использование своих знаний вопреки медицинским интересам или с целью
искажения истины;
применение к лицу психиатрических мер без достаточных оснований;
отказ в психиатрической помощи лицам, которые в ней нуждаются;
навязывание пациенту своих философских, политических, религиозных взглядов;
заключение с пациентом сделок имущественного характера, использование его
труда в личных целях;
вступление с пациентом в интимную связь;
способствование самоубийству пациента;
применение медицинских средств с целью наказания пациента.
Характеризуя сущность любого кодекса профессиональной этики, необходимо
отметить, что он представляет собой кодифицированный нормативный акт, принятый
представителями определенной профессии, который в систематизированном виде
содержит обязательные для исполнения нравственно-этические предписания,
регламентирующие профессиональное поведение. Следует подчеркнуть, что этический
кодекс - это не совокупность благих пожеланий представителей профессионального
сообщества друг к другу, которые можно и не исполнять. В большинстве случаев
кодексы содержат такие формально-определенные нравственные правила, при
нарушении которых наступают неблагоприятные юридические последствия.
По своей юридической сути этические кодексы являются нормативными, но не
правовыми актами, поскольку принимаются органами профессиональных сообществ, а
не государственными законотворческими органами. Это, разумеется, нисколько не
принижает их социального значения. Более того, истории права известны случаи,
когда нормы этических кодексов становились настолько актуальными, что
заимствовались действующим законодательством. Таким образом, нравственный
запрет становился правовым и подкреплялся суровой санкцией за его нарушение. К
примеру, сформулированный еще основателем психоанализа З. Фрейдом в этических
правилах проведения психоаналитических сеансов запрет на интимные отношения
психоаналитика с пациенткой был криминализирован в Германии (§ 174c УК ФРГ) и
некоторых других западноевропейских странах.
По своей структуре этические кодексы достаточно разнородны. Некоторые из
них представляют собой лишь краткий перечень моральных обязанностей. Однако в
большинстве своем кодексы профессиональной этики являются хорошо
структурированными актами. В них содержатся преамбула, разделы, тематически
объединяющие, обязывающие и запрещающие нормы, а также предписания процедурного
характера. Так, Кодекс профессиональной этики адвоката помимо преамбулы состоит
из двух разделов. Первый раздел устанавливает принципы и нормы
профессионального поведения адвоката. Второй раздел регламентирует процедурные
основы дисциплинарного производства.
Этический кодекс является важнейшим нормативным актом, регламентирующим
профессиональную деятельность наравне с действующим законодательством. Его
знание и соблюдение - это не только условие профессионального успеха и быстрого
карьерного роста для каждого специалиста, но и настойчивое требование общества
ко всем представителям социально-значимых профессий.
1.4 Виды профессиональной этики
Каждому роду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной
и т.д.) соответствуют определенные виды профессиональной этики.
Профессиональные виды этики - это те специфические особенности
профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в
тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Изучение видов
профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных
отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или
иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы - это
правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических
идеалов.
Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика,
педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя,
инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием
профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области
морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие
моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, и, конечно
же, патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости,
откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности), верности
закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого
выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности
Родине. Остановимся на профессиональной этике практического психолога.
2. Особенности профессиональной этики военного психолога
2.1 Особенности работы военного психолога
Психологическая работа - это система согласованных, целенаправленных
мероприятий в интересах жизнедеятельности войск (сил), по поддержанию
психологической устойчивости личного состава и сохранению психического здоровья
военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил. Она
является составной частью морально-психологического обеспечения деятельности
войск (сил).
Психологическая работа организуется в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации, приказами и директивами Министра
обороны Российской Федерации, его заместителей и настоящим Руководством.
Задачи психологической работы:
изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих,
социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах и
прогнозирование их развития;
формирование здорового морально-психологического климата в воинских
коллективах;
организация мероприятий психологической работы по обеспечению боевой и
мобилизационной готовности, боевых и учебно-боевых задач, боевого дежурства
(боевой службы), караульной и внутренней служб;
психологический анализ служебно-боевой деятельности, учебного процесса,
воспитательной работы и выработка мер по повышению их эффективности;
изучение вновь прибывающего пополнения и выработка рекомендаций по
рациональному распределению военнослужащих;
организация психологической помощи и психологического просвещения
военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала Вооруженных Сил.
Эффективность психологической работы достигается единством действий и
согласованностью мероприятий, проводимых командирами (начальниками), штабами,
органами воспитательной работы, медицинской службой.
