Меню
Поиск



рефераты скачать Виды эстетической деятельности

Виды эстетической деятельности

Виды эстетической деятельности


Эстетическое - всеобъемлющее понятие, отражающее то общее, что свойственно эстетическим явлениям. Сюда относятся: объективно-эстетические в природе, обществе, в продуктах материального и духовного производства; эстетическая деятельность или творчество по “законам красоты”; субъективно-эстетическое, или эстетическое сознание (эстетические чувства, восприятие, потребности, идеалы, и т. д.).

В понятие эстетическое входит и художественная культура.

Эстетическое составляет важнейший элемент человеческой культуры. Генезис, историческое развитие, структура. Общественные функции эстетического составляют предмет эстетики как науки.

Эстетическое имеет свою основу в самой структуре объективно-эстетического, в его свойствах, в законах его существования, в объективных законах красоты (симметрия, ритм, гармония, целостность, упорядоченность, целесообразность, оптимальность).

Субъективно-эстетическое выступает в форме эстетичных чувств, потребностей, вкусов, идеалов, взглядов, теорий и т. д.

Художественная культура - высшая форма эстетической культуры. Она связана с удовлетворением художественных потребностей личности: познавательными, нравственными, политическими, с глубинными слоями духовной жизни человека.

Эстетическая деятельность:

Эстетическое включает в себя изучение всех явлений действительности, обладающих совершенством.

Эстетическое освоение понимается с материальной точки зрения, как грань практической деятельности, как момент целостного, практически материального и практически духовного преобразования мира. Это изменение природных и общественных явлений выступает и как формирование самой личности, и как свободное и сознательное ее утверждение.

В эстетическом освоении следует отличать эстетическую деятельность, составляющую момент материального и духовного производства, и практических отношений, и самостоятельное эстетическое творчество, когда оно преследует непосредственное решение эстетических задач. Сюда относится, например, художественная деятельность.

Эстетическими целями является осознанное эстетическое начало в человеческой жизни, эстетические потребности и идеалы в их совокупности составляют духовный, субъективный компонент эстетического начала в человеческой жизни.

Эстетическая деятельность - это и основанное на материально-практических освоениях, особое практически-духовное, социально-психологическое освоение действительности.

В цели эстетической деятельности включаются нормы - цели и нормы - образцы желаемых гармонических отношений человека с окружающим миром. В этих нормах выражается мера соотношения чувственно воспринимаемых отношений повседневного обихода с желаемыми существенными отношениями. В результате явления, процессы предстают в эстетическом освоении не только в своих повседневных формах, но и в их тенденциях, возможностях. В эстетической деятельности человек как бы “поднимает” глубинное, существенное, общее на” поверхность”, придает ему форму, видимость. Более того, здесь человек, как бы забегает вперед и представляет должное как сущее. Эстетическое освоение - это и прогностическое отражение действительности и оптимизация условий человеческой деятельности.

Эстетическая выразительность - своеобразное проявление закона единства и борьбы противоположностей. Возбуждает противоречивые эмоции, ассоциации чувственных образов и мыслей, приводит их к гармоническому объединению и вызывает богатство и полифонизм впечатлений, когда чувственные образы, эмоции, мысли сливаются как разные голоса, каждый из которых ведет свою партию в единый согласованный хор.

Эстетическая деятельность по необходимости объединяется со свободной деятельностью, создает продукты, удовлетворяющие как потребности простой естественной необходимости, так и возвышенные человеческие потребности. Можно предположить, что на заре человечества первоначально возникает эстетическая деятельность, непосредственно вплетенная в материальную деятельность. Именно этим целям служили мифы, обрядовые песни, танцы и изображения. Появляется первобытное искусство, как обобщенное воспроизведение деятельности и выражение мировоззрения, как способ эмоционально-идейного приобщения личности к коллективу. Постепенно искусство обособляется от утилитарного и религиозного, когда вырабатывается особый художественный способ познания - сопереживание и особый эмоционально-идейный художественный способ воздействия. Искусство становится самостоятельной отраслью духовного производства и духовного потребления.

