Этика и этикет
1. Предмет этики
Этика - важнейшая часть философии, предметом изучения которой
является мораль.
В традиционном обществе человек не ставит критических задач;
он является частью культурной среды и он принимает ее культурные
ценности,
традиции и стереотипы почти автоматически или бессознательно. Выполняя
общепринятый ритуал или следуя культурной традиции, человек не задумывается о
возможности иных вариантов поведения. Культурная традиция выступает способом
объединения людей, демонстрируя их приверженность к общей единой для всех
системе ценностей.
Слово «Этика» было образовано Аристотелем от слова «этос»,
которое имело несколько значений. Этос - это привычное место обитания, жилище,
звериное логово. Позже оно стало обозначать устойчивую природу какого-либо
явления, обычай, просто привычку, нрав, характер, темперамент.
Этика -
моральная философия, где этика - это область знания, а мораль ее предмет.
Специфика этики состоит в том, что она проблемам отдельного
человека придает общечеловеческий масштаб, так что предлагаемые решения могут
быть распространены на любого другого индивида, сталкивающегося с такими же
проблемами.
Этика -
это исследование фундаментальных ценностей и целей человеческой жизни (добро и
зло, счастье, любовь и т.д.), но также анализ понятия морали.
2. Понятие этоса
ЭТОС
(от греч. еthos - характер, нрав), термин в античной философии, обозначавший
привычки, нравы, характеры, темпераменты, обычаи. Предметную область Э.
составляет особый срез человеческой реальности (определённый класс индивидуальных
качеств, соотнесённых с определёнными привычными формами общественного
поведения).
Этос
(греч. @@@thos), термин античной философии, обозначающий характер какого-либо
лица или явления; Э. музыки, например,— её внутренний строй и характер
воздействия на человека. Э. как устойчивый нравственный характер часто
противопоставлялся пафосу как душевному переживанию.
Важно видеть два основных значения слова этос, сохранившиеся
в наше время.
Во-первых, этос - это качественная характеристика социума -
нравы, привычки, обычаи, присущие определенному этносу, или характер нации,
предопределенный "местом" ее обитания. Именно такое понимание этоса
характерно для культурной антропологии и этнографии. В этом смысле можно
говорить о европейском, российском, японском и т.д. этосе.
Второе значение слова этос - характер и судьба отдельного
человека - получило развитие в традиционной этике, которая рассматривала именно
отдельного человека, его индивидуальные нравственные проблемы и ценности,
апеллируя к его рациональности и способности самостоятельно их решать на основе
собственного разума.
3. Мораль и нравственность
Мораль
(от лат. moralis — нравственный)
1) нравственность, система норм и ценностных представлений,
определяющих и регулирующих поведение человека. В отличие от простого обычая
или традиции, нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и
зла, должного, справедливости и т. п. В отличие от права, исполнение требований
М. санкционируется лишь формами духовного воздействия (одобрения или осуждения).
М. изучается специальной философской дисциплиной — этикой.
2) Отдельное практическое нравственное наставление,
нравоучение (М. басни и т. п.).
Мораль – это некий набор правил, регулирующих отношения между
членами некоего сообщества в некоторой сфере деятельности. Этот набор правил
определяет, что такое хорошо и что такое плохо. Кроме определения, что такое
хорошо и что такое плохо он также определяет методы поощрения и наказания за
соблюдение или нарушение этих правил. Все виды профессиональной этики: этика
бизнеса, врачебная этика, адвокатская этика, журналистская этика, воровской
закон и т.д., - все это типичные формы групповой морали. Мораль может
существовать не только в форме профессиональной этики. Так аристократы имеют
свою мораль, плебеи свою, точнее мораль плебеев состоит в полном отсутствии
морали. Свой, специфический набор правил определяющий отношения между людьми
может возникнуть и по национальному признаку, в общем когда речь идет о морали,
то это значит, что всегда речь идет о правилах, определяющих отношения людей в
конкретной общественной группе.
Нравственность, - это такой набор правил, который регулирует
отношения уже не в отдельной общественной группе, а применительно ко всему
человечеству. «Не убий!», например, как высшая заповедь нравственного закона.
