Ответственность - это необходимость, обязанность отдавать кому-либо отчет в
своих действиях, поступках. Ответственность может быть официальная и личная
(чувство ответственности как черта характера).
Виды ответственности:
Многообразие сфер деятельности компаний сформировало следующий типовой
набор видов ответственности: профессиональная, юридическая (в том числе
уголовная), социальная, экологическая, экономическая, этическая, политическая,
партийная, дисциплинарная, административная, материальная.
Профессиональная ответственность и обязанность менеджера
(руководителя) отражаются в должностных инструкциях компании. Типовая
должностная инструкция руководителя включает четыре раздела: общие положения,
обязанности, права и ответственность.
В качестве профессиональной ответственности могут
применяться меры юридической, дисциплинарной и экономической ответственности. В
настоящее время все большее распространение находит страхование экономических
рисков профессиональной ответственности. Например, страхование профессиональной
ответственности нотариуса, водителя автомобиля, аудитора.
Юридическая ответственность частично или полностью касается тех
видов ответственности, в которых закреплены регламенты, входящие в состав
государственных законов и норм государственного регулирования, например, в
Гражданский и Уголовный кодекс. Кодекс законов о труде (КЗОТ). Юридическая
ответственность реализуется в форме замечания, выполнения предписанных
действий, заключения под стражу, ареста.
Дисциплинарная ответственность за бездействие или ненадлежащее выполнение
задания реализуется в форме взыскания, замечания, выговора, перевода на другую
работу, увольнения.
Административная ответственность наступает за совершение
административного правонарушения, нарушения прав и свобод граждан. Базой для
реализации административной ответственности является административное и
гражданское право и другие регламенты.
Экономическая ответственность призвана компенсировать полный или
частичный ущерб от управленческих решений, нанесенный руководителем в
материальной или денежной форме.
Этическая ответственность наступает в случае нарушения
менеджером (руководителем) этических норм, представляющих собой систему общих
ценностей и правил этики, соблюдение которых обязательно для всех работников
организации. Этические нормы включают оценки смысла жизни, назначения человека,
содержания добра и зла, морального долга, нравственных принципов и идеалов
(благородство, вежливость, выдержка, гуманизм, доверие, единство слова и дела,
искренность, правдивость, принципиальность, самообладание, скромность).
Ответственность реализуется в форме изменения общественного мнения о
руководителе, вынесении ему общественного порицания, объявления о его
несоответствии должности по этическим соображениям. Примеров реализации такой
ответственности в мировой практике можно найти достаточно много.
Этически ответственное поведение компании означает
общественно полезные действия, которые не предусмотрены законами либо не
отвечают прямым ее экономическим интересам. Мы говорили, что для того чтобы
поведение организации было этичным, ее менеджеры должны придерживаться принципов
равенства, честности и непредвзятости, соблюдать права сотрудников. Как
неэтичные оцениваются решения, позволяющие человеку или всей организации
получать выгоды за счет общества.
Политическая ответственность наступает за неправильную или
ненадлежащую деятельность субъекта государственной власти и управления, а также
деятельность субъекта общественных группировок. Попытки привлечения к
политической ответственности конкретных политических деятелей предпринимались в
разных странах, в том числе в Чили, в СССР. Формами реализации ответственности
могут быть отставка, импичмент, перевыборы.
Партийная ответственность наступает за деятельность партийного
функционера, существенно расходящуюся с уставными документами и решениями
представляемой им политической организации. Ответственность реализуется в форме
осуждения, исключения из партии, вывода из руководящего состава партии.
Материальная ответственность обычно применяется по отношению к
компаниям с ограниченной ответственностью. Так,в ст.3 Федерального Закона
"Об обществах с ограниченной ответственностью" от 8 февраля 1998 г.
№14-ФЗ записано, что общество несет ответственность по своим обязательствам
всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам своих
участников.
Социальная ответственность является свойством (чертой)
характера личности наряду с чуткостью, скромностью, смелостью, щедростью,
настойчивостью, гордостью и т.д. Ответственность личности - это черта
характера, приобретаемая в результате воспитания и учета моральных норм
общества. Развитие ответственности личности включает два этапа: овладение
практическими правилами и осознание правил. Первый этап состоит из четырех
последовательных стадий:
• следование правилам своего "Я" (унаследованным или ранее
приобретенным);
• включение приемлемых правил, принятых в ближайшем окружении людей
(производственном коллективе, неформальном объединении);
• использование преимущественно корпоративных правил;
• полное подчинение корпоративным правилам.
