Но вот Гермес провозгласил призыв возвышенным
слогом Гомера, боги собрались, и тогда возникла деликатная и трудная проблема
как их посадить, в каком порядке, кому отдать предпочтение? Кто из богов
наиболее достойный? Фактически речь идет о критерии возвышенного.
Зевс решает этот вопрос так. «Прими их и
посади каждого по достоинству, приняв во внимание, из чего и как он сделан, -
в первые ряды усади золотых, за ними - серебряных, потом посади тех, что
сделаны из слоновой кости, потоп медных и мраморных, а среди них отдай
предпочтение работам Фидия, Алкамена, Мирона, Евфранора или других подобных им
художников, грубых же и сделанных неискусно сгони куда-нибудь в одно место -
пусть они молчат и только заполняют собрание». Но кто же возвышеннее: бог более
знатный, более благородный, или бог более богатый, или более художественно
сделанный или больших размеров, или лучше воспетый в стихах? Боги начинают
ссориться между собой. Вопрос о принципе определения возвышенного, поставленный
в столь ироничной форме Лукианом. Так и остается открытым. Зевс, заключая этот
«процедурный» спор, говорит: «Мы теряем время, Гермес, а давно уже следовало бы
начать заседание: пускай поэтому садятся вперемежку, где кто хочет, а после
будет созвано особое собрание для решения этого вопроса, и тогда уж я буду
знать, какой порядок надо установить среди них».
Если бы «особое собрание» состоялось и на нем
вопрос решался бы с точки зрения максимального соответствия возвышенному, то выбор
должен был бы совершаться по принципу могущества. Возвышенное - это всегда
грандиозные силы, еще полностью не раскрывшиеся.
Не случайно, что для греков царем богов был
самый могучий из них – Зевс. В храме Зевса и в скульптурном изображении
бога-громовержца этот эстетический принцип был запечатлен с наибольшей полнотой
и наглядностью.
Никакие фото, никакие описания не в состоянии
передать того впечатления, которое оставляют развалины храма Зевса в Олимпии.
Храм повержен землетрясением Века и эпохи проносились над его развалинами, но
остатки грандиозных колонн и сейчас волнуют и восхищают. Однако не только и не
столько в монументальности размеров «секрет» величия этого храма. Внутри него
помещалась в древности колоссальная фигура Зевса. Царь богов был изваян Фидием
из слоновой кости, а его одеяние - из золота (бог-громовержец был растащен по
кусочкам «на память» в новое время, и сейчас кроме груды осколков камня на
месте пьедестала ничего не осталось). Зевс восседал на троне. Огромная сидящая
фигура была так рассчитана по отношению к высоте храма, что, если бы Зевс встал
и выпрямился, он своей мощной головой пробил бы крышу. И вот в этом найденном
соотношении размеров скульптуры и высоты храма заключался один из источников
впечатления возвышенного, производимого статуей Зевса и интерьером храма. Вся
композиция как бы говорила: человек могуч, он возвел величественное здание
храма, но Зевс несравненно могущественнее: стоит лишь ему привстать, как это
сооружение рухнет. Идея владения одними и зависимости от других сил природы
ощущалась в самом замысле храма и скульптуры. Поэтому сооружение производило
эстетическое впечатление прекрасного и возвышенного.
Древнегреческая архитектура человечна в своей
красоте. Ей присуще то, что Аристотель называл мерой: здания не слишком велики
и не слишком малы, они под стать человеку. Парфенон, например, достаточно
грандиозен, чтобы утверждать мощь человека, и достаточно соразмерен ему, чтобы
не подавлять. Египетские же пирамиды возвышенны. Утверждая величие фараона, они
подавляли личность, которая превращалась на фоне грандиозной усыпальницы в песчинку,
ничего не значащую по сравнению с вечностью, запечатленной в колоссальном
образе надгробного сооружения. Минимальность полезных функции пирамид еще
более подчеркивала антидемократический характер их величия.
У древних египтян возвышенное - гигантски
мощное грандиозно-масштабное проявление жизни и сил природы. В Гимне богу Атону
(период фараона Эхнатона) прославляется и характеризуется как возвышенное
солнце: «Прекрасен восход твой, о Атон живущий, владыка веков. Ты лучезарен,
прекрасен, могуч. Любовь твоя велика и возвышенна, лучи твои озаряют все
человечество. Ты сияешь, чтобы оживить сердца, ты наполняешь обе земли своей любовью.
