В
книге "Психокибернетика" Максвел Малтц заметил, что люди с
недостатками внешности обычно обладают очень низким чувством самовыражения, они
замкнуты, необщительны и чрезмерно чувствительны к оценкам со стороны. То есть
срабатывает эффект, именуемый "увеличительным стеклом Кули": каждый
судит о себе, наблюдая за реакциями других. Попытки М. Малтца в процессе
занятий превратить таких людей из "гадких утят" в физически привлекательных
не увенчались успехом, ибо, несмотря на изменчивую внешность, они все ощущали
себя уродами. Исследователь пришел к выводу: изменить только внешность людей
недостаточно, следует изменить и их мышление.
Обо
всем этом подробно рассказывается на первом цикле занятий. Надо, чтобы
слушатели прониклись глубокой убежденностью в значимости их внешнего вида для
окружающих. Без обеспечения этого психологического условия их участие в
последующих занятиях неэффективно.
Второй
цикл занятий этого этапа - "строительство лица" (фейсбилдинг) и
умение "читать лицо" (физиогномика).
Занятия
по фейсбилдингу: определяется тип лица обучающегося, выявляются его наилучшие
черты и движения. Существует около 20 тысяч мимических движений,
сгруппированных по трем частям лица: лобной, носовой, подбородочной. Выделяются
шесть основных мимических эмоций: радость, гнев, удивление, отвращение, страх,
грусть. А. С. Макаренко регулярно "делал свое лицо" перед зеркалом:
как смотреть на воспитанников, насколько искрен-- не проявляются на лице чувства.
Затем
преподаватель, ведущий занятия, разрабатывает скульптурный эскиз - прообраз
будущего лица обучающегося. После чего следует пооперационная мимическая
отработка. Эта работа ведется с помощью зеркал и видеотехники. Кстати, по
данным исследователей, в "Войне и мире" Л. Н. Толстого запечатлено 85
оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки его персонажей.
Особое
внимание на занятиях уделяется постановке улыбки. Она обладает универсальным
свойством преображать лицо. Говорят, когда Джон Кеннеди улыбался, то мог очаровывать
птицу на дереве. Это качество сыграло свою роль в ходе президентской кампании,
когда впервые в истории США были проведены теледебаты между
кандидатами-демократом Джоном Кеннеди и республиканцем Ричардом Никсоном. Если
Никсон нервничал, его голос срывался, лицо покрывалось капельками пота от
тяжелого грима, наложенного для скрытия дефектов лица, то Кеннеди был легким,
уверенным, очаровывающим. В тот поворотный день в президентской кампании
внешность и манера держаться Д. Кеннеди, по мнению специалистов, оказались не
менее значимы, чем детально разработанная программа и глубокомысленные его
рассуждения.
Занятия
по физиогномике полезны как для "строительства" собственного лица,
так и для лучшей визуальной ориентации и определения по лицу человека, с которым
имеешь дело. Это весьма полезно в экстремальных и конфликтных ситуациях, во
время деловых переговоров, при работе с персоналом. Поясним это на двух
примерах. Существуют пять типичных форм лица, эталонные черты которых несут
конкретную информацию. Например, трапециевидное лицо: широкий лоб и слегка
суженный (но не скошенный) подбородок. Человек, имеющий такое лицо, как
правило, интеллигентен, аристократичен и чувствителен, он не борец. Женщины с
таким лицом - оптимистичны, живут счастливо, создавая приятную атмосферу для
других. Круглое лицо: добродушие, миролюбие, мягкость в характере. Такие люди
нередко гурманы, любят комфорт, хорошую компанию и не стремятся к славе. Однако
честолюбие им не чуждо. Если у такого лица высокая переносица, выступающие скулы
и "огненные глаза", то он считается целеустремленным. Такой тип лица
принадлежит лидерам и полководцам.
Подобные
характеристики имеются по другим формам и типам лица. Можно к этому относиться
по-разному, но такая информация собиралась и обрабатывалась на протяжении
веков. Ее использование помогает прогнозировать поведение людей и получить
представление о их внутреннем потенциале, сложившейся судьбе.
Третий
цикл занятий - постановка манер и жестов (кинесика), освоение эстетики одежды.