Второй этап включает три стадии:
• механистическое восприятие правил (так всегда было и будет);
• связывание правил с общественными, культурными, научными и другими
авторитетами страны или мира;
• связывание правил с конкретной общественно-политической и нравственной
обстановкой, понимание возможности их изменения, ликвидации или возникновения
новых.
Этапы могут идти последовательно, параллельно и смешанно.
Социальная ответственность менеджера отражается в его решениях,
поставленных целях и их приоритетах, средствах и методах реализации решений.
Она реализуется в конкретных делах компании и менеджера (руководителя),
направленных в первую очередь на помощь в создании приемлемого уровня
жизнеобеспечения своих работников, членов их семей и социально незащищенных
групп населения.
Эта помощь может реализоваться в прямом или косвенном виде. В прямом виде
помощь может оказываться в форме бесплатных обедов; продажи товаров по
пониженным ценам; производства экологически чистой продукции; установления квот
на прием безработных, выпускников учебных заведений, инвалидов и т.д. В
косвенном виде - это благотворительные взносы, поддержка социальных инициатив
других компаний или государства и т.п. На практике иногда социальная
ответственность вторична по отношению к благосостоянию компании согласно
девизу: Сначала преуспевание, а потом благотворительность".
Социальная ответственность компании явно или неявно отражается в ее
уставных документах. Особенно это проявляется в миссии и основных целях
компании. Если основная цель компании направлена на максимальное удовлетворение
потребностей и интересов персонала и клиентов, то это высшее проявление
социальной ответственности. Если же основной целью является получение
максимальной прибыли в интересах учредителей, то это означает минимальную
социальную ответственность компании. При этом руководители компании будут
сильно ограничены в попытках расширить свою социальную ответственность.
Важными параметрами социальной ответственности являются широта, временной
интервал, придаваемое значение и вовлеченность персонала.
Широта определяет диапазон функций производства и управления, по которым
компания берет на себя социальную ответственность, например, техническую
безопасность, своевременную оплату труда, социальную справедливость и др.
Временной интервал - это период устойчивого внимания и конкретных действий по
соблюдению моральных норм во всем диапазоне заявленных функций производства и
управления компании. Временной интервал может быть бессрочным и на заданный
срок, например, на период выполнения определенного задания.
Придаваемое значение - это важность социальной ответственности перед
технологическими целями компании. Для этого в приоритетном порядке выделяются
ресурсы для реализации важнейших социальных целей компании. Например, для
уменьшения профессиональных заболеваний руководство компании решило закупить
технологию, в которой не используется асбест в качестве наполнителей для
строительных блоков, при этом строительство нового технологического корпуса
решили "заморозить".Вовлеченность персонала - уровень участия
персонала компании в реализации социальных целей. Существуют два основных
варианта организации выполнения социальных целей:
• путем формирования отдельных коллективов в составе компании;
• путем участия всего коллектива компании на общественных началах во
внеурочное время.
Взаимодействие социальной и юридической ответственности.
Процесс гармонизации общества и компании идет через реализацию социальных
инициатив и юридических требований. Обычно часть социальных инициатив является
предвестником юридических требований, другие социальные инициативы признаются
морально необходимыми, но не оформляются директивными актами государственного
или муниципального управления. Иногда закон опережает появление социальных
инициатив и тогда он предусматривает юридическую и социальную (моральную) ответственность
руководителя или компании. Например, законодательные акты о предельных
концентрациях вредных выбросов в атмосферу или в водную среду регулируют
технологию производства и возлагают социальную ответственность руководителей
перед населением. Обычно социальная ответственность предусматривает более
жесткие требования на параметры концентраций вредных выбросов.
Вопросы юридической ответственности руководителей решает суд или
арбитраж, а социальная ответственность оценивается общественным мнением, результаты
которого могут быть более действенными, чем юридическая ответственность.
