Однако, как уже было отмечено
выше, большинство чекистов искренне верили в правоту своего дела, стремились
честно выполнить свой долг перед государством, партией и народом, даже когда в
период репрессий многие из них были обвинены в измене и расстреляны.
Один из их числа - чекист
Евдокимов Е.Г., ставший членом ЦК ВКП (б), членом ЦИК СССР, депутатом
Верховного Совета СССР, награжденный за службу в органах орденом Ленина,
четырьмя орденами Красного Знамени (единственный из чекистов), двумя знаками:
"Почетный работник ВЧК-ГПУ (V)" и "Почетный
работник ВЧК-ГПУ (XV), арестованный 9 ноября 1938 года
(арестом руководил первый заместитель наркома внутренних дел Л. Берия), в
течение пяти месяцев, находясь под следствие и подвергаясь пыткам, отрицал свою
вину. Затем под воздействием пыток дал показания о своей "контрреволюционной
деятельности. Однако, на заседании Военной коллегии Верховного суда СССР в
феврале 1940 года он полностью отказался от ранее данных показаний и обратился
к суду со следующими словами: "…я прошу только одного - тщательно
разобраться с материалами дела. Меня очень тяготит, что я оклеветал многих лиц".
В своем последнем слове Евдокимов сказал: "Я скоро умру, но я хочу сказать
суду, что и при новом руководстве аппарата НКВД СССР аппарат работает так же,
как работал и при Ежове, и получаются враги, представителем которых сделан и я,
и другие. Об этом я убедительно прошу донести Сталину. Я не был сволочью, но
стал таковым на предварительном следствии, так как не выдержал и начал лгать, а
лгать потому, что меня сильно били по пяткам"[12].
Суд, выполняя политический заказ, приговорил Евдокимова Е.Г. к расстрелу,
приговор был приведен в исполнение. Евдокимов Е.Г. был реабилитирован посмертно
в 1956 году в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.
Следуя законам чести, некоторые
сотрудники органов, сами не попавшие под репрессии, открыто выступали против
произвола. Так, например, сотрудник центрального аппарата НКВД С. Константинов
в 1938 году написал заявление в ЦК партии, в котором указал, что он "не
понимает и не разделяет происходящее в НКВД". В итоге он был отстранен от
работы и не репрессирован только потому, что добровольно выехал на
китайско-японскую войну, где работал старшим военным советником по разведке
объединенного разведбюро Китая.
Сотрудник Управления НКВД по
Краснодарскому краю Ф.И. Белоконь в письме к народному комиссару внутренних дел
Л.П. Берии писал: "Аресты, как правило, проводятся на основании одного
показания, без разбора, огульно, под одну мерку всех… надо в порядке надзора
пересмотреть все прошедшие дела с точки зрения правильности вынесения приговора.
Особенно дела, где замешана молодежь. Не может быть, что молодежь тоже хотела
старого царского строя и готовилась к восстанию против Советской власти"[13].
От репрессий В.И. Белоконя спасло начало Великой Отечественной войны и его
направление в действующую армию.
Только с 1 октября 1936 г. по
январь 1938 г. из 24 500 сотрудников Главного управления государственной
безопасности НКВД СССР и его периферийных органов было уволено свыше 5500
оперативных сотрудников, из них 1373 арестовано. В числе арестованных в
1936-1938 годах чекистов были 485 оперативных уполномоченных и помощников
оперативных уполномоченных[14].
Тем не менее, в постановлении ЦК ВКП (б) от 17 ноября 1938 года "Об
арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия" подготовленном по
указанию И. Сталина, вся вина за массовые репрессии возлагалась на органы НКВД
и прокуратуру СССР. В марте 1939 года на XVIII съезде
ВКП (б) И.В. Сталин и выступивший с докладом секретарь ЦК партии А.А. Жданов
выступили с критикой репрессий, указали на многочисленные Ошибки со стороны
НКВД. На основании этих заявлений в 1939 году Л. Берия провел в органах НКВД
новую чистку. В результате около 23% оперативного состава органов
государственной безопасности были обвинены в должностных преступлениях и
арестованы или уволены из НКВД[15].
