Ответственность и этика в менеджменте
Содержание
Введение
1. Деловая
этика и менеджмент: современные подходы
1.1
Назначение деловой этики и ее структура
1.2 Этика и
управленческие решения
2. Ответственность
в системе менеджмента
2.1 Роль
ответственности в процессе управления
2.2 Управление
этикой и социальной ответственностью компании
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Тема данной курсовой работы сформулирована исходя из реальной
практической потребности и выполнена в условиях реально работающей организации.
Этика - это слово французского происхождения, означающее манеру
поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в любом
обществе. Этот феномен играет важную роль в человеческом поведении, соотнося
его с ориентирами, выходящими за пределы непосредственных мотивов и целей
совершаемых поступков. Этика позволяет получить существенное знание о
человеческой природе, позволяет лучше понять самого себя.
В сфере экономических отношений говорить о роли этики труднее всего, ибо
сама природа этих отношений основана на утилитарном интересе. Отсутствие такого
интереса ведет к застою, деградации экономики и, как следствие, к понижению
уровня жизни.
Экономика управляется не только экономическими законами, но и
участвующими в ней людьми, а это значит, что невозможно исключить из
экономических процессов свободу морального выбора. Моральные и этические
принципы тоже составляют экономический фактор, ибо правила свободного рынка
действуют только на основе того, что люди придерживаются общих моральных и
этических ориентиров.
Но сегодня фирмы, стремящиеся к развитию, все чаще используют
предпринимательский стиль управления, который принимает форму
предпринимательского менеджмента, или философии предпринимательства. Философия
предпринимательства находит отражение в его культуре. Одна из характерных черт
менеджмента предпринимательского стиля, вырастающая из мелкого бизнеса, - это
создание и поддержание определенной культурной среды фирмы, дающей всем занятым
на ней чувство единства и причастности к важному и полезному делу.
Предпринимательская культура - это не только культура совершения
взаимовыгодных сделок, культура служения обществу, это и инновационная
культура.
Это, прежде всего, честность и вытекающее из нее доверие друг к другу
участников предпринимательских операций; это обязательность, ответственность,
уважительное отношение к другим людям, понимание их интересов, соблюдение этики
деловых отношений, способствование успеху других. Это правопослушность,
сдержанность и умеренность, умение справиться с необузданными желаниями и
устремлениями, видеть и соблюдать разумные пределы; и наконец, культура
поведения в самом непосредственном смысле этого слова, знание и соблюдение
основных правил служебной, деловой этики.
Конечно, трудно надеяться, что каждый предприниматель будет в полной мере
обладать всеми указанными качествами. Идеальных людей не бывает и какие-то
отступления, отклонения, упущения неизбежны. Главное состоит в том, чтобы меры
отклонений была невелика, чтобы отход от принципов этики предпринимательства носил
характер исключений. Все это объясняет необходимость и актуальность изучения
данной проблемы, рассмотрения соответствующих теоретических основ деловой этики
и ее структура, а так же изучение роли ответственности в процессе управления.
Таким образом, этика бизнеса является быстро развивающейся областью науки
и практики управления и предпринимательства, возникшей в ответ на возрастание
динамизма внешней среды бизнеса.
Цель работы: изучить особенности этики и ответственности в бизнесе.
Задачи работы: проанализировать российские и зарубежной особенности этики
бизнеса, изучить факторы определяющий этический выбор, рассмотреть
ответственность в системе управления.
Объект исследования: российские и зарубежные организации.
Предмет исследования: деятельность, осуществляемая при этическом выборе и роль
ответственности в бизнесе.
1. Деловая этика и менеджмент: современные подходы
1.1 Назначение деловой этики и ее структура
В последние годы деловая этика, или этика бизнеса, заняла свое место в
системе российского бизнес - образования, но отечественные разработки в этой
области пока еще слабо отвечают практическим задачам менеджмента. В учебниках
по данной дисциплине деловая этика обычно представлена как свод моральных норм,
необходимых в бизнесе, что составляет только часть ее предмета - нормативную
этику. Вместе с тем повышенное внимание уделяется правилам этикета (как
говорить по телефону, вести себя на переговорах, писать деловые письма и т.п.).
В исследованиях же прикладного характера (например, по управлению персоналом)
специфика моральных проблем и решений часто не отражена. В результате деловая
этика выступает не в качестве инструмента для менеджера при принятии решений, а
как набор моральных постулатов, при этом вопрос, как использовать их в
конкретных ситуациях, остается без ответа.
В современной западной литературе предмет деловой этики представлен
иначе. Правила этикета изучаются как самостоятельная дисциплина, а
управленческая, прикладная этика подробно рассматривается наряду с нормативной.
Речь идет о моральных аспектах таких функций бизнеса, как маркетинг и реклама;
использование интеллектуальной собственности, конфиденциальной информации,
электронных коммуникаций; инвестирование; управление людскими ресурсами;
слияния и поглощения; профессиональные услуги; охрана окружающей среды;
управление транснациональными компаниями и др.