Наряду с искусством существуют специализированные виды эстетической деятельности: художественные промыслы, некоторые виды архитектуры, дизайн. Кроме того, эстетическое освоение осуществляется во всех видах человеческой деятельности, ибо везде при соответствующих условиях, человек применяет принципы эстетической целостности, целесообразности, гармонизации, выразительности.

Эстетическое освоение осуществляется и в политических, в правовых и в нравственных отношениях.

Наша действительность, поскольку она есть наша деятельность, практика, есть нечто подвижное, совершающееся. Нечто творимое. И вот этот процесс объективного творения действительности субъектами дан нам чувственно, мы сами частица этого творящего движения. Естественно, что возникает проблема ощущения полноты развития своей субъективности, которая соответствовала бы практике, т.е. индивидуальное сознание должно чувственно схватывать соответствие себя относительно практики как некоего целого. Вхожу ли я всеми параметрами своей субъективности в целостность этой действительности. Иными словами, как я веду себя с людьми, улавливаю ли я все оттенки взаимоотношений людей, умею ли определять свои цели, большие и малые, умею ли действовать в этом человеческом мире ради достижения целей, могу ли я свободно взаимодействовать с предметным миром человечества и т.д. и т.п. И действительно, когда начинаешь думать обо всем этом, то еще и еще раз вспоминаешь Канта и декларируемую им необходимость достижения субъективной целесообразности. Достигая которую при созерцании предмета человек получает чувство удовольствия. Естественно, что не предмет сам по себе доставляет у Канта чувство удовольствия, а ощущение относительно объективной логики действительности в целом своей субъективности. То есть в совершающейся в моей голове картине мира я определил единичное, выявил его родовую природу, определил его осуществленность, определил все его качества относительно нашей совместной человеческой целеполагающей деятельности. И определил чувственно свое отношение к этому предмету. Мои чувства-теоретики определили вещь как таковую, но сама эта вещь в нашем человеческом мире есть то, что видит в ней человек, есть чувственное человеческое отношение к самой себе и к человеку, и наоборот, как об этом пишет К.Маркс. Естественно, в нашем человеческом отношении к стулу, ракете, атомному реактору эти предметы живут как таковые. Убери людей и эти предметы есть просто нечто вещественное, материальное. Есть бессмысленная абстракция.

Вот эту работу, которую все люди совершают постоянно и повсюду, при каждом своем соприкосновении с предметным миром, опредмечивает эстетическая деятельность: ощущение субъективной целесообразности относительно действительности в целом. Ощущение, которое человек не может получить как таковое, как нечто общее. А может получить только в единичном, посредством единичного. Но в этом единичном он должен ощутить свое собственное соответствие относительно практики, человеческой действительности в целом. Находящейся в вечном движении. Действительности, которая есть и на самом деле процесс ее творящего осуществления субъектом. Такого творящего, когда субъект и самого себя творит. Здесь не так, что есть готовый и неподвижный, неизменный в своей сущности бог. Здесь так, что, как говорил Мирандола, человек все находит сам. И свое место, и свои цели, и свое лицо. Действительность как самодвижение, самотворение.

Естественно, что человек вынужден создавать свой чувственный язык, который бы выполнял эту работу по созданию самоощущения субъектом самого себя, своей субъективной целесообразности. Относительно действительности в целом. Мы не можем здесь теоретизировать относительно того, как это природа умудрилась создать такое самоощущение и наградить человека чувством удовольствия. Мы констатируем здесь, что такое чувство необходимо. В живом существе, которое не получает унаследованную структуру психики, не получает ни форм своей субъективности, ни ее содержания, такое чувство безусловно необходимо. Он, человек, чувственно присваивает себе свою человеческую природу после рождения. К тому же эта природа в нем осуществляется относительно бесконечно разнообразного мира. И потому его субъективность должна нести в себе универсальные, отнесенные к миру в целом субъективные способности (субъективные сущностные силы человека, как пишет К.Маркс), которые в согласованной своей работе схватывают конкретное, каждый раз своеобразное. Вот это сложное и внутренне противоречивое схватывание субъективностью каждый раз неповторимого единичного и должно доставлять чувство удовольствия. Скажем, мы чем-то любуемся как тем, что красиво. Сознание схватывает своеобразие предмета и в доли секунды отмечает для себя, что предмет своеобразен, непохож и т.д. И мы любуемся, т.е. наше сознание осуществляет деятельность любования. Этот необъятной сложности инструмент, этот мозг работает. Он схватывает в своей работе этот предметный реальный мир в его собственном соку, в его собственных особенностях. Но не каждый способен к глубинному, проникающему схватыванию. Субъективные способности могут быть развиты, а могут быть и не развиты. Поэтому для человека жизненно важно стремиться, иметь в себе как какое-то неотъемлемое качество, свойство стремления к развитию своих способностей. Ибо это обеспечивает его полноценное существование.

