Но вы сами понимаете, что это означает и в
чувственной, и в понятийной форме. Ясно, что речь идет о всех необходимых
качествах для свободного проявления себя как человека в человеческом мире. Во
взаимодействии с другими людьми. И формирование чувства собственного
достоинства, и чувства любви, и чувства ненависти, и жажды деятельности, труда,
наслаждения проявлением в себе свободной игры своих субъективных сущностных сил
в овладении действительностью и осуществлением её. Формирование себя как
целостного человека, имеющего все способности, посредством которых он реализует
свою природу свободного субъекта. Иными словами, в человеческой
действительности все осуществляется противоречиво. Каждая новая профессия
обогащает палитру развития человеческой субъективности, и в то же самое время
как бы ограничивает, отграничивает всеобщность субъекта, индивида. Его
человеческий интерес становится интересом профессионала. Он начинает терять
представление о том, что он находится в стихии человеческой практики, которая
обладает как достоинством непосредственности, так и всеобщности. Ибо только
всеобщее обеспечивает устойчивость существования и развития человечества.
Потому внутренний мир субъекта, его идеальная тотальность обретает атрибут
истинности только в единении с этой всеобщностью.
Промышленное производство в нашем веке приняло
глобальный характер. Охватило все сферы жизни общества. Промышленное
производство - это товарное производство. Массовое производство товаров. Того,
что продается и покупается. А это означает, что в этом производстве вступает в
силу новая система взаимоотношений людей в обществе. Выгодно производить
серийно. Да и удовлетворить потребность людей, масс в серийном производстве
легче. Товар стандартизируется. Вместе с тем та масса людей, которая производит
эти продукты, подчиняется стандарту. Происходит дальнейшее расчленение и
дробление деятельности. В том плане, что на характер деятельности оказывает
воздействие техника, технология. В самом процессе объективной деятельности
рациональное начинает занимать все большее место. Чувственное, эмоциональное и
в деятельности, и в формировании субъективности уступает позиции. Вспомним
снова Карла Маркса: “Мы видим, что история промышленности и сложившееся
предметное бытие промышленности являются раскрытой книгой человеческих
сущностных сил, чувственно представшей перед нами человеческой психологий...”
Если мы хотим понять человеческую субъективность в ее конкретности, то мы
должны обратиться к конкретному бытию самого человека, к конкретному
производству, существующему в конкретном обществе. Потому говоря о
субъективности относительно современного производства, необходимо отметить, что
тот, кто работает непосредственно на производстве, отчужден от эстетического.
Он подчинен функции, конструкции, техницизму, рациональности. Еще в прошлом
веке, оценивая эстетические качества промышленных изделий, представленных на I
Всемирной промышленной выставке 1851 года в Лондоне Г.Земпер писал:
“...большинство вещей представляет путаное смешение форм или ребячливые
пустячки...Нетрудно... привести доказательства того, что современные условия
неблагоприятны для художественной промышленности и безусловно опасны для
традиционных видов чистого искусства.”
Естественно, развитие промышленности изменяет
мироощущение человека: изменяет его жизненный уклад, ритм его бытия, восприятие
действительности и отношение к действительности. К действительности в целом.
Изменяется и характер его предметного мира. Изменяется характер его
формообразования. Очевидно, что в эту пору бурного наступления промышленного
производства еще не сложилось новое мироощущение и не сложились принципы нового
формообразования. Подделка под старое расценивается Г.Земпером как пустое
ребячество. Да и не могли старые принципы, когда мастер формировал сообразно
своим вкусам, был индивидуален, работать в условиях стандартизации. Архитектор
Земпер подметил это противоречие уже в самом начале. Он подметил это потому же
самому, почему древний человек интуитивно создавал то, что заставляло его
чувство испытывать наслаждение. Он обладал эстетическим вкусом, он чувствовал
фальш. И он чувствовал необходимость подлинных эстетических ценностей.