Очевидно, что научить российских предпринимателей и менеджеров применять
деловую этику на практике невозможно, если излагать ее только на нормативном
уровне, поскольку этика предполагает сложный выбор нравственно оправданных и не
противоречащих целям бизнеса решений.
Менеджмент как деятельность реализуется в организациях, которые состоят
из людей. С этой точки зрения очевидно, что менеджмент представляет собой
социальное явление. И, действительно, управление в социальных системах имеет
целью координацию деятельности разных людей (что особенно важно в условиях
разделения труда). А, следовательно, менеджмент тесно связан с социальными
процессами и явлениями.
До средины ХХ в. подход менеджеров к взаимоотношениям фирмы и общества
базировался на следующих положениях:
- «что хорошо для фирмы, то хорошо и для общества»;
- «дело бизнеса - бизнес»;
- надо реализовать принцип свободного предпринимательства (прибыль должна
получаться при минимальных ограничениях со стороны общества).
Однако с началом НТР возобладало мнение, что такое отсутствие ограничений
порождает серьезную социальную несправедливость. Общество ввело ряд
ограничений: законы о детском труде, минимальной заработной плате, охране
труда, антитрестовские и т.д. В то же время потребители начали предъявлять
требования из-за монопольных цен, фальсификации товаров, невыгодных условий
покупок, нечестности, сговора, политического влияния, загрязнения среды и т.д.
Все это привело к значительному усилению контроля за деятельностью фирм по
следующим направлениям: технические характеристики товара, объем производства,
загрязнение среды); процессы производства (охрана труда, нормы загрязнений,
контроль заработной платы, обеспечение занятости); поведение в конкуренции
(цены, сговор, сокрытие истины); прибыль (утаивание, распределение); доступ к
ресурсам; управление (участие рабочих; решения, связанные с занятостью).
В то же время фирма - «генератор богатства» общества, так как генерирует
товары и покупательную способность для их приобретения; поддерживает расширение
социальной инфраструктуры и обеспечивает доход на капитал; создает рабочие
места у себя, поставщиков, в госсекторе; обеспечивает собственный рост. Для
реализации всего этого необходимы многочисленные сложные связи и, очевидно, что
успех фирмы зависит от того, как они отрегулированы, кто и как их регулирует и
контролирует.
В то же время деловая этика базируется на уважении интересов не только
своей фирмы, но и партнеров, клиентов и общества в целом. Данное правило
распространяется также на конкурентов - запрещается наносить им ущерб приемами,
выходящими за рамки конкурентной борьбы. Этика выступает за получение благ
максимальным числом участников рынка и равные возможности доступа к ним.
Нарушение прав собственности, присвоение закрытой информации,
недостоверная реклама, ущемление свободы потребительского выбора, коммерческий
шпионаж вызывают деформацию рыночных отношений, повышают риски и издержки.
Нечестная информация отталкивает покупателей, дискриминация по
непрофессиональным признакам и “переманивание мозгов” искажают отношения на
рынке труда. Получение выгодных заказов не на конкурсной основе, а по блату, за
взятку или посредством шантажа и угроз также разрушает рынок.
Основа современной деловой этики - социальный контракт (неформальное
соглашение компании и ее внешнего окружения о единых нормах поведения) и
социальная ответственность фирмы (максимальное использование ее преимуществ и
сведение к минимуму недостатков, которые затрагивают как участников бизнеса,
так и общество в целом).
Этика это набор моральных принципов и
ценностей, управляющий поведением человека или группы людей и определяющий
положительные и отрицательные оценки их мыслей и действий. Это как бы
внутренний кодекс законов, который определяет, как можно себя вести, а как
нельзя, какие решения можно принимать, а какие нет, где проходит граница между
добром и злом. Этика менеджмента связана с внутренними ценностями, а они в свою
очередь являются частью корпоративной культуры и воздействуют на принимаемые
решения, определяют их социальную допустимость в рамках внешней среды.
Этика бизнеса действует на трех соподчиненных иерархических уровнях.
1. Мировой уровень (гипернормы). Эти нормы основаны на общечеловеческих
ценностях и зафиксированы в “Принципах международного бизнеса” - всемирном
этическом кодексе, принятом в 1994 г. в Швейцарии представителями ведущих
компаний и консультантами бизнеса из США, Западной Европы и Японии. В сжатом
виде они сводятся к социальной ответственности бизнеса (создание общественных
благ, рабочих мест, повышение уровня жизни клиентов, служащих и акционеров, а
также населения в целом); модернизации технологий, методов производства,
маркетинга и коммуникаций; повышению доверия к бизнесу; уважению правовых норм
и обеспечению равных возможностей в конкуренции; признанию верховенства
этических норм (некоторые сделки, разрешенные законом, могут быть неприемлемы с
точки зрения морали); содействию свободе многосторонней торговли; уважительному
отношению к окружающей среде; отказу от противозаконных действий
(взяточничества, отмывания денег, продажи оружия террористам, наркоторговли).
