40.
Вещь как знак
Вещь –
предмет, сотворенный чел-м, предмет «искусственного» происхождения. Словом «вещь»
обозначается всякий ограниченный в пространстве и во времени макрообъект, котор.
придана определ-я внутренняя и внешняя форма. Вещь – это изготовленный
человеком предмет, предназначенный удовлетворять те или иные человеческие
потребности. Вещью называют неодушевленный объект.
Существует
психологическая ориентация человека на саму вещь, которая становится для него
ценностью не только в материальном, но и в духовном смысле. Способностью вещи
быть носителем подобной информации удовлетворяется духовная потребность в вещи,
часто связанная с ее эстетической сущностью.
Вещь
наделена общественными свойствами. Учение об обществ-х свойствах вещей
послужило теоретич-м основанием для разработки теории аксиологии (ценностный
подход). Аксиологический подход к дизайну будет более эффективным, если
ассимилирует в себе те методы и приемы, какие сегодня намечаются при
семиотическом исследовании различных явл-й культуры. Такой подход позволяет
осмыслить особые функции вещи, кот. называются знаковыми.
Знаком
в семиотике называют предмет доступный только для восприятия органа, для
которого он выступает в качестве знака, и представляющий некоторый другой
предмет. Эту способность одного предмета представлять другой называют предметным
значением знака.
Значение
знака, помимо предметного, бывает еще смысловым и экспрессивным.
Смысловое знач. знака - это то, что понимает под знаком, пользующийся им
человек. Экспрессивное знач. знака - это выражаемые с его помощью
чувства и эмоции человека, употребляющего знак.
Знаки
- это информац-е сигналы культурного сообщения людей, действующие внутри соц-го
организма. Существуют разные «языки» знаков. Культуру в целом можно
рассматривать как подобную вторичную моделируемую знаковую систему.
41.Эстетическая
организация формы как способов кодирования психологических и социально-культурных
значений
Форма
вещи становится знаком, когда ей сопутствует тот или иной код, хотя бы
неосознанно усвоенный человеком.
Любой
код можно отнести к одному из 2-х типов:
1) Значение
строго оговорено, код будет однозначным. Называется конвенциональным.
2) Коды,
оставляющие относительный простор для его интерпретации. Называются слабыми,
вероятностными.
Код,
с котор. чел-ку приходится сталкиваться для понимания «языка» большинства
утилитарных вещей, относится ко 2-му типу. Формирование и использование такого
кода часто реализуется на основе эстетической ценностной ориентации.
Эстетическое
не является чисто вещественной данностью, натуралистической предметностью, но
чувственные, вещественные его характеристики выступают как носители некоторого
смысла. С этим связано понятие выразительности. Выразит-ть – это способность предмета,
запаха, цвета одним словом, материального явления замещать собой или представлять
другой предмет, состояние, качество, мысль, настроение и т.п., и оказывать эмоц-е
воздействие на чел. Значением, сообщаемым потребителю через эстетически
выразительную форму, оказывается общественная ценность вещи.
42.
Семантика мира вещей и дизайна
Значение
вещи, ее смысловое содержание, характер информации, котор. она способна в себе
нести и передавать, есть переменные величины, зависимые как от особенностей ее
материал-го бытия, так и от усл-й социально-исторического существования людей,
от характерных для каждого культурно-истор-го типа личности, мироощущения и
мировосприятия.
Если
вещи в своей подлинно культурной значимости выступают в кач-ве средств связи
между творцом и потребителем, если они несут потребителю ту информацию, котор.
заложил в них творец, если они выступают как овеществление умений, навыков и стремлений
чел-ка, то вещь как престижный знак утрачивает подобную коммуникативную
способность. Вместо связи «потребитель-потребитель» вещь информирует лишь о соц-м
статусе своего владельца.
Гуманистически
настроенные дизайнеры стремятся более широко подойти к символике вещи. Вообще
нужно говорить не о единичных эстетич-х знаках вещей, а об эстетич-й знаковой
системе. Только на уровне обобщенности и существует выразительный язык вещей
как определенная семиотическая система.