Изменение действительности изменяет эстетические
параметры ее. Но не изменяет необходимости. Они необходимы до тех пор, пока
есть человек. Прогресс техники тоже дело рук человека. И этот прогресс означает
рост его могущества, развитие его естественно-научных, технических знаний.
Развитие его мыслительных способностей. Но означает ли это развитие его как
человека? Делает ли это совершенней его чувство любви к женщине? Становится ли
он человечней и по отношению к другим людям, и по отношению к себе?
Производство человека как человека - это самое главное в человеческой
деятельности. Чтобы жить с людьми и жить в мире человека необходимо быть
человеком в подлинном смысле этого слова. Потому-то и насыщает человек свое
жизненное пространство ощущением самого себя. Потому-то он и формирует предметы
по законам красоты. Утилитарное в этих законах не играет никакой роли.
Предметный мир во всех его проявлениях оказывается соизмеренным с человеком. В
своих эстетических качествах И он выполняет главную свою роль во взаимодействии
с человеком: он воспроизводит его мироощущение, его мироотношение,
миросозерцание, он создает всестороннее и многообразное чувственное общение
человека с тем миром, в котором человек живет. Он создает у индивида чувство,
что он живет в своем мире, в человеческом мире.
Ремесленник сам создавал эстетические качества
своих изделий. В промышленном производстве производитель на это неспособен. Он
неспособен потому, что его захватывает техническое своеобразие того
производства, которому он отдает свое время и силы. Производство формирует
субъекта. Он неспособен потому также, что он не производит предмет целостно. Он
производит только часть предмета. Гайку или шайбу. Технологическая цепочка
разорвала труд. Она также отобрала у производителя необходимость творить
самому. Производитель превратился в придаток технологической цепочки. Особенно
на конвейере. Это тоже моменты отчуждения человека от своей собственной
природы. Но человек тогда человек, когда он есть “тотальность, идеальная тотальность,
субъективное для-себя-бытие мыслимого и ощущаемого общества”, когда он развит
всесторонне, когда он свободно определяет себя и свой предмет в человеческом
мире. Он тогда свободный человек, когда он вбирает в себя, превращает в свое
интимное бытие, в свои желания, в свою чувственность все тревоги и заботы
общества.
Можно себе представить, какой путь предстоит
пройти человечеству, чтобы создать объективные условия самореализации
индивидов. Преодоление отчуждения - долгий, трудный и невероятно сложный путь,
который необходимо совершить человечеству. И на этом пути эстетическое играет
существенную роль. Оно прорывает оболочку любого вида индивидуализма,
оторванности, отчужденности. Создает у индивида чувство всеобщности, чувство
того целого, в котором он живет, чувство действительности как некоего целого.
То, что мы называем мироощущение, мировосприятие. Или, говоря словами Маркса,
индивид созерцает самого себя в созданном им мире.
В новых условиях создание эстетического
пространства также уходит из рук производителя. Когда-то в древности умственный
труд отделился от физического. Теперь и эстетический труд отделился от
непосредственного производителя. Он становится делом особой профессии,
профессии дизайнеров, художественных проектировщиков.
В 20-е годы в СССР было движение за
производственное искусство. В общем послереволюционном порыве советские
художники стремились внести свое в процесс передела действительности и ставили
задачу соединения искусства и промышленного производства. Если попытаться представить
действительность того времени, то можно все обрисовать одним словом - разруха.