Возложение на себя социальной ответственности может идти только
добровольно. Руководитель должен ясно видеть, какие преимущества и какие
трудности он будет ощущать. Вопросы активизации социальной ответственности
рассматривались многими учеными и практиками США и Японии. На основе
опубликованных материалов можно составить общую картину мотивов, активизирующих
социальную ответственность компании, специалистов или руководителя:
• чувство долга, предвыборные обещания;
• желание принести больше пользы своим работникам, населению, прилегающей
территории;
• получение удовлетворения от видимых работниками и населением
результатов (самовыражение, самопроявление);
• избежание общественных порицаний и взысканий;
• повышение имиджа или карьерный рост;
• выигрыш в споре или конкурсе;
• отвлечение от постоянных личных переживаний.
Экологическая ответственность возникла из-за угрозы экологического
кризиса локального и стратегического характера. Экологический кризис -
критическое состояние окружающей среды, вызванное ее загрязнением и хищническим
отношением к природе. Международное природоохранительное право сформировалось в
1900 г. с подписания в Лондоне Конвенции об охране дикой природы Африки.
РФ на сегодняшний день принимает участие в четырех глобальных
Конференциях:
• О международной торговле видами дикой фауны и флоры;
• Об охране водно-болотных угодий;
• Об охране Всемирного природного и культурного наследия;
• О сохранении биологического разнообразия. РФ приняла следующие
международные обязательства об охране дикой природы:
• Об охране белого медведя;
• конвенция об охране китов;
• антарктический договор.
В основу экологических инициатив положена Стратегия устойчивого развития
(СУР), разработанная в рамках ООН в 1992 г. и направленная на достижение
гармонии между людьми и между Обществом и Природой. Основное направление СУР -
достижение удовлетворения жизненных потребностей нынешнего поколения без
лишения такой возможности будущих поколений.
Концепция перехода РФ к устойчивому развитию утверждена Указом Президента
РФ № 440 от 1 апреля 1996 г. Задачи реализации СУР:
• обеспечить стабилизацию экологической ситуации;• проводить экологизацию
экономической деятельности;
• распространять экологически ориентированные методы управления;
• неукоснительно соблюдать пределы емкости экосистем (по загрязнению, по
соотношению элементов в атмосфере, вводе и в земле);
• внедрять экологически чистые и ресурсосберегающие технологии.
В рамках СУР разработаны принципы для принятия управленческих решений:
• хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если выгода от нее
не превышает наносимого ущерба;
• ущерб окружающей среде должен быть на столь низком уровне, какой только
может быть достигнут с учетом экономических и социальных факторов.
Эффективность СУР оценивается показателями качества жизни: продолжительность
жизни человека, состояние его здоровья, отклонение состояния окружающей среды
от нормативов, уровень знаний или образовательных навыков, доход, измеряемый
валовым внутренним продуктом на душу населения, объем отходов на душу
населения, уровень занятости, степень реализации прав человека.
Все эти виды ответственности можно классифицировать по:
• уровням ответственности (международный, государственный, уровень
компании и ее подразделений и уровень собственного Я (перед самим собой));
• времени ответственности (за прошлые, настоящие или будущие результаты
уже принятого решения). Например, ответственность руководителей фашистской
Германии за преступные решения в годы Второй мировой войны, ответственность
идеологов приватизации в РФ за решения, приведшие к несправедливому разделу
общенародной собственности;
• ущербу, вызванному ошибочными решениями (ответственность за
существенный ущерб и имеющая сроки давности; ущерб, ответственность по которому
имеет срок давности - обычно 3 или 5 лет, - и ущерб, ответственность по
которому не предусмотрена).
2.2 Управление этикой и социальной ответственностью компании
В теории менеджмента разработан набор ответных
действий, к которым прибегают компании в ситуациях, когда заинтересованная
группа предъявляет компании новые требования. Действия эти могут иметь
препятствующий, оборонительный, приспособленческий и проактивный характер.