Чтобы придать этим занятиям учебную привлекательность и эффективность, широко
используется видеотехника. Ролевые игры типа "Приема посетителей",
"Мы, в гостях", "Дизайн нашей одежды" и другие позволяют
при просмотрах видиозаписей обратить внимание каждого слушателя на свойственные
ему недостатки в манерах поведения, жестикуляции, ношении одежды. Многие
впервые узнают, что они сидят сгорбившись, не умеют элегантно вставать,
бесцеремонны в диалоге (перебивают, не выслушивают до конца собеседника, не
выдерживают тональности разговора), не знают языка жестов.
Не
требуется подробно объяснять значение одежды в конструкции имиджа. "По
одежде встречают" - подобное выражение интернационально. Ошибаются те, кто
утверждает, что надо иметь, что надеть. Можно иметь, что надеть, а выглядеть
слоном.
Как
считают модельеры, основополагающим принципом при составлении гардероба должна
стать универсальность одежды. Кожаный пиджак, например, отвечает этому
требованию. Если в вашем шкафу много вещей, которые вы редко надеваете, то
гардероб ваш составлен неправильно. Лучший способ хранить одежду - это ее
носить. Известный специалист в области деловой одежды Дж. Т. Моллой, автор книг
"Одежда для успеха" (одна книга для мужчин, другая - для женщин),
отмечает, что многие мужчины и женщины как бы специально одеваются так, чтобы
потерпеть провал на службе. Особенно это относится к женщинам. Они часто
допускают три главные ошибки: позволяют индустрии мод целиком определять выбор
своей одежды, склонны преувеличивать значение собственной привлекательности, позволяют
своему социальному положению влиять на манеру одеваться.
Подбор
костюма "под себя", цветовая эстетика всей одежды (рубашки, галстука,
туфель, носового платка), умение "сидеть" в костюме-все это требует
специальной подготовки. Даже такая деталь - как пользоваться одеколоном и
духами. Надо помнить французскую пословицу: "Кто пахнет слишком хорошо -
тот пахнет дурно".
Третий
этап. На этом этапе внедрения технологии отрабатывается коммуникативная
механика. В свое время Н. К. Михайловский был озабочен изучением механики
отношений между толпой и человеком, которого она признает великим. В этой
механике общения теперь много объяснено. Огромное значение в ней имеет
ориентация в настроениях людей, в их ожиданиях-притязаниях. Велика в
человеческих взаимоотношениях роль эмпатии-уметь сопечалиться и совеселиться,
как говорил А. Н. Радищев.
Огромное
значение принадлежит интуиции. Она ценна не сама по себе, а когда направлена к
человеку, что созвучно древнеиндийскому постулату: каждый должен обучаться
троякому - сдерживать себя, делать дары, быть милосердным.
Коммуникативная
механика базируется на ряде морально-психологических принципов. Их общий смысл
- не нанесение вреда другим. В деловом мире существует принцип "не жечь
мосты", т. е. всеми коммуникативными приемами не допускать разрыва в
отношениях с партнерами. Кто это умеет делать, тот чаще пожинает плоды делового
успеха.
В
контактах между руководителем и подчиненным особую ценность имеют такие
принципы, как человеколюбие, неподсудность личного достоинства, доверие,
открытость для критики.
Многие
работники знают: понять шефа - спасти себя. В настоящее время имеется немало
рекомендаций для подчиненных типа "Знаете ли Вы своего шефа?".
Использование таких советов разумно, ибо шеф - тоже человек, а удачный коммуникативный
подход к нему обоюдно выгоден. Этот подход зиждется на понимании духовности его
мира, сильных и слабых психологических его сторон как личности, оказании ему
необходимой товарищеской помощи.
Четвертый
этап - флюидное излучение. Это своеобразная биоэнергетика коммуникативного
воздействия. Сильная личность создает вокруг себя эмоциональное биополе.
Тем,
кому посчастливилось общаться с подобными личностями, приходилось испытывать на
себе магию их бессловесного воздействия. Чем ярче личность по уму и культуре,
тем сильнее ощущения, испытываемые от соприкосновения с ней. Рационально
невозможно объяснить, в чем дело, но эмоционально фиксируешь исходящие от этой
натуры токи добра и умственной незаурядности. Сегодня, когда стали признаваемы
экстрасенсы и телепаты, это легче доказывать, хотя и не всегда успешно. Кто
имеет опыт публичных выступлений перед массовой аудиторией (в несколько тысяч
человек), тому известен эффект ее психического давления на выступающего. Ее
настроение воспринимается однозначно. Если она доброжелательна, то у
выступающего формируется мажор и раскованность, если агрессивно, то требуются
огромные волевые усилия, чтобы держаться перед такой аудиторией.