Конечно, страна стремительно пошла вперед. До революции свыше семидесяти
процентов населения не умело ни читать, ни писать. Страна фактически была
полуколонией западного капитала. В те времена разрешить это противоречие между
эстетическим и технологическим было невозможно. Да и на капиталистическом
Западе она была поставлена только в сороковые годы нашего столетия. Когда
появился дизайн. Появился он в условиях острой конкурентной борьбы компаний за
покупателя. Он возник как составная часть существующего промышленного
производства, которому требовался устойчивый потребитель. Капиталистическое
производство и реклама нераздельны. Дизайн и появляется как такое искусство, которое
делает товар привлекательным для покупателя. “Когда потребление выходит из
своей первоначальной природной грубости и непосредственности..., то оно само,
как побуждение, опосредуется предметом. Потребность, которую оно в нем ощущает,
создана восприятием последнего. Предмет искусства - нечто подобное происходит
со всяким другим продуктом - создает публику, понимающую искусство и способную
наслаждаться красотой. Производство производит поэтому не только предмет для
субъекта, но также и субъект для предмета.” Марксово понимание природы человека
поразительно. И потому приведенная цитата схватывает также и причину
возникновения дизайна.
Дизайн обращен к эстетическому чувству и вкусу
человека. И потому, конечно, он вписывается в проявления человеческой природы.
Обусловлен ею. Но как он вписан в эту природу - это надо понимать и в этом надо
разобраться. Конечно, в дизайне есть объективная необходимость. Об этом уже
было сказано. Мы живем в мире субъекта. И для нас все внешние предметы есть
чувственный язык нашего общения. Язык, который создает мое потребление мира
субъекта и мою возможность чувственно жить в нем, чувственно присваивать
природу субъекта. Но при всех блестящих достижениях дизайна он все же
существует в условиях товарного производства и ему служит. Он пристегивает
эстетический вкус субъекта к товарному производству, превращая субъекта в
потребителя. Потому дизайн непременный спутник общества потребления.
Потребительского общества.
То, что идет насыщение рынка различными товарами
- конечно, это своеобразное достижение капиталистического общества. Но другим
полюсом его является вымывание человеческого из человека. Cуть, конечно, не в
том голом факте, что капитализм вообще какое-то ненормальное общество. Суть
просто в том, что механизм получения прибавочной стоимости начинает определять
все потоки человеческих отношений. Этот процесс господствует. Потому и
эстетическое насыщение среды обитания человека также подчиняется этой задаче.
Это не потому, что люди намеренно хотят превратить людей в потребителей. А
потому, что это естественно для этого общества. В дизайне есть свои гении и
свои открытия. Его творят люди и этим все сказано. Но все же в каждом своем
проявлении он подчинен помимо всего прочего одному - пробудить в человеке жажду
обладания этой вещью. И в этом сказывается его социальная направленность.
Конечно, тонкий анализ социальной направленности того или иного направления в
дизайне - это дело искусствоведения. Можно отметить такие моменты как
назойливость, резкость, красивость, броскость и т.д. Не мягкая, добрая красота
предмета, а вычурная, престижная красивость. И потому не создается язык
глубинного чувственного общения общества людей, а язык броскости, престижности,
карьерности, личного богатства. Кичливый эстетический язык. И все же необходимо
относиться к дизайну очень внимательно. Сегодня пусть вот таким путем и в силу
таких причин, но формируется способ эстетического насыщения действительности.
Вырабатывается язык чувственного общения. Дизайнеры тоже люди. Хотя и
поставлены в условия конкурентной борьбы. Они вынуждены обращаться и в вкусовым
пристрастиям своих наций, и к культурным традициям, и к духовному складу нации.
Не может быть, чтоб не формировался в дизайне действительный язык чувственного
эстетического общения.
Единство утилитарного и эстетического в
современном производстве достигается, как видим, противоречиво. Погоня за
прибавочной стоимостью с одной стороны заставляет работать на естественный
эстетический вкус человека, с другой стороны, заставляет стремиться пристегнуть
эстетический вкус к колесу товарного производства. Но единство это необходимо.
И оно формируется. Захватывая и производство товаров, и сам процесс
производства. Заставляет сама природа человека. Превращение предметный среды в
общепонятный и близкий язык чувственно-эмоционального общения необходимость.