Убийство, – преступление не только против отдельной личности, убийство, - это
преступление против всего сообщества людей, против всего человечества. Убил
ближнего, зарезал его или застрелил, пусть даже он и заслужил этой кары, -
пожалуйста переходи в ряды грешников и начинай объясняться с собственной
совестью. В общем, в сфере нравственного, наказание за нарушение нравственных
заповедей лежит уже внутри личности.
Первоначально понятия: этика, мораль и нравственность - были
тождественны, то есть обозначали сферу нравов, обычаев, общепризнанных правил
поведения. Позже они были разведены. Этика - это теория, мораль и
нравственность - это реальные явления в жизни человека и общества. Иногда
понятия мораль и нравственность употребляют как синонимы, но существует
традиция (идущая от Гегеля) разделять их значение. Согласно этой традиции, нравственность
(от слова нравы) - поведение, соответствующее общепринятым обычаям, традициям,
ценностям и нормам. В нравственности индивид автоматически поступает "как
все", как послушный член социума. Он соблюдает принятые правила, традиции
и нормы.
Таким образом, нравственность человека является условием
вхождения человека в социум, она не требует оригинальности, творчества,
интенсивного рационального мышления, индивидуального выбора; наоборот, она предполагает
исполнение общепринятой нормы, подчинения традиционному образцу. При этом
принятый образец выступает критерием добродетели. Такое поведение характерно
для традиционного общества и для всех восточных цивилизаций, стремящихся к
сохранению своих традиций ( Япония, Китай, арабские страны).
Мораль -
особое явление, возникшее (параллельно с правом) в западной цивилизации. Она
появляется с развитием индивидуального самосознания (античные мудрецы),
личностного, самостоятельного начала, с появлением самостоятельно мыслящих
личностей, способных к сознательному решению и выбору.
Мораль - одно из наиболее сложных понятий, над которым бились
лучшие умы, создававшие различные образы морали. Сложность с определением
морали состоит в том, что такое определение не может быть простым обобщением
фактов. Мораль всегда больше, чем совокупность фактов, подлежащих обобщению.
Она выступает одновременно как задача, которая требует своего разрешения.
Мораль - это не просто то, что есть, она скоре, то, что должно быть.
9. «Золотое правило» в этике
«Золотое правило», одна из древнейших нравственных заповедей, содержащихся в
народных пословицах, поговорках и т. п.: не делай другим того, чего не хочешь,
чтобы причиняли тебе. Высказывалась древневосточными и древнегреческими
мудрецами, вошла в Новый Завет. И. Кант видоизменил её в своём учении о категорическом
императиве.
10. Этика буддизма. Восьмеричный путь. Мокша, ахимса, нирвана
(6 век до нашей эры) в
Индии жил Будда - создатель буддизма.
Суть учения буддизма можно выразить как преодоление желаний и
отрешение от материального мира.
Человек должен понять свою уникальную духовную сущность и
встать на путь спасения души, которое понимается как приобщение к высшей
духовной реальности -Атману.
Буддизм - это срединный путь. Ни наслаждения жизнью, ни
чрезмерный аскетизм не ведут к блаженству, под которым понимается особое
состояние просветления - бодхи, или пробуждение сознания.
Пробуждение сознание - открытие того, что за материальным миром
есть еще одна высшая реальность. Душа человека принадлежит именно этой высшей
нематериальной реальности. Блаженство состоит в том, чтобы вырваться из
круговорота желаний и страстей (колеса кармы) и слиться с высшей безличной
реальностью.
Центральное понятие буддизма (и индуизма) - дхарма, Оно
обозначает порядок во вселенной, нравственный долг, который имеется у каждого
живого существа. Смысл жизни человека - выполнять свое предназначение
Мокша
(санскр.), одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма,
высшая цель человеческих стремлений, состояние «освобождения» от бедствий
эмпирического существования с его бесконечными перевоплощениями (сансара) и т.
д.
АХИМСА (санскр.–
«невреждение»), избегание убийства и насилия, нанесения вреда действием, словом
и мыслью; основополагающая, первая добродетель всех систем индийской философии.
Ахимсе наиболее близки такие понятия, как каруна (сострадание) и майтри
(дружелюбие).
НИРВАНА
(пали, санскр.–
«затухание», «угасание», «иссякание», «успокоение»), согласно всем школам
буддизма, конечная цель человеческого существования, осуществление которой
равнозначно радикальному и окончательному уничтожению страдания (духкха),
исчерпанности притоков аффектированного сознания (доши), прекращению трансмиграции
(сансара) и действия механизмов «закона кармы». Нирвана, которая осуществима
еще при жизни адепта после его «просветления», завершается конечной нирваной
после распада его последнего тела – паринирваной.
