач. Однако все они оказываются по крайней мере частично разрешимыми (при
условии применения описанных выше методов). Тем не менее следует отметить, что
утилитаризм подвергается критике.
Как полагают некоторые
критики теории утилитаризма, один из основных недостатков этого учения состоит
в его несовместимости с двумя моральными категориями: право и справедливость.
Это означает, что иногда действия с точки зрения утилитаризма морально
оправданны, хотя на самом деле они неправедны и результатом их становится
нарушение прав человека.
Предположим, ваш дядя
болен неизлечимым и мучительным недугом и в результате несчастлив; умирать,
однако, он не собирается. Несмотря на то, что он находится в больнице и в
течение года должен уйти в мир иной, он продолжает руководить возглавляемым им
химическим заводом. Будучи несчастным, он нарочно делает несчастными и своих
служащих, намеренно задерживая процесс установки устройств, обеспечивающих
безопасную работу на предприятии, хотя прекрасно знает, что из-за этого в
следующем году наверняка погибнет по крайней мере один рабочий. Вы,
единственный его родственник, знаете, что после смерти унаследуете дело и
станете не только очень богатым, но и сможете осуществить свое намерение:
воспрепятствовать дальнейшей гибели служащих, установив системы обеспечения
безопасности. Вы хладнокровно и расчетливо оцениваете ситуацию и приходите к
выводу, что можно тайно и безнаказанно умертвить дядю. С точки зрения теории
утилитаризма такое действие было бы правомерным, если бы не привело к нанесению
кому-либо ущерба. Убив дядю, вы совершаете обмен: его жизнь - на жизнь рабочих,
причем ваш успех одновременно избавит дядю от несчастья и боли; такой
результат, несомненно, является полезным. В то же время убийство дяди - грубое
нарушение его права на жизнь. Таким образом, следуя положениям теории
утилитаризма, приходится сделать вывод: убийство, представляющее собой явное
нарушение прав человека, а именно наиболее существенного права - права на
жизнь, морально оправданно.
Критики утилитаризма
доказывают, что данная теория не может быть применена в случаях, когда речь
идет о соблюдении социальной справедливости. Предположим, что небольшая группа
рабочих-мигрантов, получающих нищенскую заработную плату, едва обеспечивают
возможность существования, выполняя весьма тяжелую работу, которую больше никто
не желает выполнять, но которая приносит удовлетворение огромному большинству
членов общества, так как последние в результате получают, например, дешевые
свежие овощи. Предположим, что чистая прибыль в этой ситуации оказывается
больше, чем ущерб от несчастий и боли, которые испытывают люди, принадлежащие к
маленькой группе сельскохозяйственных рабочих, и больше, чем была бы чистая
прибыль в случае, если бы тяготы работы на ферме распределялись поровну между
всеми. Тогда, согласно теории утилитаризма, сохранение статуса нищих
сельскохозяйственными рабочими можно считать справедливым с моральной точки
зрения. С точки же зрения критиков теории утилитаризма, социальная система,
предусматривающая неравномерность распределения тягот бытия, бесспорно,
аморальна и противоречит законам справедливости. Большой объем прибыли, который
такая система приносит множеству членов общества, вовсе не оправдывает того
бремени, которое взваливается на плечи представителей маленькой группы
населения.
Теория утилитаризма
учитывает лишь полезность эффекта в отношении общества в целом, но не увязывает
этот результат с результатом распределения полученных благ между отдельными
индивидами.
В ходе полемики с
критиками утилитаризма сторонники последнего разработали убедительную и обоснованную
теорию, получившую название "норм-утилитаризм". Согласно
норм-утилитаристам, процесс этического истолкования образа действий не должен
быть связан с необходимостью определения эффекта максимальной полезности как
исключительного ориентира. По их мнению, в этом случае должна решаться задача о
соответствии результатов применения рассматриваемого образа действий набору
корректных норм морали, которым обязаны следовать все. Если эти нормы требуют
реализации какой-либо акции, эта акция должна быть реализована. Корректными
нормами морали решено считать такие, которые при их использовании всеми дают
возможность получить максимальную прибыль. Поясним сказанное примером.
Страницы: 1, 2
|