Кроме того, противопоставлены друг другу справедливое –
«небесное» и порочное – «человеческое» дао, а также признается возможность
отступлений от дао и вообще его отсутствия в Поднебесной. В качестве «начала»,
«матери», «предка», «корня», «корневища» (ши10, му, цзун, гэнь, ди3)
дао генетически предшествует всему в мире, в том числе «господу» (ди1),
описывается как недифференцированное единство, «таинственное тождество» (сюань
тун), содержащее в себе все вещи и символы (сян1) в состоянии
«пневмы» (ци1) и семени (цзин3), т.е. «вещь»,
проявляющаяся в виде безвещного (безобъектного) и бесформенного символа,
который в этом аспекте пустотно-всеобъемлющ и равен всепроникающему
«отсутствию/небытию». В то же время «отсутствие/небытие» и, следовательно, дао
трактуется как деятельное проявление («функция – юн2, см. ТИ – ЮН) «наличия/бытия». Генетическое
превосходство «отсутствия/небытия» над «наличием/бытием» снимается в тезисе об
их взаимопорождении. Таким образом, дао в Дао дэ цзине представляет собой
генетическую и организующую функцию единства «наличия/бытия» и
«отсутствия/небытия», субъекта и объекта. Главная закономерность дао –
обратность, возвращение (фань, фу, гуй), т.е. движение по кругу (чжоу син),
характерное для неба, которое традиционно мыслилось круглым. Как следующее лишь
своему естеству (цзы жань), дао противостоит опасной искусственности «орудий»
(ци2) и вредоносной сверхъестественности духов, определяя вместе с
тем возможность и того и другого.
ДАО. «Путь»
(«подход», «график», «функция», «метод», «закономерность», «принцип», «класс»,
«учение», «теория», «правда», «мораль», «абсолют»). Одна из важнейших категорий
китайской философии. Этимологически восходит к идее главенства (шоу) в
«движении/поведении» (син3). Ближайшие коррелятивные категории – «дэ1»
(«благодать») и «ци2» («орудие»). В современном языке бином «дао-дэ»
означает мораль, нравственность. Термином «дао» передавались буддийские понятия
«марга» и «патха», выражающие идею пути, а также «бодхи» («просветление»,
«пробуждение»). Эквивалентами дао часто признаются Логос и Брахман. Иероглиф
«дао» входит в обозначение даосизма (дао цзя, дао цзяо) и неоконфуцианства (дао
сюэ). В Мо-цзы «учением о дао» (дао цзяо), в Чжуан цзы «искусством/техникой
дао» (дао шу) названо и раннее конфуцианство. В различных философских системах
«дао» определялось по-разному, поэтому Хань Юй (8–9 вв.) назвал его, как и «дэ1»,
«пустой позицией», не имеющей точно фиксированного смысла.
ДЭ. «Благодать»,
«добродетель», («качество», «дарование», «достоинство», «достояние»,
«доблесть», «моральная сила», «закономерность»). Манифестация дао – одна из
фундаментальных категорий китайской философии. Иногда отождествлялась с кармой,
mana и virtus. Использовалась для передачи буддийского понятия «гуна». В самом
общем смысле обозначает осн. качество, обусловливающее наилучший способ
существования каждого отдельного существа или вещи, то есть индивидуальную
«благодать», поэтому часто определяется посредством омонима «дэ2» –
«достижение». Поскольку специфику человека китайские мыслители конфуцианского
толка обычно усматривали в способности придерживаться «должной справедливости»
(и1) и «благопристойности/этикета/ритуала» (ли2), его дэ
в основном понималось как «добродетель», хотя могло означать, подобно
греческому arete, чисто телесные достоинства. Будучи индивидуальным качеством,
дэ относительно (в отличие от всеобщего и потому абсолютного дао), поэтому «благодать»
для одних может негативно оцениваться другими. Дэ – собирательный образ всего
множества разнонаправленных сил, способных приходить в столкновение друг с
другом, поэтому гармонизирующая их универсальная «благодать» часто выделяется
посредством специальных эпитетов: «предельная», «великая», «таинственная»,
«сиятельная» (чжи5, да2, сюань, мин3) и т.п.
