Диалектика
формирования сознательной дисциплины заключается в единстве, противоречивой
взаимосвязи исполнительской деятельности ребенка и проявляемой им инициативы,
общественной активности. Будучи руководимым, направляемым воспитателями,
школьник активно реализует собственные побуждения к самодеятельному творчеству,
осознает себя не столько объектом воздействия, сколько организатором
собственной жизни, субъектом воспитания.
В младшем
школьном возрасте доминирующее психическое состояние, мотивы и стимулы,
направляющие поведение ребенка, в большой мере определяются взаимодействиями со
взрослыми. В первую очередь, учителями и родителями, и в меньшей степени
спонтанными побуждениями. Под воздействием этих внешних и внутренних стимулов в
поведении возникает и послушание, и непослушание. Отсутствие опыта жизненных
отношений, уважение к близким взрослым и стремление к удовлетворению своих
потребностей, это побуждает основную массу младших школьников к послушанию. Но
уже и в этом возрасте не следует пренебрегать возможностями самоорганизации и
самодисциплинированния, которые стимулируются коллективными перспективами,
играми, любознательностью, спонтанно возникающим интересом к разнообразным
творческим занятиям. Спонтанный интерес и коллективные побуждения необходимо
поддерживать развивать, включать в систему педагогически организованных и целенаправленных
дел.
Ребята
среднего школьного возраста совершают постепенный переход от необходимости, от
неосознанных стимулов и внешних воспитательных воздействий, направляющих их
поведение, к свободе, к реализации сознательных, продуманных планов и перспектив,
к самостоятельным общественно ценным действиям и поступкам.
Психологически
сложные переходы внешних взаимодействий во внутренне осознанные мотивы
поведения, целесообразные, общественно ценные действия детей ведут к
постепенному возникновению и формированию у них таких качественно новых
психических образований, как самоутверждение, способность выбора и
самостоятельного решения, определяющих их отношения с окружающей
действительностью.
К
подростковому возрасту, ребенок обогащается значительным опытом, начинает
осознавать себя как личность в системе трудовых, нравственных, эстетических
общественных отношений. Осуществление подростками самовоспитания и
самоорганизации убедительно свидетельствует об их продвижении к самоорганизации
и сознательной дисциплине. Ему становится чуждым бездумное послушание. Он
стремится действовать на основе собственных представлений об идеале
справедливости, противодействует административно-командному стилю
взаимоотношений, казенному, не учитывающему мира его субъективных переживаний,
дисциплинарному воздействию.
Подросток
остро реагирует на отношения к своей личности, требует к себе уважения, считая
слепое послушание унизительным, оскорбляющим человеческое достоинство. Этим
объясняется и острота реагирования на прямые воздействия, и упрямство, и
действия наперекор требованию, и уход в себя. Все это делает процесс
дисциплинирования школьников среднего возраста сложным, требующим ювелирной
педагогической тонкости. Важно учитывать возникающие у подростков достаточно
устойчивые интересы к труду, общественным делам, к общению, к представителям
другого пола, обостренное самолюбие и чувство собственного достоинства,
укрепляющиеся чувства долга и ответственности перед товарищами, симпатии и
антипатии.
Одновременно
необходимо добиваться четкого осознания детьми целей их деятельности, в
организационной работе опираться на внутренние психологические механизмы
стимулирования, использовать для достижения целей практической деятельности и
воспитания сознательной дисциплины максимум детской активности,
самостоятельности и самодеятельности.
Юношеский
возраст в деле формирования сознательной дисциплины дает возможность широко
использовать присущие молодежи романтические идеалы, стремление к их
осуществлению, самовоспитание, непреклонное желание закалять волю, вырабатывать
мужественные черты характера. Организуя деятельность, общение юношей и девушек,
следует опираться на укрепление большинства из них чувства ответственности,
коллективной и личной чести, справедливости, непримиримости к лжи, обману, злу.
