Специфика профессиональных этических принципов социального работника
Содержание
Введение
Глава I Сущность профессиональной этики
§1 Природа профессиональной этики
§2 История профессиональной этики
Глава II Особенности этики социального работника
§1 Роль этики в деятельности социального работника
§2 Этические принципы и стандарты социального
работника
Глава III Этикет социального работника
§1 Принципы этикета социальной работы
§2 Типология ситуаций в
профессиональной деятельности социального работника
Заключение
Литература
Введение
Тема данного
исследования имеет особую актуальность. Неотъемлемой сферой деятельности любого
цивилизованного общества становится создание и совершенствование разветвленной
и эффективной системы социальной защиты. Сегодня в обществе усиливается
стремление принести критерий этической оценки в самые разнообразные отрасли
профессиональной деятельности. Ряд исследователей (Бакштановский В. И.,
Согомонов Ю. И., Карноухов Н. Н. и др.) с различных позиций (философских,
социологических) рассматривают проблемы профессиональной этики как в России,
так и за рубежом.
Среди
вопросов, требующих безотлагательного решения, важнейшим является вопрос
совершенствования профессиональной этики социального работника. В Российской
Федерации социальная работа еще так молода и далеко не полностью раскрыла свой
гуманистический потенциал. Вместе с тем, профессиональная социальная работа в
России восходит своими истоками к доброжелательности, состраданию, милосердию
древних славян, к христианской благотворительности, к традициям помощи бедным
светских филантропов. Основываясь на нравственных законах помощи человеку,
составляющих сущность русского народа, она призвана развить и продолжить все
лучшее, что свойственно россиянам в заботе о благе человека.
Цель этой
работы состоит в исследовании особенностей (специфики) этики социального
работника.
Глава I Сущность профессиональной
этики
§1 Природа профессиональной
этики
Профессиональная
этика – это совокупность устойчивых норм и правил, которыми должен
руководствоваться работник в своей деятельности.
В мире
общественных отношений люди, которые делают нечто, чего не умеют другие, сразу
же оказываются перед лицом определенных обязанностей по отношению к тем, кто
пользуется их услугами. Это – распространенный аргумент в объяснении
необходимости профессиональной этики.[1]При
намеренном уклонении от дискуссии о (не)целесообразности различения собственно
профессиональной и трудовой, деловой и прочих внепрофессиональных видов
прикладных этик в таком способе аргументации содержится вполне определенная
логика: именно так возникают нравственная ответственность специалистов, их
моральный долг.
При
осознанном включении в дискуссию аргументация становления собственно профессиональных
этик дополняется апелляцией к социальной ответственности профессии,
профессиональному призванию и служению, саморегулированию профессии, к
необходимости оправдания и ограничения власти профессионалов над людьми и т. п.
Соответственно, для чисто этического дискурса алгоритм рассуждения о природе
профессиональной этике предполагает ряд последовательных шагов. Первый из них -характеристика
миссии (а не только функции) профессиональной этики. Особое внимание при этом
уделяется роли этики ответственности(в отличие от этики убеждения) и идеи международной
договоренности в профессиональной этике как одного из видов прикладной этики.
Далее - система взглядов профессиональной этики: через подход к выбору
профессии как к процессу морального выбора и через обсуждение дилеммы «служение
в профессии или жизнь за счет профессии?». Следующий шаг алгоритма связан с
обращением к феномену саморегулирования профессии и предполагает исследование
природы и духа профессионально-этических кодексов и роли этических комитетов
профессиональных сообществ[2]. К
целому ряду (типу) профессий предъявляются особые требования.
Едва ли не
первый образ, возникающий в нашем сознании в связи с выражением профессиональная
этика (мораль)» - клятва Гиппократа. И можно ли считать случайным, что
написанная одним из первых систематизаторов профессионально-нравственных норм
клятва на верность профессии врача появилась в среде людей, призванных
самоотверженно служить человеку.
Один из
существенных мотивов побуждения к активности миссии профессиональной этики
определяется тем, что профессиональные этики нацелены на выявление границ,
пределов власти над людьми, которая возникает в процессе реализации
специализированной деятельности. Профессиональная этика призвана, с одной
стороны, оправдать власть профессионала в сфере его деятельности – без этого он
не сможет выполнять свои задачи. С другой, - ограничивать полноту власти,
которой располагает воспитатель над воспитанником, ученый – над человечеством, политик
– над гражданами, врач – над больным, журналист – над получателем информации,
менеджер – над подчиненным, предприниматель над наемным работником, клиентом,
потребителем предоставляемых им товаров и услуг. Тем самым профессиональная
этика вносит существенные изменения в конфигурацию властных отношений
современного общества и предназначена для уменьшения зависимости одного лица от
другого, возникающей ввиду различий их общественных функций и профессиональных
статусов, для преодоления влияния церковных моделей в отношениях между людьми[3].