Несмотря на такую
несправедливость со стороны партийного руководства по отношению к своему "передовому
вооруженному отряду" - органам госбезопасности, чекисты оставались
преданными своему долгу и кодексу чести, что наиболее ярко проявилось в годы
Великой отечественной войны. Подвиг сотрудников советских спецслужб, бойцов
Красной Армии и всего советского народа в этой войне, показавший что такое
истинные честь и достоинство, многократно описан историками и писателями и,
пожалуй, не нуждается в дополнительных комментариях в данном реферате.
Основатель и первый руководитель
Центрального разведывательного управления США Аллен Даллес в разгар "холодной
войны" определил место сотрудника спецслужб (применительно к сотрудникам
разведывательных органов) в современных условиях следующим образом: "Разведчик
независимо от того, где он работает - в своей стране или за границей, всегда
чувствует себя как "на фронте", "на передовой линии обороны".
Это чувство еще более обостряется тем, что в повседневной работе он почти все
время сталкивается с фактами, говорящими о действиях противника. Если любовь к
приключениям и играет здесь какую-то роль - а она, конечно, играет, - к ней в
значительной степени добавляется забота о безопасности государства. "[16]
Несмотря на то, что сказано это
было еще в прошлом XX веке, и "холодная война"
между двумя гигантами - США и СССР считается оконченной, слова основателя ЦРУ остаются
актуальными и по сей день.
Раскрывая методы деятельности
разведки, А. Даллес отметил: "Все разведывательные службы пользуются также
услугами людей, работающих главным образом за деньги или из любви к
приключениям и интригам. Некоторых привлекает атмосфера секретности и обмана,
так как они испытывают некое извращенное чувство удовлетворения оттого, что
являются никому не ведомыми пружинами развития событий. "[17]
Сказанное А. Даллесом в полной мере касается и сотрудников
контрразведывательных органов.
Наивно было бы полагать, что современные
российские спецслужбы, в отличие от спецслужб стран "потенциального противника",
при осуществлении своей оперативно-служебной деятельности действовали и
действуют исключительно "в белых перчатках", не используют в своей
работе чужие человеческие слабости, а иногда и чьи-то пороки, корыстную и иную
личную заинтересованность лиц для их привлечения к негласному сотрудничеству (например,
карьеризм, зависть, склонность к авантюрам, чувство мести, трусость). Сотрудник
любой спецслужбы (и разведчик, и контрразведчик) иногда в силу объективных
обстоятельств вынужден работать с людьми, для которых честь и достоинство не
представляют особой ценности, их шкала ценностей в другом измерении.
Поэтому в нынешнее время понятия
"честь" и "достоинство" приобретают особую значимость в
профессиональной деятельности сотрудника российской спецслужбы, не давая ему
перейти в условиях жесточайшего противостояния с противником, когда "на
карту" поставлены судьбы и жизни многих людей, безопасность всего
государства, ту тонкую грань, за которой уже для самого сотрудника наступают
бесчестье и утрата человеческого достоинства.
Следует согласиться с
утверждением, что "в настоящее время государственная безопасность как
категория политическая все больше подвергается нравственной экспертизе, в
основе которой лежат принципы справедливости и гуманизма. Человек все в большей
мере рассматривается не только как средство обеспечения государственной
безопасности, но и как одна из основных целей этого процесса. Как личность
нуждается в сильном государстве, так и государство заинтересовано в обеспечении
условий развития каждой личности" В настоящее время государственная
безопасность как категория политическая все больше подвергается нравственной
экспертизе, в основе которой лежат принципы справедливости и гуманизма. Человек
все в большей мере рассматривается не только как средство обеспечения
государственной безопасности, но и как одна из основных целей этого процесса. Как
личность нуждается в сильном государстве, так и государство заинтересовано в
обеспечении условий развития каждой личности[18].
