Меню
Поиск



рефераты скачать Понятие, виды и функции дизайна

Рекомендации по решению проблем:

разделить на части и выделить основную проблему

предположить, что проблема решена и вернуться от последствий назад, к основной структуре

использовать каждую логическую методику

использовать типологический метод для изуч. структуры

использовать метод аналогии

найти возможный алгоритм, т.е. метод для облегчения вычисления

сделать «дикие» произвольные предложения

взять правдоподобное, но заведомо непривычное решение и раскритиковать его

взять невозможное решение и раскритиковать его

отрицать, что проблема вообще существует

отвлечь себя, предаться приятному занятию

29. Составление морфологических карт - метод расширения области поиска решений дизайнерской проектной проблемы


Цель: расширить поиск решений проектной проблемы.

План действий:

1. определить функции приемлемых вариантов, для способности выполнения данной задачи

2. перечислить на карте широкий спектр частных решений, т.е. альтернативных средств осуществления каждой функции

3. выбрать по 1-му частичному решению для каждой функции

Морфологические карты предназначены для стимулир-я решения и гарантирование того, что ни одно новое возможное решение проектной проблемы не будет упущено. Преимущество состоит в том, что для оформления матрицы требуется немного времени.

Основная трудность заключается в определении функции, кот. была бы:

1. существенна для любого решения

2. независима друг от друга

3. охватывающая все аспекты проблемы

4. немногочисленна, что бы можно было составить матрицу допускающеую быстрое решение

Принцип отбора оптим-х решений заключается в том, чтобы из каждого ряда выбрать именно то решение, кот. получает наивысшее колич-во очков, по некоторым критериям успеха: вес, стоимость, стабильность и т.д.

Недостатки метода: как для выявления функций, так и для поиска приемлемой комбинации решений требуется знание структуры и проблемы, которую сам метод не раскрывает.

Преимущество: он позволяет проекту расширить проблемы.

Этот метод успешно применяется для поиска решений ряда новых проектных проблем самого различного характера.

30. Анализ взаимосвязанных областей решений как один из методов исследования структуры дизайнерской проблемы


Цель: выявить и оценить все совместимые комбинации, частности решений проектной проблемы; анализ взаимосвязанных областей решения; рассмотрение вопросов несовместимости комплекса целей в пределах одной работы, посредством выявления и оценки всех совместимых комбинаций частичных решений проектной проблемы.

План действий:

1. Выявить несколько возможных вариантов в каждой области решений.

2.Указать, какие варианты несовместимы друг с другом (для этой цели используются методики матриц и сетей)

3. Перечислить все наборы вариантов, которые можно объединять друг с другом, не опасаясь их несовместимости.

4. При наличии единого количественного критерия для выбора вариантов (например, стоимость) найти совместимые наборы вариантов, наилучшим образом удовлетворяющие данному критерию.

5. Эскизное предложение по выбранному критерию.


31. Проектирование новых функций как метод создания радикально новой конструкции, способной привести к новым моделям поведения и спроса


Это, когда переходит на совершенно новый уровень решения, осуществления данной конструкции, когда в случае, неких тупиковых ситуаций, есть некоторое насыщение функций. Подход к созданию совершенно новой конструкции, которая вывела бы решение на новый уровень.

Пример:

От поршневого двигателя к реактивному двигателю .

1.                 Выявить функции каждого конкретного элемента существующего решения

Элементы ------- Вспомогательные функции

Поршневой двигатель -------- Преобразование энергии горения жидкого топлива в энергию механического движения

Пропеллер ------- Преобразование энергии механического движения в силу тяги

2.                 Охарактеризовать осн. функцию, для кот. указанные функции явл. вспомогательными.

«Преобразование энергии жидкого топлива в силу тяги».

3.                  Охарактеризовать изменения осн. функции, кот. могут привести к улучшению данной проектной ситуации.

«Создание более высокой силы тяги при большем к. п. д. и более высоких скоростях полета».

4.                  Объединить решения 2 и 3 пунктов для получения новой основной функции.

«Преобразование энергии жидкого топлива в большую силу тяги при высоких скоростях воздушного потока».

5.                  Найти альтернативные решения разделения новой осн. функции на вспомогательные и закрепить каждую из них за новыми конкретными элементами.

В реактивном двигателе осуществлено объединение элементов существующих конструкций газотурбинного и реактивного двигателей, что дает следующие элементы и вспомогательные функции:

Новые вспомогательные функции ---------- Новые элементы

Всасывание воздуха ------- Впускное сопло

Ускорение воздуха ------ Компрессор

Преобразование топлива в газовый поток с высокой скоростью частиц ------- Камеры сгорания

Преобразование части энергии газа в энергию компрессора ------- Турбина

Направление газового потоками преобразование его энергии в силу тяги ------- Выхлопное сопло


32. Основные типы проектных задач


Проектные задачи могут быть разных типов:

1. Проектирование простейших предметов и механических устройств.

