2. Пути формирования этикета, культуры поведения,
дисциплинированности с учетом возрастных особенностей
С самого
раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с
окружающими людьми (дома, в дет/саду и т.д.) и приобретает опыт общественного
поведения. Формировать у детей навыков поведения, воспитывать сознательно,
активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с
дошкольного возраста. Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание
формированию их поведения на занятиях, в играх, труде и недостаточно оценивают
возможности повседневной бытовой деятельности, зачастую проходя мимо тех
педагогических ценностей, которые таит в себе повседневная жизнь школьного
учреждения. Приучая детей здороваться со своими товарищами, воспитатель
использует и утренний приход в детский сад и встречи в течении дня с врагом,
заведующей, муз. руководителем, поваром и т.д. Многократные упражнения помогают
ребенку осознать общее правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот
день впервые». Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку.
Имеет значение и то, как будет сказано детьми «Здравствуйте» или «Доброе утро»,
ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к
окружающим. Одни здороваются охотно и приветливо, другие - только после,
напоминая, третьи — только не здороваются совсем или здороваются нехотя. Однако
не стоит каждый случай приветливости рассматривать как факт появления невежливости.
Лучше разобраться, почему ребенок не поздоровался, и помочь ему справиться.
Часто дети здороваются формально, не понимая смысла этого правила.
Создание
культурных привычек начинайте с воспитания аккуратности и чистоплотности. Уже с
трёхлетнего возраста ребенок может сам с некоторой помощью взрослых одеваться,
застелить свою кровать, может помогать в уборке комнаты.
Культура
еды, умение культурно принимать пищу - один из первых навыков, который должен
воспитываться у ребенка. Перед едой обязательно вымыть руки, уметь пользоваться
ложкой, вилкой, не пачкать скатерти и одежды во время еды - всё это можно
воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний со
стороны взрослых. С ранних лет воспитывайте у детей любовь и привычку к труду.
Следует считать важнейшим правилом воспитания: «Не делай за ребенка того, что
он может сделать сам».
Делая
что-либо за ребенка, взрослые думают, что они помогают ребенку. А на самом деле
они лишь мешают выработки у него полезных навыков, лишают его самостоятельности
и той радости, которую доставляют детям проявления самостоятельности.
Умение жить
в коллективе сверстников, имеет большое значение для будущего школьника.
Вот и надо
ежедневно, используя каждое пребывание ребенка в детском саду, дать ему
возможность овладеть, необходимыми нормами морального поведения в коллективе
сверстников.
Культура
поведения - проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время
выполнения трудовых поручений.
Для
определения достигнутого воспитания культуры трудовой деятельности можно
использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес
к выполненной работе, понимание её цели и обоснованного смысла; активность,
самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого
результата; взаимопомощь в коллективном труде.
Культура
общения — предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и
сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием
соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение
в общественных местах, быту.
Культура
общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от
неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать
состояния других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда
можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный
момент, в определенной обстановке, такое поведение становится недопустимым.
Нужно поступать, руководясь чувством уважения к окружающим, в сочетании с
простой естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства
характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.
Культура
общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполагает
наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить тактично,
сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению
детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними
конфликты.
Особое
место в обучении отводится формированию основ культуры речи, поведения и
общения. Для этого предусмотрены специальные занятия речевого этикета и
сквозной учебный материал, нацеленный на освоение младшими школьниками
различных сторон культуры речи: орфоэпической, логопедической,
словоупотребления и др.
На занятиях
речевого этикета школьники знакомятся с основными правилами вежливого общения в
реальных жизненных ситуациях: например, приветствие — в телефонном разговоре,
поздравление на дне рождения и т. п.