Соответственно этим общепринятым в цивилизованном мире и, соответственно, в
современной России принципам, в нынешних условиях требуют конкретизации и
уточнения такие понятия как "профессиональный долг", "честь"
и "достоинство" сотрудника спецслужб.
В наше время практически во всех
странах Европы и в США наряду с присягой действует этический кодекс полиции, который
более подробно и доходчиво раскрывает нравственно-этическое содержание
принципов, норм и общепринятых правил поведения полицейского на службе, в
повседневной жизни, его отношения к выполнению профессионального долга, к
гражданам, к коллегам по работе, начальникам и старшим. Курс полицейской этики
(деонтологии) преподается в полицейских академиях и колледжах. Этические
кодексы полицейского широко используются в подготовке и
профессионально-нравственном воспитании кадров, моральном регулировании их
поведения, в оценке деятельности и контроле.
Нормативное регулирование правил
поведения сотрудников правоохранительных органов осуществляется ныне и в России.
Так, в 1993 году министром внутренних дел Российской Федерации был утвержден
Кодекс Чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Документ
этот появился не на "пустом" месте, своими корнями он уходит в
историю воинской этики, в историю и традиции русской армии и флота.
Большинство офицеров современных
российских силовых структур, включая спецслужбы, прекрасно понимают значение
нравственного элемента в обучении личного состава и тем самым объективно становятся
носителями национально-патриотических идей.
Откуда молодой сотрудник
российских спецслужб сможет узнать о тех этических нормах, о тех понятиях чести
и достоинства, которые исторически сложились и стали общепринятыми в его профессиональной
среде? Прежде всего из своеобразного письменного свода правил, принципов,
этических требований, именуемых Кодексом Чести. Чтобы моральные нормы этого Кодекса
стали понятнее, были восприняты "душой и сердцем", их надо знать,
изучить, осмыслить, ими важно проникнуться (как жизненно важными правилами). Только
тогда они станут руководством к действию, внутренним побуждением для каждого
сотрудника, позволят проникнуться сознанием профессионального достоинства,
гордости за принадлежность к российским спецслужбам. Пока еще Кодекс Чести
сотрудника российских спецслужб не оформлен отдельным официальным документом. Он
существует как в виде неписаного свода правил, сформированного самой историей органов
разведки и контрразведки, так и органично вытекает из уже имеющихся
законодательных и нормативных актов, устанавливающих и регулирующих принципы, этические
нормы и правила поведения гражданина, военнослужащего, государственного служащего,
но, безусловно, имеет свою уникальность, обусловленную спецификой деятельности
спецслужб.
Заключение
Подводя итог всему сказанному,
выделим наиболее существенные выводы. Очевидно, что корневая суть понятий
"честь" и "достоинство" российского офицера, в том числе и
сотрудника российских спецслужб, практически осталась неизменной на протяжении
веков. Вместе с тем, развитие общества, практическое претворение в жизнь
провозглашаемых принципов гуманизма, справедливости, законности требует
конкретизации этих понятий в современных условиях в соответствии с названными общепринятыми
принципами.
Чтобы иметь моральное право
сказать "Честь имею!", сотруднику российских спецслужб недостаточно
иметь одно только внутреннее чувство чести и желание быть человеком чести. Время
формальных лозунгов безвозвратно прошло. Необходимо также в действительности
быть профессионалом высокого класса, мастером своего дела, человеком, преданным
своей профессии, своему служебному долгу. Нужно быть хорошо подготовленным и
информированным по большому кругу вопросов профессиональной этики, которые отнюдь
не так просты, как это иногда кажется, и требуют глубокого осмысления.
У подлинно нравственного
человека все регуляторы нравственного поведения - совесть и долг, честь и
достоинство - развиты гармонично, так как только все вместе они и могут
предостеречь личность от нравственных срывов, эмоциональной грубости,
бесчеловечности, бесчестности.