Какие
конкретные приемы "флюидного излучения" отрабатываются на занятиях?
Мимика (улыбка), манеры, поза, жесты, модуляция голоса, эффект
"нимба" - биоточного свечения людям, т. е. передача им своей
эмоциональной и умственной энергии. У экстрасенсов есть специальные упражнения
по самонапряжению, приводящие к биосамовозгораниям, тепло которого передается
людям. И люди включаются в сопереживательный контакт с такой личностью.
Представляется, что привлечение экстрасенсов к обучению основам этой технологии
бизнесменов и менеджеров целесообразно.
Пятый
этап. В любой социальной среде, как правило, лидером становится тот, кто хорошо
обходится со словом. "Кто владеет словом, тот владеет
общиной",-гласит абхазская поговорка. Вот почему на предыдущих этапах
освоения технологии личного обаяния неизменно обращалось внимание на то, что
риторические приемы-это тот инструмент, использование которого предопределяет
успех технологии в целом.
Какие
это приемы? Цицерон говорил, что оратор должен обладать двумя основными
достоинствами: умением убеждать точными доводами и волновать души слушателей
внушительной и действенной речью. Квинтилиан утверждал, что аргументов для
лучшего всегда больше. Эту же мысль Аристотель выразил такими словами: на
стороне правды всегда больше логических доказательств и нравственных доводов.
В
технологии личного обаяния успешно применяются такие риторические приемы, как
логика изложения, сила аргументации, вызов ассоциаций, эмоциональность, эффект
пауз, акцента и интонаций, литературная выразительность. Юмор и шутка при
общении могут способствовать порой большему взаимопониманию, чем многие
риторические усилия. Будем помнить: "Слово любовное никогда не раздражает.
Командирское только никакого плода не производит" Риторическими приемами
можно сделать ранее не принятое убедительным, неинтересное - занимательным.
На
этом этапе внедрения технологии отрабатываются риторические приемы. Занятия
происходят индивидуально и в группе. Дидактически эффективны занятия с
использованием зеркала, позволяющие слушателю наблюдать за мимикой, позой и
жестами. На групповых занятиях используется видеотехника. И, конечно,
основное-это выступления в различных аудиториях. А затем опрос присутствовавших
по специально разработанной анкете. Хорошая помощь-магнитофонные или
видеозаписи выступлений известных ораторов.
Шестой
этап - итоговый. Все мини-технологии сводятся в одно целое - в технологию
личного обаяния. Это отнюдь не механическое воссоединение визуального эффекта
коммуникативной механики, флюидного излучения и риторических приемов. Важна
пластичная самопрезентация их, а потому органическая связь всех мини-технологий
воспроизводства имиджа.
2.
Имидж:
практический аспект
Имидж
складывается из всей совокупности черт внешнего облика, речи, манеры поведения
и умения общаться с людьми. Знаменитый социолог, покойный Эрвинг Гоффманн,
сказал, что имидж - это искусство "управлять впечатлением". Сколько
на свете людей - столько имиджей, но нас интересует то, насколько имидж
соответствует характеру той работы, которую приходится выполнять молодому
специалисту и стилю фирмы, где он этой работой занимается.
У
имиджа каждого человека есть элементы, достающиеся ему, так сказать, от
природы: рост, телосложение, черты лица. Но даже эти биологические составляющие
имиджа можно изменять различными путями: начиная с поддержания хорошей
спортивной формы (вместо того, чтобы выглядеть хилым и обрюзгшим) и кончая
умеренным употреблением косметики (главное - не переборщить и выбрать
единственно верный тон!), а то, при необходимости, и пластической операцией.
Свои врожденные физические особенности человек может решительно подчеркнуть или,
напротив, замаскировать одеждой.
Есть
упражнения, позволяющие сделать голос мягче и приятнее. Можно поработать и над
речью, над языком, чтобы отдельные слова или дикция производили более
благоприятное впечатление. Ногти можно почистить, отполировать лаком. Уложить,
завить или покрасить волосы. Комплекс регулярных упражнений, составленных с
учетом самочувствия, веса и выносливости, сделает каждого сильнее и крепче.
