Меню
Поиск



рефераты скачать Специфика профессиональных этических принципов социального работника

В практике повседневной деятельности профессиональная этика представляет собой совокупность норм поведения специалистов. Нормы профессиональной этики подвержены изменениям под воздействием как внешних, так и внутренних по отношению к профессии факторов. Они непосредственно, в каждый момент времени, влияют на поведение специалистов, побуждая их действовать определенным образом. Основными задачами профессиональной этики являются воздействие на сознание специалиста с целью совершенствования его как личности и как профессионала и содействие наиболее полному и эффективному решению профессиональных задач[14]. В целом же профессиональная этика является приложением общей, теоретической этики к определенным видам профессиональной деятельности.

Итак, профессиональная этика, как и этика вообще, не разрабатывается, а вырабатывается постепенно в процессе повседневной совместной деятельности людей. Профессиональная этика систематизирует накопленный в процессе исторической практики опыт, характерный для данного вида деятельности, обобщает его и совершенствует по мере совершения данного вида деятельности. Поэтому профессиональная этика может рассматриваться как разновидность общей морали, несущая в себе специфические черты, обусловленные видом и типом деятельности, - т.е. является прикладной научной дисциплиной, изучающей профессиональную мораль. Вместе с тем она может рассматриваться как прикладная теория нравственности, бытующей в профессиональной среде.



Глава II Особенности этики социального работника

§1 Роль этики в деятельности социального работника


Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов. Будучи специализированной деятельностью, социальная работа содержит в себе неповторимые ситуации, противоречия, которые необходимо разрешать в самом процессе деятельности. Это обстоятельство вызывает необходимость придерживаться в деятельности особых, более жестких моральных принципов и норм. В своей практической деятельности специалисты нуждаются не только в нравственных ориентирах, определяющих общее, основное направление их деятельности, но и в правилах повседневной деятельности, без соблюдения которых невозможно реализовать моральные нормы и принципы. Поэтому в этических нормах социальной работы отражаются основные требования и критерии поведения и действий социального работника, которые, при всем их разнообразии, продиктованы специфическими условиями и содержанием его труда.

Этика в социальной работе – не конечный продукт, а одна из неотъемлемых составляющих повседневной деятельности, наряду с теоретическим обоснованием необходимости действий, законодательно предусмотренной возможностью действовать, определением наиболее эффективного пути решения проблемы, его экономическим обеспечением и организацией выполнения принятого решения. Глубокое знание норм и принципов профессиональной этики, неукоснительное, творческое применение их в повседневной деятельности помогает социальному работнику осуществлять сотрудничество с клиентами, их близкими, коллегами, представителями общественных, государственных и негосударственных организаций и учреждений[15].

Этика социальной работы основывается на моральных нормах (лат. norma – правило, образец; одна из наиболее простых форм нравственного требования, выступающая как элемент моральных отношений и форма морального сознания[16]), принимаемых обществом в качестве одного из важнейших регуляторов совместной деятельности и существования, и на тех профессиональных ценностях, которые составляют сущность социальной работы. Этический подход к профессиональной деятельности социального работника позволяет вернуть этическим нормам то императивное значение, которое им присуще, но которое долгое время игнорировалось, и повысить интерес к профессии социального работника.

Есть и еще одна общественная роль социального работника. Он не только представитель профессиональной группы и личность, он – гражданин.

Социальный работник должен понимать осознавать свою миссию, свое место в профессии, в обществе, в мире. Он должен понимать, что избежать опасностей, угрожающих человечеству, и построить гуманный мир невозможно без такого состояния человеческой души как сострадание. В этом смысле гуманизм, практический гуманизм, может быть определен формулой «разум + умение + сострадание»[17].

Осознание обществом высокой значимости социальной работы, ее объективного статуса и функций, которые она выполняет, поможет социальным работникам, если не решить полностью, то, по крайней мере, уменьшить груз проблем клиентов. Повышение статуса социальной работы как наиболее гуманной сферы профессиональной деятельности может способствовать повышению статуса милосердия и гуманизма, социальной справедливости и доброты в общественном сознании, росту духовности российского общества.