Особо выделяются моральные обязательства компаний и предпринимателей по
отношению к следующим категориям лиц:
· покупателям (высокое качество товаров и услуг, честность в
рекламе, уважение человеческого достоинства);
· работникам (достойная оплата и условия труда, охрана здоровья
и трудоспособности, равные права и возможности трудоустройства);
· владельцам и инвесторам (гарантирование справедливой прибыли
на вложенный капитал, свободный доступ к информации, ограниченный лишь рамками
закона и условиями конкуренции);
· поставщикам (справедливые и честные отношения с ними, включая
ценообразование, лицензирование, отсутствие принуждения и излишних судебных
разбирательств, обмен информацией и привлечение к участию в процессе
планирования, своевременная оплата поставок и др.);
· конкурентам (взаимное уважение, развитие открытых рынков
товаров и капиталов, отказ от использования сомнительных средств достижения
конкурентных преимуществ, уважение прав собственности);
· местному населению (соблюдение прав человека, уважение
культурной целостности, спонсорские акции, участие компаний в гражданской
жизни).
Гипернормы являются главенствующими по отношению к национальным и
корпоративным этическим кодексам и правилам.
2. Макроуровень (в масштабе отрасли или национальной экономики). Это
гипернормы и близкие к ним этические постулаты, реализуемые в отраслевых или
национальных кодексах этики бизнеса (например, “Двенадцать принципов ведения
дел в России”). Речь идет об уважении частной собственности и рыночной
конкуренции, достоверности информации, отсутствии несправедливой дискриминации
на рынке труда. Социальные контракты заключаются на макро- и микроуровнях.
3. Микроуровень (в масштабе отдельной фирмы и ее клиентов). Это принципы
доверия и отсутствия дискриминации в отношениях между поставщиками и
покупателями, персоналом и администрацией, менеджерами и акционерами и т.д. Их
нарушение влечет различные потери (рост накладных расходов, конфликтные
ситуации и др.). На данном уровне решаются и постоянно возникающие (особенно в
сфере управления людьми) частные этические проблемы.
Как сделать эти принципы работающими? Не секрет, что менеджеры, привыкшие
к количественным критериям эффективности и испытывающие нехватку времени,
нередко стремятся пренебречь этическими решениями, представляющими для них
известные трудности. Очень непросто также оперировать разными уровнями
этических норм. Гипернормы могут противоречить микроуровневым нормам и другим
конкретным задачам бизнеса. Помочь здесь (хотя и в ограниченной степени) могут
стандартные приемы и некоторые новые рекомендации специалистов по введению
этических решений в практику управления.
1.2 Этика и управленческие решения
Идеальных управленческих решений, абсолютно приемлемых для всех
заинтересованных сторон, практически не существует. Овладение же стандартными
приемами позволяет менеджеру объяснить свое решение заинтересованным сторонам,
а последним - оценить качество моральных аргументов.
Большинство этических дилемм представляет собой
конфликт между целым и его частью.
Сталкиваясь с проблемой этического выбора, менеджеры,
как правило, основываются на нормативной точке зрения, т. е.
определенных нормах и ценностях, в соответствии с которыми и принимаются
решения. В нормативной этике выделяют несколько подходов к описанию систем
ценностей и соответственно принятию этически сложных решений, которые могут
быть применены в практике менеджмента: утилитарный подход, индивидуалистический
подход, морально-правовой подход концепция справедливости.
Утилитаристский подход. Основные принципы утилитаристского
подхода гласят, что соответствующее нормам морали поведение приносит наибольшую
пользу наибольшему числу людей. Принимающий решение индивид должен рассмотреть
воздействие каждого его варианта на все заинтересованные стороны и выбрать
вариант, который приносит удовлетворение наибольшему числу людей.
Индивидуалистический подход. Индивидуалистический подход предполагает,
что морально приемлемыми являются действия человека, которые идут ему на пользу
в долгосрочной перспективе. Главной движущей силой считается самоконтроль, а
все внешние силы, которые его ограничивают, должны пресекаться. Каждый человек
выбирает для себя наиболее выгодное в долгосрочной перспективе решение, на
основе чего и судит о качестве своих решений. К допустимым относятся действия,
которые в сравнении с остальными альтернативами приносят больше добра, чем зла.
Если каждый человек в обществе руководствуется этим принципом, в конечном итоге
получается наибольшее возможное добро, потому что, преследуя исключительно
собственные интересы, люди учатся угождать друг другу. Если индивид,
стремящийся к достижению немедленных положительных результатов, идет на ложь и
обман, они всего лишь вызывают аналогичные ответные действия. Таким образом,
индивидуализм сводится к поведению, выгодному другим людям, т. е. действия
человека начинают соответствовать желаемым для общества нормам. Одна из
особенностей этого подхода в том, что он допускает (если таковые необходимы)
действия индивида, направленные на приобретение личных краткосрочных выгод, в
общем-то не соответствующие общественным нормам.
Морально правовой подход . Морально-правовой подход
утверждает, что человек изначально наделен фундаментальными правами и
свободами, которые не могут быть нарушены или ограничены решениями других
людей. Это значит, что этически корректным является решение, наилучшим образом
соблюдающее права людей, которых оно затрагивает. В процессе принятия решения
могут быть учтены следующие моральные права:
Страницы: 1, 2, 3
|