Бог священный, создавший себя сам, сотворивший все страны и все, что в них,
всех людей, стада коз, деревья, произрастающие на земле. Они живут, когда ты
светишь им. Ты - мать и отец для тех, глаза которых ты сотворил. Когда ты
светишь, они видят благодаря тебе. Ты озаряешь всю землю. Все сердца ликуют при
виде тебя, когда ты восходишь, как их владыка» (В. В. Струве «История Древнего
Востока»).
Образ возвышенного запечатлен в средневековых
готических соборах. Устремленными вверх линиями они выражали религиозную
идеологию, которая все человеческие надежды связывала с небом. Эти сооружения
проникнуты порывом к идеальному, к почти несбыточному, но при огромных усилиях
не закрытому для человечества совершенству. Осваивая грандиозное пространство
ввысь, готические соборы образовали узкие, высокие колодцы нефов с таинственно
мерцающим светом, проходившим сквозь цветные витражи. Приглушенное освещение,
таинственность, устремленность к небесам создавали ирреальную атмосферу,
далекую от обыденной обстановки жизни. На особенностях западноевропейского
средневекового искусства сказалось сильное воздействие католической церкви,
которая пыталась использовать его в своих интересах.
Проблема возвышенного проявилась и в Средние
века, когда понимание его было связано с Богом и теми чувствами и творениями,
которые создавались под влиянием мыслей о Боге, например, величайшие готические
соборы. С возвышенным связывают внутреннее благородство, серьезность, величие
поведения и образа мыслей. Возвышенное принадлежит вечности, связывает человека
с божественным в душевном взлете, преодолевает рассудок. Самое возвышенное -
это Бог, и связь с ним, особенно выделенная в Средневековье, и обеспечивает
внутренний подъем в человеке. И хотя этическая категория «возвышенное» в эту
эпоху еще не выделена как таковая, она присутствует в своем конкретном
проявлении в художественных произведениях, таких, как готические соборы, а
также литературных произведениях и живописных творениях.
Для средневековья характерно религиозно-мистическое
феодально-клерикальное представление о возвышенном, отождествление
возвышенного с богом. Примечательно доказательство Ансельмом Кентерберийским
существования бога. Он говорил, что бог - это самое возвышенное, высшее благо.
Но в понятие о высшем как его важнейшая составная часть входит бытие, ибо
небытие есть не благо, а зло, значит, самое возвышенное существо, т е бог,
существует. Это доказательство софистично и содержит в себе логический круг.
Ансельм Кентерберийский выводил существование бога из посылки, в которой это
существование уже было допущено.
В эпоху Возрождения происходит возвышение
человека. Ф. Петрарка, Салютати пишут о возвышающей способности человеческой
речи, а их последователи, например, Пико делла Мирандола, - о высоком
достоинстве человека. Человек, считает Мирандола, - это четвертый и последний
мир после поднебесного, небесного и подлунного. И его счастье состоит в том,
чтобы восходить к синтезу, свойственному только божеству.
Возвышенность человека отмечает другой
гуманист - Альберти: «... он стоит во весь рост и поднимает лицо к небу... он
один сотворен для познания и восхищения красой и богатством небес...»
В эпоху Возрождения замечательное воплощение
возвышенного предстает перед зрителем в микеланджеловской скульптуре Давида.
Юноша изображен за мгновение перед схваткой. С поразительною точностью
передается физиологическое состояние бойца. Гигантский, могущественный человек
дан в состоянии расслабленности, его мощные мышцы играют под юношески нежной
кожей. Перед тем как напрячь все тело, перед тем как свернуть в стальную
пружину мышцы, боец всегда на мгновение расслабляет их. У Микеланджело юный
богатырь дан перед самым высшим напряжением, перед броском, когда все силы
человека замирают. Но за этим чисто физиологическим состоянием стоит образ
потенциального могущества человека, которое еще раскроется. Человек могуч и
всесилен, и спящие в нем возможности пробудятся и прольются в мир, и жизнь
организуется по человеческим законам - вот о чем говорит скульптура. И это еще
не осуществленное, потенциальное, таящееся в человеке могущество, которое
вот-вот прорвется, осуществится, и есть образ возвышенного. В известном смысле
возвышенное - это прекрасное, которое грядет, еще осуществится, хотя в данный
момент еще не вполне подвластно человеку.