Все эти чувства, внутренние стимулы приводятся в действие и становятся
эффективными средствами воспитания сознательной дисциплины тогда, когда
молодежь вовлекается в реальную жизнь взрослых: в общественное производство,
овладение профессией, ответственность за качество труда и поступки. В этих
условиях у ребят возникает глубокое осознание важности общественной дисциплины,
формируется дисциплинированность как морально-политическое качество личности.
Отсутствие такой организации порождает политическую инфантильность, безалаберность
и безответственность, негативное неконтролируемое поведение.
Итак,
поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит
от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта
морального прогресса, вполне понятно какое огромное значение приобретает
нравственное воспитание в формировании школьника. Исходя из этого, многие
педагоги разрабатывали теории и методики воспитания у школьников
нравственности, но главным направлением стало гуманистическое.
Учитывая,
что нравственное воспитание представляет собой сознательно осуществляемый
процесс формирования у школьников положительных моральных отношений, ведущие
педагоги, выявили, что главным фактором осознания личностью правил поведения в
обществе является гармоническое воспитание — это одновременно воспитание
дисциплины и культуры поведения.
Если
дисциплина понимается как наличие в коллективе твердо установленного порядка,
обязательное подчинение этому порядку и соблюдение правил всеми членами данного
коллектива, то культура поведения раскрывает, каким конкретно образом
осуществляются в поведении требования нравственности.
Естественно,
осознание правил поведения и дисциплины вызревает в ребенке постепенно, по мере
формирования в единстве его мировоззрения. Поэтому и уровень ее развитости у
детей, в зависимости от возраста, может быть различным, что необходимо
учитывать в ходе воспитательной работы.
Содержание
школьной дисциплины определяется теми нормами и требованиями, которые
устанавливаются правилами для учащихся, а также внутренним распорядком школы.
Важнейшими из этих правил являются следующие:
— школьники
обязаны добросовестно выполнять учебные задания и овладевать знаниями;
—в хорошем
состоянии поддерживать свои учебники, тетради и учебные пособия;
—также
соблюдать порядок и тишину на занятиях;
—не
допускать подсказок и списывания, беречь школьное имущество и личные вещи;
проявлять вежливость
в отношениях с учителями, старшими и товарищами;
принимать участие
в общественно полезном труде и внеклассных мероприятиях;
не
допускать грубых и оскорбительных слов; быть требовательным к своему внешнему
виду;
—поддерживать
честь своей школы и своего класса и т. д.
Конкретные
требования предъявляются к поведению учащихся на улице и в общественных местах.
Поскольку содержание этих норм и требований должно учитывать возрастные
особенности учащихся, они имеют свою специфику в отношении к учащимся на
начальных, средних и старших классов. К сожалению, в последние годы внимание к
разработке правил поведения школьников было ослаблено, хотя четкое их
определение имеет большое воспитательное значение. Дело в том, что правила для
учащихся и внутренний распорядок школы являются нормативными документами, на
основе которых осуществляется воспитание сознательной дисциплины и культуры
поведения как личностных качеств у школьников. Какой же должна быть эта работа?
Как и
воспитание любого личностного качества, формирование дисциплины и культуры
поведения базируется на потребности учащихся в своем нравственном росте. Для
этого учителя и классные руководители должны создавать такие педагогические
ситуации, в которых школьники переживали бы внутренние противоречия между
имеющимся и необходимым уровнем дисциплины и стремились бы к ее улучшению. В
этих целях можно использовать целую систему методических приёмов.
Прежде
всего, в школе необходимо поддерживать высокую санитарно-гигиеническую культуру
и образцовый внутренний порядок. Чистота и уют в коридорах, классных помещениях
и учебных кабинетах, их хорошая освещенность и художественное оформление — все
это благоприятно влияет на поведение учащихся, побуждает их не проходить мимо
брошенной на пол бумажки, воздерживаться от хождения в грязной обуви, обращать
внимание на неопрятность. Очень важно обеспечить подобный режим с первых дней
учебного года. Нужно, чтобы к началу занятий школа была хорошо отремонтирована
и благотворно действовала на учащихся своей чистотой, порядком, эстетическим
оформлением. Это придает не только торжественность и значимость началу учебного
года, но и оказывает большое дисциплинирующее влияние на школьников, на их
чувства в сознание.