Это необходимо как на самом производстве, так и во всей среде жизни общества. В
городе, в интерьере, в быту. И здесь художественное проектирование и дизайн
играют сегодня решающую роль. Профессионализация эстетической деятельности и
охват ею всей нашей среды надо признать шагом вперед. Но вместе с тем здесь
возникает опасность отрыва от народной жизни, опасность вымывания из
эстетической деятельности того, что мы называем подлинностью чувственного мира
человека. Эстетство и вкусовщина могут также навредить, как и неверные теории,
которые начинают применять на практике. Поэтому перед архитекторами,
дизайнерами возникает проблема естественности, проблема близости к народным
вкусам. Близости к народной жизни. Эта проблема всегда стояла перед настоящими
художниками. А деятельность архитектора, дизайнера, того, кто занимается
художественным проектированием предметной среды в настоящее время по значимости
равна деятельности подлинного художника. Сам народ не в состоянии создавать
свои эстетические ценности, как это было в предыдущие эпохи. Архитектор и
дизайнер профессионализируют это народное творчество и берут на себя проблему
создания чувственной эстетической седы.
В силу общей рационализации жизни общества в
художественном проектировании предметной среды возникает течение
функционализма. Функция и конструкция предмета сами по себе есть эстетические
качества. Каких-то особых эстетических качеств предметам придавать нет
необходимости. Так мыслят эти дизайнеры и художники. В известном смысле эта
точка зрения имеет право на жизнь. И функцию, и соответствующую ей конструкцию
тоже создает человек. Кант в подобном случае говорил, что если нарисовать на
песке на диком пляже треугольник, то мы сразу воспринимаем это как дело рук человека,
как плод его фантазии, воображения, мышления. Мы узнаем человека. Также и любая
вещь, созданная человеком, есть продукт его творчества. И мы ощущаем в
восприятии удачность моделировки функции, удачность конструкции для той или
иной функции. И реагируем на это положительно. Все это так. Но нужно помнить,
что у человека нет другого языка для человеческого общения, кроме предметности.
И мы в этом общении ощущаем параметры своей личности. В чувственном
сопоставлении с другими людьми. С тем, что они нам дают как язык своей
индивидуальности. Это общение может происходить через века, через эпохи, через
континенты. Но в предмете можно почувствовать другого индивида с его
мировоззрением, мироощущением, складом души и т.д. Подлинную эстетическую
ценность предмет приобретает только тогда, когда он приближается всеми своими
качествами вот к этому общению. Пишу: общение индивидов. Да, так оно и есть.
Потому что, нет не индивидуальной субъективности, не личностной. Общество - это
индивиды. Индивид несет в себе общество. Он интерпретирует мне свое общество.
Только через него я могу ощутить английское, русское, марийское...
Формалистические течения и в искусстве в целом,
и в архитектуре, дизайне в ХХ столетии широко представлены. Увлечение формой,
т.е. как бы чистой формой, бессодержательной формой обусловлено многими
причинами. Одна из них - отказ от социальной функции искусства. Стремление
очистить искусство от тех проблем, которые волнуют данное общество. Вернее,
волнуют угнетенные классы. Господствующий класс стремится всю духовную жизнь
общества подчинить осуществлению своих интересов. Капиталисту не нужно
искусство, которое затрагивает острые социальные проблемы. Искусство, которое
формирует активную личность. Как говорил К.Маркс, предмет создает субъекта
потребления. Предмет - объективная необходимость капиталиста. Ему нужно
деидеологизированное искусство. Или, лучше сказать, бессмысленное искусство.
Искусство без смыслового содержания. Человеческий мозг - уникальный инструмент.
Может вырабатывать мотивы деятельности в любых условиях и для любых целей.
Складывается среда, в которой необходим мотив деятельности по созданию
бессодержательного искусства. И такие художники с такими мотивами деятельности
появляются. Ибо действительно искусство, как говорил Платон, возбуждает чернь.