Этика социальной работы вызывает от специалистов и их коллективов служения интересам общества и профессии, клиентов и их групп. Так же, сегодня для социальной работы все большее значение приобретает вопрос о необходимости определения этических критериев ответственности каждого социального работника за свою профессиональную деятельность, что требует создания единого подхода к установлению моральных принципов и норм, однозначного их понимания, выработке единой системы ценностей и идеалов.

Таким образом, в этических нормах социальной работы отображаются основополагающие требования и меры поведения и действий социального работника, продиктованные характерными условиями и содержанием его труда. Этика социальной работы строится на моральных нормах получаемых обществом в качестве одного из главных регуляторов коллективной деятельности.


§2 Этические принципы и стандарты социального работника

В практике социальной работы есть достаточно много средств для регулирования деятельности и поведения социального работника. Но законодательная база не может охватить всего разнообразия отношений и ситуаций, возникающих в практике социальной работы повседневно. Это делает необходимым разработку и введение более гибкой и более действенной системы контроля, отражающей глубинную сущность социальной работы как профессиональной деятельности.

Такой системой контроля является этический кодекс социального работника, формирующий основные принципы профессиональной морали и указывающий на специфику черт личности, делающих ее профессионально пригодной к деятельности в качестве социального работника, а также освещающий те социальные функции, которые возложены на профессию обществом.

На практике набор этических норм приобретает статус кодекса, представляющего собой свод нравственных норм, предписываемых к исполнению, принятого ассоциацией или союзом профессиональных социальных работников и в дальнейшем служащего стандартом этических отношений в профессиональной деятельности[18].

Из данного определения следует, что основная цель этического кодекса социального работника – содействовать воплощению идеалов гуманизма, нравственности и социальной справедливости в профессиональной деятельности и обществе в целом, а главная задача – служить эталоном профессионального поведения и деятельности социального работника.

Социальные работники представляют собой специфическую профессиональную группу. И поскольку они в совокупности являются специфическим субъектом деятельности, о них можно говорить не как об отвлеченном объекте, а как о социальном организме, характеризующемся присущими ему стереотипами поведения и действий, социальной ролью в обществе. Этот социальный организм имеет определенный набор внутренних этических норм, в сравнении с которыми оцениваются и определяются поведение и действия каждого из отдельных его представителей, а так же целостных коллективов и структур. Как в любой другой сфере деятельности, нравственные нормы в социальной работе складывались эмпирически и в настоящее время продолжают совершенствоваться с учетом научных исследований в данной области и накопленного опыта, в соответствии с ожиданиями и требованиями социума[19].

В основе этических нормативов социальной работы в нашей стране лежит шесть основных источников:

- общечеловеческие ценности;

- этические традиции благотворительности;

- ценности современного российского общества;

- этические нормативы зарубежных стран;

- специфические ценности современной российской социальной работы;

- личные ценности и идеалы современных специалистов.

Чтобы устойчиво функционировать в профессиональной группе и быть достаточно авторитетным, этический кодекс должен соответствовать определенным требованиям:

·                    Он должен вырабатываться с учетом всего опыта практической деятельности в сфере социальной защиты населения, достижений фундаментальной и прикладной науки.

·                    В нем необходимо развивать и дополнять систему общечеловеческих ценностей, не противореча ей.

·                    Ему следует быть многофункциональным, применимым во всех видах взаимодействия и отношений, возникающих в социальной работе.

·                    Кодекс должен базироваться на определенных принципах, наиболее полно отражающих сущность профессиональной деятельности.

·                    Принципы и нормы кодекса должны отличаться доступностью для усвоения и выполнения.

В рамках кодекса профессиональная мораль существует как упорядоченная совокупность согласованных требований, предписаний к поведению и деятельности специалиста, т. е. как определенная система, и является содержанием его профессионального долга.

Анализ требований, предъявляемых к специалисту в профессиональном кодексе социального работника, показывает, что, как правило, они могут быть условно сведены к двум группам нормативов: первая группа – это требования к качеству, содержанию и результатам профессиональной деятельности, вторая группа – требования к личности профессионала.

Основой этического кодекса социального работника является моральная норма – общее содержательное требование к поведению и деятельности социального работника в его отношении к субъектам социальной работы (в том числе и к клиентам), справедливое во всех ситуациях и обстоятельствах. Нормы профессиональной морали в социальной работе это не только инструмент для достижения цели, но и средство регуляции поведения специалиста.