То, что для конкретного индивида является его «частной», или «отдельной
благодатью» (сы, ли дэ), например, незаконное обогащение, с точки зрения «общей
благодати» (тун дэ) оценивается как «нечестивая», «темная», «развратная» или
«плохая благодать» (сюн, хунь, цзянь, э дэ). Как «внутреннее», органичное и
естественное качество дэ составляет основную оппозицию с «внешней» физической
силой, насилием (ли4), наказаниями (син4) и законом (фа1)
(Лунь юй, Дао дэ цзин, Гуань-цзы, Чжуан-цзы, Хань Фэй-цзы). Сочетание «у дэ» –
«пять благодатей» со времен Цзоу Яня (3 в. до н.э.) синонимично «у син1»
– «пяти элементам».
13. Этика досократиков. Эвтюмия Демокрита; Гераклит, Паменид,
Пифагор
ДЕМОКРИТ (ок. 460 – ок. 370 до н.э.), античный философ, уроженец Абдер во Фракии.
Достоверные сведения о его жизни крайне скудны. Вероятно, в молодости Демокрит
совершил путешествие по различным странам, в ходе которого познакомился с
учениями греков, египтян, персов, вавилонян и, возможно, индусов. Вся его
долгая жизнь (он прожил свыше 90 лет) была посвящена преподаванию и
исследованиям.
Эвтюмия («эвфимия») - в этической системе Демокрита центральное понятие,
означающее "хорошее расположение духа", к которому необходимо
стремиться.
Эвтюмия – «хороший дух» - определяется как «такое состояние,
при котором душа живет безмятежно и спокойно, не возмущаемая ни боязнью демонов,
ни какой-либо другой страстью». Поскольку здесь везде говорится о страхе как
главном препятствии к эвтюмии, то эвтюмия есть также и атамбия свобода от
страха. Эвтюмия - это уравновешенность, гармония, размеренность, симметрия,
безмятежность, невозмутимость, бесстрастие, благое состояние духа, не
тождественное наслаждению. Мятежность - противоположный эвтюмии образ жизни.
Средства-достижения эвтюмии - мера во всем, умеренность,
золотая середина, ведь «прекраснее во всем середина» (Л 739). Надо быть
умеренным в наслаждении, не стремиться к преходящему, побеждать в себе страсти,
а этому учит философия - "философия освобождает душу от страстей".
Надо вообще избегать перегрузок: «Желающий быть в хорошем расположении духа не
должен браться за много дел ни в своей частной жизни, ни в общественной, и, что
бы ни делал, он не должен стремиться свыше своих сил и своей природы. Но даже
если счастье благоприятствует и, по-видимому, возносит на большую высоту,
должно предусмотрительно отстраниться и не касаться того, что сверх силы. Ибо надлежащий
достаток надежнее, чем избыток».
Умеренность распространяется Демокритом и на само познание:
"Не стремись знать все, чтобы не быть во всем невеждой".
ГЕРАКЛИТ
ЭФЕССКИЙ (расцвет
деятельности ок. 500 до н.э.), греческий философ прозванный «Темным». Гераклит
принадлежал к царскому роду, но отрекся от своих прав (в тогдашнем Эфесе уже
номинальных, дававших лишь некоторые почести) в пользу брата. От единственного
сочинения Гераклита О природе (существуют и другие варианты названия)
сохранились лишь мелкие фрагменты.
Гераклит первым в греческой философии поставил в центр своей
системы проблему изменения и порядка, что делает из него беспощадного критика
человечества. Он сетует на то, что люди не способны понять Логос, универсальную
основу всех вещей, в согласии с которым должны протекать все природные явления
и на основе которого должно строиться поведение человека. Отчасти этот Логос
можно усматривать в огне: благодаря регулярности своих изменений (огонь
равномерно поглощает топливо и испускает пламя и дым) огонь оказывается
идеальным воплощением той меры, которую Гераклит наблюдал в великих взаимных
космических переходах основных веществ, образующих мир, – эфирного пламени,
воды и земли. Именно гармонизирующий Логос, или мера, а вовсе не происхождение
из единой построяющей космос материи, дает миру то сущностное единство, которое
было отправным моментом для Гераклита и других досократиков.
ПАРМЕНИД (р. ок. 515 до н.э.), греческий философ, уроженец Элеи (другое название –
Велия). В названном по имени Парменида диалоге Платона он беседует с Сократом,
тогда (ок. 450 до н.э.) еще совсем юным. Парменид был современником Гераклита,
Эмпедокла и Зенона Элейского. Он был воспитан на пифагорейских традициях и
образе жизни и несомненно испытал влияние Ксенофана, основателя элейской школы.