Формирует эмоциональный настрой масс. А это не нужно. Нужно стабильное, без
социальных потрясений развитие событий. И это ощущают все. И художники, и
хозяева-капиталисты, и угнетенные массы. Удивительна человеческая чувственность
мира. И удивительно чувственное, интуитивное познание человека. Оно ощущает не
просто предметный мир, а чем дышит этот предметный мир. Какими таким тайными
мыслями и чувствами пронизана эта человеческая действительность. Потому-то мы
не осуждает ни капиталистическое общество, ни его художников. Но понять и то, и
другое мы должны. Мысль должна проникать и в тайны человеческого мира.
Потому-то формотворчество принимает в ХХ
столетии широчайший размах. И становится даже господствующей идеологией в
буржуазном искусстве. Формалистическое формотворчество. Оно проявилось во всех
видах эстетической деятельности человека. В том числе и в неизобразительном
искусстве. В том числе и в архитектуре, дизайне.
В искусстве, особенно в таких, как архитектура,
дизайн, критика формализма не так проста. Здесь нет изображения. Здесь
обобщенные абстрактные формы, здесь обобщенные эстетические качества. Но именно
в этих искусствах воздействие на эстетические вкусы масс исключительно велико.
Нахождение предметных форм, которые были бы близки народу и были бы выражением
их своеобразных, специфичных эстетических вкусов, возможно. Нашли же народы
каждый свой орнаментальный язык. Как выражение своих эстетических пристрастий.
Конечно, в искусстве декларировать и предустанавливать, диктовать ничего нельзя.
Художник находит сам. На основе своей личности. И предлагает. А вот здесь уже
можно и почувствовать, и судить на основе своего эстетического вкуса. И
подвергать теоретическому или искусствоведческому анализу.
Эстетический аспект есть во всех видах человеческой
деятельности. Но как собственно эстетическая деятельность, как эстетическая
деятельность в чистом виде может быть взята, как и писал об этом И.Кант,
орнаментика. Здесь действительно нет ничего привносного. Ни утилитарного, ни
морального. Создание предметов, в которых нет ничего утилитарного, а есть
только человеческое любование и наслаждение - эстетическое в чистом виде. Но
все же высшим видом эстетической деятельности надо будет признать искусство.
Искусство - продукт фантазии, вдохновения. Образы искусства рождены чистой
творческой способностью человека. И именно здесь наслаждение, любование есть
результат достижения согласованной работы рассудка и воображения. Причем,
талант художника есть подлинная работа человеческой непосредственности. Человек
может целеустремленно и упорно шлифовать свой талант, может понимать его,
анализировать его, но продукт его творчества есть результат деятельности
человеческой непосредственности.
Если рассудок дает воображению пищу, а
воображение находит в рассудке свою опору, то именно в художественных
произведениях человек может наиболее остро почувствовать характер, тип,
особенности, своеобразие своего субъективного мира. Он в произведениях
искусства делает ощущаемым параметры своего внутреннего мира. Нельзя думать, что
внутренний мир человека есть нечто такое, что не имеет никаких очертаний, что
он не может быть представлен нашему чувственному восприятию. Если бы внутренний
мир человека не имел никаких очертаний, то и в объективном мире он не смог бы
действовать сообразно его устройству. В субъективном мире есть соответствие
объективной логике действительности. А этот объективный мир - это мир субъекта,
человека.
Потому искусство - это инструмент человека. В
котором он ищет логику деятельности своей души, соответствующей объективному
миру человека. Он чувственно стремится представить свое должное бытие. Ощутить
свою индивидуальность, свою идеальную тотальность в целостном мире.
Для этого он использует внешний предметный мир.
Он использует то, что весь предметный мир в его деятельности обретает смысловую
логику. Потому он использует предметность для того, чтобы ощутить смысловую
деятельность своей души, своей субъективности. Своего творящего мир сознания.
Эстетическую ценность в искусстве приобретает и
то, как это сделано. Необходим талант, чтобы создать подлинно художественное
произведение. Кант потому и пишет, что гений возможен только в искусстве.