Непосредственное
включение элементов культуры речи в содержание обучения начинается с общего
представления о значении культуры устной речи, которое дается на специальном
уроке «Будем мы родную речь изучать, любить, беречь!», а затем отдельных
аспектов (совершенствование или коррекция работы речевого аппарата; постановка
темпа, ритма, громкости и интонации речи; орфоэпия ударения; различение на слух
и правильное произнесение смешиваемых согласных фонем <л-р>, <ж-ш>
и т.п.; четкое произношение частей слова) отрабатываются на последующих уроках
в течение всего периода обучения. В целом все содержание культуры речи
подчинено усвоению младшими школьниками орфоэпического чтения -важнейшего
параметра функционально грамотной речевой деятельности.
Культурно-гигиенические
навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности,
содержания в частоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктованная не
только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Педагоги и
родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе
культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его
последующей жизни.
Человек,
как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему
необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные,
производственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать
общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение детей
дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего
в детский сад, круг общения расширяется - добавляется общение со сверстниками,
с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.
Задача
родителей и педагогов — воспитывать у ребенка культуру общения.
Какие
наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?
Вежливость
- она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих
чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как
вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость
детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к
окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по
велению сердца».
Деликатность
- сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит
неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими
действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.
Предупредительность
- Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь
окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.
Скромность
- Эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности.
Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к
самому себе. Необходимо формировать у детей умение.
Общительность
- В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим -
непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок,
испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку
товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность
естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям — истоки уважения к
людям.
Необходимым
условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества,
в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество,
взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со
сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели.
Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате
общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения
строить свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе,
затем у отдельных детей и соответствующие проявления - отнять, толкнуть и т.д.
Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что
свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает
нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.
Воспитание
культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков
коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны
поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом.
Полезно объединять
детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать
чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной
событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог
использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь
детей. Например: утром встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь
интересной игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок, который
здоровается с ребятами. Утро началось жизнерадостно, и этот настрой сохраняется
у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к
разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение между ними происходит в
атмосфере дружелюбия и приветливости.
Задача
взрослых - направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали
формированию навыков коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную
культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение
без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если
необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не
нарушать игры шумным вторжением. Старший дошкольник должен уметь проявлять к
товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т.д. Такие формы
общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем,
как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети
под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения.
Культура
труда и поведения - это качества, которые являются показателем отношения
человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социальной
зрелости. Основы их закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и
совершенствоваться. В дошкольный период ребенок овладевает навыками культуры
действий с предметами в играх, труде, на занятиях, т.е. в процессе
деятельности. Играя, занимаясь, выполняя посильные трудовые поручения дома и в
детском саду в обществе сверстников, ребенок усваивает положительный опыт отношений
к людям, к труду, вещам.
Необходимо
прививать детям умение правильно обращаться с игрушками, книгами, пособиями,
личными вещами, бережно относиться к общественному имуществу; формировать
навыки умения, связанные с подготовкой к предстоящей деятельности (играм,
занятиям, труду) т.е. учить ребенка готовить рабочее место и все необходимые
предметы и материалы, с которыми он будет играть и заниматься; четко и
последовательно организовывать свою деятельность, планировать время в процессе
деятельности, доводить начатое до конца.
По
завершении деятельности привести в порядок свое рабочее место, аккуратно убрать
после себя, то чем пользовался, сложить игрушки, книги, учебные материалы в
таком виде и в таком порядке, чтобы обеспечивать их сохранность и удобство использования
в следующий раз; помыть руки после занятий с глиной или трудовых поручений.
Становление
младшего школьника как функционально грамотной личности неразрывно связано и с
его социализацией, т. е. с освоением культурных ценностей обществ. В УМК основное
внимание учащихся сосредоточено на ценностях духовно-нравственной культуры в
соответствии с требованиями нормального типа этнической идентичности и
особенностями его выращивания в начальной школе. Для этого в «Букварь» и
«Помощницу букваря» включены тексты, отражающие темы добра, дружбы, помощи,
трудолюбия, честности и других. Уровень общечеловеческих ценностей, а также
разнообразные по жанру тексты из русского устного народного творчества (сказки,
песни, пословицы, поговорки и т. п.) - уровень носителя национальной культуры и
традиций. Обсуждая и оценивая с помощью учителя содержание данных текстов,
первоклассники осваивают ценностное отношение к миру: к окружающим предметам
(игрушкам, книгам и т. п.), к себе, родным, сверстникам, животным и природе в
целом. Это способствует становлению у младшего школьника нравственной культуры
(семейной, бытовой, экологической и т. п.).