этикет
нравственный воспитание поведение
Заключение
Совокупность
норм и правил, призванных регулировать внешние формы поведения, принятого
называть этикетом. Этикет систематизировал, оформил сложившееся в практике
человеческого общения принципы (и соответствующее человеческие качества) и
возвёл их в ранг общепринятых норм поведения.
Некоторые
считают, что думать надо не столько о «хороших манерах», сколько о внутреннем мире
человека, ибо, в конечном счёте, главное не форма, а содержание... Но не значит
ли это - отрывать форму от содержания? Ведь культура поведения человека есть
проявление внутренней культуры, внешнее выражение его духовного богатства,
умение общаться с людьми. Этикет помогает найти выход во многих жизненных
ситуациях, способствует доброжелательности и взаимопониманию: в школе, на
работе, на улице, в общественном транспорте, в магазине, в гостях.
Владение
культурой поведения приобретает большое практическое значение, поскольку оно
способствует созданию в любом коллективе (семейном, школьном) таких
нравственных условий, при которых возрастает самоотдача каждого его члена.
Поэтому порядку, вежливости учить детей нужно как можно раньше, пока это можно
осуществлять в процессе игры. Пусть это войдёт у них в привычку, пусть
выработается «автоматизм этикета» - это очень пригодится им в будущем, облегчит
их общение с людьми, поможет в любом деле.
Требования
морали школьник усваивает, прежде всего, в форме нравственных представлений.
Однако, являясь образами должного поведения, эти представления не всегда
способствуют развитию произвольности поведения. Они начинают управлять -
действиями и поступками, лишь неразрывно соединяясь в опыте ребенка с
эмоциональным отношением к нравственным ситуациям.
Чтобы
формировать действенные нравственные представления, необходимо знать его
возрастные особенности.
Определить
цепь зависимости: нравственные представления, эмоциональные отношения,
нравственная ситуация, создаются ситуации, включающие разнообразные аспекты
жизни, и тем самым ребенок ставится перед необходимостью свершить то или иное
действие. Проводятся также беседы по сюжетным «картинкам» в таком аспекте,
чтобы испытуемый мог сказать, как поступил бы он в данной ситуации.
Самостоятельное
поведение школьника – необходимое условие формирования активной жизненной
позиции. Повышение действенности нравственных представлений будет
способствовать росту нравственной активности личности.
Во
взаимодействии с детьми сознательная дисциплина как гражданское качество и
результат педагогического процесса воспитывается постепенно, всем многообразием
содержания, форм и методов организации жизни. А.С. Макаренко доказал, что она
не может быть исходным моментом и средством организации учебно-воспитательного
процесса, поскольку вырастает из него как его продукт и результат. Сознательная
дисциплина становится орудием, средством воспитания лишь после того, как
рождается, укрепляется, формируется, созревает в качестве итога всех
воспитательных влияний.
В практике
работы школы нередко допускается типичная ошибка сведения, суждения сущности
сознательной дисциплины до простой суммы голых требований, запретов,
сдерживающих мер, тормозящих средств, отдельных способов дисциплинарного
воздействия. Такая дисциплина отталкивает детей от воспитателей, воспринимается
ими как скучная и неприятная "обязаловка", как стеснение и подавление
свободы и инициативы, сдерживание, ограничение и подавление активности. А. С.
Макаренко называл такую дисциплину "занудной". Дети всеми силами
стремятся выйти из-под ее воздействия, оказывают сопротивление ограничению своих
естественных проявлений.
Нередко
учителя видят дисциплинированность детей только в исполнении ими правил для
учащихся и всю работу по воспитанию сознательной дисциплины сводят к их вербальному
усвоению. Другие усматривают свою задачу лишь в выработке у детей навыков
внешней культуры поведения за столом или в гостиной с помощью голых упражнений
и тренировок. При этом забывают об идейной стороне дела, о связи сознательной
дисциплины с добросовестным отношением к учебному и производительному труду?