а) Проектирование простейших, главным образом бытовых, предметов;

б) Проектирование несложных механических устройств.

2. Проектирование приборов и механизмов со сложной пластической формой

и объемно-пространственной структурой.

а) Проектирование приборов;

б) Проектирование передвижных ручных механизмов;

в) Проектирование самодвижущихся машин и механизмов

3. Проектирование крупногабаритного промышленного или лабораторного оборудования.

В пределах цеха машины связаны между собой определенным производственным процессом, поэтому при их проектировании учитывается связь между смежным оборудованием.

4. Проектирование средств транспорта

Специфические особенности проектной задачи здесь состоят в том, что нужно найти связь наружных и внутренних форм, уяснить особенности их масштаба и формообразования, применения материалов.

5. Проектирование в комплексе предметных объектов

При формообразовании здесь используется принцип подобия формы, в некоторых случаях – выделение главного элемента. Одна из труднейших задач создания ансамбля - это правильное масштабное решение малых и больших объемов при сохранении единства их формы.

6. Проектирование предметной среды

В сферу деят-ти дизайнера входит проектирование производственных, жилых и общественных интерьеров. Существует некоторая типология пространства, в том числе внутреннего (интерьерного). Здесь, во-первых, выделяется пространство, развивающееся в глубину. Во-вторых, выделяется пространство, развивающееся фронтально. В-третьих, выделяется концентрическое пространство, кот. развивается вокруг какого-то объекта, имеющего, как правило, определенное предназначение.


33.Особенности проектирования простейших предметов и механических устройств


а) Проектирование простейших, главным образом бытовых предметов

Несмотря на кажущуюся простоту вещей данного типа (сюда в основном входит посуда), в данном случае необходимо решить несколько задач: установить зависимость формы от функц-го назнач-я предмета (как наиболее обуславливающего фактора); найти органическую взаимосвязь внешней формы изделия с технологическими свойствами материалов, из которых оно изготавливается, и с его конструктивной основой; определить пластич-й характер предмета, целесообразность и гармоничность его внешней формы, найти присущую данному изделию масштабность.

б) Проектирование несложных механических устройств

Сюда относятся такие изделия, как, например, часы, телефонные аппараты, осветит-я аппаратура и др. Увязка внутр-го содержания с внешн. формой, проблема связи механизма и внешней оболочки предмета осущ-ся здесь в самой элементарной форме. Но даже при проектир-ии несложных приборов и механизмов уже приходится иметь дело с вопросами удобства пользования объектом. От такого рода предметов требуется больше информативности - сама форма предмета, его строение должны как бы пояснять способ действия. Трактовка внешней формы предмета и его деталей должна раскрывать функц-ю сущность устройства, говорить о его содержании и назначении.


34.Особенности проектирования приборов и механизмов со сложной пластической формой и объемно-пространственной структурой


а) Проектирование приборов

Относит-я сложность устройств, многообразие технических компонентов в данном виде изделий обусловливают и усложнение их пластич-й формы. Сложность функц-го устройства соответственно влияет на сложность композиционной задачи.

Форма данного вида изделий обычно не создает предпосылок к раскрытию их внутр-го устройства: оно бывает полностью скрыто и информативность прибора достигается за счет вынесенных деталей - окуляров, объективов, тумблерами и кнопками.

б) Проектирование передвижных ручных механизмов

Ручные механизмы редко бывают компактными. Их композиция сочетает в себе открытые рабочие органы. Несмотря на свою незначит-ю величину, ручные механизмы часто имеют довольно сложную объемно-пространственную структуру. Перед проектировщиком возникает задача правильного расположения центра тяжести, кот. обеспечивало бы удобство работы и связанное с этим зрительное равновесие.

в) Проектирование самодвижущихся машин и механизмов

Самодвижущиеся машины и механизмы имеют отличия от машин, приводящихся в движение усилиями рук. Если по отнош. ко всем ранее рассматривавшимся механизмам чел-к в процессе функционир-я находился рядом с ними, то здесь он включается в самое пространство машины и как бы окружен ее частями.

В данной ситуации формируется рабочая зона оператора с приборным щитком, органами управления, спец. сиденьем. Значит, число функц-х и конструктивных требований усложняет поиски композиционного единства всей пространственной структуры.

Компоновка рабочего места в данном случае требует своего спец. осмысления. Для обеспечения физиологически правильной рабочей позы, органы управления размещают по отнош. к оператору в наиболее благоприятных зонах справа и слева от сиденья, скомпоновав их в группы по функц-м признакам. К кабине предъявляется целый ряд эксплуатационных требований - оптимальные условия обзора, защита от шума, атмосферных осадков, жары, холода, удобства посадки.