43 Этапы художественно-конструкторского
анализа промышленных изделий
Художественно-конструкторский
анализ предполагает исследование 4 осн. показателей, без наличия котор. промышл-е
изделие не может отвечать современным требов-м технич-й эстетки:
1) Производственные
качества.
2) Потребительские
качества.
3) Эстетические
качества
4) Соответствие
современным общественным требованиям.
Анализ
производится по 3 этапам:
1) Подготовительный
этап, или предварительный анализ.
2) Анализ
изделия.
3) Заключение
по анализу, рекомендации.
44.Факторы связи
объекта дизайнерского проектирования с окружающей средой
Одним
из принципов дизайнерского проектиро-я явл. учет конкретных условий окружающей
среды. Все вещи, создаваемые человеком, не могут существовать сами по себе. Все
они будут находиться в определ-х конкретных условиях, в определ-й среде:
декоративные
вазы, фонтаны, скамьи, фонари и т.п .- в условиях парков и скверов городской застройки;
флагодержатели,
вывески, реклама и др. - на фасадах зданий; меблеосветительная арматура,
декоративные ткани и др. - в определенном жилом или общественном интерьере;
значки,
броши, серьги – на том или ином человеке, на том или ином костюме и т.д.
В
каждом конкретном случае эта среда различна и будет сказываться на решении
находящихся в ней предметов.
Это зависимость
многогранна, касается как утилитарно-функциональных, так и художественно-композиционных
сторон.
45.Влияние окруж-й
среды на объёмно-пространств-е решение и композицонные особенности дизайн-объекта
- Объёмно-пространственное
решение предмета, его форма зависит от полож-я предмета в пространстве
- Объёмно
пространственное решение предмета, его форма зависит от формы и размеров
окружающего пространства
- Объёмно-
пространственное решение предмета, его формы, размеров и количества
компонентов( предметов), составляющих окружение
- Объёмно-пространственное
решение предмета, его форма зависит от конкретных условий применения.
46. Влияние окруж-й среды
на выбор материала, отделку, обработку и цветовое решение дизайн-объекта
Материал,
отделка, обработка:
- Выбор
материала, отделки и хар-р обработки поверхности предмета зависят от усл-й
эксплуат-ии
- Выбор
материала, отделки и хар-ра обработки поверхности предмета зависят от «образного»
содерж-я и характера окружающей среды
- Выбор
материала, отделки и хар-ра обработки поверхн-ти предмета завис. от местополож-я
в окруж-й среде
- Выбор
материала, отделки и хар-ра обработки поверхн-ти предмета зависят от эксплуатац-х
и др. требов-й, выдвигаемых конкретными условиями
Цветовое
решение предмета:
- Цветовое
решение предмета зависит от общей гаммы окружающей среды
- Цветовое
решение предмета зависит от роли предмета в общем композиционном замысле
- Цвет.
решение предмета зависит от роли, места и знач. предмета в общем технологич-м
процессе
- Цветовое
решение предмета зависит от характера и «образного» содержание среды
- Цвет.
решение предмета зависит от психофизиологич-х требов-й, обусловленных
конкретными условиями (климатом, освещением, температурным и влажностным
режимами, шумом и др.)
- Цветовое
решение предмета зависит от размеров окружающего пространства.
47. Влияние окружающей
среды на образный и стилевой характер объекта
-На
стилевой характер предмета влияет характер взаимодействия со средой
-На
стилевой характер предмета влияет его место и роль в предметной среде
48.
Стандарт как элемент системы проектирования
Стандарт
прочно вошел в нашу жизнь. Нас окружают стандартные вещи. Если стандарт исчезнет,
с ним исчезнет массовое машинное производство. Стандарт делает дорогую вещь
дешёвой.
Стандартизация
– это экономия труда, времени и средств, методов, устанавливающие четкие и
жесткие требования к качеству и регулированию качества изделий.
49.
Эстетическая информация и стандарт
Информация,
которую получает чел., может быть логич-й и эстетич-й .Произведения дизайна и архит-ры
несут в себе не только логическую, но и эстетическую информацию.
Один
из основоположников кибернетики У. Росс Эшби в своей книге «Введение в кибернетику»
указывает на то, что информация не отделена от разнообразия. Согласно Эшби,
множество, у котор. все элементы одинаковы, содержит минимальное количество
элементов, т.е. всего один. Всякая стандартная продукция одинакова. Но не
совсем. Всё принимает совсем иной оборот, если иметь в виду не логическую, а эстетическую
информацию.