Обструкция означает отказ компании от всех
обязанностей, заявления о том, что так называемые доказательства их проступков
обман и подлог, и всяческие препятствия расследованию (если таковое
проводится). Тактика защиты предполагает, что организация
принимает на себя ответственность за некоторые ошибки и упущения, но никак не
препятствует возможным расследованиям. Менеджеры, склонные к подобной реакции,
считают, что «такие вещи случаются, но в них никто не виноват». Приспособление
компании означает, что менеджмент принимает социальную ответственность
за действия организации, хотя, возможно, делает он это, уступая внешнему
давлению. Придерживающиеся этой тактики компании стремятся выполнять свои
экономические, юридические и этические обязанности, и в случае давления на них
внешних сил сворачивают подвергнутую критике деятельность. Проактивные
действия предполагают, что компания берет на себя инициативу в
социальных вопросах, самостоятельно идентифицирует общественные интересы и
действует, не дожидаясь указаний или давления со стороны заинтересованных
групп.
Логично провести параллели между способами поведения в
случае возникновения социальных дилемм и критериями социальной ответственности
(экономические, юридические, этические, социальные).
Руководство компании призвано контролировать ее моральное
«здоровье», используя такие методики, как личный пример, моральный кодекс и
различные этические структуры.
Личный пример. Директор и старшие менеджеры
компании должны открыто и уверенно поддерживать нормы этичного поведения,
выступать инициаторами обновления этических ценностей организации.
Приверженность этическим ценностям необходимо декларировать во время
выступлений, в директивах, внутрифирменных публикациях. Но особую роль играют
действия менеджмента. Если руководство приносит этику в жертву сиюминутным
интересам, в компании мгновенно распространяются слухи об этом. Последующие
клятвы в приверженности этическим идеалам бесполезны. Таким образом, поведение
руководителей задает тон всей организации.
Моральный кодекс. Это формальное изложение этических
и социальных ценностей организации; он призван донести до сотрудников принципы,
которых придерживается компания. Как правило, моральный кодекс фирмы базируется
на заявленных принципах организации, либо в нем излагается ее политика.
Заявленные принципы определяют ценности компании и в общих чертах описывают ее
обязанности, качество продукции, отношение к работникам. Наиболее значимые из
них можно отнести к тому, что называется «корпоративное кредо» (в частности,
уже упоминавшийся «Путь ЯР» компании Hewlett-Packard). Заявленная политика это
описание (опять же довольно общее) порядка действий компании и ее сотрудников в
конкретных, затрагивающих вопросы этики и морали ситуациях (рыночная практика,
конфликты интересов, соблюдение законов, патентная практика, подарки
сотрудникам, предоставление им равных возможностей). В моральном кодексе
компании, как правило, формулируются ценности или образцы поведения сотрудников
(как допустимые и желаемые, так и неприемлемые) и возможная реакция
менеджмента.
Этические структуры. К этическим структурам относятся
различные системы, должности и программы, с помощью которых компания стремится
стимулировать соответствующее моральным принципам поведение сотрудников.
Комитет по этике компании, как правило, образует группа высших руководителей,
на которых возложена обязанность наблюдать за соблюдением работниками этических
принципов и выносить решения в случае возникновения спорных ситуаций. Кроме
того, комитет отвечает за наказание тех, кто нарушает правила этики, что имеет
немаловажное значение, если организация стремится непосредственно повлиять на
поведение работников. Комиссар, или уполномоченный по вопросам этики, это один
из высших руководителей компании, являющийся ее «совестью»: к нему стекается
информация о возникающих этических проблемах, он занимается урегулированием
конфликтов, а также указывает руководству на потенциальные источники
затруднений.
Заключение
В сфере экономических отношений говорить о роли этики труднее всего, ибо
сама природа этих отношений основана на утилитарном интересе. Отсутствие такого
интереса ведет к застою, деградации экономики и, как следствие к понижению
уровня жизни.
Экономика управляется не только экономическими законами, но и
участвующими в ней людьми, а это значит, что невозможно исключить из
экономических процессов свободу морального выбора. Моральные и этические
принципы тоже составляют экономический фактор, ибо правила свободного рынка
действуют только на основе того, что люди придерживаются общих моральных и
этических ориентиров.
Настоящий успех в бизнесе никогда не приходит случайно. Добиться
долговременного успеха можно, лишь используя постоянное эффективное управление.
Настоящий успех в бизнесе приходит к тому, кто сумеет окружить себя
единомышленниками, создаст свою команду. Каждый здравомыслящий и дальновидный
предприниматель или менеджер знает, как много зависит от людей, которые
работают в фирме.