В классическом буддизме нирвана рассматривается как основное
содержание учения Будды. К нирване ведет восьмеричный путь, включающий
правильные воззрения, размышление, речь, действия, образ жизни, внимание,
медитацию и сосредоточение. Непосредственно достижению нирваны предшествует
полное прекращение (ниродха) восприятий, мыслей и чувств. Однако конечный пункт
этого пути, который впервые был достигнут самим Буддой и который может быть
пройден только буддийским монахом, описывается в палийских текстах как
неопределимый. Это же относится и к тому «совершенному» (татхагата), который
его достигает: на вопросы о его посмертной судьбе Будда отвечал, что после
смерти его нельзя считать ни существующим, ни не существующим, ни тем и другим
одновременно, ни даже не тем и не другим, подобно тому, как нельзя определить,
«куда» уходит после сгорания топлива огонь – на восток, запад, север или юг.
Нирвана определяется поэтому преимущественно «методом отрицаний» – как не
рожденное, не произведенное, не созданное, ни с чем не соединенное, как
отсутствие стремления, отсутствие привязанности, отсутствие иллюзии и т.п.
Однако она может быть определена и положительно – как истина, стабильность,
мир, безопасность, чистота или «дальний берег».
«Восьмеричный путь» заключается в следовании следующим
принципам. (1) Правильный взгляд – понимание «четырех благородных истин», т.е.
страдания, его причины, его прекращения и пути, ведущего к прекращению
страданий. (2) Правильная мысль – освобождение от похоти, злой воли, жестокости
и неправедности. (3) Правильная речь – избегание лжи, распространения сплетен,
грубостей и пустой болтовни. (4) Правильное действие – воздержание от убийства,
воровства и половой распущенности. (5) Правильный образ жизни – выбор тех
занятий, которые не причиняют вреда ничему живому. (6) Правильное старание – избегание
и преодоление дурных склонностей, воспитание и укрепление добрых и здоровых
склонностей. (7) Правильное внимание – наблюдение за состоянием тела, ощущений,
ума и объектами, на которых сосредоточивается ум, чтобы их понимать и
контролировать. (8) Правильное сосредоточение – сосредоточение ума в медитации
для вызывания известных экстатических состояний сознания, ведущих к прозрениям.
11. Этика конфуцианства. Жень, ли
Древнекитайский мыслитель Конфуций создал этику выполнения
ритуала. Именно ритуал создает гармонию в отношениях между людьми и позволяет
упорядочить их должным образом.
В основе его учения о человеке лежит деление людей на
благородных и низких. Низкий человек - не знающий и не исполняющий ритуала -
хуже животного. Благородный человек постоянно учится. Низкий человек
предъявляет требования к другим, благородный человек предъявляет требования
прежде всего к самому себе.
В основе конфуцианской этики лежит правило почитания младшими
старших, детьми - отцов, женщины - мужчины. Все отношения между людьми глубоко
иерархичны - поэтому они требуют строгого соблюдения ритуалов почитания и
уважения.
Основные декларируемые принципы – «жэнь» (человеколюбие) и
"ли" ритуал. Жэнь иногда трактуется как взаимность.
ЖЭНЬ.
«Гуманность»,
«человечность», «человеколюбие», «милосердие», «доброта» – одна из
основополагающих категорий китайской философии и традиционной духовной
культуры, совмещающая три главных смысловых аспекта: 1)
морально-психологический – «[родственная] любовь/жалость к людям» (ай жэнь), стоящая
в одном ряду с «должной справедливостью» (и), ритуальной «благопристойностью»
(ли2), «разумностью» (чжи4), «благонадежностью» (синь2);
2) социально-этический совокупность всех видов правильного отношения к другому
человеку и обществу; 3) этико-метафизический – симпатически-интегративная
взаимосвязь отдельной личности со всем сущим, включая неодушевленные предметы.
Этимологическое значение «жэнь» – «человек и человек», или
«человек среди людей». Хотя иероглиф «жэнь1» в значении «доброта
правителя к подданным» присутствует в современных текстах канонизированной
конфуцианцами доконфуцианской классики (Шу цзин, Ши цзин), возможно он был не
только терминологизирован, но и искусственно создан Конфуцием, а затем включен
в указанные тексты.