Нормы профессиональной морали это императивы, объективно обусловленные взаимодействием социальных, групповых и личностных интересов и требующие от специалиста определенного, социально необходимого и профессионально обусловленного поведения. Норма профессиональной морали может иметь разную степень обобщения, в связи с чем можно различать общие и честные нормы профессиональной морали социального работника[20].

Общие нормы профессиональной морали в социальной работе охватывают большой спектр реальных отношений специалиста. Например, требования быть гуманным, проявлять любовь к людям, стремиться к достижению общественного блага и блага клиента[21],естественно являются нормами, которыми социальному работнику следует руководствоваться. Но повседневной деятельности, однако, содержание этих требований является довольно неопределенным; в каждую историческую эпоху они наполнялись специфическим содержанием, отражавшим систему ценностей конкретной эпохи, общества или социальной группы.

Частные нормы профессиональной морали социального работника раскрывают специфику профессиональной деятельности, конкретизируя ту или иную общую норму. Они обобщают лишь какую-либо группу идентичных отношений специалиста к субъекту отношений, а, следовательно, до некоторой степени определяют характер действий социального работника. К таким нормам, например, относится честность в отношениях с клиентом и т. п[22].

Помимо моральных норм, этический кодекс социального работника содержит моральные правила – конкретные требования к поведению и деятельности специалиста в процессе его труда. Моральные правила наиболее гибки и подвижны, они отражают динамику развития общественных отношений и системы социальной защиты населения, постоянно обогащаются новыми требованиями к своему содержанию.

Этический кодекс содержит так же принципы, которыми должен руководствоваться социальный работник в своей повседневной деятельности; например, содействовать удовлетворению разумных интересов клиента, быть объективным в оценке его обстоятельств и качеств личности и т. п.Необходимо иметь ввиду, что принципы, заложенные в кодексе, носят не абсолютный характер. В случае, если они входят в противоречие с нормами и принципами общественной морали, предпочтение следует отдать общественной морали.

Так, например, практически все кодексы содержат в той или иной формулировки принцип конфиденциальности, в соответствии с которым социальный работник имеет право сообщать сведения, полученные от клиента или о клиенте только с его согласия и только тем лицам, которые принимают участие в решении проблем клиента. Однако, не исключены ситуации, когда социальный работник может стать обладателем информации о совершенном его клиентом преступлении или других действия, влекущих за собой ответственность. В этом случае социальный работник должен руководствоваться не столько принципом конфиденциальности, сколько своим гражданским долгом, поскольку соблюдение в данной конкретной ситуации конфиденциальности наносит ущерб общественным интересам и общественной морали.

Вместе с тем этический кодекс социального работника, особенно это касается кодекса, принятого объединением социальных работников многонационального государства, отражает до некоторой степени и обычаи и традиции, сложившиеся в процессе становления первых форм взаимопомощи, благотворительности и затем, социальной работы как специфического вида профессиональной деятельности.

Можно сделать вывод, что профессиональная этика социального работника строится на основе уважения прав личности, специфики социальной работы как профессиональной деятельности и социального института. Она предполагает не только знание норм и принципов взаимодействия и взаимоотношений, но и наличие определенных личностных качеств специалиста, поскольку профессиональные моральные требования не могут охватить всего многообразия ситуаций, возникающих в процессе деятельности. Многие этические проблемы социальный работник решает, руководствуясь своими собственными понятиями о долге, о добре и зле, т. е. своими собственными нравственными принципами. Высокий уровень нравственности формируется у специалиста при наличии определенных черт, развиваемых им в процессе самовоспитания и обучения профессиональной деятельности.


Глава III Этикет социального работника

§1 Принципы этикета социальной работы


Этикет (от фр. etiquette - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обхождения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежда)[23]

Современный человек, как правило, живет сложной насыщенной событиями и ситуативно-богатой жизнью, вследствие чего для него невозможно предусмотреть правила поведения на все возможные случаи. Это делает необходимым изучение человеком не столько буквы, сколько духа этикета, чтобы иметь возможность ориентироваться в ситуации и всегда действовать в соответствии с правилами поведения.

Культура поведения выступает как качество социально необходимое и ценное в силу ее нравственной основы. В широком смысле слова это понятие включает в себя «совокупность выработанных и проверенных опытом способов организации повседневной жизни и общения людей и является составной частью общечеловеческой культуры[24]».

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.