2.2 Содержание психологической работы военного психолога
Психологическая работа в Вооруженных силах организуется и проводится по
направлениям:
изучение индивидуально-психологических особенностей личного состава;
изучение социально-психологических процессов и явлений в воинских
коллективах;
психологическая профилактика нарушений воинской дисциплины, суицидальных
происшествий;
психологическая работа по обеспечению боевого дежурства (службы),
гарнизонной и караульной служб;
психологическая подготовка личного состава;
профессиональный психологический отбор и рациональное распределение
военнослужащих;
психологическое просвещение личного состава;
психологическая помощь военнослужащим, членам их семей и гражданскому
персоналу.
При этом решаются следующие задачи:
определение уровня психологической готовности военнослужащих к
учебно-боевой деятельности;
выявление лиц с низким уровнем нервно-психической устойчивости;
индивидуализация воспитательного процесса и повышение эффективности
служебно-боевой деятельности;
комплектование воинских подразделений, подбор военнослужащих на должности
младших командиров в соответствии с их индивидуально-психологическими качествами.
При изучении личного состава используются разнообразные методы
психологических исследований: анализ документов, биографический метод,
анкетирование, индивидуальная беседа, психологическое тестирование, наблюдение,
опрос и др.
Изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих
включает первичное, углубленное и последующее изучение.
1. Первичное изучение вновь прибывающего пополнения проводится на пунктах
приема должностными лицами, психологом части и направлено на общее знакомство с
военнослужащим, оценку его психического здоровья, выявление свойств и качеств
личности, определяющих процесс адаптации к условиям военной службы,
нервно-психическую устойчивость.
2. По итогам первичного изучения военнослужащих составляются списки лиц,
подлежащих углубленному психологическому изучению, а также лиц, нуждающихся в
консультации медицинских специалистов.
3. Углубленное изучение проводится психологом части. Изучению подлежат:
военнослужащие с признаками нервно-психической неустойчивости, выявленные на
этапе первичного изучения; направленные командирами (начальниками), офицерами
органов воспитательной работы лица, испытывающие трудности в адаптации к
условиям части, отстающие в боевой подготовке, имеющие нарушения воинской
дисциплины; а также военнослужащие, самостоятельно обратившиеся за
психологической помощью.
Лица, нуждающиеся в углубленном психологическом обследовании, изучаются с
помощью личностных опросников "НПН-А" (Приложение № 13 к настоящему
Руководству), "Адаптивность", а также других психологических методик,
конкретный набор которых определяется уровнем профессиональной подготовленности
психолога.
Углубленное изучение направлено на целостное изучение личности
военнослужащего и выявление конкретных индивидуально - психологических
особенностей, являющихся причиной кризисных состояний на личностном и групповом
уровнях, а также выработку предложений по их коррекции, индивидуализации
воспитательной работы, обучения.
Заключение о наличии у военнослужащего нервно-психической неустойчивости
подтверждается медицинским специалистом.
4. Последующее изучение личного состава осуществляется в процессе
повседневной жизнедеятельности командирами подразделений, их заместителями по
воспитательной работе, психологом и направлено на изучение отдельных качеств личности
военнослужащих в интересах решения стоящих задач. В некоторых случаях
последующее изучение личного состава может носить характер углубленного
изучения.
Психолог части по итогам изучения индивидуально-психологических
особенностей личного состава заполняет социально-психологическую карту личности
на военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью, разрабатывает
рекомендации и предложения должностным лицам для принятия управленческих
решений по формированию здорового морально-психологического климата, укреплению
организованности и воинской дисциплины, рациональному распределению
военнослужащих и индивидуализации воспитательного процесса.
Изучение социально-психологических процессов и явлений в воинских
коллективах организуется и проводится психологом части совместно с командирами
подразделений и их заместителями по воспитательной работе.
При этом решаются следующие задачи:
оценка психологических последствий управленческой деятельности органов
военного управления и выработка рекомендаций по повышению ее эффективности;
поддержание здорового морально-психологического климата в воинских
коллективах;
прогнозирование социально-психологических процессов и явлений, выработка
предложений по управлению ими и др.
2.3
Особенности профессиональной этики военного психолога
Военный психолог призван всей своей профессиональной деятельностью
способствовать созданию благоприятных условий для всестороннего развития
личности военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала, сохранения,
укрепления и восстановления их психического здоровья, формирования
высоконравственных отношений между ними в целях укрепления боеготовности и
боеспособности частей и подразделений.
Профессиональная деятельность военного психолога связана с познанием
сугубо индивидуальных личностных особенностей людей, их глубоких внутренних
переживаний и состояний. Психолог осуществляет целенаправленное вмешательство в
их мысли, чувства, мировоззрение, поведение. В процессе работы военный психолог
оперирует информацией, небрежное использование которой может нанести
непоправимый вред отдельным военнослужащим, семьям, воинским коллективам,
авторитету военной психологии.