Эстетическая же способность - это наслаждение созерцанием. Я наслаждаюсь тем, что во мне осуществляется это созерцание. И осуществляется в развитой, высокой, полноценной форме. Конечно, это наслаждение приходит при созерцании внешнего. И я наслаждаюсь красотой предмета. А не деятельностью собственных субъективных сил. Но так и должно быть. Если моя природа - это непрерывное чувственное творение предметной действительности, то мои субъективные способности, в том числе и момент согласованности в деятельности рассудка и воображения, должны находить, творить бытие предметного мира. Течение моего созерцания должно проходить в форме творения. Поэтому я воспринимаю осуществленность вещи. И это восприятие присуще мне всегда. И в момент творения я ищу пути достижения бытия той вещи, которую создаю. И в момент созерцания я определяю момент достижения бытия вещи. Полноты, оправданности его бытия. В моей субъективности процесса творения, творящего отражения, каждый осуществленный акт творения как момент объективного бытия вещи сопровождается удовольствием. И не надо забывать, что здесь происходит совпадение достижение бытия вещи и удовольствие от субъективного достижения бытия вещи. Я, созерцая вещь, получаю удовольствие от того, что тот, кто создавал ее, смог осуществить полноту бытия вещи, нашел эту вещь в этом бескрайнем человеческом мире, нашел ее форму, соответствующую содержанию, определил ее место в человеческих взаимоотношениях, в мире классов, сословий, того или иного миросозерцания, семейных, бытовых традиций и т.д., и т.п.

То, что без процесса осуществления внешней действительности нет и моего субъективного мира, должно быть понятно. Но и то, что каждая субъективная способность должна иметь предметную форму своего осуществления, это тоже надо представить и понять. Мы имеем предметную форму жизни нашего мышления. Весь процесс деятельности есть непрерывный процесс опредмечивания нашего мышления, деятельности нашей субъективности. А задачник по математике еще более наглядный пример. Не создавая предметную форму существования своих субъективных способностей человек не может их иметь в себе. Человек создал звуковой язык как предметную форму бытия способности мыслить. Человек вообще имеет все внешнее как предметную форму бытия своего сознания в целом. Он субъективирует действительность. Потому удивительны слова К.Маркса, что предмет, действительность, чувственность необходимо брать в форме практики, брать субъективно. Мы вообще в каждом внешнем предмете ощущаем процесс субъективного осуществления человеком этого объективного процесса целеполагания. Очевидно, что и свое наслаждение процессом достижения своего субъективного осуществления, процессом достижения субъективной целесообразности, вот и это наслаждение человек должен, обязан опредмечивать. Выносить вовне. Должен найти этому наслаждению предметную форму бытия этой субъективной способности.

Да, да, наслаждение здесь не просто от созерцания единичного во всеобщности практики, а в создании языка наслаждения при взаимодействии моей субъективности с практикой в целом как таковой. Такая вот тонкость. Эстетическое здесь создает ощущение параметров целого, того целого, в котором я воспринимаю, в котором я созерцаю все эти своеобразные единичные предметы. Здесь эстетическое - ощущаемые параметры той непосредственности, которая дана мне в ощущениях и которая называется практикой. Человек создает в эстетической деятельности предметный мир, в котором ощущает свою действительность в целом, особенности, своеобразие чувственных параметров своей собственной человеческой действительности. А эта действительность есть субъект. Индивид может воспринять что-либо только в форме бытия субъекта. Его чувственное познание работает только в этой форме.