В конфуцианстве понятие «жэнь1» сразу стало
центральной категорией, определявшейся, с одной стороны, как
спокойно-самодостаточная «любовь к людям», рождающая правильный баланс любви и
ненависти (Лунь юй, XII, 22, IV, 2, 3, VI, 21; Мэн-цзы, IV Б, 28), с другой –
как «преодоление себя и возвращение к [ритуальной] благопристойности» (кэ цзи
фу ли), реализующее «золотое правило» морали: «не навязывать другим того, чего
не желаешь себе», «упрочивать других в том, в чем желаешь упрочиться сам, и
подвигать их на то, на что желаешь подвигнуться сам» (Лунь юй, XII,1, VI, 28).
У Конфуция жэнь представлялось специфическим атрибутом
«благородного мужа» (цзюнь цзы), не присущим «ничтожному человеку» (сяо жэнь) (Лунь
юй, VI, 5, XIV, 7, 30), но уже у его ближайших последователей стало универсальным
началом, образующим человеческую личность (Чжун юн, 20; Мэн-цзы, III А, 4, VII
Б, 16; Ли цзи, гл.7). Мэн-цзы, усмотрев источник жэнь1 в реагирующем
с чувственной непосредственностью соболезнующем и сострадающем «сердце» (синь),
без которого человек перестает быть человеком (Мэн-цзы, II А, 6, VI Б, 2, VII
Б, 31), следствием «гуманного [отношения к] людям» (жэнь мин) считал «любовь [к
миру] вещей», т.е. всему сущему (ай у). Он также обобщил суждения Лунь юя о
социально-политической значимости жэнь1 в понятии «жэнь чжэн» –
«гуманное правление», ставшем впоследствии идеологическим штампом конфуцианской
ортодоксии.
ЛИ-БЛАГОПРИСТОЙНОСТЬ. «Благопристойность», «этико-ритуальные нормы», «моральные
права», «этикет», «этика», «ритуал», «церемонии», «установления» (ли2).
Одна из центральных категорий китайской философии, главным образом
конфуцианства, сочетающая два основных смысла – «этика» и «ритуал».
Этимологическое значение – «культовое действие с сосудом».
12. Этика даосизма. Дао, дэ
ДАОСИЗМ, философско-религиозное течение традиционного Китая, одно из его главных
«трех учений» (сань цзяо), являвшее собой в этой триаде основную альтернативу
конфуцианству как философии и буддизму как религии.
Изначальный даосизм, представленный учениями Лао Даня, или
Лао-цзы (традиционная датировка жизни: ок. 580 – ок. 500 до н.э., современная:
5–4 вв. до н.э.), Чжуан Чжоу, или Чжуан-цзы (399–328 – 295–275 до н.э.), Ле
Юй-коу, или Ле-цзы (ок. 430 – ок. 349 до н.э.), и Ян Чжу (440–414 – 380–360 до
н.э.) и отраженный в названных их именами произведениях: Лао-цзы (или Дао дэ
цзин), Чжуан-цзы, Ле-цзы, Ян Чжу (гл. 7 Ле-цзы), а также даосских разделов
энциклопедических трактатов Гуань-цзы, Люй-ши чунь цю и Хуайнань-цзы, создал
наиболее глубокую и оригинальную в древнекитайской философии онтологию.
Ее существо было закреплено в новом содержании парных
категорий «дао» и «дэ1», которые образовали одно из первых названий
даосизма как «школы дао и дэ» (дао дэ цзя) и которым посвящен главный даосский
трактат Дао дэ цзин. В нем дао представлено в двух основных ипостасях: 1)
одинокое, отделенное от всего, постоянное, бездеятельное, пребывающее в покое,
недоступное восприятию и словесно-понятийному выражению, безымянное,
порождающее «отсутствие/небытие» (у, см. Ю – У), дающее начало Небу и Земле, 2)
всеохватное, всепроникающее, подобно воде; изменяющееся вместе с миром,
действующее, доступное «прохождению», восприятию и познанию, выразимое в
«имени/понятии» (мин), знаке и символе, порождающее «наличие/бытие» (ю, см. Ю – У), являющееся предком «тьмы вещей».
Страницы: 1, 2, 3, 4
|