Ряд
одинаковых колонн. Одна колонна производит меньше впечатление по сравнению с
множеством колонн. В данном случае повтор одинак-х элементов не сводит кол-во
информации к нулю, а увеличивает его. А если представить ряд разных колонн
логич-я информация возрастает во много раз, а эстетич-я уменьшается. Это не
целостная колоннада, а разные колонны поставленные в один ряд.
50. Стандарт как средство
гармонизации в структуре дизайн-объекта
С помощью стандарта можно
гармонизовать структуру дизайн-объекта, т.к. можно привести к единому
знаменателю визуальную форму, ввести связанные между собой элементы формы, а
если форма состоит из раздробленных эл-ов, это приводит к ухудшению уровня
объекта.
Среди
кибернетиков наметилось два противоположных течения. Одни считают, что каждый
элемент системы должен с самого начала выполнять строго определенные функции.
Здесь предполагается четкая, заранее продуманная программа действий. Другие
исходят из прямо противоположной точки зрения. Они полагают, что необходимо
отказаться от строгой определенности в конструкции машин. Необходимо отказаться
от строгого разделения труда между машинами. Система должна состоять из очень
большого числа пусть даже ненадежных элементов, с неопределенными вначале
функциями.
Существует
модуль, которому должны соответствовать все размеры изделий. Величина изделий должна
быть кратной модулю. В результате, мы получаем ряды, несколько похожие на
первый и второй наши ряды. Применительно к модульной системе в первом случае
модуль будет равен 1, во втором - 5. Иначе говоря, модульная система требует
строго упорядоченных рядов. Однако архитектор Георгий Борисовский доказал, что
беспорядочный ряд цифр в модульной системе может быть лучше, чем приведенный в
строгий порядок. Здесь прослеживается аналогия с цифровым рядом, обозначающим
счет монет.
Однако
беспорядок должен соседствовать с порядком, иначе он нарушает гармонию. Вот
пример. Кирпичная стена сама по себе не отличается особыми эстетическими
достоинствами. Но существует так называемая «дикая кладка», которая интересна
сама по себе. В ней есть некая своеобразная красота. Так, стены и башни
Соловецкого монастыря сложены из огромных камней самой неопределенной и
беспорядочной формы. Несмотря на всю видимую неупорядоченность, она очень
гармонична. Однако здесь нет полного беспорядка. При всей своей
беспорядочности, каменная кладка подчиняется определенной закономерности. Она всюду
имеет одинаковую толщину, в ней четко прослеживаются горизонтальные рады и
т.д. Это элементы порядка. Здесь единство порядка и беспорядка. Стоит нарушить
эту гармонию, и беспорядок может уничтожить порядок.
Порядок
и беспорядок должны составить одну пару. И не просто пару, а пару
гармоническую, составить единство. В этом специфика архитектуры, дизайна и
искусства вообще. Этому должны подчиняться и стандарты в дизайне.
51. Стандарт и
качество изделия
- В гос-х стандартах
отражён и зафиксирован ряд требований технической эстетики и производственной
технологию. Стандартизация играет важную роль в обеспечении качества
промышл-х изделий и обеспечении экономии затрат общественно полезного труда на
их производство. Стандартизация – это экономия труда, времени и средств, метод,
устанавливающий чёткие требования к качеству изделия. В СССР действовала Единая
система государственных стандартов (ГОСТ), охватывавшая общесоюзные и
республиканские межотраслевые и отраслевые стандарты. ГОСТ определяет стандарты
различных видов: технических условий, параметров изделий, конструкций, методов
испытаний, правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.
Действующий стандарт
– это закон для современного производства. Задача проектировщика заключается в
том, чтобы, применяя стандарты, создавать вещи, не только современные в функц-м
и технико–экономическом отношении, но и отвечающие современным эстетич-м
требованиям.