Как и Ксенофан, Парменид изложил свои философские идеи в дидактическом,
написанном гекзаметром эпосе О природе. Значительные отрывки из него
сохранились в трудах Секста Эмпирика и Симплиция, а также у других авторов.
ПИФАГОР (6 в. до н.э.), древнегреческий философ и математик, прославившийся своим
учением о космической гармонии и переселении душ. Предание приписывает Пифагору
доказательство теоремы, носящей его имя. Многое в учении Платона восходит к
Пифагору и его последователям.
15. Этический праксис Сократа
СОКРАТ (ок.
470/469–399 до н.э.), афинский философ, удостоившийся поистине вечного
памятника – диалогов Платона, в которых Сократ выведен главным действующим
лицом. Родителями Сократа были скульптор (или каменотес) Софрониск и Фенарета.
Отец, вероятно, был довольно зажиточным гражданином (судя по тому, что Сократ
воевал как гоплит, т.е. тяжеловооруженный воин), однако сам Сократ нисколько не
заботился о своем имуществе и к концу жизни чрезвычайно обеднел. Свое учение
Сократ излагал только в устной форме. Наши сведения о нем происходят из
нескольких источников, среди которых изображение и упоминания Сократа в
комедиях Аристофана – прижизненные и пародийные, а портреты Сократа у Платона и
Ксенофонта – посмертные и хвалебные, однако они мало соответствуют друг другу.
Сообщения Аристотеля, по-видимому, опираются на Платона. Свой вклад в легенды о
Сократе внесли и многие другие дружественно или враждебно настроенные авторы.
Пытаясь представить себе Сократа как учителя, мы неизменно
получаем противоречивую фигуру. Смертный приговор Сократу обычно относят на
счет вырождения демократии, однако восстановленный в Афинах в 403 режим был
вполне человечным и умеренным и основывался на принципах политической амнистии,
которые неукоснительно соблюдались. В данном случае все указывает на то, что
конкретным и наиболее серьезным было обвинение в «развращении молодежи», но что
именно стоит за этими словами, можно только гадать. В диалоге Критон
обсуждается проблема защиты Сократа от обвинения в «подрыве законов» –
возможно, это указание на то, что его влияние на молодежь воспринималось как
покушение на самые основы общества.
Сократ настаивал на систематическом умственном образовании
молодежи, но отказывался брать деньги за свои услуги, не желая быть
причисленным к профессиональным учителям мудрости, софистам (такое клеймо
пытались поставить на нем его обвинители). Лучше любого из современников Сократ
осознавал основное направление, в котором двигалась эпоха, и обозначил его в
виде двух положений: 1) степень абстракции, к которой стремится мысль, должна
быть абсолютной и совершенной, сведенной средствами диалектики к «идее как
таковой»; 2) в человеке кроется мыслящая сила, способная к осуществлению этой
задачи. Эта сила – псюхэ. С чего начинается познание? Псюхэ чувствует
притяжение («эрос») к другой псюхэ и «совокупляется» с ней посредством «логоса»
(слова), порождая последовательность мыслей, которые очищаются затем методами
диалектики. Учение Сократа, выраженное в терминах любовной символики,
воплощалось в личности самого Сократа, и, быть может, именно это обеспечило ему
неувядаемую славу «праксис»
– деятельность
16. Этическое учение Платона
ПЛАТОН (ок.
427–347 до н.э.), греческий философ и педагог. Родился в Афинах в 428 или 427
до н.э. и умер там же в возрасте 80 или 81 года. Его отец Аристон (умерший,
когда Платон был еще ребенком) принадлежал к семье, которая играла видную роль
в эпоху Перикла, а среди предков матери Периктионы был Дропид, родич и друг
великого афинского законодателя Солона. После смерти Аристона Периктиона вышла
замуж за своего дядю Пирилампа, близкого друга и сподвижника Перикла. Таким образом,
Платон вырос в семье, члены которой традиционно готовились к государственной
карьере, в обстановке, пропитанной идеалами греческой демократии.
Философия Платона не представляет собой законченной и
всеохватывающей системы. Платон постоянно подвергал все сомнению. В некоторых
диалогах он, по-видимому, вообще не приходил к каким-либо выводам, в других –
ставил вопросы, вызывая сомнение у тех читателей, которые испокон веков
истолковывали этот критический дух как разъедающий скептицизм. Однако такое заключение
не принимает во внимание других особенностей его произведений.