общественному богатству и достоянию. Третьи считают, что дисциплина лишь
внешний порядок, который достигается за счет детского послушания,
беспрекословного исполнения детьми требований и указаний педагогов, родителей,
воспитателей. Конечно, в понятие сознательной дисциплины входит, и выполнение
правил, и внешняя культура поведения, и разумное послушание.
Однако она
не сводится ни к одному из этих частных моментов. Она представляет собой
явление цельное, конкретное, психологически более сложное диалектически более
противоречивое, чем послушание или культурное внешнее проявление. Сознательная
дисциплина и дисциплинированность детей как интегральное качество личности
вызревает в ребенке постепенно по мере формирования в единстве его
мировоззрения, гражданских убеждений, целеустремленности и воли, навыков и
привычек поведения, инициативы и самостоятельности, принципиальности и
непримиримости к недостаткам в процессе всех ведущих видов деятельности,
отношений и общения. Она образуется как элемент сознания и способ привычного
практического действия, по мере накопления опыта успехов и достижений.
Благодаря дисциплинированным индивидуальным и коллективным усилиям. Она
усваивается ребенком как дисциплина борьбы, преодоления, решения реальных
насущных задач жизни. Поэтому и уровень ее развитости у детей, могут встать в
позу обиженных, страдающих. Но не лучше ли постараться своим присутствием
изменить атмосферу в лучшую сторону. От нашей реакции на чье-то плохое
поведение зависит очень многое. Можно грубо одернуть недогадливого юнца, не
уступающего места пожилому человеку, а можно то же самое сказать ему тихо, не
распаляясь. Следовательно, культура поведения — это культура общения, культура речи
и культура внешнего вида. В правилах культурного поведения соединяются
предписания этики и эстетики.
Честность,
благородство, верность данному слову, уважение к людям, радушие и
гостеприимство- норма поведения для каждого человека.
В настоящее
время особенно в условиях сложной кризисной и духовной ситуации в современном
обществе остро возникла необходимость говорить о воспитании подрастающего
поколения. И именно этикет является частью общей культуры школьника, который
знание которого способно повлиять на формировании его культурного уровня, а в
дальнейшем и культурного общества в целом.
Библиография
1.
Амонашвили Ш.А. Единство целей: пособие для учителя. Москва, 1987.
2.
Воспитательная работа в школе (пособие для директоров и педагогов ОУ).
Москва, 2002.
3.
Воспитательная работа в средней школе. От коллективизма к взаимодействию.
Сборник тестов и рекомендаций. Москва, 1992.
4.
Газман О.С, Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного
классного руководителя. Москва, 1992.
5.
Гришин. Книга для учителя. Владимир, 1976.
6.
Дорохов А. Это стоит запомнить. Москва, 1972.
7.
Камычек Я. Вежливость на каждый день. Москва, 1988.
8.
Котигер Я., Чамлер В. Педагогическая этика. Кишинев, 1984.
9.
Ю. Курочкина Современный этикет. Калуга, 1993.
10.
П.Лихачев Б. Педагогика. Курс лекций. Москва, 1998.
11.
Макаренко А.С. О воспитании. Москва, 1988.
12.
Пидкасистый П.И. Педагогика. Москва, 1999.
13.
Писаренко В., Писаренко И. Педагогическая этика. Минск, 1986.
14.
Селиванов B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания.
Москва, 2002
15.
Семенова Г.С. Организация воспитательной работы в школе. Москва,
2002.
16.
Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Москва, 1999.
17.
Сластенина В.А. Методика воспитательной работы. Москва, 2002.
18.
Степанова Е.Н. Классному руководителю о классном часе. Москва,2002.
19.
Столяренко Л.Д. Педагогика для студентов колледжей. Ростов н/д.,
2002.
20.
Фридман Л.М., Кулагин И.Ю. Психологический справочник учителя. Москва,
1991.
21.
Харламов И.Ф. Педагогика. Москва, 1990
22.
Чернокозов И. Профессиональная этика учителя. Киев, 1988
23.
Чернокозова В., Чернокозов И. Этика учителя. Киев, 1973
Размещено
на
Страницы: 1, 2, 3
|