Потому, говорит он, что в науке талант открывает то, что есть, а в искусстве
человек создает то, чего нет. Чего не было. Он создает идеальное представление
о том, каким ему быть. И каким ему не быть. В искусстве человек ищет самого
себя. И когда мы говорим, что придя в этот мир человек чувственно присваивает
себе свою человеческую сущность, свою человеческую природу, то не нужно
забывать, что это чувственное присвоение имеет творческий характер. Человек шаг
за шагом лепит себя. Пусть чувственно, пусть интуитивно. Но он лепит себя сам.
Более того, если взять человека вообще, человека как всеобщего субъекта, то он
создает себя силой фантазии. Он создает силой воображения легенды, мифы,
которые становятся его мировоззрением, и он живет в мифологическом
мировоззрении, живет в мифе. Также он живет и в религии, которое тоже создает
силой воображения. Да, склад его души обусловлен объективным миром. Но
опосредован деятельностью фантазии. Потому в искусстве имеет значение как
создан образ. Полнота воплощения характера, человеческого духа. Все внешнее
имеет в искусстве служебный характер. Не имеет самостоятельного значения.
Тот образный чувственный язык, который
складывается в течение веков, язык чувственного общения наших субъективных
миров, он с одной стороны идеален, он есть смысловое представление и
человеческой логике мира. Чувственно-образное представление. И в нем нет ни
грана вещества. А с другой стороны, он не может существовать без вещества, без
средств передачи этого чувственно-смыслового идеального представления от одного
человека к другому. И этот материальный язык языка идеального тоже складывается
чувственно веками, тысячелетиями. Это и интонации речи, это и мимика, гримасы,
позы, это и предметы быта, предметы труда и т.д. Формируется песенная культура,
музыкальная культура, предметно-образная культура народов. Все это языки
чувственного общения. И к ним требование - идти дальше, дальше, дальше по
направлению выразительности, т.е. по направлению емкости смысловым содержанием,
способности передать все нюансы, все богатство смысловых отношений людей.
Искусство рождается в общении людей как потребность развития способности созерцания
бытия, способности строить в представлении образ деятельности в мире человека,
в мире общества. Развивать эту способность. Чтобы в общении схватывать все
смысловые нюансы. И вот эстетическое в искусстве. Мы наслаждаемся и чувственно
представшим созерцанием другого человека, созерцанием-переживанием. И тем,
насколько он владеет внешним материалом для передачи этого нематериального
чувственного (правильно было бы сказать сверхчувственного) образа.
Это мастерство становится профессией в условиях
общественного разделения труда. Ремеслом. Искусство никогда не сможет стать
промышленным производством. Оно всегда будет ремеслом. Тем, что требует
индивидуальности. Ибо мне художник как профессионал ценен тем, что он
сопереживает эпохе. Его слияние с миром человека мне ценно. Я и сам нахожусь в
этом слиянии. Но мне необходимо постоянно возобновлять это слияние. Ибо мир
бездонен и бесконечно разнообразен. Даже моя любовь к людям требует того, чтобы
я возобновлял ее каждый день. Чтоб я и сегодня почувствовал, что я люблю людей,
люблю Родину, ибо я сам есть беспрерывный процесс восхождения.
Список использованных источников
1. Борев
Ю.Б. Эстетика. М., 1988.
2. Бычков
В.В. Эстетика. М., 2002.
3. Гилберт
К., Кун Г. История эстетики. Кн. 1-2. М., 2000.
4. Каган
М.С. Эстетика как философская наука СПб., 1997.
5. Крутоус
В.Л. Родословная красоты. М., 1988.
6. Мартынов
В.Ф. Эстетика: Учеб. пособие / В. Ф. Мартынов - Изд. 2-е, стереотип. - Мн.:
ТетраСистемс, 2004. - 336 с.
7. Овсянников
М.Ф. История эстетической мысли. М., 1984.
8. Хогарт
У. Анализ красоты. М.-Л., 1958.
Страницы: 1, 2, 3
|