Поддерживать хорошую спортивную форму не только полезно для здоровья, но и
приятно для самолюбия. К тому же в некоторых зарубежных фирмах стараются не
брать на кандидатов с лишним весом или не выдвигать тучных людей на более
высокие должности.
Надо
помнить, что наши специфические привычки демонстрируемые в процессе общения с
людьми, например, почесывание головы во время делового совещания, жевание
резинки при телефонном разговоре, относятся тоже к числу компонентов, по
которым окружающие г свое представление о нашем образе. И насколько создаваемый
образ будет привлекательным или отталкивающим, важно не только для человека
лично, но и для тех, кто нанимает на работу.
К
сожалению, самому человеку очень трудно бывает правиль представить, как он
выглядит в глазах других: исследования показывают, что в вопросе о том, как на
него смотрят окружающие, человек абсолютно никудышный судья. Ее вам кажется,
что вы смутно представляете, какое впечатление вы оставляете у людей,
разыграйте в нерабочей обстановке некую ситуацию с участием друзей или
знакомых, чтобы потом они сообщили вам свое впечатление относительно вашей
внешности, о том, на сколько, по их мнению вы уверены в себе и умеете общаться
с другими. Еще можно попросить кого-нибудь из приятелей снять вас на видео.
Потом, когда останетесь один, прокрутите пленку и критически оцените свой
внешний вид.
Попробуйте
оценить свой имидж и с помощью другого теста.
Обведите
кружком ответы, наиболее точно описывающие вашу нынешнюю ситуацию на службе.
1.
Когда
надо быть пунктуальным, я делаю все вовремя
(а)
всегда (б) как правило (в) редко
2.
При моей должности положено одеваться
(а)
так, как я (б) более строго, чем я (в) не знаю как
3.
Я отвечаю на письма
(а)
сразу (б) в течение недели (в) не всегда
4.
Мой почерк
(а)
легко читается (б) вполне приличный (в) неразборчивый
5.
Выбирая очки, я думаю
(а)
как они будут выглядеть и о коррекции зрения (б) только о коррекции зрения
(в)
никогда не задумывался о своих очках
6.
Я хожу в парикмахерскую
(а)
так часто, как требуется (б) раз в три месяца (в) редко
7.
О своем имидже я думаю
(а)
каждый день (б) редко (в) никогда
8.
На моем последнем месте работы начальник сказал, мой имидж
(а)
великолепен (б) самый заурядный (в) надо исправить
9.
По мнению других, я честен
(а)
всегда (б) чаще всего (в) в быту, но не в делах
10.
Если во время делового обеда мои волосы будут в беспорядке, я
(а)
приведу их в порядок в туалете (б) оставлю как есть до возвращения в контору
(в)
видимо, так и не узнаю об этом
Много
ли у вас получилось ответов из группы (а)? Вам следует знать, с чего начать
формировать свой имидж: ответы группы (в) укажут вам как раз те моменты,
которые потребуют с вашей стороны особого внимания. Ответы (а) говорят о том,
что вы четко понимаете суть важнейших правил гигиены и прочих связанных с ней
аспектов имиджа.
Там,
где вы выбрали ответ (б), находится участок, на котором неплохо несколько
подтянуться.
Деловая
сфера - самая многообразная сфера общения. Ее характерной чертой является то,
что в ней все субъекты общения выступают в официальных статусах, неотвратимо
обусловливающих выбор их моделей поведения. В конечном итоге ее участники
ориентированы на достижение какого-либо делового эффекта.
Насколько
важен имидж для молодого человека, делающего служебную карьеру? Настолько,
чтобы сделаться центральным объектом постоянного внимания.
Предлагаем
материал, в котором излагаются впечатления нашей соотечественницы о ее работе в
качестве переводчика за рубежом. «Каждое утро, когда приходишь на работу, у
входа тебя встречает милая дама, которая смотрит, как ты одета. Она может
сказать: "К этому костюму нужны не серые туфли, а зеленые". Могут
отправить переодеваться даже несколько раз, пока не сочтут, что. ты
действительно не позоришь лицо фирмы.
Страницы: 1, 2, 3
|