От некоторых концепций и учений Платон никогда не
отказывался, хотя часто подвергал их шлифовке и переработке. Ниже мы наметим
некоторые из этих учений. Их можно считать собственными выводами Платона и
основой подлинного платонизма. Предпринимая такую попытку, мы будем следовать
традиционному делению философии на этику, теорию познания и теорию природы.
Само это разделение возникло в ранних школах платонизма в результате изучения
диалогов.
Этика. Платон
писал диалоги с единственной целью: помочь людям понять сущность благой жизни и
побудить их жить в соответствии с таким пониманием. Благую жизнь Платон называл
«подражанием Богу». О том, что главная его цель носила моральный или практический
характер, свидетельствует не только VII письмо, но и тот факт, что итоговые
произведения Платона раннего и зрелого периодов – Государство и Законы были
посвящены прежде всего практическим вопросам. Для этики Платона характерны
следующие основные положения.
Все люди по природе стремятся к благу. Во всех вещах от природы
присутствует стремление улучшать и совершенствовать свое бытие. Человек не
составляет исключения из этого правила. Когда душа реализует эту естественную
склонность, результат ее правильной деятельности называется добродетелью. То же
происходит, когда хорошо и в согласии с природой работает тело; такое состояние
мы называем здоровьем. Эта концепция, позже получившая название естественного
закона, лежит в основании всей этики Платона.
Добродетель есть знание. Как и искусством, добродетелью невозможно овладеть без
усилий или по счастливой случайности. Человек не может поступать хорошо, если
не знает, что именно он делает, а также почему и как это следует делать.
Источником всякой добродетели является знание, причем знание не просто
абстрактное, теоретическое, но конкретное и практическое (не исключающее,
однако, и теории), подобное навыкам искусного ремесленника, понимающего, что он
делает и как это следует делать.
Самые дурные поступки совершаются невольно, или вопреки воле, в том смысле, что
противоречат ее естественной и основной направленности на благое. Человек,
совершающий такие поступки, находится в худшем положении, чем тот, кто знает
благо и его желает, но отдался страстям или воле случая. Первый не может
избежать зла, ибо извращены сами движущие им силы: он полагает, что знает то,
чего на самом деле не знает, и думает, что желает того, чего на самом деле не
желает, т.е. блага.
По природе душа важнее тела, поскольку душа пользуется телом как орудием, а все
использующее выше используемого. Поэтому здоровье души (добродетель) важнее
здоровья тела, и высшим делом человека является «забота о душе». Порок хуже
смерти, и хуже совершить несправедливость, чем ее претерпеть, поскольку совершающий
несправедливость калечит свою душу.
Четыре основные добродетели души – это мудрость,
справедливость, мужество и умеренность. Мудрость направляет действие к цели; справедливость воздает
всем вещам то, что им причитается в соответствии с подлинными нуждами и
возможностями каждой, как понимает их разум; мужество, невзирая на препятствия,
доводит до конца мудрые и справедливые дела; умеренность представляет собой
гармонию различных частей души в согласии с разумом.
Само по себе удовольствие не является ни благом, ни злом. Существуют как добродетельные, так и
порочные наслаждения, однако добродетельные наслаждения,
которыми сопровождаются разумные действия и которые соответствуют природе,
приносят гораздо большее удовлетворение, нежели порочные.
Итак, не существует конфликта между действительным долгом и
подлинным интересом человека. Долг и польза в конечном счете совпадают. Главная
наша обязанность – быть самими собой и во всем хранить себе верность. И в
конечном счете это окажется гораздо более приятным и полезным, чем дурными и
неразумными поступками уродовать свою природу.
Человек по своей природе существо общественное. Даже самые простые нужды невозможно
удовлетворить без помощи других людей. Эти элементарные нужды распадаются на
три группы, которые требуют осуществления в любом человеческом обществе трех
основных социальных функций: приобретение и сохранение знания, активное
общественное служение и производство материальных предметов, необходимых для
поддержания здорового образа жизни. Эти три функции реализуются в учителе,
воине и работнике. Каждый член общества обязан исполнять хотя бы одну из них. В
Государстве люди, исполняющие соответствующие обязанности, именуются
правителями (философами), служителями (стражами) и ремесленниками. Эти функции
и все сопряженные с ними ремесла и профессии подчиняются естественной иерархии.
Политическое искусство должно направляться знанием, а производство –
политическим искусством, имеющим в виду благо всего общества. Среди прикладных
важнейшим должно быть искусство поддержания здоровья – гигиена.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|