В «Короле Лире» Шекспир выдвинул проблематику
истинного и ложного величия. Пока Лир был королем, он обладал могуществом
власти, но величие этой власти было призрачным: она не управлялась ничем, кроме
прихоти, она основывалась не на прозорливой доброте и справедливости, а на
капризности и тщеславии. Лир был слеп душою. Он принимал лесть старших дочерей
за истинную любовь, а молчаливое обожание младшей дочери Корделии - за
холодность и черствость.
Но вот преданный старшими дочерьми Лир
оказывается в бурю среди степи. И полуослепленный молниями, безумный от горя
старик в рубище, лишенный призрачного величия самодурствующей власти, обретает
человеческий взгляд на вещи и подлинное могущество. Мощные силы человеческого
духа открываются в гонимом короле. Он с истинной гордостью противостоит бедам и
несчастьям и, наконец, осознает истинные ценности мира. Пройдя через беды, Лир
обретает нечто большее, чем власть над людьми,- власть над собой, над своими
страстями.
В искусстве классицизма возвышенное считается
особенно важным для трагедии, оды, но совершенно противопоказано комедии. О
роли данной категории в искусстве этого периода свидетельствует, в частности,
тот факт, что главный теоретик классицизма - Буало специально перевел на французский
и в 1674 г. опубликовал в вольном пересказе трактат «О возвышенном», дополнив
его несколько позже исследованием «Размышления о Лонгине». В поздних
произведениях классицизма возвышенное нередко оборачивалось ложным пафосом.
Проблемой возвышенного специально занимался
английский эстетик XVIII в Эдмунд Бёрк. В 1756 г. он опубликовал
«Философское исследование происхождения наших представлений о возвышенном и
прекрасном». Бёрк положил начало противопоставлению прекрасного и возвышенного.
По его мнению, идеи возвышенного и прекрасного настолько принципиально
различны, что трудно и даже невозможно соединить их в одном чувстве. Но как
самостоятельное эстетическое понятие возвышенное впервые было разработано в
эпоху Просвещения в трактате Э. Бёрка «Философское исследование относительно
возникновения наших понятий о возвышенном и прекрасном» (1757). Бёрк связывает
возвышенное с присущим человеку чувством самосохранения и видит источник
возвышенного во всем том, что «способно вызывать представление о страдании или
опасности, т.е. все, что так или иначе ужасно». Возвышенное здесь
противополагается прекрасному, истолковывается иначе, чем у Лонгина.
Возвышенное приводит человека в состояние
страха. Такой же точки зрения во взгляде на возвышенное придерживался немецкий
философ
И. Кант и потому она получила название «линия Бёрка - Канта».
Проблему возвышенного Кант анализирует в
«Критике способности суждения»: «Основание для прекрасного в природе, - пишет
он, - мы должны искать вне нас, для возвышенного же - только в нас, и в образе
мыслей, который вносит возвышенное в представление о природе».
Кант различал два вида возвышенного -
математическое и динамическое. Математическое возвышенное он связывал со
способностью познания и показывал превосходство по величине и количеству. В
философии ему соответствует понятие «дурной» бесконечности. Динамическое
показывает качественное преобладание в силе. Эту позицию Канта впоследствии
комментировал немецкий поэт и драматург Ф. Шиллер. Первый вид он называл
«теоретически возвышенным», второй - характеризовал как практически возвышенное.
То, как представлял Кант возвышенное, следует
из широко известного его положения: «две вещи наполняют душу всегда новым и все
более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы
размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Возвышенное
Кант в большей мере, чем прекрасное, связывал с внутренним миром человека,
полагая, что объекты, несоразмерные со способностями человеческого восприятия,
дают мощный эмоциональный толчок душе. «Возвышенно то, одна возможность мысли о
чем уже доказывает способность души, превышающую всякий масштаб внешних чувств».