Глубокое внутреннее приобщение
человека к морали, освоение ее требований и осознание их как собственных и
необходимых для личности порождает совесть. Соблюдение долга поддерживалось общественным
мнением, нарушение - осуждалось и каралось. У человека возникает потребность в
общественном одобрении - честь, а затем и в самоуважении - достоинство. В
какой-то степени эта же история повторяется с каждым человеком в процессе его
индивидуального развития и становления как нравственной личности.
Вместе с тем, рассуждая о
совести, долге, чести и достоинстве, не следует забывать, что наши добродетели,
как и наши пороки, весьма многолики. При пренебрежительном отношении к нормам
морали и нравственности, бездумном обращении с понятиями "честь" и
"достоинство" добродетель и порок могут поменяться местами.
1. Без грифа "секретно". Из
истории органов безопасности на Кубани: очерки, ст., док. повести / Упр. ФСБ
России по Краснодарскому краю. - Краснодар: Диапазон-В, 2007.
2. Даллес А. Искусство разведки: пер.
с англ. с сокращениями. - М.: МП "Улисс", 1992 г.
3. Колпакиди А.И., Серяков М.Л. Энциклопедический
справочник спецслужб. М., 2002.
4. Основы профессиональной этики. Курс
лекций - ГПИ ФСБ РФ, 2008.
5. Пикуль В.С. Честь имею: Роман,
исторические миниатюры. - М.: Современник, 1991.
6. Сунь-цзы. Искусство войны. Стратегия
и тактика победителя. - М.: Изд-во Эксмо; 2003.
7. Хрестоматия по философии / сост. Г.А.
Усачев. - М.: Знание, 1978.
8. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской
мудрости. - М.: Просвещение, 1986.
[1]
Хрестоматия по философии. / сост. Г.А. Усачев. – М.: Знание, 1978. С. 102
[2]
Хрестоматия по философии. / сост. Г.А. Усачев. – М.: Знание, 1978. С. 83
[3]
Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости . – М.: Просвещение, 1986. С. 99
[4]
Сунь-цзы. Искусство войны. Стратегия и тактика победителя. – М.: Изд-во Эксмо;
2003. С. 11,12
[5]
Там же. С. 42,43
[6]
Пикуль В.С. Честь имею: Роман, исторические миниатюры. - М.: Современник, 1991.
С. 88
[7]
Там же. С. 88
[8]
Там же. С. 99
[9]
Там же. С. 137
[10].
Без грифа «секретно». Из истории органов безопасности на Кубани: очерки, ст.,
док. повести / Упр. ФСБ России по Краснодарскому краю. – Краснодар: Диапазон-В,
2007. С. 33,34
[11].
Без грифа «секретно». Из истории органов безопасности на Кубани: очерки, ст.,
док. повести / Упр. ФСБ России по Краснодарскому краю. – Краснодар: Диапазон-В,
2007. С. 43
[12].
Без грифа «секретно». Из истории органов безопасности на Кубани: очерки, ст.,
док. повести / Упрю ФСБ России по Краснодарскому краю. – Краснодар: Диапазон-В,
2007. С. 52
[13].
Там же. С. 104,105
[14].
Без грифа «секретно». Из истории органов безопасности на Кубани: очерки, ст.,
док. повести / Упр. ФСБ России по Краснодарскому краю. – Краснодар: Диапазон-В,
2007. С. 103,104
[15].
Колпакиди А.И., Серяков М.Л. Энциклопедический справочник спецслужб. М., 2002.
С. 403
[16]
Даллес А.. Искусство разведки: пер. с англ. с сокращениями. – М.: МП «Улисс»,
1992 г. С. 176
[17]
Там же. С. 187
[18].
Основы профессиональной этики. Курс лекций – ГПИ ФСБ РФ, 2008. С. 77
Страницы: 1, 2
|