Эстетическое еще можно представить как то общее, что чувственно вычленяется во взаимодействии субъектов. Мы после рождения присваиваем свою природу через других субъектов, мы распредмечиваем в процессе самоформирования действительность, которая осуществляется в форме субъекта. И только воспринимая множество индивидов мы ощущаем ту логику действительности, которая является общей для всех индивидов. Мы начинаем ощущать тело практики в форме всеобщего субъекта. Эстетическое как бы чувственные параметры всеобщего субъекта. Ибо каждый из нас взаимодействует с молекулами-индивидами в сосуде общества. Параметры целостного состояния действительности нами ощущаются в каждом отдельном предмете. И вот это-то ощущение общего, ощущение характера действительности очеловеченного общества в целом мы и стремимся сделать чувственными как таковыми. Потому мы неудержимо накладываем на единичный предмет характеристики практики в целом как непосредственности, как того, что мне чувственно дано.

Да, очень трудно определить эстетическое как нечто объективное, данное мне в моих ощущениях. Но интуитивно человек очень рано стал отдавать эстетической деятельности очень много усилий. Делать такие формы, которые вызывали бы в нем чувство удовольствия, накладывать на предметы быта орнамент, чтобы опять получить чувство удовольствия, полировать столы и т.д. Это очень тонкие и словами трудно определимые, но чувственно ощущаемые потребности его субъективности. Она в своем самоосуществлении нуждается во всем этом. Ибо не вынося себя вовне наша субъективность существовать не может. Она возникает в овладении внешним и осуществляется во владении внешним. Иного способа существовать у нашей субъективности нет. Потому она для всех своих субъективных способностей должна иметь предметную форму существования. И вот здесь способность любования процессом осуществления субъективности в осуществлении внешнего. Но наслаждение не от самого осуществления внешнего. Не наслаждение практическим, утилитарным, а наслаждение бытием субъективности. Правда, опять же в овладении внешним. Впрочем, как ни трудно это сформулировать, наглядно это очень понятно. Все эстетические предметы утилитарно бесполезны. Всякие там безделушки, матрешки, Хохлома, вологодские кружева, Палех и т.д. - все это не имеет никакой утилитарной ценности. Но человеческая ценность их очень высока. Наслаждение в созерцании бесполезного есть наслаждение свободной игрой своих субъективных сущностных сил. Но такой свободной игрой, которая необходима в осуществлении объективного процесса. Целеполагающая деятельность как объективный процесс без свободной игры человеческих субъективных сущностных сил невозможна. Нужна поисковая работа субъективности. Причем, эта поисковость в том случае ценна, когда она есть наша непосредственность. Она есть наша природа. Наша стихия. И когда она устойчива и правильна. Да, вот где загадка истории. Свободная игра наших субъективных способностей и в то же самое время их правильность. Потому-то Кант и употребляет здесь понятие субъективной целесообразности. Нечто такое, что никакими математическими формулами не опишешь. Да и просто словами дать представление об этой самой субъективной целесообразности очень и очень сложно. Но в то же самое время вполне понятно. Если не будет правильности в деятельности целеполагания, если она не сообразуется с мирозданием, то она приводит к краху. Вот что должна чувствовать человеческая субъективность! То, что словами не определишь, но без чего эта самая субъективность из могущественного инструмента превращается в нечто страшное и разрушительное. Потому что субъективная целесообразность связывается Кантом с этой самой целевой причинностью. А он-то как философ подходил здесь исходя из представления о мире, о мироздании. Он-то понимал суть этого нового для мироздания движения. Могущество человеческой субъективности и то, что эта страшная сила может перевернуть и сам человеческий мир. Причем, надо ведь понимать, что эта сверхчувственная природа человека тоже природа, тоже стихия. И если она войдет в какое-то неправильное состояние, то это будет просто неистинная природа, но такая неистинная природа, стихия, которая саморазрушительна. И ничто не сможет остановить эту разрушительность, ибо она тогда будет слепа в своей саморазрушительной непосредственности. Не потому ли Ф.М. Достоевский как-то сказал, что красота спасет мир?

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.