В то же время, психолог должен вырабатывать предложения и рекомендации
командирам (начальникам), предоставлять им необходимые данные о военнослужащих
в интересах воспитательной работы.
Это требует от психолога руководствоваться заповедью "Не
навреди!", проводить психологическую работу в соответствии с этическими
нормами профессиональной деятельности:
уважать личную неприкосновенность военнослужащих, их право на
самоопределение, на участие или неучастие в исследованиях, диагностических и
формирующе-коррекционных мероприятиях, на психологическую консультацию без
присутствия третьих лиц;
разъяснять цели и задачи психологических исследований, порядок
использования полученной информации;
не принимать участия в мероприятиях, сопровождающихся физическим или
психологическим принуждением военнослужащих к сообщению какой-либо информации,
изменению взглядов и убеждений, даже если они санкционированы его начальником;
уметь сохранять доверие людей, правильно ориентироваться в ситуациях
конфликта между нормами субординации и нравственности, потребностями и
интересами отдельных военнослужащих и различных групп;
оценивать любую профессиональную ситуацию с этической точки зрения и
информировать командиров (начальников), других лиц об этических требованиях,
предъявляемых к ней и собственной этической позиции;
распространять информацию о клиенте только с его личного согласия, в
указанном им объеме и определенному кругу лиц;
отвечать за последствия своей профессиональной деятельности;
четко представлять пределы своих возможностей в решении стоящих задач,
применять только проверенные и освоенные методы работы;
прогнозировать последствия своих действий, сводить к минимуму риск
непреднамеренного отрицательного воздействия на людей;
постоянно совершенствовать знания, навыки и умения, поддерживать свою
квалификацию на уровне требований профессиональной деятельности;
использовать диагностические, коррекционные, психопрофилактические методы
и техники, которые ясно понимает, считает достаточно освоенными и предвидит
последствия их применения;
не распространять информацию и специальные знания, которые могут быть
использованы для манипулирования людьми, ухудшения отношений между ними;
принимать меры для сохранения конфиденциальности профессиональных
отношений, получаемых сведений, документов, личных записей, фотографий, аудио -
и видеопленок, связанных с работой.
Профессиональная тайна может быть раскрыта психологом по собственной
инициативе лишь в том случае, если нераспространение данной информации может
нанести существенный вред клиенту, другим людям.
Военный психолог обязан строить свои отношения с коллегами на основе
взаимного уважения, доверия, взаимопомощи, делиться с ними полученной
информацией, методическими и научными находками, позволяющими эффектно вести
практическую работу.
Военный психолог в интересах клиента должен активно сотрудничать с
врачами, юристами, должностными лицами органов воспитательной работы.
Нарушение психологом этических норм и принципов работы несовместимо с
исполнением обязанностей им по занимаемой должности.
Заключение
Таким образом, профессия психолога является одним из немногих видов
социальной активности, где обобщенные идеи о ценности человека предельно
конкретизируются и персонифицируются в его словах и действиях, направленных на
другого человека. В известном смысле психолог создает своими профессиональными
действиями образ другого для тех людей, с которыми он работает.
Психолог, как профессионал, выполняет важнейшую социальную задачу -
задачу сознания обобщенного, персонифицированного (в своем лице и в лице
конкретного участника или участников его профессиональной деятельности) образа
другого человека.
В свою очередь, деятельность военного психолога - это весьма сложная и
ответственная область профессиональной деятельности. Она требует
соответствующего образования, профессионального мастерства, так как затрагивает
не только судьбы людей, но и способствует укреплению боеготовности и боеспособности
частей и подразделений. В этой связи психолог в первую очередь обязан
руководствоваться социально - этическими требованиями в своей работе. Среди них
- соблюдение тайны, научная обоснованность, не нанесение ущерба, объективность
выводов и эффективность предлагаемых практических рекомендаций.
Список литературы
1. Абрамова
Г.С. Практическая психология. "Академический Проект", 2000.
2. Букреев
В.И., Римская И.Н. Этика права. М., 1998
3. Кобликов
А.С. Юридическая этика. М., 1999
4. Малиновский
А.А. Кодекс профессиональной этики.
5. Немов,
Р.С. Психология.М., Владос ИМПЭ им. Грибоедова, А.О., 2001. Книга 2.
6. Немов,
Р.С. Психология.М., Владос ИМПЭ им Грибоедова, А.О., 2002. Книга 3.
7. Основы
этических знаний" под ред. профессора Росенко, М.Н. Изд. "Лань",
1998.
Страницы: 1, 2
|