35.Особенности проектир-я крупногабаритного промышл-го и лабораторного оборудования


В пределах цеха, машины связаны между собой определенным производственным процессом, поэтому при их проектир-ии учитывается связь между смежным оборудованием: продумывается подача сырья или полуфабрикатов, перегрузка изделий, рассчитываются все возможные перемещения в пределах примыкающей к машине зоны. Система «человек-машина» в этом случае становится очень сложной. Промышленное и лабораторное оборудование может иметь самое разнообразное объемно-пространственное строение.

Иную специфику имеет другая группа объектов - различные виды пультов управле-я, хотя при внешнем их отличии от промышл-го оборудования некоторые общие задачи остаются теми же. Внутреннее устр-во пультов обычно закрыто, наружу выводятся только органы управл-я и информации, а также коммуникации.


36.Особенности проектирования средств транспорта


Специфические особенности проектной задачи здесь состоят в том, что нужно найти связь наруж. и внутр. форм, уяснить особенности их масштаба и формообразования, применения материалов.

Сущ. 4 отличные друг от друга вида транспорта: наземный, водный, воздушный, подземный.

Общее и важное требование к проекту средств транспорта - создание формы, отвечающей требованиям аэродинамики. Это в 1-ю очередь относится к самолетам и быстроходным машинам и в меньшей степени, например, к вагонам трамваев и другим нескоростным объектам.

Разработка интерьера всех видов транспорта далеко выходит за пределы чисто планировочных задач. В процессе работы над интерьером чаще всего приходится решать организацию единого визуального нерасчлененного пространства.

Специфична мебель для транспорта. Иногда при длительном пребывании в пути к ней предъявляются требования трансформации, иногда же она должна быть закреплена на определенном месте. Подчас ее конструктивные особенности предопределяются слитностью стенок корпуса и мебели, когда они представляют собой как бы единое целое. Эти кач-ва выражаются в пластике формы и воплощаются в определ-х материалах.


37.Особенности проектирования комплекса промышленных изделий


Широко распространено ансамблевое решение группы вещей. В данном случае нужно решать функциональные связи изделий между собой и зрительное единство формы, входящей в компонент предметов.

Это достигается за счет единого способа формообраз-я, их масштабного соответствия и условного пластического решения, а также общности материала и техники. В большинстве случаев используется подобие формы изделия, в некоторых случаях выделение главного элемента.


38. Особенности проектирования средовых объектов


В сферу деят-ти диз-ра входит проектир-е производств-х, жил. и обществ-х интерьеров. Объекты проектир-я здесь могут быть самые разные: это и залы счетно-вычислительных машин, и комплекс помещений дизайнерского бюро и парикмахерских, и т.д. В результате развития архит-го проектир-я наряду с появлением разного рода других специализаций выделилось проектир-е интерьера как самостоятельный вид проектной деят-ти. Особое значение проектир-е интерьеров приобрело в усл-х типового строительства, котор. заняло со временем господствующее положение. Роль диз-ра заключается в том, чтобы оптимально использовать «нейтральную» архитектурную оболочку.

В интерьере можно выделить следующ. составляющие: сама архит-я оболочка, пространственная структура оборудования, меблировка. Поэтому важнейшим началом здесь выступает соподчиненность всех элементов композиции.

Сущ. некоторая типология пространства, в том числе внутреннего (интерьерного). Здесь, во-первых, выделяется пространство, развивающееся в глубину – вдоль своей продольной оси, когда глубина и ширина находятся в контрастных соотнош-х. При этом возникает потребность в расчленении этого простр-ва по его продольной оси. Во-вторых, выделяется пространство, развивающееся фронтально. Оно имеет свои отличительные особенности восприятия и потому его организация иная. Характер такого пространства хорошо выражен в традиционных торговых рядах с их обращенностью к площади или улице, небольшой глубиной и значительной протяженностью, в зданиях вокзалов с фронтально расположенными перронами и т.д. И, в-третьих, выделяется концентрическое пространство, которое развивается

39.Особенности и формы символизации предметных объектов


Широко распространено ансамблевое решение группы вещей. Это может быть набор кухонной, столовой или другой посуды, комплект инструментов и приспособлений, мебельный гарнитур. Создание же комплекта даже несложных вещей ставит перед проектировщиком ряд специф-х задач, связанных с учетом функц-х связей изделий между собой и зрительным единством формы входящих в комплект предметов. Это достигается за счет единого способа формообразования, их масштабного соответствия и целостного пластического решения, общности материала и технологии. В большинстве случаев при формообразовании здесь используется принцип подобия формы, в некоторых случаях - выделение главного элемента. Одна из труднейших задач создания ансамбля - это правильное масштабное решение малых и больших объемов при сохранении единства их формы. Здесь требуется умение моделировать вещи в зависимости от их реальной величины при сохранении присущего всему ансамблю композиционного строя.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.