Ответственный подход менеджера к своему делу составляет благоприятные
условия для долговременного экономически эффективного функционирования
предприятия. Такому подходу отвечает предпринимательство в рамках существующих
легальных возможностей и на основе общепринятых морально-этических норм.
Законопослушный добропорядочный менеджер должен принимать решения, исходя в
равной степени из интересов фирмы, общества и своих собственных. Пренебрежение
любым из этих факторов нарушает нормальное функционирование предприятий и в
лучшем случае ведет к их свертыванию.
Позиция менеджеров играет большую роль при принятии решений, в которых
должны сочетаться этические и коммерческие (деловые) стандарты поведения.
Все это говорит о том, что управление человеком в предприятии
исключительно сложное, но в то же время исключительно ответственное и важное
для судьбы предприятия дело.
Менеджер должен очень много знать о людях, с которыми он работает, для
того чтобы пытаться успешно управлять ими.
Суммируя основные черты современного мировоззрения предпринимательства,
следует подчеркнуть, что оно исходит из признания общественной полезности
бизнеса, фундаментальная составляющая которого - это обмен, сделка, акт
купли-продажи.
Философия предпринимательства находит отражение в его культуре.
Предпринимательская культура - это не только культура совершения взаимовыгодных
сделок, культура служения обществу, это и инновационная культура. Она не
замыкается в сравнительно узких рамках бизнеса.
Руководство несет ответственность за создание морального климата внутри
организации. Менеджеры высшего уровня должны быть ответственны за определение
границы лояльности по отношению к возможной противозаконной деятельности
организации. Поскольку эта граница (предел) в момент кризиса может исчезнуть
или быть размытой, постольку она должна быть четко определена. Менеджеры вправе
ожидать лояльности от сотрудников в условиях конкуренции, однако они не могут
ожидать лояльности в противовес закону, морали, самому обществу.
Список использованной литературы
1. Ильясов
И.И. Система Эвристических приемов решения задач. -М.: РОУ 1992.
2. Арский
Ю.М. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват, что делать?: - М.:
МНЭПУ, 1997
3.
Эддоус М.И. др. Методы принятия решений. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.
4.
Смирнов Э.А. Разработка Управленческих решений. - М.: ЮНИТИ, 2000.
5. Мескон
М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. М.: “Дело ЛТД”,
1994 702 с.
6. Ильин
Н. И., Лукманова И.Г. и др. Управление проектами. СПб.; “Два-Три”, 1996 - 610
с.
7. Бодалев
А.А. Личность и общение. - СПб.: ПИТЕР, 2000.
8. Велков
И.Г. Личность руководителя и стиль управления. - М.: Прогресс, 1999.
9. Веснин.
В.Р. Менеджмент для всех. - М.: Дело, 1998.
10. Дебольский
Н. Психология делового общения. - М.: Прогресс, 2000.
11. Джеймс
П.М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. - М.: Высшая школа, 1998.
12. Ефремов
В.С. Стратегия бизнеса. - М.: Финпресс, 1999.
13. Кричевский
Р.Л. Если вы руководитель. - СПб.: ПИТЕР, 2000.
14. Лебедев
В.И. Психология и управления. - Киев, 1998.
15. Лисицкая
Т.А. Организация и управление коллективом. - Саратов, 1998.
16. Снелл
Фрэнк. Искусство делового общения. - М.: Прогресс, 2001.
17. Столяренко
Л.Д. Как управлять персоналом. - Ростов-на-Дону.: ФЕНИКС, 2000.
18. Столяренко
Л.Д., Самыгин С.И. Психология управления. - М.: Зевс, 1997.
19. Утюжанин
А.П., Устюмов Ю.А. Социально-психологические аспекты управления коллективом. -
М.: Зевс, 1997.
20. Швальбе
Б. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса. - СПб.: ПИТЕР, 2001.
21. Шейнов
В.П. Психология и этика делового контакта. - Минск, 1996 .
22. Ягер
Д. Деловой этикет. - М.: Просвещение, 1994.
23. Королев
О.П. Ответственность как важная характеристика современного менеджмента. - М.:
2006.
24. Петрунин
Ю.Ю. Этика бизнеса. - М.: 2007.
Страницы: 1, 2, 3
|