В наши дни
все сильнее проявляется ориентация на профессиональный успех, безотносительный
к применяемым для его достижения средствам, угрожающим становиться безразличие
к последствиям собственной деятельности, тем более, если они носят кумулятивный
характер, наблюдается рост известного отчуждения «мира профессионализма» от
гуманистических задач профессии[4].
В свою
очередь, миссия профессиональной этики предполагает и самокритику профессии, ее
постоянное соотнесение с ценностями общества[5]. Поэтому
и общество, в свою очередь, держит профессиональную этику под пристальным
критическим вниманием. Время от времени общество должно спрашивать себя, хорошо
ли работают те подразумеваемые соглашения, которые оно заключило с
профессиональными группами. Если это не так, если баланс нарушен не в пользу
лучших общественных интересов в данной области, ученые считают, что вместе с
тем, необходимо сегодня смело говорить о феномене профессиональной этики –
одной из фундаментальных теоретических основ любой профессиональной
деятельности, представляющей собой науку о профессиональной морали как
совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм
поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между
людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их
профессиональной деятельности. Профессиональная этика вместе с тем – это
нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология[6].
Таким
образом, целью профессиональной этики является нахождение пределов власти над
людьми, которая возникает в ходе осуществления специализированной деятельности.
Профессиональная этика вносит значительные изменения в форму властных отношений
современного общества и специализирована для снижения подчиненности одного лица
от другого, возникающей ввиду различий их общественных функций и
профессиональных статусов. Так же, роль профессиональной этики предполагает и
самокритику профессии, ее непрерывное сопоставление с ценностями общества.
§2
История профессиональной этики
Мир профессий
начал складываться - технико-организационно и психологически – на исходе
Средневековья, хотя своими корнями он уходит к древней античности. Напомним об
основных композиционных линиях общего усовершенствования процесса, обусловивших
широкую профессионализацию социума.
В ту эпоху в
Европе произошли впечатляющие по интенсивности и широте протекания процессы
роста общественного разделения труда как основы уже профессионального
разделения (это было проанализировано и выразительно описано в трудах классиков
политэкономии и социологии). Вместе с тем происходило отслоение частной жизни
от публичной, ставшей центром профессионализации разного свойства. Почти
одновременно от сельского образа жизни отпочковался образ жизни
урбанистический. Последний опять-таки сосредоточивал профессиональную
деятельность различных профилей. Примерно тогда же форсировались процессы истории
зарождения политики и, несколько позднее, нациогенеза. Оба они востребовали для
своего функционирования расширения числа образованных и специально
подготовленных кадров. Человека эпохи расцвета наук и искусств, универсального
человека стал теснить человек эпохи Просвещения, уже порядком
профессионализированный. Это вызвало к жизни массовую школу, ремесленные учебные
заведения, необходимые для обеспечения роста производительных сил, транспортной
инфраструктуры, управления и военного дела[7].
Из элементов
социальной системы одна за другой выстраиваются сравнительно самостоятельные
функциональные подсистемы и много охватывающие функциональные сферы
деятельности. Они обладают собственными факторами развития. Из хозяйственной,
домашней деятельности образуется экономика и финансовая сфера. Из деятельности
управленческой складывается сфера политических отношений и организаций.
Выделяется сфера правовых отношений и институтов, образовательно-воспитательных
учреждений, медицины и науки и т.п. вплоть до спорта,
информационно-развлекательной сферы – последние ближе к нашему времени. При
этом близкие и отдаленные последствия ускоренной профессионализации социума
оказались амбивалентными: без нее вряд ли были бы возможны грандиозные
перевороты в сфере производства, культуры, технического и научного прогресса и
даже всего образа жизни человека. Но эти же последствия обусловили рост
отчуждающих феноменов, образование «частичного человека» и «профессионального
кретинизма» - в терминологии XIX века, вдохновленного утопическими идеалами
всесторонне развитой личности, которые в значительной мере утратили
привлекательность в XX веке. Профессионализация внесла весомую лепту в сложнейшие
процессы прежде заботливого общества, без понимания которой не возможно
приступить к дискурсу о происхождении и природе профессиональной этики (морали)
– в данном тексте понятия «этика» и «мораль» используются как равнозначные, а
если они и различаются, то это особо оговаривается[8].
В практиках
взаимодействия профессионалов друг с другом и с потребителями продуктов их
труда, в опыте регулирования их деятельности и появились зачатки
профессиональной этики – они дополняли обычные административно-правовые
регулятивы (нормы, санкции). Об этом свидетельствуют университетские
библиотечные каталоги начала-середины XVI столетия. В них указывались, прежде всего, труды
по медицинской этики, опирающиеся на письменные и устные свидетельства времен
античности, которые по-разному оценивали этический фактор во врачевании.