«Высокое, - писал он, - заключается не в какой-либо вещи в природе, а только в
нашей душе…» (И. Кант «Критика способности суждения»). Кант высказал ряд
интересных мыслей об особенностях этой категории. Он считал, что возвышенное то
притягивает, то отталкивает нас, не доставляя положительного удовольствия, а
возбуждая в созерцателе удивление и почтение, которые можно назвать
отрицательным наслаждением. Возвышенное, с его точки зрения, есть гордость
человека возникающая благодаря преодолению страха в процессе веры. Рационально
здесь то, что Кант подчеркивает чувство гордости, возникающее при столкновении
со страшным (т. е. неосвоенным предметом). Он отмечает масштаб и неосвоенность
возвышенного явления, отсутствие по отношению к нему свободы человека (отсюда
необходимость преодоления страха, притяжение - отталкивание, удивление,
почтение, отрицательность наслаждения).
Качественно или количественно превосходящие все, представимое
человеком, явления природы или социальной истории дают душе толчок к ощущению
«возвышенности своего назначения по сравнению с природой». Искусство как
эстетический феномен является созданием гения, особого врожденного таланта,
через который «природа дает искусству правило». Это «правило» является
оригинальным и не поддающимся словесному описанию; при этом оно также
органично, как и законы природы. Искусство становится важнейшим средством
проникновения в мир сверхчувственного. Этими положениями Кант открыл путь к
культу искусства, возвышающему его над философией и религией. Вскоре по нему
двинулись, существенно расширяя его, романтики. Принципиальная недоступность
эстетического опыта для логического истолкования служит Канту одним из
убедительных доказательств бытия таких сфер как мораль.
Резко противопоставлял прекрасное и возвышенное
Ф. Шиллер. Он подчеркивал, что возвышенное в отличие от прекрасного вызывает
неприятное чувство: например неприятна и некрасива величественная гроза и вспышки
молний. Шиллер свои идеи развил в трактате «О возвышенном», в котором писал о
возвышенном в природе и в истории.
А заслуга Канта, как видно из выше сказанного,
- не только в том, что он выделяет различные аспекты проблемы возвышенного: он
проанализировал сам процесс возникновения категории возвышенного. По Канту, категория
возвышенного возникает в результате определенного процесса суждения, в котором
философ выделяет две фазы. Первая - констатация бессилия человеческих чувств
перед лицом бесконечности и мощи природы. Это бессилие приводит ко второй
стадии - ощущению возвышенного. Воображение побеждается сознанием морального
достоинства человека, превосходящего любую природную силу. Первоначальное
ошеломление стихийными силами сменяется ощущением бесконечной гордости за
призвание быть человеком.
В процессе суждения о возвышенном Кант постепенно
переходит из области эстетического в область нравственных понятий, приводя
читателя к мысли о том, что чувство возвышенного является мерилом
нравственности человека. Это нравственность, преломленная в призме красоты,
которая возвращается к своему прежнему первенствующему положению. В отличие
от восприятия красоты чувство возвышенного обращено скорее к субъекту, чем к
объекту, подразумевает движение, а не покой. И отсюда понимание Кантом гения и
гениальности как проявления мудрости природы в человеке.
Для эстетики барокко (расцвет XVII-XVIII вв,
термин введен в к. XIX в.; итал. barocco – причудливый, вычурный) характерны
напряженный динамизм, экспрессивность, драматизм, легкость и свобода духовных
устремлений, нередко повышенная экзальтация образов, усложненность
художественной формы, доходящая до эстетских излишеств и абстрактной
перегруженной декоративности; полное отсутствие какой-либо нормативизации;
предельная концентрация эмоциональной интенсивности; повышенная акцентация
эффектов неожиданности, контраста и т.п. В противовес классицизму теоретики
(эстетики) барокко, опираясь на трактат Декарта «Страсти души» (1649),
разработали теорию аффектации и страстей применительно к искусству;
систематически изучали возможности средств художественно-эмоционального
выражения, визуально-символические потенции эмблемы и маски, художественные
приемы возбуждения религиозного благоговения, поэтического удивления, чувств
возвышенного, страха и т.п.
Страницы: 1, 2, 3
|