Требования потребителей,
предъявляемые к изделиям массового спроса, должны включаться в
номенклатурно-техническую документацию. Только полный и всесторонний анализ
потребительских свойств, системный подход к исследованию различных аспектов
производства и потребления изделий обеспечивает разработку необходимого объёма
требований, представляющих практическую ценность для производства и
потребителей.
52. Эргономика как наука и её
значение для дизайнерского проектирования
- Эргономика - (с греч.
закон, работа) – науч. дисциплина, изучающая чел-ка в конкретных усл-х его деят-ти,
связанной с использованием машин и других технических средств. В задачу
эргономики входит разработка методов учёта человеческих факторов при
моделировании действующих и создании новой техники и технологии, а также
соответствующих условий труда. Эргономика рассматривает технический и
человеческий аспекты в неразрывной связи, она существует на стыке психологии,
физиологии, гигиены труда и анатомии. Эргономика решает задачи рациональной организации
деят-ти людей в системе «человек-машина» (СЧМ), целесообразного распределения
функций между человеком и машиной, определения критериев оптимизации СЧМ с
учётом возможностей и особенностей работающего человека, разрабатывает
типологии таких систем.
53.Принципы и методы
эргономики
- Общая цель эргономики -
единство 3-х аспектов исследования и проектир-я: 1) повышения эффективности
деят-ти и соответственно функционир-я человеческих систем; 2) охраны здоровья;
3) развития личности людей, участвующих в трудовом процессе.
Методологической базой
эргономики является системный подход. Возможно использование в эргономич-х
исследованиях методов различных наук (социол-я, психология, физиология, гигиена
труда, кибернетика), происходит определённая трансформация используемых
методов, приводящих к созданию новых методических приемов исследования. Главной
проблемой явл. координация различных методологических приёмов при решении той
или иной эргономической задачи и синтез полученных при решении с их помощью
результатов. Методы исследования в эргономике условно могут быть разделены на 2
группы: аналитические и экспериментальные. Более конкретно можно выделить
следующие осн. методы эргономики:
- методы наблюдения и
опроса (целенаправленное и систематизированное рассмотрение исследуемого
объекта, фиксируются результаты);
- оценки функц-х
состояний (физиологическая – состояние тонуса сосудов, величина диаметра зрачка
и т.д., психологическая – исследование утомления и динамики работоспособности);
- моделирования (предметное,
предметно-математическое, знаковое и математическое);
- использования
компьютера в эргономич-х исследованиях (решение уравнений, кот. не удаётся
решить аналитически, с большим количеством связей и уравнений)
54. Основные
компоненты производственной среды
- Производственная среда
– объемно-пространственная организация, участвующая в процессе труда. Элементы,
окруж-е чел. на производстве, служат одной цели – созданию оптим-х условий для
выпуска продукции и для плодотворной деят-ти чел.. Все элементы производственной
среды могут быть разделены на 3 комплекса: производственное оборудование,
архитектурно-строительные элементы (освещение, отопление, кондиционеры и т.д.) и
средства информации (информация по технике безопасности, информация заводской и
цеховой администрация и общественная организация)
55. Роль технической эстетики в
формировании производственного интерьера
- Производственный
интерьер – это внутреннее пространство производственного здания, цеха.
Выявление существенных элементов способствует лучшей организации деят-ти людей,
экономии времени, утомляемости рабочих. Выявление функциональной роли
объёмно-пространственного окружения служит основой компоновки интерьера. Для
повыш. культуры производственных помещений необходимо: размещать рабочие места
в завис-ти от усл. естественного освещения, чётко выделять зоны проходов,
проездов, складирования материалов и зону отдыха, обеспечивать чистоту и
порядок на каждом рабочем месте, освобождение стен от ненужной коммуникации.
Осн. роль дизайнера найти такие средства, кот. будут объединять
архитектурно-строительные конструкции и оборудования и человека. Характер
производственной работы имеет решающее значение при выборе цветов и их
сочетаний. 3 задачи цвета в произв. интерьере: обеспечение оптимальных физиологических
условий зрительной работы, обеспечение псих-х усл. для чел. на рабочем месте;
композиционная задача (исключение монотонности и создание в цехе радостной и
спокойной цветовой гаммы. Планировка помещений и рабочих мест должна
обеспечивать последовательность технологического процесса и предусматривать
возможность его изменения.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|