Уже в
дошкольном возрасте прививаются навыки культуры поведения. Целенаправленная,
систематическая работа продолжается с приходом детей в школу. Именно в
начальных классах развиваются не только представления школьников, но и
деятельность по их применению. Дети осознают, что нужно быть аккуратными,
опрятными, вежливыми. В их поведении закономерны хорошее манеры, умение
культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если
элементарные нормы культурного поведения не привиты детям ранних лет, то
позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную
работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные
привычки. Отсутствие элементарных привычек у детей затрудняет работу над
воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения:
деликатности, непринужденности, изящества манер и т.д.
Личный опыт
общения ребёнка ещё очень беден, он часто может быть не вежлив лишь в силу не
знания того, что когда, где и как надо поступить. Нередко дети усваивают
правила хорошего тона, подражают, наблюдая за поведением родителей, взрослых,
которые являются для них авторитетом. Однако осознание ребёнка своего
поведения, своих действий - необходимое условие формирования общественно полезных
навыков и привычек, нравственных норм поведения. Необходимо такая организация
жизни в школе, чтобы учащиеся постоянно накапливали опыт правильных нравственных
отношений.
Всю работу
по воспитанию культуры поведения следует строить в определенной системе, а
успех в воспитании культуры поведения во многом зависит от правильного выбора
методов работы с детьми. Главными методами являются, приучение школьников к
выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм
морали. Методы разъяснения различны: рассказ учителя, этическая беседа,
обсуждение фактов школьной жизни, беседа по прочитанному рассказу стенды по
культуре поведения. Важным средством при учении младших школьников к культуре
поведения являются упражнения, которые включаются в повседневную жизнь ребёнка
и проводятся в процессе систематических занятий. Содержание упражнений и их
форма зависят от характеристики правила, которое отрабатывается.
Остановимся
особо на таком методе разъяснения правил поведения как беседа учителя с детьми.
Отвечая на вопросы, поставленные учителем, учащиеся дополняют друг к другу,
высказывают разные мнения, основываясь на собственном опыте. Именно в беседе
раскрывается понимание детьми тех или иных правил. Высказывания учащихся
позволяют педагогу судить о том, что уже хорошо известно детям, а какие правила
им мало знакомы или незнакомы вовсе. Выслушав детей, педагог подводит итог,
формулируют правила поведения, останавливается на ошибочных высказываниях.
Беседа
используется и при чтении литературных произведений (рассказов, стихотворений,
басен) этического содержания. При этом целесообразно обсуждать с детьми и
образцы правильного поведения, и негативные поступки. Таким образом вызвать у
ребят желание не быть похожими на них.
Особо
выделяют культуру речи, умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не
прибегая к вульгарным выражениям. В известном смысле к культуре поведения можно
отнести культуру труда, способность правильно организовать рабочее время и
место, найти целесообразные приемы и операции для достижения максимально
полезных результатов и получения высокого качества производимой продукции. В
классовых обществах манера вести себя, одеваться и обладание изысканным
эстетическим вкусом служили внешним признаком принадлежности к "высшему
кругу". В то же время внешняя культура часто не соответствовала
внутреннему облику человека. Вежливость и вообще соблюдение правил в обществе,
основанном на принципах эгоизма, часто скрывали за собой взаимное равнодушие и
отчужденность, безразличное или даже пренебрежительное и враждебное отношение к
людям. Поэтому этикет, принимая в основном характер чисто внешнего ритуала, не
основывался на действительно гуманном отношении к людям. Таково формальное
понимание культуры поведения. В демократичном обществе она рассматривается как
общепринятая форма внешнего выражения подлинной человечности.
Страницы: 1, 2, 3
|