Складываются этика банковского дела и торговли, адвокатская этика и этика
отношений в области науки о образования и т. д.
Вначале речь
идет преимущественно о повышенных требованиях к поведению профессионалов в
отдельных сферах деятельности, а не о каких-то новых моральных требованиях. В
основном в тех сферах, которые непосредственно связаны с удовлетворением
жизненно важных потребностей людей с помощью высококвалифицированного труда. В
такого рода видах деятельности административно-организационных и даже правовых
регулятивных инструментов оказывается недостаточно, так как деятельность
профессионалов не умещается в систему технологически строго упорядоченных действий.
Труду в этих сферах не свойственны жесткая запланированность и предоставление
содержательной стороны явления в виде формальной системы, позволяющие
сравнительно просто применять названные регулятивные механизмы[9].
В то же время
профессиональный труд опосредован разносторонними комплексами гуманистических
мотивов, поскольку от эффективности этого труда зависят состояние здоровья,
духовный мир и положение человека в обществе, защита его прав и основных
жизненных ценностей. Максимально индивидуализированный, подобный труд исчисляется,
как правило, через воздействие на последующую жизнедеятельность людей. Тогда-то
и возникает необходимость в новых побуждениях, ограничениях и запрещениях, в
новой мотивации, ценностях и идеалах. Все это вызывает новую - более высокую и
многогранную – моральную ответственность. В ряде случаев это потребовало
выработать (а затем и зафиксировать) особые кодексы, декларации о намерениях,
всевозможные «клятвы». Они были призваны, с одной стороны, обеспечить
следование профессионалов определенным стандартам поведения, в которых находили
выражение интересы «пользователей» профессиональной деятельности. С другой –
поддерживать моральный престиж и репутацию профессиональных сообществ в
«большом» обществе, внушить к ним доверие и тем самым обеспечить материальные и
духовно-нравственные предпосылки для собственного развития членов этих
сообществ. Наряду с требованиями, обращенными вовне, профессиональные
сообщества стремились выработать и закрепить моральные нормы, регулирующие
взаимоотношение их членов. Весьма характерны в этом смысле уставы, определяющие
жизнедеятельность цехов в городах Западной Европы[10].
Этические
традиции русского народа уходят корнями в воззрения древних славян, труды
православных богословов и светских философов, причем в своей сущностной основе
подходы и тех, и других не противоречат друг другу. Традиции христианской
этики, развиваемые в течение столетий и распространяемые православными
просветителями, находили отклики в самых различных слоях населения и
впоследствии оказали огромное влияние на этические и философские труды светских
ученых, на творчество литераторов[11].
Светские
авторы, при всем различии подходов, главным образом поддерживают и продолжают
развивать ту же мысль: добро необходимо делать в первую очередь для собственной
души, для ее совершенствования.
В
постиндустриальном обществе, в ходе интеграционных процессов, охватывающих
постепенно все мировое сообщество, утверждается понимание человека как сложной,
целостной личности, тем или иным способом, в большей или меньшей степени
занятой в социальной, экономической, культурной, политической, военной,
религиозной и иных сферах деятельности. Человек и его благо, оказание ему
помощи в самореализации привлекают все большее внимание общественной мысли.
Личность становится центром философских изысканий многих мыслителей -
социологов, политологов, психологов, философов, а его благо, счастье и жизнь,
условия, наиболее благоприятные для его существования и всестороннего развития,
- наиболее значимым предметом изучения и исследования.
Неизбежно
происходит постепенная, медленная, фундаментальная переоценка целей современной
цивилизации, переосмысление традиционных ценностей. Высшей ценностью общества
официально провозглашается человек – человек вне зависимости от материального
достатка, способности к труду, состояния здоровья, образования,
интеллектуальных способностей, семейного положения, пола и возраста, расы и
национальности, взглядов и убеждений и т. п[12].
Для духовных
авторов главное в этике благотворительности –неукоснительное соблюдение
заповедей, и в первую очередь заповеди « возлюби ближнего своего».
Совокупность
новых ценностей и норм поведения образует ту или иную профессиональную этику.
Появление
профессиональной этики предшествует созданию научных теорий о ней, поскольку
профессиональная этика, возникающая первоначально как явление обыденного
сознания, в дальнейшем развивается уже на основе осмысления и обобщения
практики представителей профессиональной группы. Эти обобщения
систематизируются в виде кодексов (писаных и неписаных), заключающих в себе не
только этические требования к содержанию и результатам деятельности, а также
выводы, сделанные на основе обобщений. Таким образом, профессиональная этика –
это не только наука о профессиональной морали, но и нравственное самосознание
совокупной профессиональной группы, ее идеология и психология.[13]
Страницы: 1, 2, 3, 4
|